СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое конкурсное мероприятие «Фантазии полёт и рук творение...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сценарий разработан для итогового мероприятия к программе «Мастерская рукоделия» и может быть полезен для педагогов дополнительного образования художественной направленности. В конспекте приведены разные формы итогового творческого тестирования учащихся 7-13 лет и параллельной работы с гостями.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое конкурсное мероприятие «Фантазии полёт и рук творение...»»

МБУДО «Центр детского творчества»



















Итоговое мероприятие

«Фантазии полёт и рук творенье…»











Подготовила:

Ермакович Елена Николаевна

педагог дополнительного образования

объединение «Мастерская рукоделия»














г. Лесной

2024

Данный сценарий разработан для итогового мероприятия к программе «Мастерская рукоделия» и может быть полезен для педагогов дополнительного образования художественной направленности. В конспекте приведены разные формы итогового творческого тестирования учащихся 7-13 лет и параллельной работы с гостями.

Цель: подведение итогов обучения, сплочение коллектива.

Задачи:

- проверка и закрепление знаний, умений и навыков учащихся, полученных на занятиях;

- развитие умения владения специальной профильной терминологией, навыков публичного выступления, творческих способностей;

- воспитание взаимоуважения, умения работать в коллективе, оказывать взаимопомощь и взаимовыручку;

- воспитание умения адекватной самооценки.  

Оборудование, инструменты, приспособления: дидактические карточки, карточки с тестами, доска, картинки с инструментами, карточки с заданиями, разрезанные карточки, пуговицы, иглы, ножницы, нитки, ткань, клей.

Оформление кабинета: выставка работ учащихся.

Тип занятия: комбинированное.

Методы и приемы: беседа, объяснение педагога, вопросы-ответы; практическое выполнение задания (работа с тестами, схемами, материалами).

Форма занятия: коллективная, групповая.

Характеристика участников: все группы объединения, возраст 7-13 лет. Численный состав – 20-30 человек. Приглашенные родители – 10-15 чел.

Продолжительность мероприятия: 1,5 академических часа (110 мин): 50 мин – торжественная часть и 20 мин. – время на чаепитие и общение.


Ход мероприятия.

Фантазии полёт и рук творенье

С восторгом я держу в своих руках…

Не знает, к счастью, красота старенья,

Любовь к прекрасному живёт в веках.

Умелец может сделать из железки,

Из камня, дерева – шедевры красоты.

Из разноцветья бисера и лески,

Как в сказке чудеса творишь и ты.

Я прикасаюсь к броши осторожно,

Она чарует и ласкает взор.

Представить трудно, как это возможно. (Торопчина З.М.)

Педагог. Добрый день всем нашим учащимся, уважаемым родителям и гостям!

Сегодня у нас итоговое мероприятие за этот учебный год. И мы проведем его как конкурс среди учащихся.

А прежде предлагаю всем посмотреть на изделия, которые дети создавали на занятиях. На нашей выставке представлены замечательные результаты детского труда. Спасибо участникам за прекрасные работы!

И, по традиции, сегодня будут отмечены самые умелые, активные и трудолюбивые.

Посещая занятия в «Мастерской рукоделия», дети многому научились, многое узнали. Сегодня они покажут свои знания и умения.

На каждом занятии мы сталкиваемся с использованием различных видов материалов, инструментов, приспособлений, используемых непосредственно в рукоделии.

Чтобы владеть инструментами, различными видами техник и способов шитья, вышивки, изонити, вязания и т.д., необходимо обладать определенными знаниями в области цветоведения, подбора материалов и инструментов, запасом знаний в терминологии и приемами выполнения разнообразных стежков и швов, оформления.

Давайте вспомним «Правила техники безопасности» (5 мин).

Труд – дело очень важное,

Порой небезопасное.

Правила должны вы знать,

Безопасность соблюдать.

Педагог. Скажите, какие правила техники безопасности мы соблюдаем?

Вспомним некоторые правила, которых необходимо придерживаться при изготовлении изделий.

Учащиеся: отвечают, рассказывают стихи по технике безопасности.

Крючок

Не размахивай крючком,

не держи его торчком,

ох, коварен наш крючок,

может ткнуть соседа в бок!

Не бери его ты в рот,

Попадёт микроб в живот!

В уши тоже не совать,

чтоб глухим потом не стать!

Ножницы

Много делать мы умеем:

стричь, кроить и вырезать.

Но вы не играйте с нами,

можем больно наказать!

Кольцом вперёд передаёшь,

закрывай, когда кладёшь.

Не клади их с краю,

чтобы не упали!

Игла

Поработала с иглой,

в коробочку её закрой.

Игольницу ей сотвори,

закрепится она внутри.

Держи её в порядке,

а то воткнётся в пятку!

Нитки

Нить на шею не мотай!

