учитель Чиркова З.В.
№ п/п | Дата | Тема раздела | Тема урока | Содержание урока | Требования к уровню подготовки учащихся, коррекционная работа | УУД |
1 | | Человек и общество. Я - школьник | Правила поведения в школе, на уроках. | Вводный урок. | Учащиеся познакомятся с новым предметом, учебником, тетрадью. Научатся пользоваться условными обозначениями учебника; задавать вопросы об окружающем мире. Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе). Развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия. Накопление и совершенствование словаря. | Организовывать своё рабочее место под руководством учителя. Ориентироваться в учебнике, находить в нём нужную информацию. Задавать вопросы, используя слова-помощники: Что? Кто? Как? Откуда? Куда? Где? Когда? Почему? Зачем?; обращаться за помошью к учителю. |
2 | | Человек и природа. Единство живого и неживого | Задавайте вопросы! | Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. | Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). Развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия. Накопление и совершенствование словаря. | Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки. |
3 | | Человек и общество. Наша родина — Россия, Российская Федерация | Что такое Родина? | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. | Распознавать символы России. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Уметь работать с картинной картой России. Развитие слушания и говорения. Коррекция речевой деятельности. Обучение процессу коммуникации. | Работать с картинной картой России, актуализировать знания о городах России, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Рассказывать о малой Родине и Москве как столице государства. |
4 | | Человек и общество. Наша родина — Россия, Российская Федерация | Что такое Родина? | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. | Распознавать символы России. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Уметь работать с картинной картой России. Развитие слушания и говорения. Коррекция речевой деятельности. Обучение процессу коммуникации. | Работать с картинной картой России, актуализировать знания о городах России, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Рассказывать о малой Родине и Москве как столице государства. |
5 | | Человек и общество. Наша родина — Россия, Российская Федерация | Что мы знаем о народах России? | Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). | Знать достопримечательности страны. Уметь рассказывать по фотографиям о жизни народов, населяющих Россию. Развитие слушания и говорения. Коррекция речевой деятельности. Обучение процессу коммуникации. | Сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. Рассказывать о национальных праздниках. Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. Находить информацию о народах своего края. |
6 | | Человек и общество. Наша родина — Россия, Российская Федерация | Что мы знаем о народах России? | Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). | Знать достопримечательности страны. Уметь рассказывать по фотографиям о жизни народов, населяющих Россию. Развитие слушания и говорения. Коррекция речевой деятельности. Обучение процессу коммуникации. | Сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. Рассказывать о национальных праздниках. Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. Находить информацию о народах своего края. |
7 | | Человек и общество. Наша родина — Россия, Российская Федерация | Что мы знаем о Москве? | Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. | Уметь рассказыватьо Москве как столице государства. Развитие разговорно-диалогической речи. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. | Рассматривать иллюстрации учебника, Извлекать из них нужную информацию о Москве. Узнавать достопримечательности Москвы. |
8 | | Человек и общество. Наша родина — Россия, Российская Федерация | Что мы знаем о Москве? | Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. | Уметь рассказыватьо Москве как столице государства. Развитие разговорно-диалогической речи. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. | Рассматривать иллюстрации учебника, Извлекать из них нужную информацию о Москве. Узнавать достопримечательности Москвы. |
9 | | Человек и общество. Родной край – частица Родины | Проект № 1 «Моя малая Родина». | Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. | Уметь рассказыватьо малой родине. Овладение основными закономерностями грамматического строя речи. Формирование звуковой стороны речи на материале. Выполнение устно-речевых упражнений. | Фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины, находить в домашнем архиве соответствующий материал. Составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением. |
10 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Что у нас над головой? | Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. | Знать объекты живой и неживой природы. Уметь группировать объекты неживой природы по разным признакам. Составление планов к рассказам. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. | Различать объекты живой и неживой природы, характеризовать их отличительные свойства. |
11 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Что у нас под ногами? | Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. | Знать объекты живой и неживой природы. Уметь группировать объекты неживой природы по разным признакам. Составление планов к рассказам. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. | Различать объекты живой и неживой природы, характеризовать их отличительные свойства. |
12 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Практическая работа № 1 «Определяем камни». | Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). | Знать объекты живой и неживой природы. Уметь группировать объекты неживой природы по разным признакам. Составление планов к рассказам. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. | Различать объекты живой и неживой природы, характеризовать их отличительные свойства. |
