Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей№2»
города Альметьевска Республики Татарстан
Контрольно-измерительные материалы
для проведения итоговой контрольной работы
по математике учащихся 2 класса
УМК «Перспектива»
Цель: осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений за курс математики 2 класса начальной школы.
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения курса математики за 2 класс начальной школы для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Кодификатор включает планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика» за 2 класс. Он разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.).
Кодификатор содержит перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Математика». В него включен только один (первый) блок планируемых результатов, которые характеризуют требования стандарта, представленные в рубриках «Обучающийся научится» и «Обучающийся получит возможность научиться». Согласно установкам стандарта первый блок требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым обучающимся. Поэтому он определяет требования, достижение которых должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки обучающихся за
2 класс начальной школы. В свою очередь второй блок требований относится к содержанию обучения, которое подлежит изучению, но не является объектом обязательного контроля.
| КОД | Проверяемые умения |
РАЗдел «Числа и величины» |
1.1 | Обучающийся научится |
| 1.1.1 | читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 100. |
| 1.1.2 | устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел, и находить следующее число последовательности по этому правилу; составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц) |
| 1.1.3 | группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию (правилу) |
| 1.1.4 | читать, различать, записывать и сравнивать величины: масса ( килограмм - грамм); длина (метр - дециметр, дециметр - сантиметр, сантиметр - миллиметр). |
1.2 | Обучающийся получит возможность научиться |
| 1.2.1 | знать состав чисел в пределах 10 (число8); находить три разных способа представления числа в виде суммы. |
| 1.2.2 | находить и записывать тройки чисел, обладающих указанным свойством. |
| 1.2.3 | находить среди записанных чисел те, которые обладают общим свойством, записывать числа и их общее свойство; находить два решения задачи. |
РАЗдел «Арифметические действия» |
2.1 | Обучающийся научится |
| 2.1.1 | выполнять письменно действия с однозначными и двузначными числами (сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий |
| 2.1.2. | выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (в том числе с нулем и числом 1); |
| 2.1.3. | находить неизвестный компонент арифметического действия; |
| 2.1.4. | читать, записывать числовые выражения, комментировать ход выполнения арифметических действий с использованием математической терминологии (названия действий и их компонентов). |
| 2.1.5. | устанавливать порядок действий в числовом выражении (со скобками и без скобок); находить значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия со скобками и без скобок). |
РАЗдел «Работа с текстовыми задачами» |
3.1 | Обучающийся научится |
| 3.1.1 | анализировать задачу, устанавливать зависимость между условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим способом (в 1-3 действия), объяснять решение (ответ) |
| 3.1.2. | планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи |
3.2 | Обучающийся получит возможность научиться |
| 3.2.1 | анализировать текст задачи, выбирать данные, необходимые для решения; записывать решение задачи. |
| 3.2.2 | находить два способа решения текстовой задачи (2 действия). |
РАЗдел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» |
4.1 | Обучающийся научится |
| 4.1.1 | характеризовать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; |
| 4.1.2. | распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, квадрат, окружность, круг), использовать свойства прямоугольника и квадрата (равенство всех сторон квадрата, равенство противоположных сторон прямоугольника, прямые углы у квадрата и прямоугольника) при выполнении построений и решении задач |
| 4.1.3. | выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник); |
| 4.1.4. | распознавать, различать и называть пространственные геометрические фигуры: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус |
| 4.1.5. | соотносить реальные объекты с моделями пространственных геометрических фигур. |
РАЗдел «Геометрические величины» |
5.1 | Обучающийся научится |
| 5.1.1 | измерять длину отрезка; |
| 5.1.2. | находить периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, находить площадь прямоугольника и квадрата; |
| 5.1.3. | соотносить реальные объекты с моделями пространственных геометрических фигур |
РАЗдел «Работа с информацией» |
6.1 | Обучающийся научится |
| 6.1.1 | читать, заполнять несложные готовые таблицы; |
| 6.1.2. | читать несложные готовые столбчатые диаграммы. |
| 6.1.3. | понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», не»); устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах; |
6.2 | Обучающийся получит возможность научиться |
| 6.2.1 | использовать информацию, представленную в таблице, для заполнения пропусков в тексте. |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы по математике для 2 класса
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение КИМ
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений за курс математики 2 класса начальной школы. С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения обучающимся основной образовательной программы по предмету «Математика» за 2 класс.
