Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основании программно-методического комплекса:
Обществознание. Рабочая программа: Поурочные разработки: 9 класс: учеб. пособие для образоват. Организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.]. – М.: «Просвещение», 2021. С. 10-21.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области».
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.;] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 224 с.
Учебно-методические материалы:
Обществознание. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. 9 класс. М.: Просвещение. 2016.
Демоверсия-2019. Обществознание. ОГЭ. 9 класс.
Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ОГЭ. 9 класс. М.: 2018. – 288 с.
Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2018. Р. на Д.: 2017. - 234 с.
Медиаресурсы:
- Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
- Презентации по темам курса «Обществознание» (ИКТ)
Федеральные информационно-образовательные порталы
Решу ОГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Обществознание: https://soc-oge.sdamgia.ru/
Федеральный портал «Российское образование»: http: // www. edu. ru. Российский общеобразовательный портал: http: // www. school. edu. ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»: http: // www. ict. edu. ru
Министерство образования и науки РФ: http: // mon. gov. Ru
Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http: // school-collection. edu. ru. / Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http: // www. km. Ru
Средства массовой информации образовательной направленности
Учительская газета: http://www.ug.ru/
Газета «Первое сентября»: http://ps.1september.ru/
Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО: http://rizon.pro/support/?yclid=5281512085483166262
Журнал «Вестник образования России»: http://vestniknews.ru/
Развивающая система обучения Л. Занкова: http://fb.ru/article/222705/leonid-vladimirovich-zankov-sistema-razvivayuschego-obucheniya
Газета «Здоровье детей»: http://window.edu.ru/resource/595/32595
Журнал: «Право и образование»: http://naukaplus.ru/?yclid=5281592880335688578
Журнал: «Наука и образование»: http://no.ysn.ru/index.php?lang=ru
Издательства учебной литературы:
Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru/
Издательская фирма «Сентябрь»: http://www.september.ru/
Образовательные каталоги:
http://edu-top.ru/katalog/?cat=1
На изучение обществознания в 9 классе отводится 34 часа, 1 учебный час в неделю.
Распределение часов по разделам программы. Резерв часов, который был в конце завершения курса распределён по разделам: «Гражданин и государство» и «Основы российского законодательства». По программе раздел «Гражданин и государство» включает в себя 7 часов, добавлен 1 час из резерва для более полного освещения темы: «Права и свободы человека и гражданина». Раздел «Основы российского законодательства» по программе содержит 12 часов, добавлены 2 часа. Один час включил в себя итоговую контрольную работу и расширена тема «Правовое регулирование отношений в сфере образования» до 2 часов, вместо одного.
Раздел курса | Количество часов |
Вводный урок | 1 |
Политика | 10 |
Гражданин и государство | 8 |
Основы российского законодательства | 14 |
Заключительный урок | 1 |
Итого | 34 |
Планируемые результаты освоения программы по обществознанию в 9-м классе.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами учащихся 9-го класса, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися 9-го класса содержания программы по обществознанию являются в сфере:
• познавательной;
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• ценностно-мотивационной:
1) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
4) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
5) понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
6) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
7) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
8) понимание значения коммуникации в межличностном общении;
9) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
10) знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Изучение предмета «Обществознание» завершается промежуточной аттестацией, которая проводится в соответствии с календарным учебным графиком.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9-М КЛАССЕ (34 часа).
№ урока | Дата по КТП | Дата фактического проведения урока | Тема урока | Примечание |
| | | Вводный урок (1 ч) | |
1 | | 9.09 | Что мы уже знаем и умеем. | |
| | | Раздел I. Политика (10 ч) | |
2 | | 15.09 | Политика и власть. | |
3 | | | Государство. | |
4 | | | Политические режимы. | |
5 | | | Правовое государство. | |
6 | | | Гражданское общество и государство. | |
7 | | | Участие граждан в политической жизни. | |
8 | | | Политические партии и движения. | |
9 | | | Межгосударственные отношения. | |
10 | | | Практикум по разделу «Политика». Явления и процессы социальной действительности. | |
11 | | | Практикум по разделу «Политика». Социальная информация. Социальные ситуации. | |
| | | Раздел II. Гражданин и государство (8 ч) | |
12 | | | Основы конституционного строя Российской Федерации. | |
13 | | | Права и свободы человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. | |
14 | | | Права и свободы человека и гражданина. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. | |
15 | | | Высшие органы государственной власти в РФ. | |
16 | | | Россия – федеративное государство. | |
17 | | | Судебная система РФ. | |
18 | | | Правоохранительные органы РФ. | |
19 | | | Практикум по разделу «Гражданин и государство». | |
| | | Раздел III. Основы российского законодательства (14 ч) | |
20 | | | Роль права в жизни человека, общества и государства. | |
21 | | | Правоотношения и субъекты права. | |
22 | | | Правонарушения и юридическая ответственность. | |
23 | | | Гражданские правоотношения. | |
24 | | | Трудовые правоотношения. | |
25 | | | Семья под защитой закона. | |
26 | | | Административные правоотношения. | |
27 | | | Уголовно-правовые отношения. | |
28 | | | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. | |
29 | | | Контрольный тест на промежуточной аттестации | |
30 | | | Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования. | |
31 | | | Правовое регулирование отношений в сфере образования. Получение образования – и право, и обязанность. | |
32 | | | Практикум по разделу «Основы российского законодательства». Реалии социально-правовой деятельности. | |
33 | | | Практикум по разделу «Основы российского законодательства». Ключевые правовые понятия, нормы и их роль, как решающих регуляторов жизни человека и общества. | |
| | | Заключительный урок (1ч) | |
34 | | | Заключительный урок по темам: «Политика», «Гражданин и государство» и «Основы российского законодательства». | |