СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из источников открытого доступа.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это не авторская разрабтка, из источников открытого доступа.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Типовая учебная программа

для учреждений, обеспечивающих получение

среднего специального образования

Просмотр содержимого документа
«Из источников открытого доступа.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



УТВЕРЖДЕНО

Министерством образования

Республики Беларусь

28.12. 2005 г.




ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ



Типовая учебная программа

для учреждений, обеспечивающих получение

среднего специального образования











Минск

2005

Авторы: А. А. Челноков, кандидат технических наук, доцент Белорусского государственного технологического университета;

А. И. Новиков, преподаватель Минского государственного политехнического колледжа

Рецензенты: О. И. Родькин, кандидат биологических наук, В. А. Седнин, кандидат технических наук, доценты Белорусского национального технического университета;

Е. П. Господарик, преподаватель Минского техникума предпринимательства



Ответственный за выпуск Т. М. Будникова, начальник отдела Республиканского института профессионального образования


Программа обсуждена и одобрена бюро РМО педагогических работников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, по образованию в области лесной, химической, горнодобывающей промышленности


Рекомендовано к изданию экспертным советом Республиканского института профессионального образования













© Республиканский институт

профессионального образования, 2005


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Охрана окружающей среды и энергосбережение» предназначена для подготовки учащихся по вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности, энергосбережения, знание которых необходимо в их будущей профессиональной деятельности и в быту.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить:

формирование у будущих специалистов системных знаний по основам охраны окружающей среды, природопользования, экологической безопасности и энергосбережения в сфере профессиональной деятельности и в быту с учетом мирового опыта;

воспитание у учащихся экологической культуры, рационального и бережного отношения к использованию природных ресурсов, ответственности за состояние своего здоровья и здоровья окружающих;

развитие потребности лично участвовать в природоохранной деятельности, в том числе в пропаганде знаний в области охраны окружающей среды и энергосбережения.

Для успешного овладения учебным материалом учащиеся должны опираться на базовые знания, полученные в процессе изучения биологии, географии, химии и физики. Предусмотренный программой резерв времени предназначен для ознакомления со специфическими особенностями конкретной специальности.

Для эффективного усвоения программного материала рекомендуется проведение практических, а при наличии технических возможностей и лабораторных занятий. Необходимо использовать в образовательном процессе компьютерные обучающие программы, учебники, тренажеры, специальные кинофильмы и аудиозаписи, знакомить учащихся с организацией работы по охране окружающей среды и энергосбережению на лучших промышленных предприятиях (в организациях) отрасли.

Важной формой овладения материалом является самостоятельная работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, сочинений, сценариев деловых игр по тематике дисциплины.

В учебной программе определены цели изучения каждой темы, указаны результаты, которых должны достичь учащиеся в соответствии с уровнями усвоения знаний.

Преподаватель имеет право изменять содержание примерного тематического плана и перераспределять материал в пределах бюджета времени, выделенного на дисциплину. Изменения в тематическом плане должны обсуждаться на заседании цикловой (предметной) комиссии и утверждаться заместителем руководителя учреждения образования по учебной работе.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Тема

Количество часов

Всего

В том числе на практические работы

Всего

В том числе на практические работы

Введение

2


5. Пути решения экологических и энергетических проблем

8

2

1. Экологические основы охраны окружающей среды

4


6. Государственное управление природопользованием и энергосбережением

3


2. Природные ресурсы и природопользование

6


3. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Топливно-энергетиче-

ский комплекс страны

12


Обязательная контрольная работа

1


Резерв

2





4. Экологическая и энергетическая характеристика производства

2


И т о г о

40

2


СОДЕРЖАНИЕ программы


Цели изучения темы

Содержание темы

Результат


Введение

Ознакомить с целями и задачами дисциплины, проблемами взаимоотношений человека и природной среды, причинами топливно-энер-гетического кризиса и путями его решения

Предмет, цели и задачи дисциплины.

Проблемы взаимоотношений человека, общества и природы. Влияние окружающей среды, наследственности, образа жизни на здоровье человека.

Топливно-энергетический кризис и возможные пути его решения. Энергосбережение – один из магистральных путей реализации экологических и энергетических проблем


Высказывает общее суждение об основных экологических проблемах человечества, о значимости энергосбережения


Т е м а 1. Экологические основы охраны окружающей среды

Сформировать (актуализировать) понятия экосистемы, биосферы, техносферы, ноосферы. Дать представление об учении В. И. Вернадского о биосфере. Дать представление об окружающей среде, ее элементах и составляющих, о принципах охраны окружающей среды и направлениях государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения


Основные экологические понятия. Экологическая система, ее свойства. Среда обитания. Классификация факторов среды. Общие закономерности воздействия факторов среды на организм.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Свойства живого вещества. Круговорот вещества и превращение энергии. Техносфера. Ноосфера. Природная среда и ее составляющие. Природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты. Окружающая среда. Благоприятная окружающая среда. Экологическая безопасность. Природоохранная деятельность.

