СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Измеряем длину в см.,дм."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Измеряем длину в см.,дм."»



Предмет математика

Тема: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах.

Тип урока: урок открытия нового знания

Класс: 1 класс.

Цели:

- деятельностные: измерение длин предметов и отрезков в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах по схеме см= дм см, поиск ошибок в записи результатов измерения.

-содержательные: развитие умения измерять длину разных предметов, записывать результат измерения, используя различные единицы длины.

Совершенствование знаний нумерации чисел второго десятка.

Воспитание уважения к людям разных профессий,  показать важность точности измерения в разных профессиях и необходимость полученных знаний и умений в жизни

Этап

Деятельность учителя

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  1. Вхождение в контакт

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо прежде всего математику знать.
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка, друзья,
Где бы вам не пригодилась МА – ТЕ – МА – ТИ – КА!

Знайте ребята! От знаний зависят

Сила страны и здоровье людей.

Ум и смекалка, а главное точность.

Вот что в профессии каждой важней!

Сегодня ваш труд это учеба, но главная цель в жизни каждого человека это получение хорошей профессии. На этом уроке мы с вами докажем как в каждой профессии важна точность измерений, вычислений.

2) Этап актуализации знаний

 Разминка ума.

 а) Всё что знаем, вспоминаем

Отгадайте:

Кто приносит нам газеты

 И от бабушки приветы?(слайд)

У почтальона задание разнести письма по квартирам (слайд)

 Перед вами ряд чисел, читаем.  10 11 12 14 15 16 18 19 20 .

Что заметили? В каких квартирах не получат писем? Выложите числа перед собой. Поднимите числа, которые пропущены.

Где находится число 13, между какими числами?  

Найдите число 17. Покажите предыдущее число, следующее за 17.

б) задание3 (с 79)

 Закройте глаза, сосредоточьтесь и будьте внимательны. Учитель читает текст.

Петя живет с родителями в доме номер шестнадцать. Восемнадцатого декабря Пете исполнится одиннадцать лет.

Откройте глаза, возьмите тетради, запишите в них ответы, если не сможете, поставьте знак «-»

-Сколько лет исполнилось Пете?

-Какого числа Пете будет 11 лет?

- Напишите номер дома, в котором живёт Петя.

-На каком этаже живет Петя?

Проверяем: На какой вопрос вы не смогли ответить?

Какие числа вы записали.

Запишите десятичный состав каждого числа.(слайд)

Нужна ли почтальону точность?

Мы продолжаем знакомиться с профессиями, в которых нужна точность. (слайд Столяр.) Чем занимается столяр?

 Важна ли в этой профессии точность?  Точность чего?

3) Постановка учебной задачи

Учитель демонстрирует полоску бумаги и отрезок на бумаге.

-Вспомните, как можно определить какой предмет имеет большую длину?        

Представьте, что вам дали задание смастерить кормушку для птиц.(слайд)

Проверим, как вы умеете измерять предметы и строить отрезки с помощью линейки. Возьмите  линейки. Работать будете в парах. У вас на парте есть полоска бумаги и чистый лист. Договоритесь между собой, кто из вас будет работать с полоской бумаги, а кто выполнять задание на листе.

С помощью линейки и числа лет Пети один из вас должен начертить отрезок на бумаге, другой отмерить на полоске. Длины полоски и отрезка у вас должны быть одинаковыми.

Как вы проверите правильность выполнения своей работы?

У всех ли в парах совпали длины полоски и отрезка? Покажите сигналами.

4) Этап выявления места  затруднения, постановка учебной задачи

Мы вспомнили, что для измерения длины используют специальный инструмент – линейку, на которой заранее отмечены мерки.

А ещё мы же познакомились и сами смастерили мерки  дм и см. Что такое дециметр?(слайд)

Рассмотрите отрезок красного цвета.  Измерьте его длину с помощью моделей дециметра и сантиметра. Сколько раз уложился дециметр?

Еще раз можно уложить дециметр?

Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка?

 Сколько раз уложился сантиметр?

Длина этого отрезка 1 дм 2 см.

Какова общая длина отрезка?

Догадайтесь, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

5) Этап построения проекта выхода из затруднения.

1. Работа над новым материалом.

-Я вам показываю одну из картонных полосок, а вы измеряете её длину. Как будете измерять длину мерками или линейкой?

Покажите результат с помощью чисел. Запишите в тетрадь с помощью дм и см.

Учитель показывает вторую полоску.

Представьте полученные данные в виде дм и см

На доске рисунки людей следующих профессий: швея, строитель. Что объединяет людей этих профессий.      

Точность измерений нужна и нам, как вы думаете где?

