СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К 80-летию снятия блокады Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К 80-летию снятия блокады Ленинграда»


Сценарий часа пансиона

« К 80-летию освобождения Ленинграда »



1

Сегодня, 18 января 2023 года, наша страна отмечает 80-летие прорыва блокады Ленинграда.

2

Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории нашей страны, в истории Великой Отечественной войны.

3

Почему?

А что вообще такое…. блокада?

Где такой город сейчас….Ленинград?

4

Блокада – это препятствование стране или региону получать или отправлять продовольствие, предметы снабжения, блокирование людей с помощью военной силы.

5

Блокада Ленинграда – военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) войсками Германии и их пособниками: вооружёнными подразделениями, сформированными на территории (вы только вдумайтесь) Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии и Финляндии, а также отдельными добровольцами из числа австрийцев, латышей, поляков, французов и чехов.

6

Длилась она 872 дня! с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.)

1

Важно знать! И это подтверждено документами!

Блокада Ленинграда проводилась не с целью капитуляции города, а для того, чтобы уничтожить все находящееся в окружении население.

2

Войска Германии и их пособники хотели стереть город с лица земли.

3

Почему же именно Ленинград?

4

Ленинград, Петроград, Питер, Город на Неве, Северная столица, Культурная столица, Северная Пальмира

У Санкт-Петербурга много имен, отражающих его великие черты. Основанный в 1703 году Петром Первым, город на протяжении своей истории носил несколько официальных названий.

5

Так почему же именно в этом городе произошла эта страшная трагедия? Что произошло бы в случае падения Ленинграда?

6

Это кратко, но достаточно ясно описал в своих мемуарах Маршал Победы Георгий Константинович Жуков:

За кадром… (Е.А.)

«Ленинград! – Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи города являются гордостью нашей страны.

«Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях была бы серьезным осложнением всей стратегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения здесь немецких и финских войск нам пришлось бы создавать новый фронт, чтобы оборонять Москву с севера, и израсходовать при этом все стратегические резервы, которые готовились для защиты столицы. Кроме того, мы неизбежно потеряли бы наш мощный Балтийский флот».

Видео

https://yandex.ru/video/touch/preview/15527115072018110821

1

Не знать о блокаде Ленинграда нам нельзя, но как найти правильные слова?

А почему нельзя забывать?

Ведь столько лет прошло…

Может и не надо вспоминать?

Зачем нам говорить о страшном?

Не простые вопросы! .....а…. память – очень хрупкая материя!

6

Мы не имеем права забывать, потому что в современном мире есть попытки реабилитации преступлений нацистов, а за этим…осквернение памятников, попытки оправдания преступников!

Снос памятников Советским воинам (видео)

2

Для того, чтобы понять весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни.

Видео…(фото на музыку)

4

Город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года.

Погиб каждый седьмой житель Ленинграда. Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода.

У каждого блокадника своя трагическая история.

1

Весь мир содрогнулся, прочитав дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В сентябре 1941 года она пошла в 4 класс. Девочка писала в дневнике о смерти членов ее семьи. Последняя запись была «Савичевы все умерли. Осталась одна Таня». Таня умерла тоже. Ее дневник нашла сестра Нина, которую ранило при бомбежке, когда она возвращалась с работы, ее спасли и эвакуировали.

В 1945 году она вернулась в Ленинград. Умирали родные и близкие, ребятишки оставались одни в холодных темных квартирах. Специальные отряды ходили по домам, оставшихся детей больных и изможденных, собирали вместе, чтоб помогать им выживать.

Отрывок из фильма «Ищу человека» (49.15)+ видео эвакуация

7

Не всех детей удалось эвакуировать…Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе со взрослыми тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, работали в госпиталях и на заводах.

2.

125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное – бумага, канцелярский клей, целлюлоза и жмых.

Видео (небольшой фрагмент) хлеб…

3

Подвиг блокадного Ленинграда. В чем он? Сейчас находятся те, кто говорит, что город нужно было сдать, как сдали Париж или Вену…

5

В феврале 2014 года у всех на слуху был скандал с телеканалом «Дождь», который запустил опрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?».

1

Саму постановку вопроса можно считать антиисторической, так как за аксиому взято ничем не обоснованное утверждение, что, если бы город был сдан немцам, эти сотни тысяч жизней были бы спасены.

За кадром (на экран)

Даже если не учитывать вполне тянущие на подготовку геноцида людоедские цитаты немецких генералов:

Франц Гальдер, начальник штаба командования Сухопутных войск Германии, 8 июля 1941 года пишет в своем дневнике: 

«Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы» 

(Гальдер Ф. «Военный дневник» Пер. с нем., том 3, книга 1. М., 1971 г., стр. 101)

Альфред Йодль, начальник оперативного отдела командования Сухопутных войск, 7 октября 1941 г. сообщает генерал-фельдмаршалу Вальтеру фон Браухичу: 

«Капитуляция Ленинграда, а позже и Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником… Нельзя кормить их население за счёт германской родины…»

Адольф Гитлер 16 сентября 1941 года вещает в беседе с бригаденфюрером СС Отто Абецом, немецким послом в занятом германскими войсками Париже: 

«Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго азиатский яд источался в Балтийское море, должен исчезнуть с лица земли… Азиаты и большевики должны быть изгнаны из Европы, период 250-летнего азиатства должен быть закончен» 

(Фролов М. И. «Адольф Гитлер: “Ядовитое гнездо Петербург... должен исчезнуть с лица Земли”» // Военно-исторический журнал. 2001 г, №9, стр. 26)

Отрывок из директивы от 23 сентября 1941 года «Die Zukunft der Stadt Petersburg»

«Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта… Финляндия точно также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у ее новой границы» 

(«Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944 гг.)» М. 1968 г, стр. 298)

11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Хейкки Рюти заявил немецкому посланнику:

«Ленинград надо ликвидировать, как крупный город» 

(Барышников Н. И. «Блокада Ленинграда и Финляндия. 1941-1945». СПб.; Хельсинки, 2002 г., стр. 20).

