ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ТЕХНИКУМ – ИНТЕРНАТ»
Методическая разработка
бинарного урока
на тему: «Изготовление футболки»
УД. 01 Технология обработки текстильных изделий
УП.00 Учебная практика
профессия: 7436 «Швея»
Разработала мастер производственного обучения
Власова Е.М.
г. Луганск
2024
Аннотация
Методическая разработка бинарного урока разработана для обучающихся с ОВЗ, по профессии 7436 «Швея». Данная разработка призвана оказать методическую помощь преподавателям и мастерам в проведении бинарных уроков по профессии «Швея». Урок разработан в соответствии с программой УД.01 «Технология обработки текстильных изделий» и УП.00 «Учебная практика», которые являются частью подготовки квалифицированных рабочих, в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии 7436 «Швея», утвержденными Министерством образования и науки ЛНР.
Актуальность методической разработки состоит в том, что она содержит учебно - методический материал, составленный на основе изучения особенностей психического развития обучающихся с нарушениями интеллекта, наблюдений, личного опыта и опыта работы коллег. Урок построен на основе применения здоровьесберегающих и практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов в обучении с учетом принципов наглядности, доступности и соответствия учебного материала. Методическая разработка основана на принципах развивающего обучения, предполагает также формирование и развитие, художественно-эстетических и интеллектуальных способностей, необходимых в профессиональной деятельности швеи. Важнейшей характеристикой разработки является еѐ направленность, нацеленность на формирование личностных, профессиональных качеств обучающихся с ОВЗ и их успешной социализации. Тема урока «Изготовление футболки» соответствует направленности с учетом выхода обучающихся на производственную практику на Луганскую швейную фабрику «Престиж», которая в настоящее время специализируется на пошиве трикотажных изделий, в том числе мужских, женских и детских футболок.
Содержание
Аннотация.
Содержание.
Введение.
Методические рекомендации по проведению уроков
в группах обучающихся с особыми потребностями
Пояснительная записка.
Основная часть.
Материал лекции.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Введение
В настоящее время все большее значение для специалиста швейной промышленности, имеют способности использовать приобретенные знания в изменяющихся условиях производства. Профессиональная швея должна уметь планировать свою деятельность, контролировать ход результатов и качество труда.
Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. У обучающихся эти умения формируются в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий. Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность. Поэтому и подход к обучению его должен быть комплексным, целенаправленным.
Профессиональная деятельность требует интеграции знаний, полученных по разным учебным дисциплинам, объединения их в конкретном труде.
Цель занятия поставлена с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений обучающихся их подготовленности и прогнозов на конечный результат обучения.
Структура занятия соответствует его цели и типу.
Выстроена логическая последовательность и взаимосвязь всех этапов занятия.
Содержания занятия соответствует требованиям стандарта: прослеживается доступность изложения; связь содержания занятия с жизнью, профессиональной направленностью материала.
Прослеживается формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов обучающихся средствами самого материала занятия.
На занятии применялось большое разнообразие методов и приемов, таких как:
- формирование новых понятий;
- актуализация старых знаний;
- качественное освоение нового материала;
- просмотр мастер – класса по пошиву изделия.
Во время занятия обучающиеся проявляли интерес к теме.
Присутствуют навыки самоконтроля умения самостоятельно приобретать знания; самостоятельность суждений, культура межличностных отношений.
Смена деятельности поддерживала устойчивость внимания на разных этапах урока. Занятие способствовало общему развитию личности.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В ГРУППАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи учебной информации и его содержания с целью успешного освоения образовательной программы. Необходимые изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды обучающихся с особыми потребностями.
1.1. Рекомендации преподавателям по оптимизации обучения обучающихся с особыми потребностями
В процессе обучения:
- обеспечивать обучающегося кратким информационным материалом по теме;
- использовать четкие и краткие указания;
- использовать листы с заданиями, которые требуют минимального заполнения;
- поэтапно разъяснять задания;
- учить последовательно выполнять задания;
- повторять инструкции к выполнению задания;
- демонстрировать уже выполненное задание (образец или макет);
- в учебном процессе использовать различные виды деятельности;
- чередовать учебную деятельность и физкультурные паузы;
- предоставлять дополнительное время для завершения задания;
- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания.
