СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

инструктаж по итоговому сочинению

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение»

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)* 2017 г.  Часть 1 *на основе методических рекомендаций, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (письмо Рособрнадзора от 12.10.2017 №10-718) Трунцева Т.Н., доцент кафедры ГБОУ ВО МО АСОУ, к.п.н . tanya.truntseva@mail.ru *

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)* 2017 г. Часть 1

*на основе методических рекомендаций, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (письмо Рособрнадзора от 12.10.2017 №10-718)

Трунцева Т.Н., доцент кафедры ГБОУ ВО МО АСОУ, к.п.н .

[email protected]

*

Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций , или экспертными комиссиями , сформированными на региональном или муниципальном уровне . К работе указанных комиссий могут быть привлечены независимые эксперты .

Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения)

осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций , или экспертными комиссиями , сформированными на региональном или муниципальном уровне . К работе указанных комиссий могут быть привлечены независимые эксперты .

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения Владение необходимой нормативной базой : федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения

Владение необходимой нормативной базой :

федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения); рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения); Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения); (изменено: регламент (2016 г.) – рекомендации (2017 г.) методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения

  • нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
  • рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
  • Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения); (изменено: регламент (2016 г.) – рекомендации (2017 г.)
  • методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения  Владение необходимыми предметными компетенциями: иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения

Владение необходимыми предметными компетенциями:

  • иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы";
  • обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.
Требования, предъявляемые экспертам (новое включение) Владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), примерных образовательных программах, учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Требования, предъявляемые экспертам

(новое включение)

Владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), примерных образовательных программах, учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):   знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения); умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся; умение применять установленные критерии и нормативы оценки; умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа; умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

  • знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
  • умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;
  • умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
  • умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;
  • умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;
Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):   умение правильно классифицировать ошибки  в сочинениях (изложениях) экзаменуемых; умение оформлять результаты проверки , соблюдая установленные технические требования; умение обобщать результаты .

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

  • умение правильно классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях) экзаменуемых;
  • умение оформлять результаты проверки , соблюдая установленные технические требования;
  • умение обобщать результаты .
Независимые эксперты Это специалисты, не работающие в образовательной организации , которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения). Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники  участников итогового сочинения (изложения).

Независимые эксперты

Это специалисты, не работающие в образовательной организации , которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения).

Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).

Независимые эксперты привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии образовательной организации , которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения). Они обязательно привлекаются в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений).  Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ участников итогового сочинения (изложения).

Независимые эксперты

привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии образовательной организации , которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения). Они обязательно привлекаются в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений).

Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ участников итогового сочинения (изложения).

 Порядок проверки итогового сочинения (изложения )   Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по следующим критериям, разработанным Рособрнадзором: 1.Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования; 2.Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

Порядок проверки итогового сочинения (изложения )

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по следующим критериям, разработанным Рособрнадзором:

1.Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования;

2.Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

Комиссии обеспечиваются В целях осуществления проверки и оценивании итогового сочинения (изложения) комиссии обеспечиваются необходимыми техническими средствами (ксерокс, сканер, компьютер с возможностью выхода в сеть

Комиссии обеспечиваются

В целях осуществления проверки и оценивании итогового сочинения (изложения) комиссии обеспечиваются необходимыми техническими средствами (ксерокс, сканер, компьютер с возможностью выхода в сеть "Интернет" , а также с установленными на него специализированными программами, позволяющими автоматически проверять тексты на наличие заимствований и др.).

 Проверка и оценивание итогового сочинения персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам; эксперты комиссии ОО перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения требований

Проверка и оценивание итогового сочинения

  • персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам;
  • эксперты комиссии ОО перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения требований " Объем сочинения (изложения ) (изложения)" и " Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения )».
Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения) проверяется экспертом  комиссии  после того, как текст проверен техническим специалистом  (по поручению руководителя образовательной организации)

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами

Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения) проверяется экспертом комиссии после того, как текст проверен техническим специалистом (по поручению руководителя образовательной организации)

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами Эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания после проверки установленных требований.

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами

Эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания после проверки установленных требований.

