Просмотр содержимого документа
«К.Д. Бальмонт в эмиграции»
К.Д. Бальмонт в воспоминаниях современников. Годы эмиграции.
Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу — вместе с гражданской супругой Еленой Константиновной Цветковской и дочерью Миррой.
В эмиграции Бальмонт опубликовал и несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое — ей» (1923), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935).
Я слушал дождь. Он перепевом звучным Стучал во тьме о крышу и балкон, И был всю ночь он духом неотлучным С моей душой, не уходившей в сон. Я вспоминал. Младенческие годы. Деревня, где родился я и рос. Мой старый сад. Речонки малой воды. В огнях цветов береговой откос. Я вспоминал. То первое свиданье. Березовая роща. Ночь. Июнь. Она пришла. Но страсть была страданье. И страсть ушла, как отлетевший лунь. Я вспоминал. Мой праздник сердца новый. Еще, еще — улыбки губ и глаз. С светловолосой, с нежной, с чернобровой Волна любви и звездный пересказ. Я вспоминал невозвратимость счастья, К которому дороги больше нет. А дождь стучал — и в музыке ненастья Слагал на крыше мерный менуэт. («Ночной дождь»)
В эмиграции, уделом поэта и его семьи стала бедность, почти нищета.
В эмиграции одним из немногочисленных друзей Бальмонта стала марина цветаева
Бальмонт: «Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Я иду к Марине Цветаевой. Мне всегда так радостно с ней быть, когда жизнь притиснет особенно немилосердно. Мы шутим, смеёмся, читаем друг другу стихи. И, хоть мы совсем не влюблены друг в друга, вряд ли многие влюблённые бывают так нежны и внимательны при встречах».
В тяжёлые для Константина Бальмонта 1930-е годы дружба с писателем Иваном Сергеевичем Шмелёвым оставалась для него главной опорой
Константин Бальмонт скончался от воспаления легких, в приюте «Русский дом» в местечке Нуази ле Гран под Парижем. Его похоронили на местном католическом кладбище, под надгробной плитой из серого камня с надписью: «Constantin Balmont, poète russe» («Константин Бальмонт, русский поэт»)
Лирическое «Я» поэта к. д. Бальмонта
И.Ф. Анненский первым заговорил в своей статье «Бальмонт-лирик» об особенностях поэтического «я» Бальмонта , выделяя основные характерные черты этого «я», связывая их с чертами личности поэта.
Анненский выделяет две основные черты, характерные для сознания Бальмонта , - «сознание безысходного одиночества» и «мистический страх перед собою».
Ему близки и высокое, и низкое, красивое и безобразное. Добро и зло начинают выступать для него только как эстетические ценности, без положительных или отрицательных оценок.