СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое комплексное занятие в старшей группе по духовно нравственному воспитанию. Тема: «Что такое доброта?».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое комплексное занятие в старшей группе по духовно нравственному воспитанию «Что такое доброта».

Форма организованной образовательной деятельности: путешествие.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цель: Обобщить и систематизировать знания и представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи:                                   

Образовательные: закреплять представление детей о доброте и её значении, добрых поступках, о дружбе между людьми; способствовать использованию в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни.

Развивающие: развивать чуткое и внимательное отношение друг к другу, учить замечать отношение другого человека, уметь слушать своих товарищей; развивать творческое мышление, дать возможность каждому ребенку свободно выражать свою точку зрения и уметь объяснить ее.

Воспитательные: совершенствовать межличностные аспекты взаимоотношений между детьми.

 

Просмотр содержимого документа
«Итоговое комплексное занятие в старшей группе по духовно нравственному воспитанию. Тема: «Что такое доброта?».»

Итоговое комплексное занятие в старшей группе по духовно нравственному воспитанию.

Тема: «Что такое доброта».

Форма организованной образовательной деятельности: путешествие.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цель: Обобщить и систематизировать знания и представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи:

Образовательные: закреплять представление детей о доброте и её значении, добрых поступках, о дружбе между людьми; способствовать использованию в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни.

Развивающие: развивать чуткое и внимательное отношение друг к другу, учить замечать отношение другого человека, уметь слушать своих товарищей; развивать творческое мышление, дать возможность каждому ребенку свободно выражать свою точку зрения и уметь объяснить ее.

Воспитательные: совершенствовать межличностные аспекты взаимоотношений между детьми.

Предварительная работа: чтение сказок и рассказов Осеевой, Н. Носова, Л. Толстого пословиц, поговорок о добре, рассматривание иллюстраций, плакатов с различными ситуациями, составление рассказов о добрых поступках. чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), чтение рассказа В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Беседы с детьми на темы: «Что такое доброта?», «Вежливые слова». Беседа с детьми о правилах поведения. Игры - упражнения «Как бы ты поступил», «Оцени поступок». Разучивание стихотворений о доброте.


Ход организованной образовательной деятельности

Звучит музыка. «Доброта» (Дети входят в зал, встают полукругом у шлавной стены).

I. Вводная часть. (3 мин).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло в наш детский сад.

Ребенок: Гости дорогие важные такие.

В зале здесь у нас сидят,

Строго так на нас глядят.

Ребенок: И не строго, а с улыбкой,

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами,

Чем ответим?

Все: Добротой

Воспитатель: Ребята, когда люди встречаются, что, прежде всего, принято делать? (здороваться) Вот и мы с вами, давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им доброго утра, и пусть это пожелание будит добрым и искренним.

Дети: Доброе утро

Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг).

Я – твой друг и ты –мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, когда все люди вежливы приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя, доброту, красоту, хорошее настроение.

(упражнение на дыхание)

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. а поможет нам это сделать сердечко. (игра «Сердечко») Мы с вами будем передавать сердечко и желать друг другу доброго утра, называя ласково имя того, кому вы будете передавать сердечко.

(Звучит спокойная музыка).

Воспитатель: Почувствуйте, как по вашим рукам – из ладошки в ладошку – переходит доброта. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго  и радостного настроения.

Дети садятся на стульчики.

II. Основная часть. (15 мин).

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чём пелось в песне, когда вы заходили в группу.

Дети: о доброте.

Воспитатель: Верно, ребята, поговорим сегодня с вами о доброте, о добрых людях и о хороших поступках. Дети, скажите, а что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым? Какими должен быть добрый человек?

Дети: ответы детей (вежливым, дружелюбным, доброжелательным, щедрым, храбрым, отзывчивым, внимательным, трудолюбивым. )

Воспитатель: Далеко-далеко, за глубокими морями, за густыми-прегустыми лесами, за высокими горами раскинулось королевство Феи Доброты. Она учит всех творить добро и борется со злом. Сегодня Фея Доброты приглашает нас к себе в гости. Но чтобы дойти туда, надо выполнить ее задания, ведь в страну Добра могут попасть только добрые, честные и отзывчивые люди. (Нужно выполнить задания на всех сердечках) Если мы выполним все задания Феи Доброты и откроем все, то сможем стать жителями ее королевства.

1. Вежливость.

Воспитатель: Сердечко № 1 Кто уже нашел? (В страну волшебную могут попасть только вежливые дети) Здесь задание от доброй Феи: «Шкатулка добрых слов».

Дети называют волшебные слова, передавая из рук в руки открытую шкатулку (здравствуйте, простите, будьте добры, очень приятно, спасибо, пожалуйста, до свидания, доброе утро).