Основные принципы охраны окружающей среды. Направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения

Поясняет понятия "экосистема", "биосфера", "техносфера", "ноосфера", основные свойства экосистемы. Высказывает общее суждение об основных положениях учения В. И. Вернадского о биосфере. Называет элементы и составляющие окружающей среды, принципы ее охраны и направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения


Т е м а 2. Природные ресурсы и основы природопользования

Сформировать понимание значимости основных природных ресурсов для экономики страны и их рационального использования. Дать понятие о топливно-энергетических ресурсах Республики Беларусь, перспективах их использования, потенциале нетрадиционных источников энергии

Природные ресурсы. Их классификация по характеру использования человеком: исчерпаемые (возобновляемые, относительно возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые. Заменимые и незаменимые ресурсы.

Природопользование, его виды: рациональное и нерациональное природопользование. Ресурсо- и энергосбережение.

Атмосфера, ее состав. Уровень загрязненности атмосферного воздуха. Преобразование и использование солнечной энергии (гелиоэнергетика) и энергии ветра (ветроэнергетика). Потенциал гелио- и ветроэнергетики в Республике Беларусь.

Земельные ресурсы, их состояние и использование. Классификация почв и их характеристика. Эрозия (водная и ветровая). Загрязнение почв радионуклидами, тяжелыми металлами, токсичными веществами и другими загрязнителями.

Водные ресурсы, их состояние и использование. Характеристика подземных и поверхностных вод. Водопотребление и водоотведение в различных отраслях экономики. Гидроэнергетика, основные принципы использования энергии воды. Малые и большие гидроэлектростанции, экологические последствия их строительства и эксплуатации. Потенциал гидроэнергетических ресурсов в Республике Беларусь.

Растительные и животные ресурсы, их состояние и использование. Красная книга Республики Беларусь. Проблема сохранения биологического разнообразия.

Полезные ископаемые Республики Беларусь, их состояние и использование.

Топливно-энергетические ресурсы страны, их характеристика. Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов до 2020 г.

Биоэнергетика. Основные типы энергетических процессов, связанных с переработкой биомассы (термохимические, биохимические, агрохимические). Потенциальные возможности использования биологических энергоресурсов в Республике Беларусь (древесина, торф, бурые угли, бытовые, промышленные, агропромышленные отходы, избыточный активный ил, лигнин и др.)

Характеризует основные природные ре-сурсы страны, их состояние и перспективы использования. Обо-сновывает необходимость рационального использования природных ресурсов Республики Беларусь, в том числе традиционных и нетрадиционных источников энергии



Т е м а 3. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Топливно-энергетический комплекс страны

Сформировать понятие о характере воздействия конкретной отрасли экономики на природную среду, о последствиях аварии на ЧАЭС. Ознакомить с видами энергии, способами ее получения и использования, характером воздействия энер-гетики на окружающую среду, возможными путями самообеспечения экономики Республики Беларусь топливно-энер-гетическими ресурсами



Загрязнение окружающей среды. Классификация видов загрязнения по характеру действия (химическое, физическое, биологическое), по масштабам, по устойчивости. Источники загрязнения. Глобальные (парниковый эффект, кислотные осадки, истощение озонового слоя), региональные и локальные последствия загрязнения атмосферы. Возможные пути их минимизации. Характеристика конкретных отраслей экономической деятельности как источников загрязнения окружающей среды.

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси (генетические, биологические, экологические, демографические и т. д.).

Энергия, ее виды, способы преобразования, транспортировки. Использование энергии. Потери тепловой и электрической энергии, возможные пути их снижения. Воздействие различных источников энергии на окружающую среду.

Экологическая эффективность различных способов получения электрической энергии. Первичные и вторичные энергоресурсы, их классификация.