Способы оценки достижений (знаний, умений) обучающихся:
- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями обучающегося;
- акцентировать внимание на хороших оценках;
- разрешать переделать задание, с которым обучающийся не справился;
- проводить оценку переделанных работ.
В организации учебного процесса необходимо:
- использовать вербальные поощрения;
- свести к минимуму наказания за невыполнение правил;
- ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения обучающегося.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА
Тема бинарного урока: «Изготовление футболки »
Преподаватель: Абраменко Татьяна Александровна
Мастер п/о: Власова Елена Михайловна
Профессия 7436 Швея
УД.01 Технология обработки текстильных изделий
УП.00 Учебная практика
Согласовано на заседании методической комиссии швейного отделения | Утверждаю Зам. директора по УПР ____________Н.Л. Есипова |
Председатель м/к Абраменко Т.А. _______________ Протокол № ___ от «___» ___2024 г. | «____» _________ 2024 г. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОКА
Тема бинарного урока: «Изготовление футболки»
Курс 2, профессия 7436 Швея
Форма организации учебного занятия: индивидуальная.
Время: 90 мин.
Место проведения – кабинет конструирования и технологий пошива.
Общая дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания по пошиву футболки.
Цели и задачи дидактического урока:
Образовательная цель: формирование знаний и умений по изготовлению футболки.
Задачи:
1) определение области применения знаний по пошиву футболки;
2) ознакомление с материалами, оборудованием, инструментами и приспособлениями, используемыми при изготовлении трикотажных изделий;
3) ознакомление с технологической последовательностью пошива футболки.
Развивающая цель: развитие внимания, мышления; стимулирование сенсорного развития; развитие двигательной, эмоционально-волевой сферы
Задачи:
1) развитие умений концентрировать внимание, логически и образно мыслить, выделять главное;
2) развитие глазомера, восприятия величины, формы, цвета;
3) развитие моторики, стимулирование двуручной деятельности;
4) развитие умений планировать свою деятельность; навыков самоконтроля, взаимооценки; способностей работать по технологической последовательности, словесной инструкции.
Воспитательная цель: мотивация к учебе, профессиональной деятельности швеи; воспитание культуры труда.
Задачи:
1) развитие интереса к учебе, предмету;
2) развитие умений работать самостоятельно и в коллективе;
3) воспитание аккуратности, трудолюбия.
Здоровьесберегающая цель:
Приучать обучающихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований при выполнении учебных работ.
Методическая цель: обмен опытом по составлению плана и проведения бинарного урока в соответствии со стандартами ГОС СПО ЛНР по профессии 7436 Швея. Раскрытие опыта проведения занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; описание видов деятельности преподавателя и обучающихся; осуществление связи теории с практикой на занятиях.
Основные методы обучения:
- словесный (устное изложение, анализ задания);
- наглядный (показ образцов, демонстрация слайдов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);
- практический (мастер – класс по пошиву футболки).
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: лекция с элементами презентации, практический мастер - класс.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Методы и приемы работы:
- методы формирования новых знаний;
– эвристический метод, демонстрация и обсуждение видеоролика, объяснение темы с использованием мультимедийной презентации;
- учебно- познавательный метод;
- метод формирования новых умений – работа на спец. машинах;
- методы контроля – устный опрос, наблюдение за текущей работой, письменное тестирование (задания разных уровней сложности).
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
- область применения трикотажных швов, технологию пошива трикотажных изделий - футболки; применяемые материалы, оборудование, инструменты и приспособления; технику безопасного труда.
В результате изучения темы обучающийся должен
уметь:
- выполнять образцы трикотажных швов.
Прогнозируемый результат:
Закрепление знаний по пошиву трикотажной футболки, формирование профессиональной компетенции ПК 05.01. Выполнять технологическую последовательность пошива.
Интеграционные связи (внутри и междисциплинарные: ОПД.03 Основы материаловедения. ОПД.04 Основы конструирования и моделирования одежды. ОПД.05 Основы художественного проектирования одежды. ОПД.06 Безопасность жизнедеятельности.