2. Физкультминутка

Упражнение на внимание. Учитель показывает движения, дети за ним повторяют. Затем вводится запретное движение «руки вверх не поднимать», и упражнения за учителем повторяются ещё раз.

6) Этап первичного закрепления

А сейчас потренируемся в использовании единиц длины при измерении разных объектов.

Откроем учебники на стр 78.

Работаем в парах

Вспомните правила работы в паре:

Договориться, кто чем будет измерять

Выслушать мнение друг друга.

Не спорить зря, а стараться понять друг друга.

Объясните, как точнее измерить длину каждой цепочки?

Договоритесь, кто чем будет работать? Жду показа готовности!

Две цепочки измеряют под руководством учителя, а дальше самостоятельно в парах.

-Проверяем. Оценим работу знаками: «+» и « - ».

 запись на доске:

14 см=1дм4см            15см=1дм5см

10см=1дм                   13см = 1дм Зсм

16 см = 1 дм 6 см

А в профессии учителя так ли важна точность. Почему?

- Как вы думаете, а можете ли вы сами выступить в роли учителя? Найдите ошибки в работе Пети. Как вам удобнее работать?

Проверяем: Какие ошибки допустил Петя? Трудно ли было найти эти ошибки.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работаем в тетради с.21 (урок33). Какое задание вам нужно выполнить?

 Подумайте и покажите знак «+», кто уже может самостоятельно измерять длину предметов и записывать результаты. Вы работаете самостоятельно.

 Подумайте и покажите знак, те, кто сомневается ещё в своих силах , кто дальше может продолжить самостоятельно?

 ( остальные ученики работают с учителем)

Проверяем: чему равна длина ручки, карандаша, кисти?  Людям каких профессий принадлежат эти вещи?

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Какими единицами измерения длины мы пользовались на уроке?

А для чего нужны разные единицы измерения длины?

Молодцы! А сейчас я проверю, как вы запомнили изученные на уроке единицы длины и научились работать с ними.

Соедините точки одинакового цвета. Измерьте длины отрезков. Вставьте пропущенные числа.

Проверьте себя по ключу.

6см        10см=1дм

5см        14см=1дм4см

Кто успел выполнить всё и правильно- покажите знак.

9) Этап рефлексии учебной деятельности.

Вы хорошо сегодня постарались.

Оцените свою работу с помощью «Волшебных линеечек»



















Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Что такое дециметр?

  2. Как связаны дециметр и сантиметр?

  3. Когда для измерения длины используют дециметр?

Тезаурус:

Сантиметр (см) – единица измерения длины.

Дециметр (дм) – более крупная единица измерения длины.1 дм = 10 см.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ответьте на вопрос. Какой длины должен быть пенал, чтобы в него можно было положить карандаш длиной 9 см?

Измерим длину пенала. Приложим линейку так, чтобы метка 0 совпала с началом пенала. Посмотрим, какая метка совпала с другим краем пенала. Получили 10 см. Значит, длина пенала 10 см. В него можно положить карандаш длиной 9 см.

10 см или 1 десяток см образуют 1 дециметр. Значит, длина пенала – 1 дециметр.

Сокращенно записывают так: 1 дм. 1 дм = 10 см.

Измерим длину маркера. Приложим линейку. Длина ручки 14 см. 14 см – это 10 см и 4 см. 10 см – это 1 дм. Значит, длина маркера 1 дм 4 см.

Измерим длину фломастера. Длина ручки фломастера 10 см, или 1 дм. Длина колпачка фломастера – 5 см. Значит, длина фломастера 1 дм 5 см, или 15 см.

Для измерения длины крупных предметов неудобно пользоваться сантиметром. Поэтому используют более крупную единицу длины – дециметр.

Начертим отрезок длиной 11 см. Сколько это дециметров и сантиметров?

11 см = 10 см + 1 см

10 см = 1 дм

11 см = 1 дм 1 см

Перейдем из одних единиц в другие. Например,

1 дм 5 см = … см

1 дм = 10 см. А у нас ещё 5 см. 10 см + 5 см = 15 см.

Значит, 1 дм 5 см = 15 см.

2 дм = … см.

Вспомним, что 1 дм = 10 см. Значит, 2 дм = 20 см.

Вывод:

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Дециметр – более крупная единица измерения длины. Сокращенно записывают так: 1 дм. Читают – 1 дециметр. 1 дм = 10 см. Для измерения длины крупных предметов используют дециметр.

Выполним несколько тренировочных заданий.

  1. Соедините равные единицы длины.

Проверьте.

2. Подчеркните верные равенства и неравенства.

12 см = 1 дм 2 см; 1 дм 5 см

2 дм 1 дм 8 см; 13 см 1 дм 6 см; 2 дм

Верные равенства и неравенства следующие.

12 см = 1 дм 2 см;

2 дм 1 дм 8 см.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!