Как составить схему предложения
Грищенко Т.М.
К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов.
Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.
УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.
Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Эти знаки называют буквы. Ими мы пользуемся и сейчас.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.
Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью. Сначала самим рассказать, а потом попросить ребенка повторить за вами.
Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной. Сначала самим рассказать, а потом попросить ребенка повторить за вами.
Умение строить разные предложения является фундаментом развития связной речи. В основе любого связного высказывания лежит составление предложений. Формирование этого умения осуществляю на практической основе через систему разнообразных упражнений.
Первое, с чего нужно начать, - определить, что такое предложение.
Предложение это несколько слов, которые связаны логически и интонационно.
1.Определите с которого начинается предложение
2. Количество слов в предложение.
Например : Света читает книгу.
3. Составляем схему
Каждое слово в предложении нужно отметить линией, которую рисуем горизонтально. Все слова с заглавной буквы, включая первое слово, с которого начинается предложение, отмечаются вертикальной короткой линией в начале горизонтальной. И в конце ставим точку (или другой знак).
Все слова с заглавной буквы обозначаются вертикальной черточкой. Если в предложении встречается несколько слов с заглавной буквы, то они обозначаются так, смотрим предложение пример и схему
Лена и Коля первоклассники!
Если в конце стоит восклицательный знак - предложение восклицательное, если вопросительный знак - вопросительное.
Какой чудесный день!
Ты пойдешь гулять?
Задание «Сколько слов в предложении?» Взрослый читает предложение, а ребенок считает количество слов в нем. Первое время акцентируйте голосом внимание ребенка на предлогах, которые часто не замечаются.
Задание «Назови нужное слово в предложении». Взрослый просит послушать предложение и назвать третье (четвертое, пятое и т.д.) слово по счёту.
Задание «Назови лишнее слово». Взрослый просит послушать предложение и назвать лишнее слово. Например: «Дети катались с огромной бегали горы». «Крот живёт под над землёй». «Ваня любит играть в детском мыльном саду».
Игра «Составь предложение». Взрослый просит ребенка составить из слов предложение и говорит ему несколько слов (например: гулять, пойду, вечером, я, другом, с). Ребенок внимательно слушает и составляет предложение (Вечером я пойду гулять с другом). Затем можно усложнять задания, давая слова в начальной форме (гулять, пойти, вечер, я друг, с).
Игра «Исправь ошибку в предложении» (можно играть с перекидыванием мяча). Взрослый произносит предложение с ошибкой, а ребенок исправляет. Например: «Лебедь плыл озеру». – «Лебедь плыл по озеру». «Мы купили красный яблоки». – «Мы купили красные яблоки». «Листья падают из деревьев». – «Листья падают с деревьев». «Овца пасёт девочку». – «Девочка пасёт козу».
Жили-были старик со старухой.
Испеки, старуха, колобок!
Испекла бабка колобок .
Колобок, я тебя съем .
Повстречал колобок волка .
Здравствуй, колобок!
Колобок вскочил лисе на мордочку .
Как правильно делить слова на слоги?
1 правило : ребёнок прикладывает тыльную сторону ладони к подбородку снизу.
2 правило : ребёнок медленно произносит слово, старательно проговаривая гласные.
3 правило : при проговаривании ребёнок отсчитывает, сколько раз открылся рот (и упёрся подбородок в ладонь). Отсчёт можно делать, разгибая или загибая пальчики, как удобнее.
4 правило : ребёнок делает вывод, например: «В слове «барабан» три слога».
!Когда ребёнок усвоит понятие «гласный звук», ему важно запомнить следующее правило: «Сколько гласных звуков в слове, столько же и слогов».