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз . Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания (

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами

  • Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз .
  • Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания ("зачет"/"незачет") вносятся в копию бланка регистрации (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в копии бланка регистрации необходимо заполнить соответствующее поле "незачет" и внести оценку "незачет" по всей работе в целом ).
 Требование N 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»   Рекомендуемое количество слов в сочинении – от 350 . Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается . Рекомендуемое количество слов в изложении – 250-300 . Если в сочинении менее 250 слов , а в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется

Требование N 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»

  • Рекомендуемое количество слов в сочиненииот 350 . Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается .
  • Рекомендуемое количество слов в изложении250-300 .
  • Если в сочинении менее 250 слов , а в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пятью критериями оценивания).
Требование N 2.

Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения "

  • Итоговое сочинение выполняется самостоятельно .
  • Не допускается списывание сочинения ( фрагментов) или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).
  • Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.
  • Если сочинение признано несамостоятельным , то выставляется «незачет» за не выполнение требования №2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания)
  Вывод №1.  Заполнение бланка регистра ции    Если итоговое сочинение (изложение) соответствует  требованию N 1 и требованию N 2 , то эксперт комиссии (ответственное лицо) выставляет

Вывод №1. Заполнение бланка регистра ции

Если итоговое сочинение (изложение) соответствует требованию N 1 и требованию N 2 , то эксперт комиссии (ответственное лицо) выставляет "зачет" за требование N 1 и требование N 2 .

Вывод №2  Для получения отметки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям : по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев (№3, №4, № 5) .

Вывод №2

Для получения отметки «зачет»

необходимо иметь положительный результат по трем критериям : по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев (№3, №4, № 5) .

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения СОЧИНЕНИЕ ИЗЛОЖЕНИЕ 1. Соответствие теме. 1. Содержание изложения. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 2. Логичность изложения. 3. Композиция и логика рассуждения. 3. Использование элементов стиля исходного текста. 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность.

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения

СОЧИНЕНИЕ

ИЗЛОЖЕНИЕ

1. Соответствие теме.

1. Содержание изложения.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

2. Логичность изложения.

3. Композиция и логика рассуждения.

3. Использование элементов стиля исходного текста.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Проверка сочинения в соответствии с критериями №1-№5 1. Соответствие теме. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 3 . Композиция и логика рассуждения . 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность.

Проверка сочинения в соответствии с критериями №1-№5

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

3 . Композиция и логика рассуждения .

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

 Для лиц с ограниченными возможностями   Для получения «зачета» за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить «зачет »  по одному из критериев №3 - №4. Сочинение по критерию №5 не проверяется и отметка в соответствующее поле «Критерий 5» не вносится (остается пустой) , если в сумме есть 3 положительных отметки «зачет»

Для лиц с ограниченными возможностями

Для получения «зачета» за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить «зачет » по одному из критериев №3 - №4.

Сочинение по критерию №5 не проверяется и отметка в соответствующее поле «Критерий 5» не вносится (остается пустой) , если в сумме есть 3 положительных отметки «зачет»

На что эксперту  следует обратить особое внимание!!!  При заполнении поля

На что эксперту следует обратить особое внимание!!!

При заполнении поля "Результаты оценивания сочинения (изложения )"

для каждого критерия должно быть помечено только одно поле : либо " зачет " , либо " незачет ".

1. Если за сочинение (изложение) по критерию N 1 выставлен "незачет", то сочинение (изложение) по критериям N 2 - N 5 не проверяется . В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

Заполнение поля

Заполнение поля "Результаты оценивания сочинения (изложения )"

2. Если за сочинение (изложение) по критерию N 1 выставлен "зачет" , а по критерию N 2 выставлен "незачет", то сочинение по критериям N 3 - N 5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания N 3 - N 5 выставляется «незачет».

 Заполнение поля

Заполнение поля "Результаты оценивания сочинения (изложения )"

Во всех остальных случаях сочинение (изложение) проверяется по всем пяти критериям и оценивается по системе « зачет»/ «незачет».

апример , нельзя не проверять работу по критериям К4 и К5 , если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3 ).

Критерий №1 «Соответствие теме» Так как критерий №1  «Соответствие теме сочинения»  является «допускным» к проверке сочинения по всем 5 критериям, то при проверке по критерию №1  применять индикаторы критерия №3  «Композиция и логика рассуждения» нельзя!  ТИПОВАЯ ОШИБКА ЭКСПЕРТА!!!

