СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юмористическая и сатирическая литература начала 20 века. И.Ильф и Е.Петров

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 41 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Юмористическая и сатирическая литература начала 20 века. И.Ильф и Е.Петров»

ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ И САТИРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА. И.ИЛЬФ И Е.ПЕТРОВ


Развитие сатиры в 20 – 30-е годы ХХ века: имена, жанры, проблемы.

 Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др..

Сатира в отечественной литературе XX века пережила годы бурного расцвета и, по выражению одного из критиков, «ледниковый период».

20-е годы - этап в истории литературы, когда сатирические жанры бурно развивались. Несмотря на рапповскую критику, преследование всего «непролетарского», в это десятилетие созданы замечательные сатирические произведения М. Зощенко и А. Платоновым, И. Ильфом и Е. Петровым, М. Булгаковым и Ю. Олешей. Не все их книги увидели свет при жизни авторов, многие подверглись уничтожающей критике, но правда их восторжествовала.

На Западе в 20-е годы издавались А. Аверченко, Саша Черный, Н. Тэффи, после неожиданного отзыва Ленина А. Аверченко стали печатать и в Советской России.

Русские писатели-сатирики в 20-30-е годы отличались особенной смелостью и откровенностью своих высказываний. Все они были наследниками русского реализма XIX века.

Сатира оказалась приоритетным жанром, в 20-е гг. выходило около 200 сатирических журналов. Символичны названия: "Красный дьявол", "Гильотина", "Лапоть", "Бегемот". Своеобразная лексика. К сатире обращались разные писатели: Бедный, Маяковский, Зощенко, Булгаков, Ильф и Петров и др. Сатира создавалась согласно жесткой установленной и регламентированной уставной документации резолюции ЦК ВКП(б): "О сатирических журналах и их задачах". Таким образом, сатира выступала как агитатор и борец за линию партий. В журнале "Крокодил" была опубликована инструкция о том, как создавать сатиру. В ней определялись объекты сатиры: на враждебный класс, на несовершенство и уродливость рабочих и крестьян в быту, на несовершенства в советском и хозяйственном аппарате,на мировую буржуазию. Таким образом, сформировалась определенная стратегия сатиры. Она начиналась с жанра сатирической повести. Повести носят юмористический характер, напоминают фельетоны, направленные против буржуазии. С середины 20-х гг. сатирические повести перерастают в более крупные жанры: роман-фельетон.

Новаторские принципы сатиры были сформулированы в "Мистерии-Буфф" Маяковского.

М.Кольцов, И.Ильф, Е.Петров, В.Катаев, В.Ардов, М.Зощенко, А.Зорич, П.Романов, М.Булгаков... Вот далеко не полный перечень талантливых писателей, имена которых олицетворяют сатиру 20 — 30-х годов XX столетия. Это были разные люди с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами, привычками. Несмотря на это, у них было много общего: все они были людьми высокой культуры, очень неравнодушными, тяжело и болезненно переживавшими несовершенство тогдашнего общества и человеческой натуры.

В периодических изданиях появлялись новые сатирические рубрики, многие из которых стали впоследствии постоянными и являлись своеобразной "визитной карточкой" издания. Это была примета времени, в ней отразилась атмосфера жизни 20 — 30-х годов.

На долю Михаила Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в совершенно не поддающейся учету массе читателей. По определению В. Шкловского, Зощенко писал о человеке, который “живет в великое время, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса. Ему надо было открыть глаза”. В решении этой задачи и увидел Зощенко свое назначение. Темы его рассказов разнообразны — неустроенный быт, кухонные “разборки”, жизнь бюрократов, обывателей, чиновников. Читая произведения Зощенко, мы отчетливо представляем себе Москву 20—30-х годов. Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящими примусами, где частенько разгораются ссоры, а иногда заводятся и драки. Мы вместе с Зощенко смеемся над жуликом, дрожащим перед вызовом в прокуратуру, над обеспеченными молодыми людьми, которые готовы жениться, даже не рассмотрев будущую жену. Рассказ “Баня” в каждом человеке вызывает улыбку. Разве не смешно, что люди должны в бане привязывать номерок к ноге. Не менее комичен рассказ о больнице, где перед больными висит плакат: “Выдача трупов с трех до четырех”.

