Как подготовить
метапредметный элективный курс
для учащихся.
Введение.
Работа в 5 классах по такой учебной дисциплине, как литература подтолкнула меня на интересную мысль: составление метапредметного элективного курса по данному предмету.
Основная часть.
Уважаемые коллеги, для того, чтобы понять смысл, представленной на ваш суд темы, необходимо «разбить» ее на смысловые составляющие: что такое элективный курс, и что такое метапредметность.
Итак, элективный курс - это дополнительные обучающие занятия по выбору. «Электив» (англ. elective) – означает выборный, факультативный. Этот курс является обязательным. Но его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.
Наведем историческую справку: в 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.
Электив выступает как составляющая профильного образования. Так в чем же особенность элективов и отличие от профильного образования? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:
обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
создают непрерывную профориентационную работу;
помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).
А чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то, что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.
Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям.
Основные из них:
содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;
ребенок должен иметь право его выбора;
курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.
Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:
предметно-ориентированные;
межпредметные.
Первая группа предполагает авторские программы, которые можно считать аналогами факультативов. Их основной целью является подготовка к сдаче экзаменов, углубление знаний по предмету.
Но педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями.
Зачастую путают два понятия: межпредметность и метапредметность.
Межпредметность – направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или учебных дисциплин с целью формирования обобщенного знания или определенной компетенции.
Метапредметность – это направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования.
Элективный курс
по литературе и русскому языку
в 5 классе
«Обогащаем нашу речь»
Элективный курс по литературе, русскому языку и истории «Обогащаем нашу речь» является важнейшей частью работы по привитию интереса к языкознанию в целом. Данный элективный курс предназначен для учащихся 5 класса, рассчитан на 15 часов.
Цель курса:
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы.
Планирование занятий метапредметного элективного курса
№ п/п | Темы | Содержание | Формируемые метапредметные результаты | Кол-во часов |
1 | Басня и ее родословная. | Что такое басня. История развития басенного жанра. | смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, делать выводы | 1 |
2 | Известные баснописцы и неизвестные факты о них. Что такое эзопов язык. | Эзоп (Древняя Греция), И.А.Крылов (Россия), Жан Де Лафонтен (Франция) | умение выявлять главное, умение выявлять причинно-следственные связи | 1 |
3 | 2019 год – год культуры в РФ | Новейшая история: об указах президента | умение строить рассуждение | 1 |
4 | Крылов – комедиограф? 200 лет со дня рождения баснописца | Неизвестная биография И.А.Крылова. Юбилей со дня рождения баснописца. | умение строить рассуждение | 1 |
5 | «Кот и повар» И.А. Крылова | О события 1812 года в баснях И.А. Крылова | умение выявлять главное, делать выводы на основе анализа причинно-следственных связей | 1 |
6 | Основные стилистические приемы в басне | Аллегория. Метафора. Ирония. Прием обобщения. | умение выявлять главное, систематизировать | 1 |
7 | Крылатые выражения и пословицы – как неотъемлемая часть басен Крылова | Составление таблицы крылатых выражений и пословиц из басен Крылова. | умение выявлять главное, систематизировать и классифицировать | 3 |
8 | Такая неизвестная нам фразеология | Фразеология как раздел языкознания. Объект фразеологии. Определение фразеологической единицы. Признаки фразеологизмов. | умение выявлять главное, систематизировать и классифицировать | 3 |
9 | Обогащаем нашу речь за счет фразеологизмов | Классификация фразеологизмов. Виды фразеологизмов. Словарь фразеологизмов. | умение выявлять главное, систематизировать | 3 |
Заключение
Элективные курсы это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.
В первую очередь - это занятия по выбору, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.