СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: отметить особенности историзма Н.В. Гоголя, познакомить с историей создания комедии «Ревизор».

Просмотр содержимого документа
«Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии.»

Тема урока: Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии.

УМК (название учебника, автор, год издания): Литература, В.Я. Коровина, 2011

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 5 часов

Цель урока: отметить особенности историзма Н.В. Гоголя, познакомить с историей создания комедии «Ревизор».

Задачи урока: углубить знания учеников о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Планируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, привлекая знания, полученные в предыдущих классах, знают теоретико-литературные определения, о замысле, истории создания комедии, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, видеосюжет «Н.В.Гоголь».

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к комедии «Ревизор».

Содержание урока:

Много еще пройдет времени, пока разумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи!

И.С. Аксаков

1.   Организационный этап.

2.   Актуализация опорных знаний.

 -Расскажите, что вам известно о Н.В. Гоголе?

-Какие произведения писателя вы читали?

-Какие из них вам больше всего понравились и почему?

 3.  Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Николай Васильевич Гоголь - один из самых самобытных и загадочных писателей. О нем знают не только в России, но и за пределами русского культурного пространства. Его произведения возбуждают интерес на протяжении всей жизни. Читая и перечитывая Гоголя, каждый раз открываешь его заново!

И.С. Аксаков, поэт и публицист, наш земляк, писал в 1852 году, после смерти Гоголя… (Обращение к эпиграфу урока).

Произведения Николая Васильевича изучаются в школе. Экранизируются, ставятся на сценах известных театров. Он один из самых читаемых и узнаваемых писателей. И, несмотря на то, что минул 200-летний юбилей Гоголя, нас по-прежнему волнует вопрос: смогли ли мы осознать то «глубокое и строгое значение» писателя, о котором спрашивал Аксаков И.С.? Гоголь оставил после себя десятки гениальных произведений и столько же загадок, не разгаданных до сих пор почитателями и исследователями его творчества.

Мы с вами сегодня создадим свой портрет художника слова, просмотрев видеофильм о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, посетим виртуальную экскурсию в музей «Дом Н.В. Гоголя».

https://www.domgogolya.ru/

4.  Работа над темой урока.

1) Просмотр видеосюжета.

2) Беседа.

-Что нового вы узнали о жизни и творчестве писателя?

-Какие факты творческой биографии писателя произвели на вас впечатления и почему?

-На протяжении всего 8 класса мы с вами говорим об историзме в творчестве того или иного писателя, поэта. Вспомните, что такое историзм?

-В чем выразились особенности историзма Н.В. Гоголя.

До этого урока мы были знакомы с Гоголем - прозаиком. Сегодня мы знакомимся с Гоголем – драматургом.

3) Сообщение ученика об истории создания «Ревизора».

Как драматург Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. В 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считал, что комедия выполнит свое назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказыванием пороков на глазах зрителей.

Так в 30-е годы Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).

Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С. Пушкин.

Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писатель работал 17 лет, хотя первая черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 года. Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения так за год до смерти, в 1851 году, он внес последние изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836, 1841,1842.

 

4) Чтение статьи учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора» (с. 247-250) и её обсуждение.

- К какому роду литературы относится комедия? (к драме)

- Чем отличается драма как род литературы? (Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь в драме присутствует лишь в виде ремарок, кратких замечаний для актеров. Драма находится на стыке двух искусств – литературы и театра.)

- Почему А.С. Пушкин называл себя крестным отцом комедии «Ревизор»?

- С какой целью Гоголь сопроводил свою комедию массой поясняющих комментариев?

(Гоголь очень внимательно относился к своему читателю. Комментарии к пьесе, по его мнению, должны были помочь восприятию комедии.)

Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» («Авторская исповедь»).

Необычными были и подробные «Замечания для господ актеров», которые следуют за афишей и дают обстоятельную характеристику героев пьесы.

Прочитав список действующих лиц, мы обнаружим, что никакого ревизора там нет. В чем же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем?

5) Комментированное чтение афиши и «Замечаний для господ актеров» («Характеры и костюмы»)

Задания и вопросы:

-Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт. (Пять действий, в каждом от шести до шестнадцати явлений).

-О чем может рассказать афиша, до знакомства с комедией?(25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации – городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.)

6) Чтение I действия комедии

Читают по ролям заранее подготовленные ученики.

7) Беседа по вопросам

-Какую роль играет первая фраза комедии?

-Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?

-Какова роль этого персонажа?

-Как характеризуют чиновников советы городничего?(в тексте)

-Какова самохарактеристика чиновников?(в тексте)

-Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Бобчинского и Добчинского о ревизоре? (были напуганы, боялись раскрытия своих преступлений)

-Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал?

-Можем ли мы сказать, где и когда происходит действие? Какое значение имеют время и место действия?

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Уже по I действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.

Гоголь пишет о современном ему обществе, но в то же время, проблемы, поднятые им, вечны. Пьеса актуальна и сейчас. Не так важно место действия, оно условно. Это модель города вообще, поскольку представленными на сцене оказываются практически все основные стороны любой административно-территориальной единицы. В том числе и государства. Важно, что это типичный российский город, олицетворение России.

6. Домашнее задание. «Пьеса по-настоящему живет только на сцене», – как-то заметил Николай Васильевич Гоголь. Получается, что без сцены, без театра пьеса, не обретя жизни «настоящей», вполне может умереть?

 

1. Прочитать комедию "Ревизор", написать характеристику героев;

2. Ответить на вопросы учебника (с.342)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!