1. Содержание работы.
Содержание работы ориентировано на нормативные требования к подготовке по математике к концу 2-го класса, которые должны достигаться обучающимися при обучении по любому комплекту учебников, включенному в Федеральный перечень учебников для начальной школы.
Задания итоговой работы составлены на материале всех блоков содержания курса начальной школы: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» и «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Работа содержит 8 заданий. В большинстве заданий дается описание некоторой ситуации и формулируется проблема, для разрешения которой требуется применить математические знания и умения.
В таблице 1 представлено распределение заданий по блокам содержания курса математики начальной школы.
Распределение заданий работы
по основным блокам содержания курса математики
Блоки содержания | Число заданий в работе |
1. Числа и величины | 2 |
2. Арифметические действия | 3 |
3. Работа с текстовыми задачами | 1,4,6,8 |
4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | - |
5. Геометрические величины. | 5 |
5. Работа с информацией | 7 |
Всего заданий (вопросов) | 8 |
Значительное внимание уделено проверке умения обучающихся решать разнообразные текстовые задачи, так как на международном уровне это умение признано одним из важнейших результатов обучения математике в начальной школе. Кроме того, при решении задач косвенным образом проверяется владение материалом из других разделов курса математики второго класса.
Структура работы
В работе 2 части: основная и дополнительная. Основная часть включает 6 заданий (№№ 1 –7 ) базового уровня сложности. Дополнительная часть содержит 1 задания повышенного уровня сложности (№ 8), требующих умения рассуждать, находить разные решения поставленной задачи, работать с информацией, представленной в различной форме.
Задания основной части работы проверяют достижение обязательного уровня освоения основных понятий и умений, которые должны быть сформированы во втором классе, так как составляют основу для успешности дальнейшего обучения.
Дополнительная часть содержит 2 задания. Результаты их выполнения дают возможность выявить способность обучающихся рассуждать и действовать в нестандартных учебных ситуациях (решать математические задачи, требующие логических рассуждений при анализе представленной ситуации и выборе из представленных в условии данных необходимых и достаточных для ответа на поставленный вопрос), устанавливать математические отношения, работать одновременно с информацией, представленной в различной форме (текстовой, табличной, на рисунке).
В работе использованы три типа заданий: с кратким ответом (№ 2, 3, 7,) и с записью решения (№ 1, 4, 6, 8). При выборе формы заданий предпочтение было отдано заданиям с кратким ответом и с выбором ответа, которые позволяют уменьшить время на запись ответов. Поэтому стало возможным включить в работу больше заданий и тем самым повысить объективность результатов проверки.
В приведенной ниже таблице 2 в сжатом виде представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий в работе.
В таблице 2 в сжатом виде представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий в работе.
Таблица 2
Структура работы по математике для 2-го класса
| Группа 1 № 1- 7 | Группа 2 № 8 |
Число заданий 8 | 7 | 1 |
Уровень сложности | Базовый | Повышенный |
Тип заданий и форма ответа | № 2,3,5,7 (с кратким ответом) №1, 4, 6, (с записью решения) | №8 (с записью решения) |
Система оценки выполнения работы
Результаты выполнения заданий основной и дополнительной части работы суммируются. За выполнение заданий выставляется от 0 до 6 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
В приведенной ниже таблице представлена информация о количестве баллов за задания.