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь. Структура производства и потребления энергоресурсов. Основные направления энергетической политики Республики Беларусь до 2010 г. Возможность самообеспечения топливно-энергетическими ресурсами экономики страны

Характеризует конкретную отрасль экономики как источник загрязнения окружаю-щей среды. Освещает последствия аварии на ЧАЭС, глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосфе-ры, и пути их решения. Высказывает общее суждение о роли топливно-энергетиче-кого комплекса в экономике Республики Беларусь, о путях его развития и возможностях самообеспечения страны топливно-энер-гетическими ресурсами



Те м а 4. Экологическая и энергетическая характеристика производства

Сформировать понятие об экологической и энергетической характеристике конкретного производства и понимание актуальности сокращения ресурсо- и энергопотребления для экономики страны


Принципиальные технологические схемы производства продукции и (или) услуг в конкретной отрасли. Экологическая характеристика сырья, вспомогательных материалов, промежуточных продуктов, готовой продукции, сточных вод, газовоздушных выбросов, твердых отходов, шламов и пр. Анализ материальных и энергетических балансов производства продукции. Основные источники выбросов (сбросов) вредных веществ и воздействий на биосферу. Показатели удельного потребления сырьевых и энергетических ресурсов, а также выбросов (сбросов) на единицу выпускаемой продукции. Оценка степени экологичности производства. Пути экологизации производства и снижения энергозатрат на производство продукции и услуг

Дает экологическую и энергетическую характеристику конкретного промышленного производства, излагает основные направления сокращения ресурсо- и энергопотребления


Т е м а 5. Пути решения экологических и энергетических проблем

Сформировать понятие об основных направлениях и принципах энергосбережения и охраны окружающей среды. Ознакомить с приемами и методами охраны окружающей среды от загрязнения, с путями энергосбережения в сфере профессиональной деятельности и в быту









































Комплексное использование материальных и энергетических ресурсов. Принципы создания энерготехнологических процессов, малоотходной и безотходной технологии (примеры энергосбережения в конкретной отрасли экономики).

Энергообеспечение и энергоснабжение в быту. Бытовые отходы и проблемы их утилизации.

Механизм административного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды (атмосферы, водных ресурсов, почвы). Технологическое, техническое и санитарно-гигиеническое нормирование.

Охрана атмосферного воздуха. Нормирование его качества: предельно допустимая концентрация (ПДК), индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Инвентаризация выбросов вредных веществ и нормирование предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу. Плата за сверхлимитное природопользование. Промышленная и санитарная обработка газовоздушных выбросов (очистка, обезвреживание, обеззараживание и дезодорация).

Рациональное водопользование и защита водных ресурсов от загрязнения и истощения. Водопотребление, водоотведение, основные направления их сокращения. Нормы качества воды при водопотреблении и водоотведении (ПДК, предельно допустимый сброс (ПДС)). Методы обработки сточных вод, применяемое оборудование.

Твердые отходы и защита почв от загрязнения ими. Отходы производства и потребления, их характеристика. Классификация промышленных отходов. Требования к складированию и захоронению промышленных отходов. Методы снижения образования отходов производства и потребления, их утилизация.

Экологическая экспертиза и аудит производства; мониторинг состояния окружающей среды и степени воздействия на нее вредных факторов. Лицензирование производственной деятельности; выдача разрешений и лимитов на природопользование, сбросы, выбросы, складирование и захоронение отходов и т. д.; прямые запреты и ограничения на производство и потребление и др. Экологическая стандартизация (ИСО 9000, ИСО 14000) и сертификация. Экологический паспорт предприятия.

Экономический механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды. Налогообложение за пользование природными ресурсами, за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую среду, хранение и утилизацию отходов. Штрафы за нарушение природоохранного законодательства. Иски по возмещению ущерба окружающей среде. Льготное кредитование природоохранной деятельности. Целевое использование фонда охраны природы. Использование рыночных методов управления природопользованием.

Рациональное использование энергетических ресурсов. Приемы их экономии. Энергосбережение на производстве, транспорте, в учреждениях, быту. Установка счетчиков, расходомеров и других приборов учета энергоносителей. Применение эффективной теплоизоляции оборудования, стен и кровли зданий, экономичных источников света и систем вентиляции, вторичных, в том числе низкопотенциальных энергоресурсов и т. п.


Излагает основные направления и принципы решения экологических и энергетических проблем. Ориентируется в приемах и методах защиты окружающей среды от загрязнения. Высказывает общее сужде-ние об основных прие-мах энергосбережения на производстве и в быту










































Практическая работа


Сформировать умение пользоваться приборами контроля и учета, рассчитывать оплату за энергоресурсы

Изучение приборов контроля и учета тепла, газа, воды и электроэнергии. Расчет оплаты за энергоресурсы

Рассчитывает оплату за энергоресурсы на основе показателей приборов учета тепла, газа, воды и электроэнергии.




Т е м а 6. Государственное управление природопользованием и энергосбережением

Ознакомить с основами экологического права в Республике Беларусь, основными нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми актами в области энергосбережения, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Сформировать понятие о системе государственного управления этой областью деятельности

Основные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты в области энергосбережения, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Система государственных органов управления энергосбережением, природопользованием и охраной окружающей среды. Структура и полномочия государственных органов надзора и контроля. Система управления за состоянием окружающей среды на производстве. Служба охраны окружающей среды на предприятиях и ее обязанности.