Основные методы контроля:
повторение лекционного материала, тестирование;
анализ и обобщение полученных результатов;
самооценка;
обсуждение результатов в группе и с преподавателем.
Формы организации познавательной деятельности:
групповая;
индивидуальная.
Современная образовательная технология:
информационно-коммуникативная;
практико-ориентированное развивающее обучение.
Оснащение урока (материально – техническое, дидактические средства, методические материалы):
мультимедийный проектор;
экран;
ноутбук;
мультимедийная презентация по теме;
видеоролик «Модели футболок», «Виды отделок в футболках»
инструкционная карта для выполнения работы;
тестовые задания;
конспект урока;
раздаточный информационный материал по теме:
«Виды и модели футболок»;
Оформление классной доски:
Дата: 06. марта 2024г
Тема бинарного урока: «Изготовление футболки»
Цель: познакомиться с технологической последовательностью изготовления футболки на специальных швейных машинах.
Эпиграф урока – пословица
«Ремесло шить – есть не просит, а само кормит»
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин.)
- Здравствуйте! Начнем урок с таблицы предсказаний. Выбираете одну цифру из таблицы и узнаете, что вас ждет на уроке. Мастер и преподаватель зачитывают обучающимся предсказания из таблицы. Настрой на ситуацию успеха на занятии.
Мы рады вас видеть, и надеемся на плодотворное сотрудничество. Итак, начинаем. Эпиграфом к нашему занятию станет пословица:
«Ремесло шить – есть не просит, а само кормит. Мы не случайно выбрали этот эпиграф. Он очень простой и понятный.
Швея - это рабочая профессия, которая сегодня востребована на рынке труда
Умение шить быстро, аккуратно и красиво потребуется вам в будущем на производстве и пригодится в быту, в повседневной жизни. Ваша задача – стараться как можно лучше овладеть навыками швейного дела, научиться правильно и точно выполнять задания, доводить любое начатое дело до конца и с отличным качеством.
Повысить свой профессиональный уровень вы можете на данном уроке.
II. Актуализация опорных знаний и умений (10 мин)
Прежде чем мы приступим к новой теме необходимо закрепить предыдущие знания. Вам необходимо выполнить карточки – задания. Перечислить швы при пошиве женской блузы. Контроль знаний. Выставление оценок.
III. Мотивация к учебной деятельности (5 мин.)
- Какую одежду в летний период времени любят носить люди всех возрастов? Подсказка на доске. Это тема нашего урока. (Футболки).
IV.Формулировка темы и ожидаемых результатов (5 мин)
Тема урока: «Изготовление футболки».
Сегодня на уроке мы узнаем все о футболках.
На прошлом уроке было выдано домашнее задание Гончаровой Виктории – подготовить сообщение «История появления футболки». Обучающаяся зачитывает информацию».
V. Предоставление необходимой информации по теме (20 мин)
Из зачитанного Викторией мы узнали интересную информацию о появлении футболки.
Теперь просмотрим презентацию какие существуют виды и модели футболок. (Видеоматериал прилагается).
Презентацию «Надписи на футболках». Выводы по этой презентации.
Просмотр снимков на плакате на классной доске.
Существует очень много отделок при изготовлении футболок.
Презентацию «Отделки в футболках» нам представят мастер Елена Михайловна и Сущенко Екатерина. Ей было дано домашнее задание выполнить сообщение. Просмотр презентации. Плакат на классной доске (презентация прилагается).
На прошлом уроке мы ознакомились с ассортиментом трикотажных полотен.
Было дано задание выбрать рекомендуемые трикотажные полотна для пошива футболок.
Эту работу в объемном образце выполнил Белоус Даниил. Сейчас послушаем какие полотна он рекомендует и почему. Просмотр образцов.
Подведем итоги представленной информации. Мы узнали: как появилась футболка, какие виды отделок и декора существуют в основном в женских и детских футболках, и из каких трикотажных полотен пошивают футболки.
Далее технологическая последовательность изготовления футболки. Преподаватель поэтапно показывает и рассказывает процесс пошива футболки. Конспект прилагается.
Обучающиеся записывают тему урока в рабочие тетради (конспекты).
