СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как рождается поэзия

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен конспект заседания творческого клуба на тему "Как рождается поэзия"

Просмотр содержимого документа
«Как рождается поэзия»

Тема: «Как рождается поэзия»

Тип занятия: творческое обобщение (креативный тип)

Цели занятия:

  • формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем включения их в ситуацию творческого общения и оказание необходимой помощи по добыванию, усвоению и применению знаний, показывающих, что в основе любого творческого процесса лежит стремление человека к знанию и что знания необходимо добывать, изучая тот или иной предмет, знакомясь с книгами, людьми, картинами, стихотворениями;

  • совершенствовать коммуникативные умения учеников, развивать творческие способности, умение на основе изученного создавать свое, оригинальное;

  • воспитывать художественный вкус и любовь к прекрасному, стремление относиться к жизни творчески; расширять кругозор.

Главная проблема занятия: как стать творческим человеком?

Компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции.

Материалы к занятию: записи стихотворений, написанных членами творческого клуба; презентации о китайской и русской поэзии; видеоматериалы о японской культуре; карточки для рефлексии; стихотворения; цветы; свеча в подсвечнике.

Круг реальных объектов действительности: речь, слово, тексты стихотворений и песен, картины, свеча, цветы.

Для чего компетенция необходима ученику и социуму: понимать природу искусства и приобретать на этой основе опыт восприятия картин жизни для творческого участия в ней.

Перечень знаний, умений и навыков, составляющих компетенцию: учебно-познавательные – знание и понимание природы искусства, умение воспринимать произведения искусства; ценностно-смысловые – умение видеть связь между искусством и жизнью; коммуникативные – формировать позитивные навыки общения, знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми; компетенции личностного совершенствования – формирование культуры мышления и поведения; общекультурные – знание духовно-нравственных основ жизни человека и умение применять их.

Способы деятельности по отношению к кругу реальных объектов: приглашение к разговору об искусстве, прослушивание стихотворений, песен и просматривание презентаций и видеороликов с последующим обсуждением; организация творческой деятельности по сопоставлению стихотворений и рисунков, рефлексия и самооценка собственной деятельности, развитие стремления к творчеству, формирование художественного вкуса.

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на занятии: прослушивание музыки и стихотворений в определенном контексте, размышление на тему искусства, опыт оценки произведений искусства с точки зрения их связи с жизнью, приобщение к прекрасному, общение друг с другом, диалог в рамках искусства.



Ход занятия

1.Приветствие.

2.Зажжение свечи и приглашение к разговору.

3.Презентация №1 «Как рождается поэзия» (о работе клуба)

4. Размышление на тему «Источник поэзии – мировая культура».

  • Рассказ о слове «любование». Предполагаемые рассказы о любовании сакурой, Фудзиямой, луной, красными листьями клёна, восходом солнца.

  • Чтение стихотворений японских авторов на заданную тему, Например, хокку поэта Сайгё:

Слишком долго глядел!

К вишнёвым цветам незаметно

Я прилепился душой.

Облетели… Осталась одна

Печаль неизбежной разлуки.


Или:

Тревога берёт!

Где, на какой вершине

Окрестных гор

Цветы долгожданных вишен

Первыми зацветут?

  • Просматривание видеоролика о Японии, Фудзияме, сакуре.

  • Работа с Толковым словарём.

Любоваться – рассматривать с удовольствием, то есть не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться.

Итак, мы наполнили смыслом слово «любование», узнали, что стоит за этим словом. Ведь слово, значения которого мы не знаем в полной мере, может остаться навсегда чёрным значком на белой бумаге.

  • А теперь давайте попробуем приобщиться к этому процессу – процессу любования. Продолжим процесс любовного постижения Японии. Попытаемся услышать, понять, почувствовать ментальность другого народа. В шестидесятые годы японский композитор Ясуши Миягава и поэт Токико Иватани написали песню, которая была популярна у нас в России (смотрим видеоролик).

- Как вы думаете, о чём поют эти девочки? (после просмотра слушаем ответы)

  • В шестидесятые годы двадцатого века эту песню перевёл поэт-песенник Леонид Дербенёв. Появился русский вариант.

( звучит песня в исполнении Нины Пантелеевой на фоне презентации №2 «У моря, у синего моря…»)

  • Ваши впечатления от любования? (Слушаем ответы учеников). Важно обратить внимание на то, что любование способно не только обогатить мысль, научить новому, но способно наполнить душу любовью, радостью, полнотой восприятия мира.

5. Презентация №3 «О китайской поэзии»

  • Старшеклассники рассказывают о китайской поэзии, отмечая ее основные черты:

- созерцательность

- внимание к мельчайшим деталям

- способность к тонким наблюдениям

- поучительность.

  • Участникам предлагается выбрать из ряда стихотворений китайских авторов те, которые соответствуют указанным выше свойствам.

* * *

Одиноко сижу в горах Цзин тиншань.
Плывут облака
Отдыхать после знойного дня.
Стремительных птиц
Улетела последняя стая.
Гляжу я на горы,
И горы глядят на меня.
И долго глядим мы,
Друг другу не надоедая.

Ду Фу


* * *

После ночного дождя

Каждый цветок тяжел,

Ивы и тополя

Ярче зазеленели.

Опавшие лепестки

Слуга еще не подмел,

И гость мой, горный монах,

Все еще спит в постели.

Мелодия осенней ночи

Ван Вэй


* * *

Страна распадается с каждым днем.

Но природа - она жива:


И горы стоят, и реки текут,

И буйно растет трава.


Трагедией родины удручен,

Я слезы лью на цветы


6. Члены школьного творческого клуба «Пока горит свеча» рассказывают о том, как рождается поэзия (презентация №1) и приглашают всех к творчеству, вдохновляя словами китайского поэта Ли Бо, с которыми он обращался к младшим собратьям по перу, чтобы вдохновить их на написание стихотворений:

- Слушайте! О братья мои младшие! Все вы талантливые и утончённые люди! Если мы сейчас же не приступим к стихам, то в чём же выразим мы свои красивые, тонкие мысли?

Ведущий:

- Уважаемые поэты! Попробуйте выразить свои мысли, следуя традициям китайской поэзии. Помните о том, что стихи всегда нужны людям. Бо Цзюйи когда-то сказал в стихотворении "После чтения Ли Бо и Ду Фу": "Устремление Неба вы, должно быть, поняли оба: // В человеческом мире есть в хороших стихах нужда!"

- Может, вы будете писать о природе, не забудьте, что китайская поэзия – это поэзия воспоминаний и любования сосной и кипарисом, цветами и травами, поэзия лесного сумрака и залитого солнцем крыльца.

7.По традиции слушаем новые стихотворения – стихотворения года, месяца.

8.Презентация № 4 «А в небе голубом горит одна звезда…». (на фоне песни Бориса Гребенщикова «Город золотой» слайды, иллюстрирующие мысли и чувства автора).

7.Чтение стихотворений, созданных на этом заседании.

6.Заключение.

Задания ученикам и варианты их выполнения: организация выставки творческих работ, написание стихотворений, подготовка к просмотру видеоматериалов и прослушиванию записей песен и стихотворений; беседа о творческих работах; создание презентаций; сбор материала для школьного журнала

Формы контроля и оценки результатов занятия: участие в диалоге, создание собственных стихотворений, музыки, рисунков, презентаций.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!