Урок 3/3
Измерение физических величин. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений выполнять измерения объёма и цены деления мензурки, а также оформлять полученные результаты в виде лабораторной работы
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: измерение физических величин, единицы измерения, цена деления измерительного прибора.
Оборудование:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: подготовить учащихся к осознанию того, что лабораторная работа на уроках физики является их самостоятельным экспериментом, проводимым для получения нового знания
Для реализации этой цели необходимо:
для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») – на уроке физики каждый школьник может сделать открытия своими собственными руками;
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»): для этого необходимо уметь делать самые различные эксперименты и точные измерения физических величин
на сегодняшнем уроке вы сможете научиться измерять объём налитой жидкости и определять цену деления мензурки («могу»).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали понятия физические явления, физическое тело, вещество, прибор и физические измерения.
вспомним
Е.А.Марон , что изучает физика и как она добывает новые знания о мире?
Ответ: Физика – наука о природе. Проводя опыты и наблюдения физических явлений, открывает физические законы
По сборнику задач по физике для 7-9 кл. Пёрышкин А.В.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/22/s_5ba6a627bca9d/955066_2.png)
Ответ:
Часы с механическим заводом – действуют на основе механических явлений
Чайник, утюг - тепловых и электрических
Электролампа – тепловых, электрических и световых
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/22/s_5ba6a627bca9d/955066_3.png)
Ответ:
Физическое явление – град
Физическое тело - стакан, Луна
Вещество – водород
Прибор – часы, термометр
Физические величины – температура, объём
Единицы физических величин - килограмм
Далее для активизации мыслительных операций (анализ, сравнение, , аналогия ) и познавательных процессов (внимание, память ) учащиеся выполняют задания:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/22/s_5ba6a627bca9d/955066_4.png)
Ответ: литровый бидон и литровая банка
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/22/s_5ba6a627bca9d/955066_5.png)
Ответ: дождевая капля – вода
Стакан – стекло, полиэтилен
Гвоздь – железо
Ластик - резина
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/22/s_5ba6a627bca9d/955066_6.png)
Ответ: кубик сахара и деревянный кубик
С целью актуализации пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу») учитель ставит проблему: как доказать, что в двух стаканах различной формы налиты различные объёмы воды?
Ученики: предлагают измерить их объёмы с помощью мензурки №1, или мензурки №2.
Таким образом, они пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;.
Учитель предлагает это выполнить, работая в парах, при помощи оборудования в лотках.
Учащиеся фиксируют возникшее затруднение при измерении объёма
В 1-ю мензурку не помещается вся жидкость из стакана
Во 2-ю мензурку жидкость помещается, но сложно определить точное значение объёма и единицы измерения.
Выявление места и причины затруднений.
Учитель с учащимися обсуждают возникшие затруднения:
Что значит измерить физическую величину (объём) ?
В каких единицах мы измеряем физическую величину?
Как записать результат?
Подводят итоги.
Е.А.Марон Опорный конспект на экране
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/22/s_5ba6a627bca9d/955066_7.png)
Это любопытно:
Какая у метра может быть история?
В Древнем Вавилоне, например, все измерения, целая система - всё вокруг «локтя». Все, что хочешь «локтями» меряли.
А в Тибете, например, мера длины – это «чашка чая».
Но самая точная мера на свете, говорили египтяне, - волос из верблюжьего хвоста!
Какая уж тут точность! В каждой деревне свои меры!
Наконец, решили ученые измерить длину земного меридиана и часть его считать единицей длины на все времена и для всех народов. Так появился «метр» – десятимиллионная часть четверти меридиана.
Далее по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b48-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_4.swf обсуждают «Физические величины и действия над ними», пункты 1-6
Основой современной метрической системы единиц измерения стали три единицы: метр, килограмм, секунда.
Интернациональная система единиц ( сокращенно СИ ), которая принята в настоящее время во всем мире, была принята в 1960 году. Она базируется на семи единицах.
Записывают в тетради:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/22/s_5ba6a627bca9d/955066_8.png)
Основные единицы измерения Международной системы единиц ( СИ ):
метр (м) - единица длины
секунда (с) - единица времени
килограмм (кг) -единица массы
Записывают в тетради вывод о единицах измерения объёма с помощью мензурки:
1 мл = 1 см3 = 0.001 л = 0.001 дм3
Учитель ставит проблему: какой результат измерения объёма наиболее точен?