Рекомендации по проверке и оценке выполнения работы
Номер задания | Количество баллов | Уровень выполнения задания |
1 | 0 – 2 2 балла задача решена верно; 1 балл – ход решения задачи верный, но допущена вычислительная ошибка; 0 баллов задача не решена. | Установить зависимость между условием и вопросом задачи, решить задачу арифметическим способом (в 2 действия), записать ответ на вопрос задачи. |
2 | 0 – 6 6 баллов – верно выполнены 6 задания из 6; 5 баллов – верно выполнены 5 задания из 6; 4 балла – верно выполнены 4 задания из 6; 3 балла – верно выполнены 3 задания из 6; 2 балла – верно выполнены 2 задания из 6; 1 балл – верно выполнено 1 задание из 6; | Выполнять письменно действия с однозначными и двузначными числами (сложение и вычитание в пределах 100) , устанавливать порядок действий в числовом выражении. |
3 | 0 – 4 4 балла – верно выполнены 4 задания из 4; 3 балла – верно выполнены 3 задания из 4; 2 балла – верно выполнены 2 задания из 4; 1 балл – верно выполнены 1задание из 4; | Различать, записывать и сравнивать величины: длины (метр - дециметр, дециметр - сантиметр, сантиметр - миллиметр) и числовые выражения. |
4 | 0 – 1 1 балл- задача решена верно; 0 баллов- задача не решена | Установить зависимость между условием и вопросом задачи, решить задачу арифметическим способом (1 действие), записать ответ на вопрос задачи. |
5 | 0 – 2 2 балла – ломаная построена верно и все вычисления выполнены; 1 балл – выполнены вычисления, но ломаная не построена; 0баллов-задание не выполнено. . | Выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (ломаная). Построена фигура верно. |
6 | 0 – 2 2 балла задача решена верно; 1 балл – ход решения задачи верный, но допущена вычислительная ошибка; 0 баллов задача не решена. | Установить зависимость между условием и вопросом задачи, решить задачу арифметическим способом (1-2 действия), записать ответ на вопрос задачи. |
7 | 0 – 2 2 балла, верно занесены все данные в таблицу; 1 балл – допущены ошибки при занесении данных в таблицу. | Читать, заполнять несложные готовые таблицы. Использовать информацию, представленную в тексте, для заполнения пропусков в таблице. |
8 | 0 – 2 2 балла задание решено, верно; 0 баллов не решено | Находить и записывать числа, обладающие указанным свойством |
Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
- 95-100 % выполнения работы соответствует отметке «5»; 18-19б.
-75-94 % выполнения работы соответствует отметке «4»; 15б.-17б.
- 50-74 % выполнения работы соответствует отметке «3»; 10- 14б.
- менее 50% выполнения работы соответствует отметке «2».
Результаты выполнения дополнительных заданий позволяют составить представление о возможностях обучающихся справляться с нестандартными учебными и практическими ситуациями, которые требуют применения математических знаний.
Максимальное количество баллов за работу: 19
Условия проведения работы
Работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковы по структуре, тематике заданий и по сложности, проверяют достижение одних и тех же планируемых результатов обучения. Это позволит обеспечить в рамках конкретного класса более объективное сравнение результатов, показанных обучающимися, выполнившими работу.
Работа проводится во 2-ом классе в конце учебного года.
На выполнение работы отводится один урок. Для выполнения заданий потребуется линейка.
Вариант 1
1.Решите задачу:
Перелёт длится 12 ч. Самолёт уже пролетел 7 ч. Сколько часов ему осталось лететь? На сколько меньше ему осталось лететь, чем он уже пролетел?
2.Сравни и поставь знак ,
15-7…12-4 4∙2…4∙3 1м…10мм
6+5…9+3 6∙3…6 ∙2 3 дм 2 см … 23 см
3.Выполни вычисления.
80-(20+9) 73-28
56+9-40 55+17
4.Витя отправил 3 сообщения по 2 слова в каждом. Сколько всего слов было в его сообщениях?
5.Длина ломаной, состоящей из трёх звеньев, равна 1 дм 3 см. Длина первого звена – 4 см, второе звено длиннее первого на 2 см. Начерти эту ломаную.
6.В трамвае было 25 пассажиров. На остановке 8 пассажиров вышли, а 5 вошли. Сколько пассажиров стало в трамвае?
7.У Тани в коробке для поделок лежат жёлтые и зеленые листья берёзы и клёна. Всего два десятка листьев. Она насчитала 2 жёлтых и 3 зелёных листа клёна,
4 жёлтых листа березы. Используй эти данные для заполнения клеток таблицы.
