СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 дополнительный класс ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное КТП составлено в соответствии с ФГОС по учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир"        1 класс, 1 часть.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 дополнительный класс ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.2)»


Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Окружающий мир» в 1 дополнительном классе

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

(66 часов/2 часа в неделю)

Разработала

учитель Чиркова З.В.



п/п

Дата

Тема раздела

Тема урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовки учащихся, коррекционная работа

УУД

1


Человек и общество.

Я - школьник

Правила поведения в школе, на уроках.

Вводный урок.

Учащиеся познакомятся с новым предметом, учебником, тетрадью.

Научатся пользоваться условными обозначениями учебника; задавать вопросы об окружающем мире.

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе).

Развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия.

Накопление и совершенствование словаря.

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Ориентироваться в учебнике, находить в нём нужную информацию.

Задавать вопросы, используя слова-помощники: Что? Кто? Как? Откуда? Куда? Где? Когда? Почему? Зачем?; обращаться за помошью к учителю.




2


Человек и природа. Единство живого и неживого

Задавайте вопросы!

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

Развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия.

Накопление и совершенствование словаря.

Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки.






3


Человек и общество. Наша родина — Россия,

Российская Федерация

Что такое Родина?

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Распознавать символы России.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Уметь работать с картинной картой России.

Развитие слушания и говорения.

Коррекция речевой деятельности.

Обучение процессу коммуникации.



Работать с картинной картой России, актуализировать знания о городах России, занятиях жителей.

Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России.

Рассказывать о малой Родине и Москве как столице государства.

4


Человек и общество. Наша родина — Россия,

Российская Федерация

Что такое Родина?

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Распознавать символы России.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Уметь работать с картинной картой России.

Развитие слушания и говорения.

Коррекция речевой деятельности.

Обучение процессу коммуникации.



Работать с картинной картой России, актуализировать знания о городах России, занятиях жителей.

Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России.

Рассказывать о малой Родине и Москве как столице государства.

5


Человек и общество. Наша родина — Россия,

Российская Федерация

Что мы знаем о народах России?

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Знать достопримечательности страны.

Уметь рассказывать по фотографиям о жизни народов, населяющих Россию.

Развитие слушания и говорения.

Коррекция речевой деятельности.

Обучение процессу коммуникации.



Сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов.

Рассказывать о национальных праздниках.

Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

Находить информацию о народах своего края.

6


Человек и общество. Наша родина — Россия,

Российская Федерация

Что мы знаем о народах России?

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Знать достопримечательности страны.

Уметь рассказывать по фотографиям о жизни народов, населяющих Россию.

Развитие слушания и говорения.

Коррекция речевой деятельности.

Обучение процессу коммуникации.



Сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов.

Рассказывать о национальных праздниках.

Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

Находить информацию о народах своего края.

7


Человек и общество. Наша родина — Россия,

Российская Федерация

Что мы знаем о Москве?

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России.


Уметь рассказыватьо Москве как столице государства.

Развитие разговорно-диалогической речи.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Рассматривать иллюстрации учебника, Извлекать из них нужную информацию о Москве.

Узнавать достопримечательности Москвы.

8


Человек и общество. Наша родина — Россия,

Российская Федерация

Что мы знаем о Москве?

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России.


Уметь рассказыватьо Москве как столице государства.

Развитие разговорно-диалогической речи.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Рассматривать иллюстрации учебника, Извлекать из них нужную информацию о Москве.

Узнавать достопримечательности Москвы.

9


Человек и общество. Родной край – частица Родины

Проект № 1 «Моя малая Родина».

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.


Уметь рассказыватьо малой родине.

Овладение основными закономерностями грамматического строя речи.

Формирование звуковой стороны речи на материале.

Выполнение устно-речевых упражнений.


Фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины, находить в домашнем архиве соответствующий материал.

Составлять устный рассказ.

Выступать с подготовленным сообщением.