Международное сотрудничество в решении глобальных и региональных экологических проблем, его значение. Обязательства Республики Беларусь по ограничению выбросов вредных веществ в атмосферу, по использованию водных ресурсов, сохранению биоразнообразия и др.

Высказывает общее суждение об основных нормативных правовых и технических нормативных правовых актах в области энергосбережения, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Описывает систему государственного управления энергосбережением, природользованием и охраной окружающей среды


Примерные критерии оценки

результатов учебной деятельности учащихся


Отметка в баллах

Показатели



1

(один)

Узнавание отдельных понятий охраны окружающей среды и энергосбережения при предъявлении их в готовом виде.

2

(два)

Различение объектов изучения в области охраны окружающей среды и энергосбережения, предъявленных в готовом виде. При объяснении понятий допускаются многочисленные существенные ошибки, которые могут устраняться только с помощью преподавателя.


3

(три)

Воспроизведение части программного материала по охране окружающей среды и энергосбережению по памяти, (фрагментарный пересказ без осмысления связей между элементами). Осуществление практических действий по образцу.


4

(четыре)

Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала, сохранение последовательности изложения. Описание объектов охраны окружающей среды и энергосбережения с элементами объяснения. Применение знаний в знакомой ситуации. Наличие единичных существенных ошибок.


5

(пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие несущественных ошибок.


6

(шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений и заданий по образцу, на основе предписаний). Наличие несущественных ошибок.


7

(семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Владение учебным материалом различной степени сложности, применение теоретических знаний для решения практических задач. Умение грамотно обосновать мероприятия по охране окружающей среды и энергосбережению. Наличие единичных несущественных ошибок.


8

(восемь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок.

9

(девять)

Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала при разборе производственной ситуации, самостоятельный выбор способов разрешения производственных ситуаций в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Применение теоретических знаний для решения задач по охране окружающей среды и энергосбережению в новой ситуации.


10

(десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом. Проявление творческих способностей при анализе и оценке теоретического материала, решение нестандартных задач по охране окружающей среды и энергосбережению, предложение принципиально новых подходов для решения отдельных проблем в этой области знаний (написание рефератов, докладов по изучаемым темам, выступление с ними перед аудиторией).

ЛИТЕРАТУРА


Закон Республики Беларусь об энергосбережении // Энергоэффективность.
1998. – № 7. – С. 2–5.

Закон Республики Беларусь об охране окружающей среды. – Мн., 2002.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн., 1997.

Александрова Н. М. Профессиональная экология. – СПб., 1997.

Анчарова Т. В., Гамазин С. В., Шевченко В. В. Экономия электроэнергии на промышленных предприятиях / Под ред. В. А. Веникова. – М., 1990.

Воронков Н. А. Экология: Общая, социальная, прикладная. – М., 1999.

Вторичные теплоэнергетические ресурсы и охрана окружающей среды /
В. В. Харитонов и др. – Мн., 1998.

Донской Н. П., Донская С. А. Основы экологии и экономики природопользования. – Мн., 1998.

Дубовик Л. А., Судиловский В. К. К формированию экономического механизма управления энергосбережением в Беларуси // Изв. вузов. Энергетика. – 1992. – № 11-12. – С. 108 – 114.

Кравченя Э. М., Козел Р. Н., Свирид И. Л. Охрана труда и основы энергосбережения: Учеб. пособие.– Мн., 2005.

Кузьмин В. В, Шилова А. М. Совершенствование управления энергосбережением. – Мн., 1990.

Матросов А. С. Управление отходами: Учебник. – М., 1999.

Методические рекомендации для преподавателей средних технических учебных заведений по энергосбережению. – Мн., 1996.

Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. – М., 1998.

Одум Ю. Экология: В 2 т: Пер. с англ. – М., 1986.

Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы: Пер. с англ. – М., 1978.

Поспелова Т. Г. Основы энергосбережения. – Мн., 2000.

Радкевич В. А. Экология: Учебник. – Мн., 1997.

Реймерс Н. Ф. Природопользование. – М., 1990.

Челноков А. А., Ющенко Л. Ф. Основы промышленной экологии: Учеб. пособие. – Мн., 2001.

Челноков А. А. Основы промышленной экологии: Лаб.-практ. работы. – Мн., 2001.

Чистик О. В. Экология. – Мн., 2000.

Энергосберегающая технология электроснабжения народного хозяйства:
В 5 кн. / Под ред. В. А. Веникова. – М., 1989 – 1990.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!