Критерий №1 «Соответствие теме»

Так как критерий №1 «Соответствие теме сочинения» является «допускным» к проверке сочинения по всем 5 критериям, то при проверке по критерию №1 применять индикаторы критерия №3 «Композиция и логика рассуждения» нельзя!

ТИПОВАЯ ОШИБКА ЭКСПЕРТА!!!

Критерий №1 «Соответствие теме» Индикаторы критерия: Выпускник 1) рассуждает, отвечая на вопрос, или 2)размышляет над предложенной проблемой  (убран пункт: «высказывается на основе связанных с темой тезисов») При этом не подменяет одну тему рассуждения другой; содержание сочинения соответствует теме

Критерий №1 «Соответствие теме»

Индикаторы критерия:

Выпускник

1) рассуждает, отвечая на вопрос,

или

2)размышляет над предложенной проблемой

(убран пункт: «высказывается на основе связанных с темой тезисов»)

При этом не подменяет одну тему рассуждения другой; содержание сочинения соответствует теме

Критерий №1 «Соответствие теме» «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания , т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №1 «Соответствие теме»

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания , т.е. коммуникативного замысла.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

На что следует обратить внимание эксперту!!! Формулировка «Соответствие теме сочинения» отличается от положений:  « Раскрывает тему сочинения в полном объеме на протяжении всего высказывания ». Эти аспекты соответствуют критериям №2 и №3 !!!!! и не могут служить основанием для выставления отметки «незачет» по критерию №1 !!!!!!!!!

На что следует обратить внимание эксперту!!!

Формулировка «Соответствие теме сочинения» отличается от положений:

« Раскрывает тему сочинения в полном объеме на протяжении всего высказывания ».

Эти аспекты соответствуют критериям №2 и №3 !!!!! и не могут служить основанием для выставления отметки «незачет» по критерию №1 !!!!!!!!!

Что нужно сделать эксперту!!! Соотнести индикаторы критерия №1 «Соответствие теме сочинения», критериев №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» и №3 «Композиция и логика рассуждения».  Внимательно изучить методические рекомендации о типологии логических ошибок.

Что нужно сделать эксперту!!!

  • Соотнести индикаторы критерия №1 «Соответствие теме сочинения», критериев №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» и №3 «Композиция и логика рассуждения».
  • Внимательно изучить методические рекомендации о типологии логических ошибок.
На что следует обратить внимание эксперту!!! Логическая ошибка - нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы , пропуска необходимых частей работы , отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями  в толковании фактов и явлений. Не путать «подмену темы» и «отступление от темы», т.е. «подмену тезиса» !!!!!

На что следует обратить внимание эксперту!!!

Логическая ошибка - нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов.

Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы , пропуска необходимых частей работы , отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений.

Не путать «подмену темы» и «отступление от темы», т.е. «подмену тезиса» !!!!!

Не соотносятся с индикаторами Критерия №1 следующие логические ошибки: 1 отсутствие связи между частями высказывания ; 2) неоправданное повторение высказанной ранее мысли (отсутствие развития рассуждения ) ; 3) раздробление микротемы другой микротемой («размывание границ» проблемы: неоправданное ее сужение или расширение ) ;

Не соотносятся с индикаторами Критерия №1 следующие логические ошибки:

1 отсутствие связи между частями высказывания ;

2) неоправданное повторение высказанной ранее мысли (отсутствие развития рассуждения ) ;

3) раздробление микротемы другой микротемой («размывание границ» проблемы: неоправданное ее сужение или расширение ) ;

По критерию №1 не учитываются логические ошибки: 4) отсутствие необходимых частей высказывания (развернутой (достаточной) аргументации; микровыводов в отдельном абзаце; вопросов, направляющих рассуждение, и ответов на них); 5) нарушение  причинно-следственных связей (там, где должна быть интерпретация художественного текста, неуместно использован прием пересказа); 6) нарушение логико-композиционной структуры  текста (рассуждение «по кругу»).

По критерию №1 не учитываются логические ошибки:

4) отсутствие необходимых частей высказывания (развернутой (достаточной) аргументации; микровыводов в отдельном абзаце; вопросов, направляющих рассуждение, и ответов на них);

5) нарушение причинно-следственных связей (там, где должна быть интерпретация художественного текста, неуместно использован прием пересказа);

6) нарушение логико-композиционной структуры текста (рассуждение «по кругу»).