10


Человек и природа. Природа неживая и живая

Что у нас над головой?

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.

Знать объекты живой
и неживой природы.

Уметь группировать объекты неживой природы по разным признакам.

Составление планов к рассказам.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Различать объекты живой и неживой природы, характеризовать их отличительные свойства.

11


Человек и природа. Природа неживая и живая

Что у нас под ногами?

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.

Знать объекты живой
и неживой природы.

Уметь группировать объекты неживой природы по разным признакам.

Составление планов к рассказам.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Различать объекты живой и неживой природы, характеризовать их отличительные свойства.

12


Человек и природа. Природа неживая и живая

Практическая работа № 1

«Определяем камни».

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

Знать объекты живой
и неживой природы.

Уметь группировать объекты неживой природы по разным признакам.

Составление планов к рассказам.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Различать объекты живой и неживой природы, характеризовать их отличительные свойства.

13


Человек и природа. Природа неживая и живая

Что растёт на подоконнике?

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).


Уметь различать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам, определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Формирование навыков связного высказывания.

Различать объекты неживой и живой природы, части растения.

14


Человек и природа. Природа неживая и живая

Практическая работа № 2 «Определяем комнатные растения».

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).


Уметь различать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам, определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Формирование навыков связного высказывания.

Различать объекты неживой и живой природы, части растения.

15


Человек и природа. Природа неживая и живая

Что растет на клумбе?


Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).


Уметь различать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам, определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Формирование навыков связного высказывания.

Различать объекты неживой и живой природы, части растения.

16


Человек и природа. Природа неживая и живая

Практическая работа № 3

«Определяем растения клумбы».

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).


Уметь различать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам, определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Формирование навыков связного высказывания.

Различать объекты неживой и живой природы, части растения.

17


Человек и природа. Времена года

Что это за листья?


Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Дикорастущие растения (на примере растений своей местности).


Знать осенние изменения в природе осенью.

Уметь наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать

и группировать листья по различным признакам.

Коррекция речевой деятельности.

Обучение процессу коммуникации.

Развитие разговорно-диалогической речи.

Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности.

18


Человек и природа. Времена года

Практическая работа № 4

«Определение деревьев по их листьям».

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Дикорастущие растения (на примере растений своей местности).


Знать осенние изменения в природе осенью.

Уметь наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать

и группировать листья по различным признакам.

Коррекция речевой деятельности.

Обучение процессу коммуникации.

Развитие разговорно-диалогической речи.

Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности.

19


Человек и природа. Времена года


Что такое хвоинки?


Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц).Правила поведения в лесу, на реке. Бережное отношение к окружающему миру.

Знать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну.

Уметь описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа-определителя.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.


Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Приводить примеры хвойных растений, выделять их отличия.

20


Человек и природа. Времена года


Практическая работа № 5

«Определяем хвойные деревья».

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц).Правила поведения в лесу, на реке. Бережное отношение к окружающему миру.

Знать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну.

Уметь описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа-определителя.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.


Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Приводить примеры хвойных растений, выделять их отличия.

21


Человек и природа.

Природа вокруг нас.


Экскурсия № 1 «Природа вокруг нас».


Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц).Правила поведения в лесу, на реке. Бережное отношение к окружающему миру.

Знать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну.

Уметь описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа-определителя.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.


Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Приводить примеры хвойных растений, выделять их отличия.

22


Человек и природа. Природа неживая и живая.

Что общего у разных растений?

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Уметь находить
у растений их части, показывать и называть их.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Формирование навыков связного высказывания.

Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

23


Человек и природа. Природа неживая и живая.

Практическая работа № 6 «Изучаем части растений».

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Уметь находить
у растений их части, показывать и называть их.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Формирование навыков связного высказывания.

Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

24


Человек и природа. Природа неживая и живая.

Кто такие насекомые?


Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые своей местности. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Знать части тела различных насекомых.

Уметь узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Приводить примеры, описывать внешний вид насекомых.