И не рви, а отрезай!

Даже тоненькая нить

опасной тоже может быть!


Педагог. Молодцы. Все помните! Теперь всем понятно, как грамотно и умело нужно обращаться с инструментами и материалами.

Можно начинать наш конкурс.

Предлагаю учащимся разделиться на команды и выбрать себе капитана.

Сейчас каждый подойдет к столу и вытянет из мешочка цветную ленточку. Каждая команда будет отличаться своим цветом ленточки.

А родителей, прошу выбрать жюри для подведения итогов конкурса.

Коллектив делится на 3 команды и выбирает капитана.

Родители выбирают жюри.




  1. Конкурс «Нить Ариадны» (4 мин)

Педагог. Отрывок из Мифов Древней Греции о нити Ариадны: «Мифы рассказывают, будто бы в древности на острове Крит существовало могущественное государство, которым правил царь Минос. Ему была подвластна вся Греция. Город Афины вынужден был выплачивать Миносу страшную дань: посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Их пожирал Минотавр, чудовище с туловищем человека и головой быка. Минотавр жил во дворце, называвшемся Лабиринтом. В нем было так много переплетающихся коридоров и переходов, что каждый вошедший в него уже не мог выбраться обратно. Отважный афинский юноша Тесей отправился на Крит, чтобы убить Минотавра. Тесея полюбила Ариадна, дочь Миноса. Она дала Тесею волшебный меч и клубок ниток, чтобы он победил чудовище и вышел из Лабиринта».

Поэтому, словосочетание «Нить Ариадны» обозначает «то, что помогает найти выход из затруднительного положения».

Задание. Каждой команде выдаются нитки длиной 10 см (20–30 шт.), которые нужно связать в одну длинную нитку. Выигрывает та команда, чья нитка длиннее и прочнее.


  1. Конкурс «Отгадай-ка» (4 мин)

Педагог. Отгадайте мои загадки!

Всех на свете обшивает,

Что сошьёт – не надевает. (иголка)

Держится подружка за моё ушко,

Стежкою одною век бежит за мною (иголка с ниткой)

Конь стальной, хвост льняной. (игла)

Тонкий длинный паровозик

За собой вагоны возит,

Где проехал – дырки нет,

Только шпал и рельсов след (иголка с ниткой)

Инструмент бывалый

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Укоротит, не вернет (ножницы)

Весь мир наряжает, сама голая гуляет (иголка)

Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру нужна (игла)

Одна подружка пролезла другой в ушко (иголка с ниткой)

Железная рыбка ныряет,

А хвост на воде оставляет (иголка с ниткой)

Идёт пароход –

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать (утюг)

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть.

Бумага в нашей пасти

Разделится на части (ножницы)

То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход,

Остановишь – горе:

Продырявит море. (утюг)

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он – шарф для Петеньки. (спицы)

Помогаю я вязать

Кофточки, салфетки.

Мне не надо толковать

Как связать пинетки.

Я один в руках умелых

Создаю ажур-узор.

Только спицам – сестрам смелы

Это вовсе не в укор. (крючок)

Он маленький, кругленький,

а за хвост не поднять. (клубок)

Без ног, а бегает (клубок)

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы,

Весь день ныряли в петельки,

И вот он - шарф для Петеньки (спицы)

Чем больше кружится

Тем меньше становится (клубок)


Педагог. Какой темой объединены все эти загадки?

Учащиеся. Рукоделие.


  1. Конкурс «Виды рукоделия» (6 мин).

Задание: составить кроссворд «Рукоделие» (как вариант: собрать цветок «Виды рукоделия»). По вертикали вписано слово «рукоделие». Нужно по горизонтали вписать новые слова – виды рукоделия.









Р















У















К















О















Д















Е















Л















И















Е









Возможные ответы: аппликация, вязание, вышивание, плетение, шитьё, оригами, игрушка, декупаж, бисерные работы, лоскутные работы, коллаж, пластилинография…


Учащиеся. Команды заполняют кроссворд словами. Побеждает та команда, кто больше впишет слов и быстрее.


Педагог. Отлично помыслили.

Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (швейную).

А, вы, я знаю, можете. Давайте это докажем.


  1. Конкурс «Всезнайки» (6 мин).

Задание 1. Каждой команде предлагаются карточки-образцы с видами швов и их определениями.

Ваша задача: быстрее и правильнее разложить карточки парами (шов и его название).



«вперёд иголку» «назад иголку» «стебельчатый»


«петельный» «тамбурный» «французские узелки»

Задание 2. Установите стрелками соответствие между термином и его определением. Ответы: 1-4, 2-2, 3-1, 4-6, 5-3, 6-5.

Термин

Значение термина

1. Шов

- переплетение ниток между двумя проколами иг­лы.