За кадром и фото…

Никакой крупный город, тем более мегаполис не может существовать без снабжения хотя бы продовольствием (не говоря уже об иных видах снабжения – топливом, электричеством и т.п.) 

Даже если не проводить целенаправленный геноцид, а просто разрушить системы такого снабжения и не заниматься их восстановлением, то любой крупный город будет обречен на вымирание в течение года-двух.

Достаточно посмотреть на ситуацию с населением трёх крупнейших по численности городов СССР, захваченных немцами в 1941 г. 

В Киеве население на начало войны было около миллиона – в конце 1943 г. население уменьшилось в пять раз, менее 200 тысяч.

В Харькове за три года оккупации население уменьшилось с примерно 800 тысяч человек до 190 тысяч. 

В Минске к лету 1944 г. население города сократилось более чем в пять раз и составило едва 50 тысяч человек из 270 тысяч жителей в 1941 г. 

Значительная часть городских жителей, в отсутствие всякой блокады, в течении двух-трёх лет оккупации умерла от недоедания, вызванных им и военной разрухой болезней. Соотношение умерших и выживших в этих городах получается не менее, даже более страшным, чем в осаждённом голодающем Ленинграде. 

При этом заметим, что Минск был относительно небольшим городом, а почти миллионные Киев и Харьков находятся на территории чернозёмной Украины с достаточно развитым и щедрым сельским хозяйством.

Теперь представим в такой ситуации трёхмиллионный мегаполис Петербург-Ленинград, к тому же расположенный на северо-западе России с весьма проблемным земледелием, где и без блокады, просто в условиях войны и немецкой власти на оккупированных территориях царили голод с массовой смертностью.

Это Париж был объявлен «открытым городом», немцы милостиво разрешили побеждённым французам сохранить свои муниципальные и государственные структуры, богатые колонии и даже армию (только эта армия дисциплинированно передала немцам все тяжелые и осадные орудия, которые три года использовались для артобстрела блокадного Ленинграда).

В России такой «либерализм» Гитлером не предусматривался!

С учётом приведённых выше раскладов, понятно, что никакой разумной альтернативы у стойкой обороны «второй столицы» не было – захват или капитуляция неминуемо влекли ещё большие человеческие жертвы.

Это не говоря уже о военных последствиях падения Ленинграда - слом фронта на всем северо-западе России, от Мурманска до Москвы, что делало поражение нашей страны в той войне практически неизбежным.

Отсюда и проистекала необходимость обороны города буквально «любой ценой», ибо цена поражения крыла всё и всех.

Отсюда происходит, в том числе и эта находящаяся вне морали мирного времени система распределения пайков в осаждённом голодающем городе.

Логика тотальной войны была безжалостной - без иерархии норм снабжения, если бы ключевые для обороны города лица (высшее руководство, командование, лётчики и т.п.) так же умирали от голода, итогом был бы развал ленинградского фронта и гибель в оккупации подавляющего большинства городского населения..."

За кадром (фото)

Надо сказать, что наши предшественники, жившие в советские годы, хорошо понимали все трудности определения «блокадного подвига». Поэтому мало говорили о самой блокаде, гораздо больше – об обороне города и прорыве блокады. А если речь все-таки заходила о положении в окруженном Ленинграде, то «ужасы» были лишь фоном (да, ярким, запоминающимся, пугающим, но не главным) – фоном, на котором разворачивались истории о взаимовыручке, самопожертвовании, заботе о ближнем. Подвигом было именно это: остаться человеком в нечеловеческих условиях. Об этом писали и вполне «взрослые» авторы, Даниил Гранин и Алесь Адамович, в «Блокадной книге»: «…мы вывели для себя интереснейшее правило: те, кто спасал других, чаще выживали, чем те, кто просто лежал, ожидая какого-то ухода за собой или потеряв надежды на жизнь».



4

Стук метронома днем и ночью, как стук сердца самого города. Медленный и размеренный, он ускорялся, когда начинались бомбардировки.

7

Когда прекращалось радиовещание, оставался в эфире метроном, как свидетельство того, что город еще жив.

Метроном….

https://yandex.ru/video/preview/7150191961222850964


Симфония Шостакович…

https://yandex.ru/video/preview/15095854370148298153


ВИДЕО…

Суд признал геноцидом действия фашистов во время блокады Ленинграда

https://yandex.ru/video/preview/7089951855679840144

3

Что такое наша память?

Это часть нашего культурного кода.

7

То, как мы относимся к прошлому, что мы о нем знаем и помним, определяет нас в настоящем.

4

Какие мы, что для нас важно, чем дорожим. Совершенно очевидно, что народ жив, если знает и помнит свою историю.

6

Зачем нам, детям, знать подробности о немыслимых страданиях, выпавших на долю таких же, как мы детей?

1

Вариантов ответов может быть много, но, может быть, один из главных это то, что пока мы можем плакать и сопереживать чужому горю, мы остаемся людьми.

5

Уроки истории нельзя «проходить», их нужно учить.

2

Для нас и для каждого жителя России – подвиг ленинградцев, переживших блокаду – наглядный пример будущим поколениям, как даже в бесчеловечной ситуации можно и нужно оставаться человеком.

1

Это высокая планка, по которой каждый может отмерять выбор жизни или смерти, добра или зла, совести или несправедливости.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!