25


Человек и природа. Природа неживая и живая.

Кто такие насекомые?


Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые своей местности. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Знать части тела различных насекомых.

Уметь узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Приводить примеры, описывать внешний вид насекомых.

26


Человек и природа. Природа неживая и живая.

Кто такие рыбы?

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Использование человеком богатств природы. Рыбы своей местности.

Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Знать строение чешуи рыбы, моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

Формирование звуковой стороны речи на материале.

Выполнение устно-речевых упражнений.

Приводить примеры, описывать внешний вид рыб. С помощью учителя характеризовать способы питания, размножения.

27


Человек и природа. Природа неживая и живая.

Кто такие рыбы?

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Использование человеком богатств природы. Рыбы своей местности.

Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Знать строение чешуи рыбы, моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

Формирование звуковой стороны речи на материале.

Выполнение устно-речевых упражнений.

Приводить примеры, описывать внешний вид рыб. С помощью учителя характеризовать способы питания, размножения.

28


Человек и природа. Природа неживая и живая.

Кто такие птицы?


Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану.

Развитие разговорно-диалогической и монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Приводить примеры, описывать внешний вид птиц, характеризовать с помощью учителя способы питания, размножения птиц.


29


Человек и природа. Природа неживая и живая.

Практическая работа № 7 «Изучаем перья птиц».

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану.

Развитие разговорно-диалогической и монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Приводить примеры, описывать внешний вид птиц, характеризовать с помощью учителя способы питания, размножения птиц.


30


Человек и природа. Природа вокруг нас.

Кто такие звери?

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Знать строение шерсти зверей, исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя.

Развитие грамматической стороны речи.
Развитие артикуляционной моторики.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения. 

Приводить примеры, описывать внешний вид зверей.

Характеризовать способы питания, размножения. Сравнивать повадки домашних и диких животных.

31


Человек и природа. Природа вокруг нас.

Практическая работа № 8 «Изучаем строение шерсти животных».

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Знать строение шерсти зверей, исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя.

Развитие грамматической стороны речи.
Развитие артикуляционной моторики.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения. 

Приводить примеры, описывать внешний вид зверей.

Характеризовать способы питания, размножения. Сравнивать повадки домашних и диких животных.

32


Человек и природа. Природа вокруг нас.

Что такое зоопарк?

Странички для любознательных

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Уметь узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя.

Развитие грамматической стороны речи.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения. 

Рассказывать учащимся о роли животных в природе и в жизни людей.

Наблюдать за поведением животных в зоопарке, обсуждать совместно с учителем.

33


Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности

Что окружает нас дома?

Мебель, бытовая техника, одежда, посуда,

электричество,

водопровод, газопровод, безопасное поведение.

Научатся: правильно и осторожно обращаться с домашними вещами.

Знать на какие группы можно разделить предметы домашней обстановки.

Уметь приводить примеры предметов каждой группы.

Развитие грамматической стороны речи.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения. 

Характеризовать назначение бытовых предметов. Находить на рисунке предметы определённых групп. Определять, что является опасным в повседневной жизни; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Группировать предметы обихода по их назначению. Изучать, соблюдать элементарные правила безопасности.

34


Человек и общество. Значение труда для человека и общества

Что умеет компьютер?


Средства массовой информации:радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья.

Знать правила работы с компьютером.

Уметь выполнять элементарные операции на компьютере.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения. 

Развитие слушания и говорения.

Коррекция речевой деятельности.

Изучать, соблюдать правила безопасной работы на компьютере. Выполнять элементарные операции на компьютере под руководством учителя.

35


Человек и общество. Значение труда для человека и общества

Что умеет компьютер?


Средства массовой информации:радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья.

Знать правила работы с компьютером.

Уметь выполнять элементарные операции на компьютере.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения. 

Развитие слушания и говорения.

Коррекция речевой деятельности.