Воспитатель: Молодцы, много вежливых слов знаете.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое вежливость? (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Проводится игра «Вежливо-невежливо».

Воспитатель: Ребята, послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – просто сидите.

- Поздороваться при встрече……

- Толкнуть и не извиниться……

- Свистеть, кричать, шуметь в детском саду….

- Уступить место старшим….

- Помочь подняться по лестнице….

- Попрощаться, уходя….

Воспитатель: Молодцы, ребята отлично справились с заданием. Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей. Добро должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят: «Добрый человек».

2.Доброжелательность (добрые дела)

Воспитатель: Сердечко № 2 Кто уже нашел? (В страну волшебную могут попасть только те дети, которые делают много добрых дел) Здесь Фея приготовила для нас поучительный рассказ:

Проводится речетерапия (сказка А. Лопатиной, М. Скребцовой «Что на свете самое главное?»).

Жил-был на свете мышонок Рыжая спинка. Каждое утро Рыжая спинка забирался на высокую сосну и любовался восходом солнца. Так он и подружился с солнечным лучиком. «Лучик, ты такой удивительный. Каждый раз, когда ты прилетаешь, я восхищаюсь твоим золотистым чудом! И ты такой мудрый», — сказал Рыжая спинка. «Это не моя мудрость, мышонок, это мудрость небес!» — ответил солнечный лучик. «Солнечный лучик, у нас в лесу иногда такие злые дела творятся, просто ужас. Зверята ссорятся, ругаются, дерутся. Кто же может остановить все это зло?» — спросил мышонок. «Ты, Рыжая спинка, потому что ты учишься жить по небесным законам» — ответил солнечный лучик. «Солнечный лучик, мне очень нужно знать: что на свете самое главное?» — спросил мышонок. «Самое главное, — ответил солнечный лучик, — светить другим». Он нежно обнял мышонка на прощанье и улетел. «Как же я могу светить, — подумал Рыжая спинка, — ведь я не светлячок и не фонарик». Он спустился с сосны и вдруг увидел, что посреди тропинки беспомощно барахтался перевернутый на спину жук. «Помогу ему перевернуться, а то ведь он пропадет», — подумал Рыжая спинка. Навстречу мышонку бежал его старший братец Быстрые лапки: «Ты что, возле каждой козявки останавливаться будешь? Побежали поскорей на полянку ягоды собирать!». Не успели они пробежать полдороги, как Рыжая спинка вновь остановился: «Смотри, братец, маленький дубок вырос на краю тропинки. Давай его пересадим, а то его тут раздавят». «Охота тебе возиться, — сказал Быстрые лапки, — вечно тебе больше всех надо!». «Я его все-таки выкопаю и посажу возле нашей норки», — возразил Рыжая спинка. Вдруг он услышал в траве чей-то писк. Приглядевшись, Рыжая спинка увидел маленького птенца, вывалившегося из гнезда. «Не плачь, малыш, я тебе помогу!» — сказал мышонок. Вечером, когда мышата вернулись в норку, их старший брат Домосед сказал: «Молодец, Рыжая спинка, какой чудесный дубок ты посадил возле нашей норки!». Перед сном Рыжая спинка подумал: «По-моему я понял, что имел в виду солнечный лучик, когда говорил, что надо светить другим». А солнечный лучик тихо добавил: «Правильно, мышонок, светить — это значит помогать другим, нести им свою любовь. Живи всегда и везде для самого главного!» (беседа)

Воспитатель: - О ком рассказ?

- С кем подружился мышонок?

- Что случилось в лесу?

- Что хотел знать мышонок?

- Какие добрые дела совершил мышонок?

- Что значит светить другим?

Давайте вы сейчас вспомните, о том, какие добрые дела вы совершили . Сейчас мы послушаем только несколько рассказов тех детей, которые первыми поднимут руку. А остальные расскажут дома своим родителям.

(несколько детей высказываются)

3. Взаимопомощь (хорошие поступки)

Воспитатель: Сердечко № 3 Кто уже нашел? (В страну волшебную могут попасть только те дети, которые совершают хорошие поступки)

Давайте рассмотрим предложенные доброй феей иллюстрации и ответим, где на них изображены хорошие поступки, а где плохие. (презентация) (смотрим сидя на ковре по турецки)

Воспитатель: Ребята, какие поступки надо совершать, чтобы не навредить окружающим и себе?

Дети: хорошие.

Правильно, нужно совершать только хорошие поступки и дружить.


4. Дружба

Воспитатель: Сердечко № 4 Кто уже нашел? (В страну волшебную могут попасть только те дети, у которых есть друзья, кто умеет дружить)

А у вас есть друзья?