Листья | желтые | зеленые |
клена | | |
березы | | |
8*. Витя и Петя собрали по несколько грибов. Если Витя отдаст Пете 1 гриб, то грибов у них станет поровну. Сколько грибов собрал Петя, если у Вити 8 грибов?
Вариант 2
1.Решите задачу:
Коля и его бабушка поехали в дом отдыха на 14 дней. Прошло 6 дней. Сколько дней им осталось отдыхать? На сколько больше дней им осталось отдыхать, чем они уже отдохнули?
2.Сравни и поставь знак ,
14-9…11-3 3∙2…3∙3 1м 8 дм…20 дм
8+7…6+9 8∙4…8∙2 10 мм … 1 м
3.Выполни вычисления.
60-(30+7) 92-18
35+8-20 43+39
4.Мама заказала в кафе 2 детям по 4 блинчика. Сколько всего блинчиков съели дети?
5.Длина ломаной, состоящей из трёх звеньев, равна 1дм 4 см. Длина первого
звена – 5 см, второе звено на 2 см короче первого. Начерти эту ломаную.
6. В трамвае было 26 пассажиров. На остановке 9 пассажиров вышли, а 5 вошли. Сколько пассажиров стало в трамвае?
7.У Миши набор грузовых и легковых машинок жёлтого и зелёного цвета. Миша насчитал всего 17 машинок. Из них 3 жёлтых и 6 зеленых легковых машинок,
1 жёлтый грузовик. Используй эти данные для заполнения клеток таблицы.
Машинки | желтые | зеленые |
грузовые | | |
легковые | | |
8*. Маша и Вика вырезали по несколько цветов. Если Маша отдаст Вике 2 цветка, то цветов у них станет поровну. Сколько цветов вырезала Вика, если Маша вырезала 7 цветов?
Анализ контрольной работы по математике в 2 « ______» классе
за_______ полугодие 20___ – 20_____ учебного года
Контролируемый элемент | Кол-во об-ся | % |
Всего в классе | | |
Писали работу | | |
Выполнили без ошибок | | |
Написали на «5» | | |
Написали на «4» | | |
Написали на «3» | | |
Написали на «2» | | |
1. Допустили ошибки при решении задачи | |
-выборе арифметических действий | | |
-вычислениях | | |
Выполнили верно | | |
2. Допустили ошибки при сравнении: | | |
-значений выражений на табличное сложение и вычитание в пределах 20 | | |
- значений выражений на знание конкретного смысла умножения | | |
-численных значений величин | | |
Выполнили верно | | |
3.Допустили вычислительные ошибки на: | |
-определения порядка выполнения арифметических действий | | |
- сложение | | |
-вычитание | | |
-Выполнили верно | | |
4. Допустили ошибки при решении задачи на умножение: | | |
-в выборе арифметического действия | | |
-вычислительные | | |
Выполнили верно | | |
5.Допустили ошибки в ходе: | | |
-выбора арифметических действий для вычисления длин звеньев ломаной | | |
- вычислений | | |
-записи наименований | | |
- черчения ломаной | | |
Выполнили верно | | |
6.Допустили ошибки в ходе решения задачи: | | |
а) выбора арифметического действия | | |
б) вычислений | | |
Выполнили верно: | | |
7.Заполнили таблицу правильно | | |
-допустили ошибки | | |
-не приступали к заданию | | |
8.Выполнили задание со * правильно | | |
-допустили ошибку в ходе решения | | |
-не приступили | | |
Учитель: _________________________ Ассистент _________________________
ПРОТОКОЛ
промежуточной аттестации
в форме годовой оценки с учетом контрольной работы
во 2 классе «___»
МАОУ «Лицей № 2» г.Альметьевска РТ
Наименование предмета математика
Учитель:
Ассистент:
Количество учащихся в классе
Количество выполнявших работу
Не явились:
Фамилии имя неявившихся:
Причина:
№ | Ф.И.О. учащегося | Форма аттестации | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | Оценка, полученная при прохождении промежуточной аттестации | Годовая оценка |
| | | | | | | | |