13 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Что растёт на подоконнике? | Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). | Уметь различать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам, определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. Формирование навыков связного высказывания. | Различать объекты неживой и живой природы, части растения. |
14 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Практическая работа № 2 «Определяем комнатные растения». | Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). | Уметь различать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам, определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. Формирование навыков связного высказывания. | Различать объекты неживой и живой природы, части растения. |
15 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Что растет на клумбе? | Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). | Уметь различать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам, определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. Формирование навыков связного высказывания. | Различать объекты неживой и живой природы, части растения. |
16 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Практическая работа № 3 «Определяем растения клумбы». | Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). | Уметь различать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам, определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. Формирование навыков связного высказывания. | Различать объекты неживой и живой природы, части растения. |
17 | | Человек и природа. Времена года | Что это за листья? | Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Дикорастущие растения (на примере растений своей местности). | Знать осенние изменения в природе осенью. Уметь наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам. Коррекция речевой деятельности. Обучение процессу коммуникации. Развитие разговорно-диалогической речи. | Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. |
18 | | Человек и природа. Времена года | Практическая работа № 4 «Определение деревьев по их листьям». | Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).Дикорастущие растения (на примере растений своей местности). | Знать осенние изменения в природе осенью. Уметь наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам. Коррекция речевой деятельности. Обучение процессу коммуникации. Развитие разговорно-диалогической речи. | Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. |
19 | | Человек и природа. Времена года | Что такое хвоинки? | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц).Правила поведения в лесу, на реке. Бережное отношение к окружающему миру. | Знать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну. Уметь описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа-определителя. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. | Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных растений, выделять их отличия. |
20 | | Человек и природа. Времена года | Практическая работа № 5 «Определяем хвойные деревья». | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц).Правила поведения в лесу, на реке. Бережное отношение к окружающему миру. | Знать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну. Уметь описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа-определителя. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. | Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных растений, выделять их отличия. |
21 | | Человек и природа. Природа вокруг нас. | Экскурсия № 1 «Природа вокруг нас». | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц).Правила поведения в лесу, на реке. Бережное отношение к окружающему миру. | Знать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну. Уметь описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа-определителя. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. | Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных растений, выделять их отличия. |
22 | | Человек и природа. Природа неживая и живая. | Что общего у разных растений? | Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). | Уметь находить у растений их части, показывать и называть их. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. Формирование навыков связного высказывания. | Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. |
23 | | Человек и природа. Природа неживая и живая. | Практическая работа № 6 «Изучаем части растений». | Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). | Уметь находить у растений их части, показывать и называть их. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. Формирование навыков связного высказывания. | Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. |
24 | | Человек и природа. Природа неживая и живая. | Кто такие насекомые? | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые своей местности. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | Знать части тела различных насекомых. Уметь узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. | Приводить примеры, описывать внешний вид насекомых. |
25 | | Человек и природа. Природа неживая и живая. | Кто такие насекомые? | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые своей местности. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | Знать части тела различных насекомых. Уметь узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. | Приводить примеры, описывать внешний вид насекомых. |
