СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

/Сл 1/Качество профессиональной деятельности педагога –

главное условие обеспечения качества современного образования.

 

 

 

 

/сл2/«Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».

А. Дистервег

 

            Система Российского образования претерпевает существенные изменения в связи с развитием общества. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, реализует на практике основные нововведения именно педагог. Школьный учитель является основной фигурой. В основном от учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь. Для успешного введения в практику поставленных задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

            /сл4/Профессиональная компетентность учителя - это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответственность. «Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат  ф.м.н., доктор пед. наук,  профессор).

            Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

            /сл5/В своей работе я использую системно- деятельностный подход. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Китайская мудрость:

/сл6/ «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

/сл7/Включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению можно только с помощью действия.

/сл8/  Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне: было: я выучил и поэтому знаю;

стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.            /сл9/Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст. Меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков (доведение навыков до автоматизма).

Кроме предметных результатов в ФГОС предъявлены требования также к метапредметным и личностным результатам.

Прежде всего - о метапредметных результатах, поскольку это действительно наиболее существенное новшество стандартов. А еще потому, что личностный результат, в отличие от результатов предметных, согласно Федеральным государственным стандартам, не измеряется, то есть дети не будут оцениваться по степени достижения ими личностных результатов. Это справедливо, потому что не так легко оценить личностные достижения.

 Например, подбирает такие задания, на которые дети ищут дополнительную информацию.

            /сл10/Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный характер обучения. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать (задавать сам себе вопрос: (Чему мне нужно научиться?) и проектировать (Как мне этому научиться?). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.

/сл11/Необходимо сформировать у ребенка умение планировать собственную деятельность.

Решению продуктивных задач нужно учить:

- Осмысли задание (что надо сделать?)

-Найди нужную информацию (текст, рисунок…)

-Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)

-Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: я считаю, что… потому что, во-первых…, во-вторых и т.д.

-Дай полный ответ, не рассчитывая на наводящие вопросы учителя. То есть ребенок сам должен сопоставлять задачу с теми условиями, в которых задача предъявлена, уметь соотносить содержание этой задачи с собственными умениями, оценивать свои собственные действия и вносить, если это необходимо, коррективы.             /сл12/Еще один метапредметный результат – универсальные учебные действия, связанные с работой в группе, способностью школьника соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в группе. То есть, другими словами, способность к эффективному взаимодействию при решении различных задач. Групповая работа - это не просто случайное собрание детей или их совместное время препровождение, - это особая учебная ситуация, в которой происходит коллективно-распределенная деятельность. Идея организации групповой работы заключается в том, что любое действие, любое умение, во-первых, сначала существует в процессе взаимодействия между людьми, а в процессе обучения это умение становится достоянием каждого ребенка.

/сл13/Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно- деятельностном подходе:

1. Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация и пробное учебное действие

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление учебного действия

7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторение

9.Рефлексия учебной деятельности

Что же, собственно говоря, нового должен уметь учитель для того, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия?

Прежде всего, учитель должен владеть технологией, которая способствует развитию детской рефлексии – способности планировать и оценивать свои собственные действия.

Содержание этой компетенции учи­теля определяется такими характеристиками, как /сл14/

  1. Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.
  2. Уметь ставить цели на успехи в пред­метной сфере учащегося.
  3. Уметь ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.
  4. Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка./сл15/
  5. Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной про­граммы. (Умеет правильно (адекватно) вы­делить трудности в освоении учебных пред­метов, возникающие у каждого ученика.)
  6. Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД).
  7. Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным осно­ваниям (целям, используемым средствам и др.).
  8. Уметь выбирать и применять совре­менные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставлен­ным целям.

Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. /сл16/Не потому ли, главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:

  • готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
  • мотивация на работу с учащимися;
  • способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;
  • знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
  • владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
  • знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.

 также помогает знание содержания особенностей учебно-методического комплекта:

  Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программу воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность образовательного учреждения. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

К тому же в современном мире взрослые, в том числе и родители, не хотят воспитывать ребенка на традициях семьи и народа, а порой и сами не владеют важнейшими жизненными ценностями.

Однако, следует признать, что обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся педагогу без социально-педагогического партнерства, скорее всего, просто невозможно. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.

Исходя из современных требований, можно определить /сл17/основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская деятельность;

- самообразовательная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;

- трансляция собственного педагогического опыта и др.