2. Строчка

- место соединения деталей

3. Стежок

- расстояние от среза детали до строчки

4. Длина стежка

- ряд повторяющихся стежков

5. Ширина шва

- край ткани

6. Срез

- расстояние между двумя последовательными проко­лами иглы


Задание 3. Установите стрелками соответствие между видом рукоделия и его инструментом или материалом. Ответы: 1-4, 2-3, 3-1, 4-6, 5-2, 6-5.

Вид рукоделия

Инструмент, материал

1. Вышивка

- спицы

2. Вязание воздушными петлями

- крючок

3. Вязание изнаночными и лицевыми петлями

- клей

4. Бисероплетение

- пяльцы

5. Аппликация

- гвоздики для проколов

6. Изонить

- проволока


Работа с залом. Ответьте на вопросы:

  1. Какой вид вышивки относится к счетным швам? (крест).

  2. Ткань, которая используется как основа при вышивании крестиком (канва).

  3. Предмет, удерживающий ткань при вышивании (пяльцы).

  4. Название ниток для вышивания (мулине).

  5. Предмет, для снятия мерок, отмеривания размера и др. (сантиметровая лента).

  6. Материал для наполнения мягких игрушек (синтепон).

  7. Название техники складывания из бумаги (оригами).

  8. Название техники приклеивания деталей к основе (аппликация).

  9. Нить, на которую нанизывают бисер (леска, проволока).

  10. Рисунок, на который вы опираетесь при вязании или плетении из бисера (схема).

Педагог. Молодцы. Все отлично справились.





  1. Конкурс «Игра-лото» (3 мин.).

Задание. Совместите разрезные карточки с правильными ответами на листе с вопросами.


Предмет, который используется для снятия мерок при шитье, отмеривания ленты и др.

Предмет, предназначенный для разрезания различных материалов


Предмет, предохраняющий пальцы от уколов ушком иглы



Сантиметровая лента



Ножницы


Наперсток

Процесс производства тканей из пряжи


Создание из волокнистой массы нитей (пряжи) путем скручивания между собой волокон

Ткань, которая используется как основа при вышивании крестиком




Ткачество


Прядение


Канва

Инструмент для вязания


Предмет, удерживающий ткань при вышивании



Материал для наполнения мягких игрушек



Крючок



Пяльцы


Синтепон

Название ниток для вышивания

Мелкие бусинки, используемые для

плетения


Название техники складывания из бумаги



Мулине



Бисер


Оригами

Правила

безопасного поведения

на занятии


Необходимый инструмент для шитья


Нить, на которую нанизывают бисер



Техника безопасности



Игла


Леска

Название техники приклеивания деталей к основе

Название предмета, в котором хранятся материалы для рукоделия


Рисунок, на который вы опираетесь при плетении фигурки из бисера


Аппликация



Шкатулка


Схема


  1. Конкурс «Секреты мастериц» (3 мин).

Задание: Ответьте на вопросы.

1. Чтобы нить при шитье не перекручивалась, отмеряя ее нужно:

- обвести нить через локоть

- чаще отрезать короткие нити

- опустить нить с иглой в свободное пространство.

2. Отрезать нить нужно:

- прямо

- наискосок.

3. Вдевать нитку в иголку лучше:

- с конца, который отрезали от катушки

- пользуясь при вдевании лупой.

4. Пришивая пуговицу:

- прячем узел и закрепку с изнаночной стороны

- прячем узелок и закрепку под пуговицу с лицевой стороны.


  1. Конкурс «Мастер дела не боится» (10 мин)

Педагог. Пришло время проверить мастерство наших участниц.

Создать невиданной красы узор.

Как результат терпенья и уменья –

Изящество, и цвета чистота,

И совершенство формы…

Нет сомненья,

Наш мир спасут талант и красота.


Варианты заданий для разных возрастных участниц в команде:

  1. Составить небольшую композицию в технике «аппликация» из готовых лоскутков.

  2. Пришить пуговицу (с двумя отверстиями).

  3. Выполнить ремонт «швом «назад иголку» по распоровшемуся шву.

  4. Выполнить вышивку крестом.

  5. Вышить сердечко в технике изонить.

  6. Выполнить строчки на бумаге без отрыва по заранее подготовленному рисунку.

  7. Связать крючком цепочку.

  8. Подобрать крючок к пряже.


Работа с залом.

Педагог. Пока учащиеся выполняют свои задания, а жюри проверяет работы, прошу родителей заполнить анкеты объединения.

Педагог раздает анкеты родителям. Смотрит за выполнением заданий учащимися.

Жюри подводит итоги конкурса.

Педагог. Время выполнения заданий закончилось. Пока жюри подводит окончательные итоги, мы проведем викторину среди родителей и болельщиков.