По критерию №1 не учитываются логические ошибки нарушение логико-композиционной структуры  текста ( рассуждение «по кругу»; отсутствие вывода; отсутствие микровывода: частичное отсутствие тезисов, нарушение границ аргументации и т.д. )

По критерию №1 не учитываются логические ошибки

нарушение логико-композиционной структуры текста ( рассуждение «по кругу»; отсутствие вывода; отсутствие микровывода: частичное отсутствие тезисов, нарушение границ аргументации и т.д. )

 По критерию №1 УЧИТЫВАЕТСЯ подмена темы!   Подмена  предмета  рассуждения (измена, верность, равнодушие, отзывчивость, цель, средства, смелость, трусость, человек, общество), заявленных в формулировке темы сочинения.

По критерию №1 УЧИТЫВАЕТСЯ подмена темы!

Подмена предмета рассуждения (измена, верность, равнодушие, отзывчивость, цель, средства, смелость, трусость, человек, общество), заявленных в формулировке темы сочинения.

 По критерию №1 УЧИТЫВАЕТСЯ подмена темы!   Подмена объекта рассуждения: нет ответа на заявленный в формулировке темы вопрос; Подмена проблемы размышления: размышление приведено, но  по другой проблеме.

По критерию №1 УЧИТЫВАЕТСЯ подмена темы!

Подмена объекта рассуждения: нет ответа на заявленный в формулировке темы вопрос;

Подмена проблемы размышления: размышление приведено, но по другой проблеме.

  Каковы последствия измены?  (текст сочинения)   Сегодня многие из нас думают, что в измене нет ничего страшного. Однако это не так. Нарушая слово, мы обрекаем на гибель свою совесть. Измена превращает каждого из нас в предателя , подлеца. Наступит время, и мы поймём, что совершили трагическую ошибку - потеряли доверие человека, которому когда-то сказали «Верь мне, я друг твой» . (сформулирована проблема рассуждения; ответ на вопрос дан ).

Каковы последствия измены? (текст сочинения)

Сегодня многие из нас думают, что в измене нет ничего страшного. Однако это не так. Нарушая слово, мы обрекаем на гибель свою совесть. Измена превращает каждого из нас в предателя , подлеца. Наступит время, и мы поймём, что совершили трагическую ошибку - потеряли доверие человека, которому когда-то сказали «Верь мне, я друг твой» . (сформулирована проблема рассуждения; ответ на вопрос дан ).

Проверка по критерию №1  «Соответствие теме» Эксперт выставляет отметку «зачет»  по критерию №1 при условии , что далее ученик доказывает тезис и делает вывод в соответствии с данным ответом

Проверка по критерию №1 «Соответствие теме»

Эксперт выставляет отметку «зачет» по критерию №1 при условии , что далее ученик доказывает тезис и делает вывод в соответствии с данным ответом

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Эксперт должен отметить, что выпускник  выбрал/не выбрал свой путь использования литературного материала. Эксперт должен отметить , что выпускник показывает/не показывает разный уровень осмысления  художественного текста: - элементы смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.); - комплексный анализ произведения в единстве формы и содержания; - интерпретацию в аспекте выбранной темы.

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Эксперт должен отметить, что выпускник выбрал/не выбрал свой путь использования литературного материала.

Эксперт должен отметить , что выпускник показывает/не показывает разный уровень осмысления художественного текста:

- элементы смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.);

- комплексный анализ произведения в единстве формы и содержания;

- интерпретацию в аспекте выбранной темы.

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала » Эксперт должен отметить , что выпускник привлекает/не привлекает для аргументации хотя бы один текст отечественной или мировой литературы. «незачет» ставится только в случае, если литературный материал не привлечён , или существенно искажено содержание книги, или они лишь упомянуты , но не являются опорой для аргументации .

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала »

Эксперт должен отметить , что выпускник привлекает/не привлекает для аргументации хотя бы один текст отечественной или мировой литературы.

«незачет» ставится только в случае, если литературный материал не привлечён , или существенно искажено содержание книги, или они лишь упомянуты , но не являются опорой для аргументации .