/сл18/Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

/сл19

 

Просмотр содержимого документа
«Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования.»

/Сл 1/Качество профессиональной деятельности педагога –

главное условие обеспечения качества современного образования.





/сл2/«Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».

А. Дистервег


Система Российского образования претерпевает существенные изменения в связи с развитием общества. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, реализует на практике основные нововведения именно педагог. Школьный учитель является основной фигурой. В основном от учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь. Для успешного введения в практику поставленных задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

/сл4/Профессиональная компетентность учителя - это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответственность. «Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат  ф.м.н., доктор пед. наук,  профессор).

Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

/сл5/В своей работе я использую системно- деятельностный подход. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Китайская мудрость:

/сл6/ «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

/сл7/Включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению можно только с помощью действия.

/сл8/ Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне: было: я выучил и поэтому знаю;

стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать. /сл9/Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст. Меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков (доведение навыков до автоматизма).

Кроме предметных результатов в ФГОС предъявлены требования также к метапредметным и личностным результатам.

Прежде всего - о метапредметных результатах, поскольку это действительно наиболее существенное новшество стандартов. А еще потому, что личностный результат, в отличие от результатов предметных, согласно Федеральным государственным стандартам, не измеряется, то есть дети не будут оцениваться по степени достижения ими личностных результатов. Это справедливо, потому что не так легко оценить личностные достижения.

Например, подбирает такие задания, на которые дети ищут дополнительную информацию.

/сл10/Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный характер обучения. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать (задавать сам себе вопрос: (Чему мне нужно научиться?) и проектировать (Как мне этому научиться?). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.

/сл11/Необходимо сформировать у ребенка умение планировать собственную деятельность.

Решению продуктивных задач нужно учить:

- Осмысли задание (что надо сделать?)

-Найди нужную информацию (текст, рисунок…)

-Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)

-Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: я считаю, что… потому что, во-первых…, во-вторых и т.д.

-Дай полный ответ, не рассчитывая на наводящие вопросы учителя. То есть ребенок сам должен сопоставлять задачу с теми условиями, в которых задача предъявлена, уметь соотносить содержание этой задачи с собственными умениями, оценивать свои собственные действия и вносить, если это необходимо, коррективы.
/сл12/Еще один метапредметный результат – универсальные учебные действия, связанные с работой в группе, способностью школьника соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в группе. То есть, другими словами, способность к эффективному взаимодействию при решении различных задач. Групповая работа - это не просто случайное собрание детей или их совместное время препровождение, - это особая учебная ситуация, в которой происходит коллективно-распределенная деятельность.
Идея организации групповой работы заключается в том, что любое действие, любое умение, во-первых, сначала существует в процессе взаимодействия между людьми, а в процессе обучения это умение становится достоянием каждого ребенка.

/сл13/Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно- деятельностном подходе:

1. Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация и пробное учебное действие

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление учебного действия

7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторение

9.Рефлексия учебной деятельности

Что же, собственно говоря, нового должен уметь учитель для того, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия?

Прежде всего, учитель должен владеть технологией, которая способствует развитию детской рефлексии – способности планировать и оценивать свои собственные действия.

Содержание этой компетенции учи­теля определяется такими характеристиками, как /сл14/

  1. Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.

  2. Уметь ставить цели на успехи в пред­метной сфере учащегося.

  3. Уметь ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.

  4. Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка./сл15/

  5. Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной про­граммы. (Умеет правильно (адекватно) вы­делить трудности в освоении учебных пред­метов, возникающие у каждого ученика.)

  6. Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД).

  7. Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным осно­ваниям (целям, используемым средствам и др.).

  8. Уметь выбирать и применять совре­менные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставлен­ным целям.

Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. /сл16/Не потому ли, главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:

  • готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

  • мотивация на работу с учащимися;

  • способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;

  • знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;

  • владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;

  • знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.

также помогает знание содержания особенностей учебно-методического комплекта:

Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программу воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность образовательного учреждения. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

К тому же в современном мире взрослые, в том числе и родители, не хотят воспитывать ребенка на традициях семьи и народа, а порой и сами не владеют важнейшими жизненными ценностями.

Однако, следует признать, что обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся педагогу без социально-педагогического партнерства, скорее всего, просто невозможно. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.

Исходя из современных требований, можно определить /сл17/основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская деятельность;

- самообразовательная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;

- трансляция собственного педагогического опыта и др.

/сл18/Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

/сл19


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!