Как успешно подготовить обучающихся малокомплектной сельской школы к ОГЭ и ЕГЭ по физике?
Особенностью сельской школы, является низкая наполняемость классов. В этом есть свои минусы и плюсы: минус в том, что нет возможности сформировать класс, в котором физика изучалась бы на профильном уровне, поэтому наши школьники, изучив предмет на базовом уровне, сдают ОГЭ и ЕГЭ наравне с теми, кто изучал физику на профильном уровне, а это разница, как минимум 3 часа в неделю или 102 часов в год! Однако, в малочисленных классах легче организовать индивидуальную работу-это плюс! В данной статье хочу поделиться своим опытом подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.
7 класс: важно заинтересовать физикой и выявить склонности у семиклассников к изучению предмета. С этой целью на уроках мы работаем с рабочими тетрадями к учебнику А.В. Пёрышкина (автор Т.А. Ханнанова); в рамках внеурочной деятельности (1 час в неделю) предлагается курс «Я - физик-исследователь!»
Самыми яркими проектами в рамках этого курса являются: Изготовление очистительного фильтра для воды (актуально для нашего посёлка), конструирование фонтана, запуск китайского фонарика (ребята в восторге!), изготовление кораблика и расчёт его водоизмещения и др.
По окончании 7 класса у нас выявляется несколько человек которым интересно заниматься физикой и которые готовы связать свою будущую профессию с этим предметом. А значит настроенных к сдаче ОГЭ, а затем и ЕГЭ по физике.
8 класс: На уроках продолжаем дифференцированно работать с рабочими тетрадями к учебнику А.В. Пёрышкина (Автор Т.А.Ханнанова) и из учебного плана школы нам выделяют 1 ч на индивидуально-групповое занятие. На ИГЗ мы работаем с тестами по физике к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7 класс» автор А.В. Чеботарёва Издательство «Экзамен» и тестами по физике к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 8 класс» автор А.В. Чеботарёва Издательство «Экзамен».
Занятия строятся по главам в тестах, сначала составляется краткий конспект теоретического материала.
Например, глава «Взаимодействие тел» (часть 1), в которую входят темы:
1. Механическое движение. Записываем определение и примеры;
2. Скорость. Единицы скорости; Записываем определение, расчётную формулу словами, потом в буквенном виде. Единицы измерения СИ. Обязательно выполняем несколько примеров перевода несистемных единиц измерения скорости в СИ, разбираем графики v(t) и s(t);
3. Инерция. Взаимодействие тел. Записываем определение и примеры, связь масс и скоростей взаимодействующих тел;
4. Плотность вещества. Записываем определение, расчётную формулу словами, потом в буквенном виде. Единицы измерения СИ. Обязательно выполняем несколько примеров перевода несистемных единиц измерения плотности в СИ;
5. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Из формулы плотности вещества выражаем формулы вычисления массы и объёма тела.
После составления конспекта главы, обучающиеся проходят итоговый тест первый вариант. В ходе проверки теста выясняем затруднения, обсуждаем их, и ребята выполняют именно те задания во втором, третьем и четвёртом варианте, в которых ошиблись.
Материал 7 класса обычно повторяем 10-11 занятий, после чего 1-2 занятия работаем с КИМами ОГЭ и ЕГЭ- разбираем задания на Архимедову силу. В оставшиеся 20 занятий по той же схеме повторяем материал 8 класса и работаем с КИМами ОГЭ отрабатываем задачи на уравнение теплового баланса
9 класс: На уроках физики использую дифференцированный подход: обучающиеся, интересующиеся предметом выполняют все задания из всех упражнений в учебнике. На ИГЗ (из школьного плана выделяется 1 ч в неделю) первые занятия посвящаем повторению 7-8 класса: проводим тестирование- итоговый тест за 7 и итоговый тест за 8 классы. Тестовые задания ЕГЭ из рабочих тетрадей к учебнику А.В. Пёрышкина 7 и 8 класс автор Т.А. Ханнанова. Первую и вторую четверти отрабатываем материал по механике по тестам А.В. Чеботарева Тесты по физике к учебнику А.В. Перышкина «физика 9 класс» (по той же схеме, что и в 7 и 8 классах), параллельно решаем задачи из типовых экзаменационных вариантов ОГЭ под редакцией Е.Е. Камзеевой.
В третьей четверти разбираем типичные задания 17 для КИМ ОГЭ на базе комплектов оборудования, указанных в спецификации КИМ ОГЭ.
Конец третьей и четвёртую четверть работаем непосредственно по КИМам ОГЭ под редакцией Е.Е. Камзеевой и на сайте Гущина https://phys-oge.sdamgia.ru/?redir&ysclid=lsvfl74o2n818311374
10-11 класс: Обучение идёт по учебнику Л.Э. Генденштейн, А.А.Булатова и др Физика 10 в двух частях для базового и углубленного уровней. Издательство БИНОМ и учебнику Л.Э. Генденштейн, А.А.Булатова и др Физика 11 в двух частях для базового и углубленного уровней. Издательство БИНОМ. Сами по себе учебники ориентированы на то, чтобы научить думать, рассуждать и решать задачи. На уроках в основном прорабатываем задания на базовом уровне, а на элективных курсах (1ч в неделю) разбираем задания профильного уровня и параллельно работаем с КИМами «ЕГЭ типовые экзаменационные варианты» под редакцией М.Ю. Демидовой.
Таким образом, время на изучение физики и подготовку к ОГЭ и ЕГЭ распределяется следующим образом:
Класс | Количество часов по программе | Дополнительные часы |
7 | 2 | 1ч внеурочная деятельность «Я- физик-исследователь» |
8 | 2 | 1ч ИГЗ |
9 | 3 | 1ч ИГЗ |
10 | 2 | 1ч элективный курс «Решение физических задач» |
11 | 2 | 1ч элективный курс «Решение физических задач» |
О результативности такой системы подготовки можно судить по результатам итоговой аттестации (Приложение 1).
Приложение 1 Результаты ЕГЭ в динамике.
В 2020 году не было 11 класса.
Предмет | Сдавало (учеников) | Не набрали минимальные баллы | Средний балл | Наивысший балл |
2019 | 2021 | 2024 | 2019 | 2021 | 2024 | 2019 | 2021 | 2024 | 2019 | 2021 | 2024 |
Физика | 2 | 2 | 2 | - | - | - | 49 | 60,5 | 74 | 57 | 61 | 76 |
Сравнительная динамика результатов ЕГЭ по физике
Учебный год | Кол-во учащихся | Средний балл по школе | Средний балл по РФ | Успеваемость, % |
2018–2019 | 2 | 49 | 54,4 | 100 |
2020–2021 | 2 | 60,5 | 54,1 | 100 |
2023-2024 | 2 | 76 | 54,85 | 100 |
Результаты ОГЭ в динамике.
Предмет | Сдавало (учеников) | Не набрали мин.бал. | Средний балл/ отметка | Наивысший балл/ отметка | % качественной успеваемости |
2019 | 2022 | 2024 | 2019 | 2022 | 2024 | 2019 | 2022 | 2024 | 2019 | 2022 | 2024 | 2019 | 2022 | 2024 |
Физика | 3 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3,67 | 4 | 5 | 4 | 4 (33 балла) | 5 (36 баллов) | 66,7 | 100 | 100 |