СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как подготовить элективный курс для учащихся

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итак, элективный курс - это дополнительные обучающие занятия по выбору. «Электив» (англ. elective) – означает выборный, факультативный. Этот курс является обязательным. Но его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

Просмотр содержимого документа
«Как подготовить элективный курс для учащихся»

Как подготовить

метапредметный элективный курс

для учащихся.

Введение.

Работа в 5 классах по такой учебной дисциплине, как литература подтолкнула меня на интересную мысль: составление метапредметного элективного курса по данному предмету.

Основная часть.

Уважаемые коллеги, для того, чтобы понять смысл, представленной на ваш суд темы, необходимо «разбить» ее на смысловые составляющие: что такое элективный курс, и что такое метапредметность.

Итак, элективный курс - это дополнительные обучающие занятия по выбору. «Электив» (англ. elective) – означает выборный, факультативный. Этот курс является обязательным. Но его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

Наведем историческую справку: в 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

Электив выступает как составляющая профильного образования. Так в чем же особенность элективов и отличие от профильного образования? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

  1. обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);

  2. способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);

  3. гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);

  4. помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;

  5. создают непрерывную профориентационную работу;

  6. помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;

  7. являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).

А чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то, что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям.


Основные из них:

  1. содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;

  2. ребенок должен иметь право его выбора;

  3. курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.

Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

  1. предметно-ориентированные;

  2. межпредметные.

Первая группа предполагает авторские программы, которые можно считать аналогами факультативов. Их основной целью является подготовка к сдаче экзаменов, углубление знаний по предмету.

Но педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. 

Зачастую путают два понятия: межпредметность и метапредметность.

Межпредметность – направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или учебных дисциплин с целью формирования обобщенного знания или определенной компетенции.

Метапредметность – это направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования.























Элективный курс

по литературе и русскому языку

в 5 классе

«Обогащаем нашу речь»

Элективный курс по литературе, русскому языку и истории «Обогащаем нашу речь» является важнейшей частью работы по привитию интереса к языкознанию в целом. Данный элективный курс предназначен для учащихся 5 класса, рассчитан на 15 часов. 

Цель курса:

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы.


Планирование занятий метапредметного элективного курса


п/п

Темы

Содержание

Формируемые метапредметные результаты

Кол-во часов

1

Басня и ее родословная.

Что такое басня. История развития басенного жанра.

смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

1

2

Известные баснописцы и неизвестные факты о них. Что такое эзопов язык.

Эзоп (Древняя Греция), И.А.Крылов (Россия), Жан Де Лафонтен (Франция)

умение выявлять главное, умение выявлять причинно-следственные связи

1

3

2019 год – год культуры в РФ

Новейшая история: об указах президента

умение строить рассуждение

1

4

Крылов – комедиограф? 200 лет со дня рождения баснописца

Неизвестная биография И.А.Крылова.

Юбилей со дня рождения баснописца.

умение строить рассуждение

1

5

«Кот и повар»

И.А. Крылова

О события 1812 года в баснях И.А. Крылова

умение выявлять главное, делать выводы на основе анализа причинно-следственных связей

1

6

Основные стилистические приемы в басне

Аллегория. Метафора. Ирония. Прием обобщения.

умение выявлять главное, систематизировать

1

7

Крылатые выражения и пословицы – как неотъемлемая часть басен Крылова

Составление таблицы крылатых выражений и пословиц из басен Крылова.

умение выявлять главное, систематизировать и классифицировать

3

8

Такая неизвестная нам фразеология

Фразеология как раздел языкознания.

Объект фразеологии. Определение фразеологической единицы. Признаки фразеологизмов.

умение выявлять главное, систематизировать и классифицировать

3

9

Обогащаем нашу речь за счет фразеологизмов

Классификация фразеологизмов.

Виды фразеологизмов.

Словарь фразеологизмов.

умение выявлять главное, систематизировать

3


Заключение

Элективные курсы это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

В первую очередь - это занятия по выбору, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!