Изучать, соблюдать правила безопасной работы на компьютере. Выполнять элементарные операции на компьютере под руководством учителя.

36


Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности

Что вокруг нас может быть опасным?


Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

Транспорт города. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Знать правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме.

Обучение процессу коммуникации.

Развитие разговорно-диалогической речи.

Развитие монологической речи.

Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности.

37


Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности

Экскурсия № 2 «Дорога от дома до школы»

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

Транспорт города. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Знать правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме.

Обучение процессу коммуникации.

Развитие разговорно-диалогической речи.

Развитие монологической речи.

Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности.

38


Человек и общество. Наша родина — Россия,

Российская Федерация

Что мы знаем о нашей стране и своем городе?

Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.

Знать историю своего народа, проживающего в данной местности.

Уметь составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения. 

Развитие слушания и говорения.

Коррекция речевой деятельности.

Участвовать в экскурсии по своему посёлку, к историческим памятникам, с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края.

Находить дополнительную информацию из разных источников, обсуждать с классом.

39


Человек и общество. Наша родина — Россия,

Российская Федерация

Экскурсия № 3 «Родной город»

Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.

Знать историю своего народа, проживающего в данной местности.

Уметь составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения. 

Развитие слушания и говорения.

Коррекция речевой деятельности.

Участвовать в экскурсии по своему посёлку, к историческим памятникам, с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края.

Находить дополнительную информацию из разных источников, обсуждать с классом.

40


Человек и природа. Наша страна на карте и глобусе

На что похожа наша планета?

Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Иметь представления о планете Земля и ее форме, движении в космическом пространстве, знакомство с моделью Земли – глобусом.

Уметь использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли.

Обогащение лексического строя речи.

Овладение основными закономерностями грамматического строя речи.

Формирование звуковой стороны речи на материале.

Знакомиться с планетой, на которой мы живём – Земля, понимать отличия звёзд и планет, находить необходимую информацию (по заданию учителя) в учебниках, дополнительных источниках о планетах Солнечной системы. Характеризовать глобус как модель Земли.

41


Человек и природа. Наша страна на карте и глобусе

На что похожа наша планета?

Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Иметь представления о планете Земля и ее форме, движении в космическом пространстве, знакомство с моделью Земли – глобусом.

Уметь использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли.

Обогащение лексического строя речи.

Овладение основными закономерностями грамматического строя речи.

Формирование звуковой стороны речи на материале.

Знакомиться с планетой, на которой мы живём – Земля, понимать отличия звёзд и планет, находить необходимую информацию (по заданию учителя) в учебниках, дополнительных источниках о планетах Солнечной системы. Характеризовать глобус как модель Земли.

42


Человек и природа. Наша страна на карте и глобусе

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Иметь представления о планете Земля и ее форме, движении в космическом пространстве, знакомство с моделью Земли – глобусом.

Уметь использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли.

Развитие разговорно-диалогической и монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Выполнять тестовые задания учебника.

Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи.

43


Человек и общество. Моя Родина

Как живёт семья?


Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.

Знать семейные традиции.

Уметь составлять схему родословного древа.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Формирование навыков связного высказывания.

Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи.

44


Человек и общество. Моя Родина

Проект № 2 «Моя семья»

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.

Знать семейные традиции.

Уметь составлять схему родословного древа.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Формирование навыков связного высказывания.

Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи.

45


Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности.

Состояние воды, её значение для живых организмов, человека.


Знать путь воды в дома.

Уметь прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды.

Формирование звуковой стороны речи на материале.

Выполнение устно-речевых упражнений.

Составление планов к рассказам.

Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды:текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда.

Понимать огромное значение воды в жизни человека.

Выполнять изученные правила поведения на воде.

46


Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности

Практическая работа № 9 «Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку».

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности.

Состояние воды, её значение для живых организмов, человека.


Знать путь воды в дома.

Уметь прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды.

Формирование звуковой стороны речи на материале.