26 | | Человек и природа. Природа неживая и живая. | Кто такие рыбы? | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Использование человеком богатств природы. Рыбы своей местности. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | Знать строение чешуи рыбы, моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя. Формирование звуковой стороны речи на материале. Выполнение устно-речевых упражнений. | Приводить примеры, описывать внешний вид рыб. С помощью учителя характеризовать способы питания, размножения. |
27 | | Человек и природа. Природа неживая и живая. | Кто такие рыбы? | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Использование человеком богатств природы. Рыбы своей местности. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | Знать строение чешуи рыбы, моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя. Формирование звуковой стороны речи на материале. Выполнение устно-речевых упражнений. | Приводить примеры, описывать внешний вид рыб. С помощью учителя характеризовать способы питания, размножения. |
28 | | Человек и природа. Природа неживая и живая. | Кто такие птицы? | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | Узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану. Развитие разговорно-диалогической и монологической речи. Обогащение лексического строя речи. | Приводить примеры, описывать внешний вид птиц, характеризовать с помощью учителя способы питания, размножения птиц. |
29 | | Человек и природа. Природа неживая и живая. | Практическая работа № 7 «Изучаем перья птиц». | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | Узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану. Развитие разговорно-диалогической и монологической речи. Обогащение лексического строя речи. | Приводить примеры, описывать внешний вид птиц, характеризовать с помощью учителя способы питания, размножения птиц. |
30 | | Человек и природа. Природа вокруг нас. | Кто такие звери? | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | Знать строение шерсти зверей, исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя. Развитие грамматической стороны речи. Развитие артикуляционной моторики. Обучение навыкам словообразования и словоизменения. | Приводить примеры, описывать внешний вид зверей. Характеризовать способы питания, размножения. Сравнивать повадки домашних и диких животных. |
31 | | Человек и природа. Природа вокруг нас. | Практическая работа № 8 «Изучаем строение шерсти животных». | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | Знать строение шерсти зверей, исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя. Развитие грамматической стороны речи. Развитие артикуляционной моторики. Обучение навыкам словообразования и словоизменения. | Приводить примеры, описывать внешний вид зверей. Характеризовать способы питания, размножения. Сравнивать повадки домашних и диких животных. |
32 | | Человек и природа. Природа вокруг нас. | Что такое зоопарк? Странички для любознательных | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | Уметь узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя. Развитие грамматической стороны речи. Обучение навыкам словообразования и словоизменения. | Рассказывать учащимся о роли животных в природе и в жизни людей. Наблюдать за поведением животных в зоопарке, обсуждать совместно с учителем. |
33 | | Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности | Что окружает нас дома? | Мебель, бытовая техника, одежда, посуда, электричество, водопровод, газопровод, безопасное поведение. | Научатся: правильно и осторожно обращаться с домашними вещами. Знать на какие группы можно разделить предметы домашней обстановки. Уметь приводить примеры предметов каждой группы. Развитие грамматической стороны речи. Обучение навыкам словообразования и словоизменения. | Характеризовать назначение бытовых предметов. Находить на рисунке предметы определённых групп. Определять, что является опасным в повседневной жизни; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Группировать предметы обихода по их назначению. Изучать, соблюдать элементарные правила безопасности. |
34 | | Человек и общество. Значение труда для человека и общества | Что умеет компьютер? | Средства массовой информации:радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовнонравственного здоровья. | Знать правила работы с компьютером. Уметь выполнять элементарные операции на компьютере. Обучение навыкам словообразования и словоизменения. Развитие слушания и говорения. Коррекция речевой деятельности. | Изучать, соблюдать правила безопасной работы на компьютере. Выполнять элементарные операции на компьютере под руководством учителя. |
35 | | Человек и общество. Значение труда для человека и общества | Что умеет компьютер? | Средства массовой информации:радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовнонравственного здоровья. | Знать правила работы с компьютером. Уметь выполнять элементарные операции на компьютере. Обучение навыкам словообразования и словоизменения. Развитие слушания и говорения. Коррекция речевой деятельности. | Изучать, соблюдать правила безопасной работы на компьютере. Выполнять элементарные операции на компьютере под руководством учителя. |
36 | | Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности | Что вокруг нас может быть опасным? | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Транспорт города. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. | Знать правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме. Обучение процессу коммуникации. Развитие разговорно-диалогической речи. Развитие монологической речи. | Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. |
37 | | Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности | Экскурсия № 2 «Дорога от дома до школы» | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Транспорт города. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. | Знать правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме. Обучение процессу коммуникации. Развитие разговорно-диалогической речи. Развитие монологической речи. | Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. |