Зощенко оставил нам более тысячи рассказов и фельетонов, пьесы, киносценарии, критические статьи. Все его творчество свидетельствует о том, что писатель верил в народ, в его ум и трудолюбие, в способность заглянуть в себя и расстаться с тем, что мешает его историческому движению.

Михаил Булгаков – один из выдающихся сатириков 20 века, ушел из жизни, оставив после себя прекрасное наследие в виде многочисленных фельетонов, рассказов, повестей, романов, пьес. Его сатирические повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» звучат с особой актуальностью и сегодня. Уже в самом начале 20-х годов он пророчески заглянул в завтрашний день тоталитарного строя, с его антигуманистическими установками.

Творчество Булгакова-сатирика нашло отражение в самых разных жанрах: фельетон и небольшой рассказ, повесть с острой фабулой и широким использованием элементов фантастики. Ему были доступны и легкий юмор и безобидный смех, тонкая ирония и резкая сатира.

Успешно продолжая, развивая и углубляя гоголевские традиции в решении темы «маленького человека», но уже в иных исторических условиях, автор правдиво показал нового Башмачкина, задавленного бюрократической машиной тоталитарного общества. Тема «маленького человека», которая доминировала в сатирических повестях раннего Булгакова, сменяется проблемой русской интеллигенции.

Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» прогремели в России как грозное предупреждение. «Роковые яйца» - первое зрелое сатирическое произведение, многими современными Булгакову критиками было принято в штыки, а «Собачье сердце» было запрещено к печати. В повести «Собачье сердце» не только проявилось сатирическое и юмористическое мастерство Булгакова, но и показана философская концепция. По мнению автора «Собачьего сердца», человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях.

В 1926 году Андрей Платонович Платонов пишет сатирическую повесть «Город Градов». Эта повесть написана меньше чем за три недели, под влиянием тамбовских впечатлений: в Тамбове. Советские критики считали сатиру Андрея Платонова неуместным, вредным литературным явлением. Даже сам Платонов сомневался в своих сатирических способностях. Но ценивший его творчество Максим Горький говорил, что ему неплохо бы удалась комедия, что, несомненно, говорит об особом сатирическом таланте писателя. «Город Градов», в которой Платонов изобразил утопическую «гармонизацию» природы, доведённую до абсурда. Действие происходит в небольшом уездном городке, в котором живёт теоретик бюрократизма. Герой повести Шмаков разрабатывает «принципы обезличения человека с целью перерождения его в абсолютного гражданина с законными поступками на каждый случай». Платонов, мечтавший о совершенствовании человека, видел опасность в бюрократических теориях. В сатирических произведениях (повесть «Город Градов», комедия «Шарманка» и др.) Платонов воссоздавал абсурдный мир, в котором ненормальное считается самым правильным, естественное — диким и безобразным. Поразительное несоответствие между надеждами людей и реальным положением вещей становится главным предметом изображения. Город Градов выдуман писателем, как город Глупов был выдуман М. Е. Салтыковым-Щедриным. Один из его жителей утверждает: «Самый худший враг порядка и гармонии — это природа. Всегда в ней что-нибудь случается». Сатира Платонова продолжает традиции сатиры Салтыкова-Щедрина по страстности обличения происходящего.

Пытливое исследование причин многообразных отрицательных явлений жизни отличает новеллы, фельетоны Ильфа и Петрова. Выступая против тех, кто извращал законы и нравственные нормы, сатирики были суровы и беспощадны к бюрократам, к людям равнодушным и черствым.

“Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” соединили в себе и юмор характеров, и комизм положений, в которые попадают герои, и остроумную манеру изложения материала.

Сатира здесь направлена на уходящий мир, представленный Ипполитом Матвеевичем, на то, что у людей не осталось никаких духовных ценностей (вспомним хотя бы Эллочку Людоедку).

Похождения Великого Комбинатора, как называет себя главный герой двух романов, — это похождения незаурядного плута, шарлатана, насмешника.

Роман «Двенадцать стульев»

1.      История создания произведения.

Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров (Катаев) познакомились в 1926 году, когда оба работали в газете «Гудок». Там же трудился и брат Петрова, уже известный в те времена писатель – Валентин Катаев. Именно он предложил сюжет романа «Двенадцать стульев». Предполагалось, что И. А. Ильф и Е.П. Петров напишут произведение, а В.П. Катаев – отредактирует его. Однако роману, по мнению В.П. Катаева, не требовалось никаких изменений, поэтому он отказался от своего соавторства. Произведение было построено на основе фактов, которые авторы получали, работая в газете: письма, заметки, жалобы, исходившие от реальных людей.