Выполнение устно-речевых упражнений.

Составление планов к рассказам.

Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды:текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда.

Понимать огромное значение воды в жизни человека.

Выполнять изученные правила поведения на воде.

47


Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности

Откуда в наш дом приходит электричество?

Правила пожарной безопасности, основные правила обращения
с газом, электричеством, водой.

Уметь отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество.

Знать правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Овладение основными закономерностями грамматического строя речи.

Объяснять основные правила обращения с электричеством. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Познакомить детей с тем, что энергия – источникдвижения, её роль в природе и жизни человека огромна.

48


Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности

Практическая работа №10 «Собираем электрическую цепь».


Правила пожарной безопасности, основные правила обращения
с газом, электричеством, водой.

Уметь отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество.

Знать правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Овладение основными закономерностями грамматического строя речи.

Объяснять основные правила обращения с электричеством. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Познакомить детей с тем, что энергия – источникдвижения, её роль в природе и жизни человека огромна.

49


Человек и природа. Природа неживая и живая


Откуда берутся снег и лед?

Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Природа – источник удовлетворения потребности людей.

Зависимость жизни человека от природы.

Знать о свойствах снега и льда.

Уметь наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках.

Развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия.

Накопление и совершенствование словаря.

Характеризовать признаки времён года. Обсуждать, почему появляется снег, откуда берётся лёд?


50


Человек и природа. Природа неживая и живая


Практическая работа №11 «Выполняем опыты со снегом и льдом».


Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Природа – источник удовлетворения потребности людей.

Зависимость жизни человека от природы.

Знать о свойствах снега и льда.

Уметь наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках.

Развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия.

Накопление и совершенствование словаря.

Характеризовать признаки времён года. Обсуждать, почему появляется снег, откуда берётся лёд?


51


Человек и природа. Природа вокруг нас.

Как живут растения?

Растения – живыеорганизмы.

Свет, вода, почва – условия жизни растений.

Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Знать признаки живой природы, условия, необходимые для жизни растений.

Уметь наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения. 

Развитие слушания и говорения.

Коррекция речевой деятельности.

Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

52


Человек и природа. Природа вокруг нас.

Практическая работа № 12

«Приёмы ухода за комнатными растениями».

Растения – живыеорганизмы.

Свет, вода, почва – условия жизни растений.

Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Знать признаки живой природы, условия, необходимые для жизни растений.

Уметь наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях.

Обучение навыкам словообразования и словоизменения. 

Развитие слушания и говорения.

Коррекция речевой деятельности.

Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

53


Человек и природа. Природа вокруг нас.

Как живут животные?

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Дикие и одомашненные растения и животные.


Знать об условиях, необходимых для жизни животных.

Уметь наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе.

Развитие разговорно-диалогической речи.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Описывать внешний вид животных, сравнивать и различать диких и домашних животных. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Подтверждать ответы примерами.

54


Человек и природа. Природа вокруг нас.

Практическая работа № 13 «Приёмы ухода за животными живого уголка».

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Дикие и одомашненные растения и животные.


Знать об условиях, необходимых для жизни животных.

Уметь наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе.

Развитие разговорно-диалогической речи.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Описывать внешний вид животных, сравнивать и различать диких и домашних животных. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Подтверждать ответы примерами.

55


Человек и природа. Времена года

Как зимой помочь птицам?



Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Иметь представления о птицах, зимующих в наших краях, о перелетных птицах.

Уметь различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц
в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц.

Коррекция речевой деятельности.

Обучение процессу коммуникации.

Развитие разговорно-диалогической речи.

Характеризовать условия, необходимые для жизни живых организмов в зимнеевремя.

Рассказывать о роли животных в жизни людей, проявлять заботу, бережное отношение к животным.

56


Человек и природа. Времена года

Практическая работа № 14 «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц».

Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Иметь представления о птицах, зимующих в наших краях, о перелетных птицах.