38 | | Человек и общество. Наша родина — Россия, Российская Федерация | Что мы знаем о нашей стране и своем городе? | Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. | Знать историю своего народа, проживающего в данной местности. Уметь составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности. Обучение навыкам словообразования и словоизменения. Развитие слушания и говорения. Коррекция речевой деятельности. | Участвовать в экскурсии по своему посёлку, к историческим памятникам, с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края. Находить дополнительную информацию из разных источников, обсуждать с классом. |
39 | | Человек и общество. Наша родина — Россия, Российская Федерация | Экскурсия № 3 «Родной город» | Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. | Знать историю своего народа, проживающего в данной местности. Уметь составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности. Обучение навыкам словообразования и словоизменения. Развитие слушания и говорения. Коррекция речевой деятельности. | Участвовать в экскурсии по своему посёлку, к историческим памятникам, с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края. Находить дополнительную информацию из разных источников, обсуждать с классом. |
40 | | Человек и природа. Наша страна на карте и глобусе | На что похожа наша планета? | Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. | Иметь представления о планете Земля и ее форме, движении в космическом пространстве, знакомство с моделью Земли – глобусом. Уметь использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли. Обогащение лексического строя речи. Овладение основными закономерностями грамматического строя речи. Формирование звуковой стороны речи на материале. | Знакомиться с планетой, на которой мы живём – Земля, понимать отличия звёзд и планет, находить необходимую информацию (по заданию учителя) в учебниках, дополнительных источниках о планетах Солнечной системы. Характеризовать глобус как модель Земли. |
41 | | Человек и природа. Наша страна на карте и глобусе | На что похожа наша планета? | Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. | Иметь представления о планете Земля и ее форме, движении в космическом пространстве, знакомство с моделью Земли – глобусом. Уметь использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли. Обогащение лексического строя речи. Овладение основными закономерностями грамматического строя речи. Формирование звуковой стороны речи на материале. | Знакомиться с планетой, на которой мы живём – Земля, понимать отличия звёзд и планет, находить необходимую информацию (по заданию учителя) в учебниках, дополнительных источниках о планетах Солнечной системы. Характеризовать глобус как модель Земли. |
42 | | Человек и природа. Наша страна на карте и глобусе | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. | Иметь представления о планете Земля и ее форме, движении в космическом пространстве, знакомство с моделью Земли – глобусом. Уметь использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли. Развитие разговорно-диалогической и монологической речи. Обогащение лексического строя речи. | Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи. |
43 | | Человек и общество. Моя Родина | Как живёт семья? | Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. | Знать семейные традиции. Уметь составлять схему родословного древа. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. Формирование навыков связного высказывания. | Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи. |
44 | | Человек и общество. Моя Родина | Проект № 2 «Моя семья» | Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. | Знать семейные традиции. Уметь составлять схему родословного древа. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. Формирование навыков связного высказывания. | Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи. |
45 | | Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности. Состояние воды, её значение для живых организмов, человека. | Знать путь воды в дома. Уметь прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды. Формирование звуковой стороны речи на материале. Выполнение устно-речевых упражнений. Составление планов к рассказам. | Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды:текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда. Понимать огромное значение воды в жизни человека. Выполнять изученные правила поведения на воде. |
46 | | Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности | Практическая работа № 9 «Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку». | Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности. Состояние воды, её значение для живых организмов, человека. | Знать путь воды в дома. Уметь прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды. Формирование звуковой стороны речи на материале. Выполнение устно-речевых упражнений. Составление планов к рассказам. | Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды:текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда. Понимать огромное значение воды в жизни человека. Выполнять изученные правила поведения на воде. |
47 | | Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности | Откуда в наш дом приходит электричество? | Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | Уметь отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество. Знать правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. Овладение основными закономерностями грамматического строя речи. | Объяснять основные правила обращения с электричеством. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Познакомить детей с тем, что энергия – источникдвижения, её роль в природе и жизни человека огромна. |