Произведение «Двенадцать стульев» закончено в 1927 году (год десятилетнего юбилея советской власти), и уже с января роман начинает выходить в журнале «Тридцать дней».

2. Жанр произведения

«Двенадцать стульев» - роман. Выделяются признаки остросатирического романа, так как все произведение проникнуто яркой сатирой. Можно отметить и признаки фельетонов, и признаки авантюрно-приключенческого романа, так как в основе произведения лежит образ плута. Это же позволяет назвать «Двенадцать стульев» плутовским романом, известным жанром во всей мировой литературе. Выделяются также признаки так называемого романа большой дороги, о чем свидетельствуют эпизоды погони за стульями и другие приключенческие сюжетные линии.

3. Название произведения и его смысл.

Роман «Двенадцать стульев» назван так, потому что в основе сюжета лежат поиски бриллиантов, которые были спрятаны в одном из двенадцати стульев.

4. От чьего лица ведётся повествование?

Повествование ведется от третьего лица, что позволяет увидеть объективную картину.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Роман «Двенадцать стульев» можно назвать «энциклопедией» советской жизни 20-х гг. 20 века. Главная идея произведения – показать, что советская власть пришла надолго, что любые попытки вернуться к прошлому выглядят смешно и комично.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Действие романа И.А. Ильфа и Е.П. Петрова начинается весной 1927 года, а заканчивается осенью того же года. Год выбран неслучайно, так как 1927 год был кануном десятилетнего юбилея советской власти.

Сюжет произведения довольно прост: двое героев, Остап Бендер — авантюрист, мошенник, сын турецкоподданного, и Ипполит Матвеевич Воробьянинов, он же «Киса», странствуют по всей стране, чтобы найти бриллианты, которые были спрятаны в обивку одного из двенадцати стульев, ранее принадлежавших тёще Воробьянинова. Такая фабула позволила авторам произведения ввести множество персонажей, сатирически высмеять их. Так, на простой сюжет И.А. Ильфу и Е.П. Петрову удалось навесить различные описания судеб многих героев с их индивидуальными характерами и чувствами. В романе изображены жулики всех типов.

7. Система образов произведения.

Система образов романа «Двенадцать стульев» отличается своей многоперсонажностью. Связано это с удачным сюжетом, который позволяет рассмотреть целую галерею образов, в основном – жуликов во всех ипостасях этого слова. Это Полесов, Кислярский, Альхен, Трубецкой, Эллочка – все они простые обыватели, которые преследуют лишь свои корыстные цели.

На фоне таких образов выделяется Остап Бендер. Его авантюры помогают раскрывать личности всех жуликов. Бендер – находчивый человек, который знает психологию человека. Он умеет шутить, что придает произведению легкий характер.

8. Композиция произведения.

Композиция романа «Двенадцать стульев» строится на приключенческих элементах. Произведение будто строится по принципу романа-путешествия, позволяя увидеть разные уголки страны, а также позволяя без проблем переходить в повествовании от одного героя к другому.

Начинается произведение традиционным зачином «В уездном городе N», который отсылает читателей к художественным произведениям прошлого. Уже здесь обнаруживается связь романа с другими произведениями литературы.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Отличительными особенностями романа являются множество ярких персонажей, напряженные сюжетные линии. В произведении наблюдается тесная связь с эпохой.

Язык произведения афористичен, многие высказывания до сих пор используются в речи:

 — Есть ещё от жилетки рукава, дырка от бублика и мёртвого осла уши.


— Время, которое у нас есть, — это деньги, которых у нас нет.

— Это типичное пижонство: грабить бедную вдову.

Тайный союз меча и орала!

— Ну, пока! Пишите письма!..

— Вы мне в конце концов не мать, не сестра и не любовница.

— Вы прямо герой труда. Вам памятник нерукотворный поставить надо!

- Вы аферист, я вам морду побью, отец Федор!
- Руки коротки!

— Позвольте, товарищ, у меня все ходы записаны!
— Контора пишет!

— А что, отец, невесты у вас в городе есть?
— Кому и кобыла невеста.
— Больше вопросов не имею!

— Если хотите, вы можете уйти.
— Тогда я, пожалуй, пойду.
— Но учтите — у нас длинные руки!
— Тогда я, пожалуй, останусь...



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!