Математика
«Как в математике применяют союз и и или»
Цель: создание условий для знакомства обучающихся с заданиями логического характера, в которых используются союзы и и или.
Задачи:
Образовательные:
Учить решению заданий с союзами и и или.
Воспитательные:
Воспитывать умение слышать и слушать.
Развивающие:
Развивать вычислительные навыки, мышление.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- 70 • 4 + 320 – 40 • 5 = 400
1800 – (350 : 7 + 50 • 30) = 250
1400 : 2 + 900 : 5 • 0 = 700
34 • 20 – 65 • 2 = 550
- Запишите ответы примеров в порядке возрастания. Определите закономерность расположения чисел в ряду. Продолжите ряд ещё тремя числами. Какими числами продолжили? - 250, 400, 550, 700, 850, 1000, 1150.
- Заполним цифровой квадрат
(24) | 21 | 45 |
(27) | (28) | 55 |
51 | 49 | |
- Каждый из нас в жизни стоит перед выбором: учиться старательно и с радостью или лениться и огорчаться по поводу плохих отметок; заниматься спортом и быть физически выносливым или часами сидеть перед компьютером и портить зрение и осанку и т.д.Как видите, у каждого есть выбор.
- Приведите свои примеры из жизни.
- Когда вы составляли фразы, какие союзы (вспомним русский язык) при составлении использовали? Союзы «и» и «или».
- С работой этих союзов мы знакомились на уроках русского языка, а сегодня мы узнаем о работе данных союзов в математике.
- Тема урока: Как в математике применяют союзы и и или.
- Поставьте цель урока.
- Приступим к реализации нашей цели.
3. Практическая деятельность
- Откройте учебник на странице 70, выполним упражнение 227.
- Сколько раз в день чистит зубы Маша? (2 раза: утром и вечером)
- Сколько раз в день чистит зубы Миша? (1 раз: утром или вечером)
- С помощью какого союза можно показать, что должны выполняться оба утверждения:
1)зубы надо чистить утром; 2)зубы надо чистить вечером. С помощью союза «и».
- С помощью какого союза можно показать, что должно выполняться хотя бы одно из двух утверждений: 1)зубы надо чистить утром; 2)зубы надо чистить вечером. С помощью союза «или».
- ЗАПОМНИ!!! С помощью союза «и» в математике можно показать, что должны выполняться оба утверждения. С помощью союза «или» в математике можно показать, что должно выполняться хотя бы одно условие.
- В математике союз «и» указывает на строгое выполнение двух утверждений, а союз «или» позволяет учитывать как два условия, так и одно.
228.Даны числа: 25698; 35471;8946;54718; 7543; 23564.
Внимательно подумай и определи:
1)Какие числа являются чётными и пятизначными?
2) Какие числа являются чётными или пятизначными?
Проверяем
Чётные и пятизначные: 25698; 54718; 23564.
Чётные или пятизначные: 25698; 35471; 8946; 54718;
23564.
Следует обратить внимание на то, что все числа из первого столбика обязательно должны входить во второй столбик. При этом во втором столбике записаны и другие числа (35 471 и 8 946), которые не входили в первый столбик, так как эти числа удовлетворяют только одному из двух данных условий: число 35 471 – пятизначное, но не является четным; число 8 946 – не пятизначное, но четное.
229. 568897
- Это неравенство будет называться двойным, представляет собой соединение двух соответствующих неравенств в одно двойное неравенство с помощью союза «и».
230. 896353
- Самостоятельно выполните задание 237.
«Значение произведения двух множителей равно 0,если первый множитель равен 0 или второй множитель равен 0 (хотя бы один из двух множителей равен 0)».
- Что такое радиус? – отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой.
- Что такое диаметр окружности? – отрезок, образованный двумя радиусами.
232. На квадратном листе бумаге надо начертить круг. Можно ли это сделать если радиус 5 см, а ширина листа 10 см, больше 10 см?
Если ширина бумаги 10 см, а круг 5 см, то границы круга будут заканчиваться вместе с границами листа бумаги. Начертить можно, но круг только только впишется в размер листа. Здесь можно условно сказать, что он вписался или не вписался. Также как рассуждать о том, к чему относится 0, к положительной или отрицательной величине. Если размер листа (ширина, высота более 10 см), то круг легко впишется.
233. Ответ: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12
234. Ответ: 12, 14, 20, 25, 1000
235. Дачнику до железнодорожной платформы от которой отправляется электричка надо идти 2 км, с какой скоростью надо идти дачнику, чтобы успеть на электричку через полчаса.
Решение:
1) 2 + 2 = 4 (км/ч) не менее того должна быть скорость дачника.
Ответ: v ≥ 4 (км/ч).
236. Выписываем натуральные числа.
Ответ:
а) 1,2,3,4,56,7,8,9
б) 4,5,6,7,8,9,10,11,12
в) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
г) 3,4,5,6,7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
д) 1,2,3,4,5,6,7,8,9
е) 4,5,6,7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
237.
В задании 237 предлагается выписать те утверждения, в которых союз «или» можно заменить на союз «и», не нарушая истинности этого утверждения. Сделать это можно только в тех случаях, когда две части утверждения, соединенные союзом «или», могут выполняться одновременно. Таким свойством обладают утверждения под № 3, 4 и 5.
4. Рефлексия
- Какую цель урока ставили?
- Достигли ли ее?