Динамическая пауза “Если есть хороший друг”. (выполняют стоя на ковре парами)

Настроение упало, 
Дело валится из рук… 
Но еще не все пропало, 
Если есть хороший друг. 
С делом справимся вдвоем, 
С облегчением вздохнем - 
Настроение поднимем 
И от пыли отряхнем!

- опускают руки вниз
- качание головой, встряхивают кистями
- разводят руками
- разворачиваются лицами др. к другу
- пожимают друг другу руки
- делают глубокий вдох, выдох
- нагибаются и медленно выпрямляются
- отряхиваются.

Воспитатель: Давайте построим пирамиду дружбы. (Дети собираются к воспитателю.) Я вытяну свою ладонь, а вы все положите свои ладони на мою. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. А теперь подкинем нашу дружбу высоко-высоко, чтобы она далеко разлетелась и мы приобрели новых друзей

Воспитатель: Когда друзья рядом, им весело и интересно и они поют песни мы с вами тоже сейчас споем песенку для наших гостей (поворачиваемся лицом к гостям) Песенка про дружбу

5.Трудолюбие

Воспитатель: Сердечко № 4 Кто уже нашел? (В страну волшебную могут попасть только трудолюбивые дети)



Изготовление сердечек из картона и салфеток для гостей (музыкальное сопровождение)




Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания доброй Феи. И теперь знаем что нужно, чтобы стать жителем страны добра. А легко ли быть добрым?

Ребенок: (Юля?)

Добрым быть совсем непросто –
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета –
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет –

И от холода согреет
Надо только добрым быть –
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит –
Радуются взрослые и дети.

Воспитатель: Какие вы молодцы. И я уверена, что в вас всегда будет жить доброта, вы всегда будете совершать только добрые поступки. Ребята, вы хотите поделиться своей добротой с окружающими?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда давайте подарим эти сердечки нашим гостям, а, чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.

Звучит музыка. Дети дарят сердечки гостям.

Воспитатель: Фея Доброты прислала нам замечательный подарок, давайте посмотрим. (просмотр клипа, сидят на ковре)

Воспитатель: Сегодня вы узнали об удивительном качестве человека – доброте. А что такое доброта? (ответы детей) А доброта, ребята, что солнце. Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце, оно светит в каждом из нас. Это солнце – доброта.

Воспитатель: Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»

Воспитатель: Добро способно чудеса творить.

Оно нас учит верить и любить.

И без него нам просто не прожить.

Давайте будем верить и мечтать

И только добрые поступки совершать.

(уходят из зала)





































2. Хорошие поступки.

Воспитатель: Молодцы, правильно справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы в нашей группе всегда царили доброта и дружба, нужно соблюдать правила доброты. Как и правила дорожного движения, правила доброты могут быть запрещающие и разрешающие. Воспитатель: Придумайте пожалуйста запрещающие правила доброты.

Дети: не ссориться, не драться, не раскидывать игрушки.

Воспитатель: А теперь, назовите разрешающие правила доброты.

Дети: необходимо делиться, слушать друг друга, вместе играть, помогать друг другу.

Воспитатель: Добрая Фея нам оставила и здесь задание. Перед вами - карточки, где изображены поступки героев. И есть знаки-смайлики, обозначающие хорошо и плохо. Красный обозначает плохо, а зелёный хорошо. С помощью этих смайликов Вам необходимо оценить поступок. Рассмотрите внимательно картинки и отметьте смайликами хорошие поступки и плохие.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. А мы отправляемся дальше

3. Добрые дела.

(Под скатертью лежат предметы: сломанная машина, испачканная кукла и влажные салфетки, кормушка для птиц и корм, порванная книга и клей, комнатный цветок и лейка).

Воспитатель: Интересно, что же за задание приготовила здесь для нас добрая Фея. Посмотрим, ребята?!

(Воспитатель убирает скатерть)

Воспитатель: Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов-сломанная машина, испачканная кукла, кормушка для птиц, порванная книга, комнатный цветок.

Воспитатель: Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

Дети: в кормушку насыпать корм, цветок полить, сломанную машину отремонтировать, испачканную куклу вымыть, книгу подклеить.

Воспитатель: Молодцы какие. А теперь распределяемся по парам и выполняем задание.

Звучит музыка, пока дети выполняют задание.

Воспитатель: Какие молодцы, все справились с заданием. Вы все сделали сейчас доброе дело. А доброта, ребята – это важное человеческое качество. Не забывайте про это.










Я буду произносить фразы, в которых говорится о хороших и плохих поступках. Когда я расскажу о хорошем поступке, вы хлопните 1 раз в ладоши. Если я расскажу о плохом поступке, топните 1 раз ногой.

  • Поздороваться при встрече.

  • Нечаянно толкнул товарища и не извинился.

  • Перебивать говорящего.

  • Попрощаться уходя домой.

  • Громко кричать в помещении.