(выдвигают гипотезу, что точность измерения зависит от числа делений на шкале мензурки и обсуждают возникшее затруднение)
Новое знание: цена деления измерительного прибора (мензурки)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/22/s_5ba6a627bca9d/955066_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/22/s_5ba6a627bca9d/955066_11.png)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1). Учащиеся определяют цену деления мензурок на столе
Сд = (20-10)/5 = 2 мл Сд = (20-10)/2 = 5 мл
Сравнивают цену деления 1-й и 2-й мензурок
2). Учащиеся определяют цену деления приборов на стр.9 учебника, проговаривая вслух
Рис.7 Сд = (70 - 60)/ 2 = 5 мл
Рис.8 Сд = (1.0 - 0.5)/ 10 = 0.05 А
Рис.9 Сд = (3 - 2)/ 5 = 0.2 В
Запись результата измерения
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/22/s_5ba6a627bca9d/955066_12.png)
Погрешность измерений равна цене деления измерительного прибора
Например: V = 20 ± 1 мл
Учитель акцентирует внимание учащихся на то, что выше указанная запись результата является эталоном. В таком виде учащиеся должны всегда записывать результаты измеренных физических величин
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
После анализа учащимися возникшей ситуации и выявления места и причины затруднения, учащиеся приступают к выполнению лабораторной работы №1 «Определение цены деления измерительного прибора» на стр.203 учебника ( Пёрышкин А.В.)
Далее учащиеся:
формулируют и записывают в тетради для лабораторных работ название работы, цель лабораторной работы, приборы и оборудование (стр.203 учебника)
2). По рис. 7 на стр.9 учебника определяют цену деления мензурки и объём налитой воды и записывают его в тетради в соответствии с эталоном.
Реализация построенного проекта и этап самостоятельной работы
Отвечают на следующие вопросы , выполняя пункты 2,3,4 и 5 лабораторной работы
1). Какой объём жидкости вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита: а) до верхнего штриха б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной от нуля?
2) Какой объём жидкости помещается: а) между 2 и 3 штрихами, обозначенными цифрами б) между соседними самыми ближними штрихами мензурки?
Как называется последняя вычисленная вами величина? Как определяют цену деления шкалы измерительного прибор?
Налейте в измерительный цилиндр воды, определите и напишите, чему равен объём налитой воды.
Налейте полный стакан воды, потом осторожно перелейте воду в измерительный цилиндр. Определите и запишите с учётом погрешности, чему равен объём налитой воды. Вместимость стакана будет такой же.
Этап обобщения .
Учащиеся обобщают новые знания и умения, полученные на уроке и записывают вывод к лабораторной работе.
Включение в систему знаний и повторение (на основе выполнения домашнего задания)
Учитель комментирует домашнее задание
Учебник Пёрышкин А.В.§ 4, 5
Упражнение 1(1) Ответ: Рис.10 Сд = (10 - 5)/ 10 = 0.5 с
Прочитайте в учебнике раздел « Старинные меры» стр.12 и выразите свой вес в пудах, а рост в аршинах.
Ответ:
А) вес = 45 кг = 45/16.38 пуда = 2.75 пуда
Б) рост = 152 см = 152/ 71.12 аршина = 2.14 аршина
4. стр.14 задание 1. Измерьте линейкой с мм делениями длину и ширину вашего учебника запишите результаты с учётом погрешностей измерения
Ответ:
а = 22.2 ± 0.1 (см)
в = 16.7 ± 0.1 (см)
стр.14 задание 3*
Измерьте линейкой с мм делениями длину и ширину картины Леонардо да Винчи и запишите результаты с учётом погрешностей измерения. Используя Интернет, найдите название картины, истинный размер и масштаб, в котором картина представлена в учебнике.
Ответ: а = 51 ± 1 мм в = 35 ± 1 мм
Картина называется «Мона Лиза» истинный размер а = 794 мм в = 534
Масштаб: 794/52 = 15.3
Литература:
Перышкин А.В. Физика 7 кл.- Москва: Дрофа, 2014.
А.Е.Марон Е.А. Марон Физика. Опорные конспекты и разноуровневые задания 7 кл. – Санкт - Петербург,Victory, 2013г
Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9.- Москва: Экзамен, 2015.
Источники иллюстраций, Интернет-ресурсы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b48-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_4.swf