 « Каковы последствия измены ?»   (текст сочинения: продолжение)   О том, что измена может привести к трагедии, рассказал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Вспомним историю любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Молодая, доверчивая Наташа, находясь вдали от князя, не может не поддаться «сладким» речам Анатоля Курагина и готова нарушить слово, данное Болконскому. Как же раскаивается она потом, как мучается, страдает... Но цена поступка Наташи – разрыв с человеком, который, возможно, мог бы составить ее счастье.  

« Каковы последствия измены ?» (текст сочинения: продолжение)

О том, что измена может привести к трагедии, рассказал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Вспомним историю любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Молодая, доверчивая Наташа, находясь вдали от князя, не может не поддаться «сладким» речам Анатоля Курагина и готова нарушить слово, данное Болконскому. Как же раскаивается она потом, как мучается, страдает... Но цена поступка Наташи – разрыв с человеком, который, возможно, мог бы составить ее счастье.

 

 Проверка по критерию №2   Эксперт отмечает, что выпускник  выбрал свой путь использования литературного материала. Эксперт отмечает , что выпускник показывает типовой уровень осмысления художественного текста - интерпретацию текста в аспекте выбранной темы.  Эксперт выставляет отметку «зачет» по критерию № 2

Проверка по критерию №2

Эксперт отмечает, что выпускник выбрал свой путь использования литературного материала.

Эксперт отмечает , что выпускник показывает типовой уровень осмысления художественного текста - интерпретацию текста в аспекте выбранной темы.

Эксперт выставляет отметку «зачет» по критерию № 2

 Проверка по критерию №2   Эксперт отмечает, что выпускник  выбрал свой путь использования литературного материала. Эксперт отмечает , что выпускник показывает типовой уровень осмысления художественного текста - интерпретацию текста в аспекте выбранной темы.  Вывод: эксперт выставляет отметку «зачет» по критерию № 2

Проверка по критерию №2

Эксперт отмечает, что выпускник выбрал свой путь использования литературного материала.

Эксперт отмечает , что выпускник показывает типовой уровень осмысления художественного текста - интерпретацию текста в аспекте выбранной темы.

Вывод: эксперт выставляет отметку «зачет» по критерию № 2

 Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»   Эксперт  отмечает , что выпускник аргументирует/ не аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. «Незачет» ставится только в случае, если грубые логические ошибки  мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Эксперт отмечает , что выпускник аргументирует/ не аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.

«Незачет» ставится только в случае, если грубые логические ошибки мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»   Итак, поразмыслив над вопросом «Каковы последствия измены?», я пришел к выводу: измена начинается с того, что мы забываем о человеке, который живет рядом, надеется на нас, готов поделиться самым сокровенным. Мы не думаем о том, что когда-нибудь нас накажет судьба за предательство. А задумываться-то надо! Значит, нам нужно постараться удержаться от «подкрадывающихся к нам на цыпочках» соблазнов и помнить, чему учит русская пословица: «Что имеем - не храним, потерявши – плачем». (Эксперт отмечает: вывод сделан . По критерию №3 – «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Итак, поразмыслив над вопросом «Каковы последствия измены?», я пришел к выводу: измена начинается с того, что мы забываем о человеке, который живет рядом, надеется на нас, готов поделиться самым сокровенным. Мы не думаем о том, что когда-нибудь нас накажет судьба за предательство. А задумываться-то надо! Значит, нам нужно постараться удержаться от «подкрадывающихся к нам на цыпочках» соблазнов и помнить, чему учит русская пословица: «Что имеем - не храним, потерявши – плачем».

(Эксперт отмечает: вывод сделан . По критерию №3 – «зачет».

  Критерий № 4 «Качество письменной речи»   Эксперт должен отметить, что выпускник точно выражает/не выражает  мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции , уместно употребляет термины ( исключен  пункт «избегает речевых штампов») Эксперт выставляет «незачет», если  низкое качество речи, в т.ч. речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла работы. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Эксперт должен отметить, что выпускник точно выражает/не выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции , уместно употребляет термины ( исключен пункт «избегает речевых штампов»)

Эксперт выставляет «незачет», если низкое качество речи, в т.ч. речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла работы. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность-2017 г.»   «Незачет» ставится, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок : грамматических, орфографических, пунктуационных. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность-2017 г.»

«Незачет» ставится, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок : грамматических, орфографических, пунктуационных.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!