VI. Мастер – класс «Изготовление мужской футболки (30 мин).
Проводит мастер производственного обучения Власова Е.М.
Начинает со вступительной беседы о цели мастер – класса перед выходом на производственную практику.
Обучающиеся внимательно смотрят на процесс пошива. Мастер показывает трудовые приемы работы на спец машинах: краеобметочной (оверлок), плоскошовной (распошив). Дает рекомендации по работе с трикотажными полотнами. Показывает методы и приемы влажно – тепловых работ. Нацеливает обучающихся на организацию рабочего места при выполнении машинных работ и соблюдение техники безопасности. Итогом мастер – класса является быстрый пошив футболки в течении 30 минут.
VII. Закрепление изученного материала (8 мин)
- Мне бы хотелось узнать, насколько внимательны вы были сегодня на уроке, как усвоили учебный материал. Чтобы это выяснить, проведем письменное тестирование. Выдаются карточки – задания, и объемный образец футболки. Необходимо назвать применяемы швы при пошиве трикотажной футболки. (Приложение 2).
VIII. Подведение итогов занятия (5 мин) (Оценки за тестирование проставляются в учебный журнал)
- Итак, подведем итоги. Преподаватель и мастер озвучивают оценки за работу на уроке. Разбирают допущенные ошибки. Оценки по результатам тестирования занесены в журнал. Все сегодня справились с поставленными задачами, достигли цели. Молодцы!
IX. Рефлексия (3 мин).
Как вам урок? Обучающимся выдаются карточки с надписями:
- урок понравился;
- не все было понятно;
- затрудняюсь ответить.
X. Домашнее задание (2 мин).
На основании полученных знаний на уроке дать характеристику имеющимся футболкам в вашем гардеробе. Сколько у тебя футболок? Какие надписи на футболке.
Урок завершается. Спасибо всем. До свидания!
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА БИНАРНОГО УРОКА ПО ТЕМЕ
«Изготовление футболки»
Лекционный материал занятия (конспект)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обозначенные в «Законе об образовании» и отраженные в ГОС СПО ЛНР цели и задачи связаны не только с совершенствованием компетенции современного квалифицированного рабочего - швеи, но и с улучшением взаимосвязей образовательного учреждения с рынком труда, обновлением содержания и методологии соответствующей образовательной среды.
Решению этих задач в профессиональном образовании способствуют технологии интерактивного, интегрированного, проектного, проблемного, модульного обучения. Составной частью современных педагогических технологий является форма организации обучения.
При реализации программы по профессии «Швея» в группе обучающихся с ОВЗ основная задача преподавателя и мастера - в доступной форме донести до сознания обучающихся учебный материал. Профессионализм преподавательской деятельности основан на негласных правилах: личностно-ориентированный подход в обучении с учетом психофизических особенностей детей; формирование знаний и умений только через деятельность самих обучающихся; совместимость словесности, наглядности, дидактики на уроке по качеству и количеству; мотивация деятельности является решающим в успехе хорошего урока, и это задача преподавателя и мастера при проведении бинарных уроков; перевод внешних мотивов обучающихся во внутренние - это появление желания учиться и освоить профессию. Все эти задачи и требования соблюдались при выполнении работы. В соответствии с методической разработкой был проведен урок по теме: «Изготовление футболки».
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007
3. Кучмаева О.В. Нормативная база инклюзивного образования: опыт Москвы.- //Народное образование, 2013, №7, с.32.
4. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.13г. № 1015. - //Вестник образования, 2013, № 20 (особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
5. Силаева, М. А. «Технология одежды»: в 2ч. Ч.2: учебник для нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 480 с
6. Силаева, М.А. «Пошив изделий по индивидуальным заказам»: учебник для нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 528 с.
7. Шишкова М.И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 6
Приложение 1
Лист самооценки
Обведите в кружочки 3 пункта, которые подходят вашему настроению и душевному состоянию на сегодняшнем занятии:
1. Все понравилось.
2. Было интересно.
3. Было скучно.
4. Я устала.
5. Я испытывала чувство тревоги.
6. Я раздражалась.
7. Я хорошо поработала.
8. Мне не все удалось сделать.