Викторина по цветоведению:

  1. Какие цвета называются основными? (красный, желтый, синий).

  2. Какие цвета называются теплыми?

  3. Какие цвета называются холодными?

4. Какие цвета называются составными (промежуточными) (их получают путем попарного смешивания основных: желтого, красного и синего)? (оранжевый, зеленый, фиолетовый).

5. На какой стороне ткани напечатанный рисунок ярче? (на лицевой).


Викторина по швейному делу:

1. Какие детали кроят первыми: большие или маленькие? (большие).

2. С помощью швейной машины можно пришивать пуговицы и крючки? (да)

3. Верите ли вы, что в первых швейных машинах использовались иглы кактуса, которые специально привозили из Африки? (нет, всегда были металлические).

4. Верите ли вы, что существуют швейные машины не только с ручным приводом, но и с ручным тормозом? (нет)

5. Эта деталь швейной машины называется так же, как и одна из деталей велосипеда. (педаль).

6. Верите ли вы, что одна из основных деталей машины имеет название части одежды? (да, рукав)

7. В какую сторону нужно вращать маховое колесо? (на себя).

8. Как называется оборудование для влажно-тепловой обработки? (утюг).


  1. Подведение итогов и награждение. Рефлексия (6 мин.).

Педагог. Послушаем решение многоуважаемого жюри нашего конкурса.

Жюри оглашает результаты конкурса.

Педагог. Какие талантливые дети занимаются в «Мастерской рукоделия!» Стихи читают. Загадки разбирают. На вопросы отвечают. В конкурсах и выставках участвуют.

Понравился вам наш конкурс? Рефлексия учащихся и гостей...

Настал приятный момент награждения. И сегодня награждаются сладкими призами команды нашего конкурса и грамотами, учащиеся, принимавшие участие в конкурсах в течение учебного года, и занявшие призовые места.


Педагог. Награждает учащихся призами и грамотами.

Итак, наш конкурс подходит к концу.

Не губи ты жизнь бездельем –

Занимайся рукодельем!

Шей, вяжи – не унывай,

Или гладью вышивай.


  1. Уборка рабочих мест (3 мин.).

Педагог. Наш конкурс закончен, прибираем рабочие места, накрываем столы и переходим к чаепитию!


10. Чаепитие. Прощальное слово (20 мин.).

Педагог. Спасибо большое, что пришли к нам в гости. Будем рады снова видеть вас у нас. До новых встреч!


Используемая литература


1. Ланг И. «Поделки из пуговиц». Москва «Айрис-пресс» 2006.

2. Липовчено С.М.«Я не волшебник, я только учусь: https://pedsovet.su/load/257-1-0-40980

3. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка первые шаги. Москва. ЭКСМО. 1998 г. - 85с.

4. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль «Академия развития» 1997 г. - 203с.

5. Интернет-ресурсы свободного доступа.







Приложения

Приложение 1.

Итоговое отчетное мероприятие

«Фантазии полёт и рук творенье…»

План


Вводная часть. Приветствие (3 мин.)

Разминка «Правила техники безопасности» (5 мин.)

  1. Конкурс «Нить Ариадны» (4 мин.)

Связать отрезки нитей в одну длинную нитку.

  1. Конкурс «Отгадай-ка» (4 мин.)

Отгадайте загадки.

  1. Конкурс «Виды рукоделия» (6 мин.).

Составить кроссворд/собрать цветок.

  1. Конкурс «Всезнайки» (6 мин.).

Задание 1. Разложите карточки парами (шов и его название).

Задание 2. Установите стрелками соответствие между термином и его определением.

Задание 3. Установите стрелками соответствие между видом рукоделия и его инструментом или материалом.

Работа с залом. Ответьте на вопросы.

  1. «Игра-лото» (3 мин).

Совместите разрезные карточки с правильными ответами на листе с вопросами.

  1. Конкурс «Секреты мастериц» (3 мин.).

Ответьте на вопросы.

  1. Конкурс «Мастер дела не боится» (10 мин.)

Практическая работа учащихся.

Работа с залом.

Викторина с родителями и болельщиками

  1. Подведение итогов и награждение. Рефлексия (6 мин.).

  2. Уборка рабочих мест (3 мин.).

  3. Чаепитие. Прощальное слово (20 мин.).











Приложение 2.

Оценочный лист конкурсов мероприятия

№ п/п

Название конкурса

Название команды




*

Правила техники безопасности




1.

«Нить Ариадны»




2.

«Отгадайка»




3.

«Виды рукоделия»




4.

«Всезнайки»

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

5.

«Игра-лото»




6.

«Секреты мастериц»




7.

«Мастер дела не боится»




Всего:





1 место __________________________________

2 место __________________________________

3 место __________________________________


Жюри _______________________________________________

_______________________________________________

                     _______________________________________________

                     




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!