СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как успешно подготовить обучающихся малокомплектной сельской школы к ОГЭ и ЕГЭ по физике?

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья , обмен опытом по подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике, изучающих предмет на базовом уровне в сельской школе.

Просмотр содержимого документа
«Как успешно подготовить обучающихся малокомплектной сельской школы к ОГЭ и ЕГЭ по физике?»

Как успешно подготовить обучающихся малокомплектной сельской школы к ОГЭ и ЕГЭ по физике?

Особенностью сельской школы, является низкая наполняемость классов. В этом есть свои минусы и плюсы: минус в том, что нет возможности сформировать класс, в котором физика изучалась бы на профильном уровне, поэтому наши школьники, изучив предмет на базовом уровне, сдают ОГЭ и ЕГЭ наравне с теми, кто изучал физику на профильном уровне, а это разница, как минимум 3 часа в неделю или 102 часов в год! Однако, в малочисленных классах легче организовать индивидуальную работу-это плюс! В данной статье хочу поделиться своим опытом подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.

7 класс: важно заинтересовать физикой и выявить склонности у семиклассников к изучению предмета. С этой целью на уроках мы работаем с рабочими тетрадями к учебнику А.В. Пёрышкина (автор Т.А. Ханнанова); в рамках внеурочной деятельности (1 час в неделю) предлагается курс «Я - физик-исследователь!»

Самыми яркими проектами в рамках этого курса являются: Изготовление очистительного фильтра для воды (актуально для нашего посёлка), конструирование фонтана, запуск китайского фонарика (ребята в восторге!), изготовление кораблика и расчёт его водоизмещения и др.

По окончании 7 класса у нас выявляется несколько человек которым интересно заниматься физикой и которые готовы связать свою будущую профессию с этим предметом. А значит настроенных к сдаче ОГЭ, а затем и ЕГЭ по физике.

8 класс: На уроках продолжаем дифференцированно работать с рабочими тетрадями к учебнику А.В. Пёрышкина (Автор Т.А.Ханнанова) и из учебного плана школы нам выделяют 1 ч на индивидуально-групповое занятие. На ИГЗ мы работаем с тестами по физике к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7 класс» автор А.В. Чеботарёва Издательство «Экзамен» и тестами по физике к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 8 класс» автор А.В. Чеботарёва Издательство «Экзамен».

Занятия строятся по главам в тестах, сначала составляется краткий конспект теоретического материала.

Например, глава «Взаимодействие тел» (часть 1), в которую входят темы:

1. Механическое движение. Записываем определение и примеры;

2. Скорость. Единицы скорости; Записываем определение, расчётную формулу словами, потом в буквенном виде. Единицы измерения СИ. Обязательно выполняем несколько примеров перевода несистемных единиц измерения скорости в СИ, разбираем графики v(t) и s(t);

3. Инерция. Взаимодействие тел. Записываем определение и примеры, связь масс и скоростей взаимодействующих тел;

4. Плотность вещества. Записываем определение, расчётную формулу словами, потом в буквенном виде. Единицы измерения СИ. Обязательно выполняем несколько примеров перевода несистемных единиц измерения плотности в СИ;

5. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Из формулы плотности вещества выражаем формулы вычисления массы и объёма тела.

После составления конспекта главы, обучающиеся проходят итоговый тест первый вариант. В ходе проверки теста выясняем затруднения, обсуждаем их, и ребята выполняют именно те задания во втором, третьем и четвёртом варианте, в которых ошиблись.

Материал 7 класса обычно повторяем 10-11 занятий, после чего 1-2 занятия работаем с КИМами ОГЭ и ЕГЭ- разбираем задания на Архимедову силу. В оставшиеся 20 занятий по той же схеме повторяем материал 8 класса и работаем с КИМами ОГЭ отрабатываем задачи на уравнение теплового баланса

9 класс: На уроках физики использую дифференцированный подход: обучающиеся, интересующиеся предметом выполняют все задания из всех упражнений в учебнике. На ИГЗ (из школьного плана выделяется 1 ч в неделю) первые занятия посвящаем повторению 7-8 класса: проводим тестирование- итоговый тест за 7 и итоговый тест за 8 классы. Тестовые задания ЕГЭ из рабочих тетрадей к учебнику А.В. Пёрышкина 7 и 8 класс автор Т.А. Ханнанова. Первую и вторую четверти отрабатываем материал по механике по тестам А.В. Чеботарева Тесты по физике к учебнику А.В. Перышкина «физика 9 класс» (по той же схеме, что и в 7 и 8 классах), параллельно решаем задачи из типовых экзаменационных вариантов ОГЭ под редакцией Е.Е. Камзеевой.

В третьей четверти разбираем типичные задания 17 для КИМ ОГЭ на базе комплектов оборудования, указанных в спецификации КИМ ОГЭ.

Конец третьей и четвёртую четверть работаем непосредственно по КИМам ОГЭ под редакцией Е.Е. Камзеевой и на сайте Гущина https://phys-oge.sdamgia.ru/?redir&ysclid=lsvfl74o2n818311374

10-11 класс: Обучение идёт по учебнику Л.Э. Генденштейн, А.А.Булатова и др Физика 10 в двух частях для базового и углубленного уровней. Издательство БИНОМ и учебнику Л.Э. Генденштейн, А.А.Булатова и др Физика 11 в двух частях для базового и углубленного уровней. Издательство БИНОМ. Сами по себе учебники ориентированы на то, чтобы научить думать, рассуждать и решать задачи. На уроках в основном прорабатываем задания на базовом уровне, а на элективных курсах (1ч в неделю) разбираем задания профильного уровня и параллельно работаем с КИМами «ЕГЭ типовые экзаменационные варианты» под редакцией М.Ю. Демидовой.

Таким образом, время на изучение физики и подготовку к ОГЭ и ЕГЭ распределяется следующим образом:

Класс

Количество часов

по программе

Дополнительные часы

7

2

1ч внеурочная деятельность «Я- физик-исследователь»

8

2

1ч ИГЗ

9

3

1ч ИГЗ

10

2

1ч элективный курс «Решение физических задач»

11

2

1ч элективный курс «Решение физических задач»



О результативности такой системы подготовки можно судить по результатам итоговой аттестации (Приложение 1).











Приложение 1 Результаты ЕГЭ в динамике.

В 2020 году не было 11 класса.

Предмет

Сдавало (учеников)

Не набрали минимальные баллы

Средний балл

Наивысший балл

2019

2021

2024

2019

2021

2024

2019

2021

2024

2019

2021

2024

Физика

2

2

2

-

-

-

49

60,5

74

57

61

76



Сравнительная динамика результатов ЕГЭ по физике

Учебный год

Кол-во учащихся

Средний балл по школе

Средний балл по РФ

Успеваемость, %

2018–2019

2

49

54,4

100

2020–2021

2

60,5

54,1

100

2023-2024

2

76

54,85

100



Результаты ОГЭ в динамике.

Предмет

Сдавало (учеников)

Не набрали мин.бал.

Средний балл/ отметка

Наивысший балл/ отметка

% качественной

успеваемости

2019

2022

2024

2019

2022

2024

2019

2022

2024

2019

2022

2024

2019

2022

2024

Физика

3

3

1

0

0

0

3,67

4

5

4

4

(33 балла)

5

(36 баллов)

66,7

100

100




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!