Уметь различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц
в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц.

Коррекция речевой деятельности.

Обучение процессу коммуникации.

Развитие разговорно-диалогической речи.

Характеризовать условия, необходимые для жизни живых организмов в зимнеевремя.

Рассказывать о роли животных в жизни людей, проявлять заботу, бережное отношение к животным.

57


Человек и общество. Значение труда в жизни человека и общества

Как путешествует письмо?


Средства связи: почта, телефон, радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья.

Иметь представления о работе почты.

Уметь наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Овладение основными закономерностями грамматического строя речи.

Участвовать в экскурсии на почту с целью ознакомления с трудом почтальона.

Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Моделировать ситуации, при которых необходимы средства связи.

58


Человек и общество. Значение труда в жизни человека и общества

Экскурсия № 4 на почту.


Средства связи: почта, телефон, радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья.

Иметь представления о работе почты.

Уметь наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений.

Развитие монологической речи.

Обогащение лексического строя речи.

Овладение основными закономерностями грамматического строя речи.

Участвовать в экскурсии на почту с целью ознакомления с трудом почтальона.

Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Моделировать ситуации, при которых необходимы средства связи.

59


Человек и природа.

Природа неживая и живая

Куда текут реки?

Река, море, родник, речная вода, морская вода, Ока, осётр, Москва, Волга, Каспийское море, катер, теплоход, баржа, плотина

Иметь представления о водоемах, их разнообразии (океан, море, река, озеро, пруд)


Уметь сравнивать реку и море; прослеживать путь воды из реки в море; различать пресную и морскую воду.

Рассказывать о реках и морях, пресной и морской воде, о пути прихода питьевой воды в наш дом, о значении очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов.

Оценивать свои достижения на уроке.


60


Человек и природа.

Природа неживая и живая.

Практическая работа №15 «Готовим «морскую» воду»

Речная пресная вода, морская вода

Иметь представления о работе с веществами, жидкостями, газами.

Научатся: прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в мо-ре; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду.

Получат возможность научиться: проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их



Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов.

61


Человек и общество. Значение труда в жизни человека и общества

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? Странички для любознательных.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Иметь представления о работе.

Учащиеся познакомятся с производством хорошо известных им сладостей,

узнают их природное происхождение.


Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы)

Характеризовать их отличительные свойства. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных процессов.

62


Человек и природа. Человек – часть природы

Откуда берётся и куда девается мусор?


Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе.

Знать об источниках мусора.

Уметь определять
с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Формирование навыков связного высказывания.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Участвовать в коллективном обсуждении в группах и объяснять правила поведения в природе.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе, выполнять правила поведения в природе.

63


Человек и природа. Человек – часть природы

Практическая работа № 15

«Сортировка упаковок из-под продуктов».

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе.

Знать об источниках мусора.

Уметь определять
с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Формирование навыков связного высказывания.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Участвовать в коллективном обсуждении в группах и объяснять правила поведения в природе.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе, выполнять правила поведения в природе.

64


Человек и природа. Природа неживая и живая

Откуда в снежках грязь?

Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Положительное и отрицательное влияние человека на природу (на примере окружающей местности).


Знать об источниках мусора.

Уметь определять
с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении

Составление планов к рассказам.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности.

Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице.

65


Человек и природа. Природа неживая и живая

Практическая работа № 16

«Исследуем снежки и снеговую воду».

Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Положительное и отрицательное влияние человека на природу (на примере окружающей местности).


Знать об источниках мусора.

Уметь определять
с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении

Составление планов к рассказам.

Словарная работа по тексту предмета.

Обогащение терминологией.

Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности.

Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице.

66


Человек и природа.

Природа неживая и живая.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Проверка знаний и умений.

Знать учебный материал по разделу «Как, откуда и куда?».

Уметь выполнять тестовые задания учебника;

Развитие монологической речи. Правильно употреблять лексику по изученной тематике.

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями;

иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!