  • Поблагодарить за помощь.

  • Пропустить вперед более старшего человека у двери.

  • Уступить в транспорте место пожилому человеку.







Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте ребята! Я добрая фея. Мечтаю встретиться с вами и приглашаю вас в мою страну Добра. Но, чтобы встретиться со мной, необходимо выполнить мои задания и доказать, что вы добрые и дружные. Вы побываете в разных городах моей страны. Они будут отмечены волшебными цветами. Я буду за вами наблюдать. Будьте внимательны. Добрая фея»

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие в страну Добра?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда занимайте места в вагонах, мы отправляемся на волшебном поезде.

Дети садятся в импровизированный поезд.

Звучит музыка группы «Барбарики». Песня «Что такое доброта?»

Появляется декорация «Страна добра».

Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали в страну добра. Фея написала в своём письме, что каждый город будет отмечен волшебным цветком. Находим первый цветок. Это – город вежливости.

2. Эмоции.

Воспитатель: Ребята, радость, грусть, обида - что это? (ответы детей)

Воспитатель: Да, ваше настроение ребята вы переживаете через эмоции. А эмоции вы показываете через мимику. А мимика - это выражение лица. Давайте сейчас покажем, как мы умеем показывать радость, грусть, злость, удивление.

Мимическая гимнастика.

Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам рассмотреть предложенные иллюстрации и определить по выражению детей на них - радость, злость, грусть, удивление, вину, печаль.

Воспитатель и дошкольники ведут беседу по иллюстрациям.

Воспитатель: Да, ребята, на любую ситуацию человек реагирует эмоционально. Он волнуется, боится, печалится, радуется. Скажите, а когда вам радостно? А когда вы печалитесь? Или огорчаетесь? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, в своём задании, добрая Фея предлагает отправиться в театр настроения. Перед вами - маски и карточки с персонажами.

Сейчас мы попробуем подобрать к маскам в театре карточки с персонажем, который переживает такое настроение. На маску радости подобрать карточку с радостным героем, на маску печали - печальные.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Давайте будем стараться никогда не грустить, а только смеяться и радоваться.

Воспитатель: Мы продолжаем путешествие. Отправляемся дальше, искать третий волшебный цветок. Им обозначен город здоровья.

3. Город здоровья.

Воспитатель: Ребята, если мы радуемся и смеёмся, значит у нас хорошее настроение и мы - здоровы.

Физкультминутка

«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять.
Ручки к солнцу потянулись,

Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся
И в кружочек соберёмся
Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

(дети выполняют движения согласно текста)

Воспитатель: А теперь, находим цветок под цифрой 4. Это - город хороших поступков.

КУКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ «МАЛЬЧИК И МЯЧИК»
Я показываю детям кукольный спектакль один-два раза в месяц. На этот раз я взяла сказку из книги Ларечиной «Развитие эмоционального интеллекта». Персонажей мы сделали вместе в детьми из природных материалов.
Сказка « Мальчик и мячик»
Жил-был Мальчик. Он любил бегать, прыгать и играть со своим мячиком. Прыг-скок! — прыгал Мальчик; прыг-скок! — прыгал мячик (повтор 3 раза). Но вот один раз мячик подпрыгнул высоко-высоко и улетел далеко-далеко! Мальчик стал искать мячик. Он заглядывал под кустики, смотрел за пенечком,но нигде мячика не было. Тогда Мальчик сел на пенечек и заплакал. Вдруг листья зашуршали. «Пи-пи-пи», — раздался тоненький голосок. Это Мышка-Шуршышка услышала плач Мальчика и выбежала из-за кустика.
— Здравствуй, Мальчик. Что ты так горько плачешь?
— Здравствуй, Мышка. Я потерял свой мячик. Мышка, ты случайно не видела его?
— Нет, не видела, но я сейчас побегу и мячик поищу. — И мышка убежала. А Мальчик пошел по тропинке дальше искать свой мячик.
— Чив-чив! (2 раза) Здравствуй, мальчик! Я — Птичка Синичка! Что ты ищешь?
— Здравствуй, Птичка Синичка, я потерял мячик. Ты его случайно не видела?
— Нет, но я полечу высоко-высоко и посмотрю, где твой мячик. — И Синичка полетела.
— Спасибо, Птичка! — сказал Мальчик и пошел дальше. И вдруг он увидел, как мячик сам катится ему навстречу, да еще и фыркает.
Сначала Мальчик испугался, а потом, когда мячик подкатился совсем близко, он увидел, что это Ежик несет мячик на своих колючках.
— Спасибо, Ежик! — сказал Мальчик, снимая мячик с колючей спины Ежика.
— Пожалуйста! — сказал Ежик и побежал в свою норку. Мальчик крепко прижал мячик к груди и радостно побежал домой








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!