48 | | Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности | Практическая работа №10 «Собираем электрическую цепь». | Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | Уметь отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество. Знать правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. Овладение основными закономерностями грамматического строя речи. | Объяснять основные правила обращения с электричеством. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Познакомить детей с тем, что энергия – источникдвижения, её роль в природе и жизни человека огромна. |
49 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Откуда берутся снег и лед? | Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природа – источник удовлетворения потребности людей. Зависимость жизни человека от природы. | Знать о свойствах снега и льда. Уметь наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках. Развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия. Накопление и совершенствование словаря. | Характеризовать признаки времён года. Обсуждать, почему появляется снег, откуда берётся лёд? |
50 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Практическая работа №11 «Выполняем опыты со снегом и льдом». | Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природа – источник удовлетворения потребности людей. Зависимость жизни человека от природы. | Знать о свойствах снега и льда. Уметь наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках. Развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия. Накопление и совершенствование словаря. | Характеризовать признаки времён года. Обсуждать, почему появляется снег, откуда берётся лёд? |
51 | | Человек и природа. Природа вокруг нас. | Как живут растения? | Растения – живыеорганизмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Знать признаки живой природы, условия, необходимые для жизни растений. Уметь наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях. Обучение навыкам словообразования и словоизменения. Развитие слушания и говорения. Коррекция речевой деятельности. | Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. |
52 | | Человек и природа. Природа вокруг нас. | Практическая работа № 12 «Приёмы ухода за комнатными растениями». | Растения – живыеорганизмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Знать признаки живой природы, условия, необходимые для жизни растений. Уметь наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях. Обучение навыкам словообразования и словоизменения. Развитие слушания и говорения. Коррекция речевой деятельности. | Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. |
53 | | Человек и природа. Природа вокруг нас. | Как живут животные? | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и одомашненные растения и животные. | Знать об условиях, необходимых для жизни животных. Уметь наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Развитие разговорно-диалогической речи. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. | Описывать внешний вид животных, сравнивать и различать диких и домашних животных. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Подтверждать ответы примерами. |
54 | | Человек и природа. Природа вокруг нас. | Практическая работа № 13 «Приёмы ухода за животными живого уголка». | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и одомашненные растения и животные. | Знать об условиях, необходимых для жизни животных. Уметь наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Развитие разговорно-диалогической речи. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. | Описывать внешний вид животных, сравнивать и различать диких и домашних животных. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Подтверждать ответы примерами. |
55 | | Человек и природа. Времена года | Как зимой помочь птицам? | Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. | Иметь представления о птицах, зимующих в наших краях, о перелетных птицах. Уметь различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц. Коррекция речевой деятельности. Обучение процессу коммуникации. Развитие разговорно-диалогической речи. | Характеризовать условия, необходимые для жизни живых организмов в зимнеевремя. Рассказывать о роли животных в жизни людей, проявлять заботу, бережное отношение к животным. |
56 | | Человек и природа. Времена года | Практическая работа № 14 «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц». | Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. | Иметь представления о птицах, зимующих в наших краях, о перелетных птицах. Уметь различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц. Коррекция речевой деятельности. Обучение процессу коммуникации. Развитие разговорно-диалогической речи. | Характеризовать условия, необходимые для жизни живых организмов в зимнеевремя. Рассказывать о роли животных в жизни людей, проявлять заботу, бережное отношение к животным. |
57 | | Человек и общество. Значение труда в жизни человека и общества | Как путешествует письмо? | Средства связи: почта, телефон, радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовнонравственного здоровья. | Иметь представления о работе почты. Уметь наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. Овладение основными закономерностями грамматического строя речи. | Участвовать в экскурсии на почту с целью ознакомления с трудом почтальона. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Моделировать ситуации, при которых необходимы средства связи. |
58 | | Человек и общество. Значение труда в жизни человека и общества | Экскурсия № 4 на почту. | Средства связи: почта, телефон, радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовнонравственного здоровья. | Иметь представления о работе почты. Уметь наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений. Развитие монологической речи. Обогащение лексического строя речи. Овладение основными закономерностями грамматического строя речи. | Участвовать в экскурсии на почту с целью ознакомления с трудом почтальона. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Моделировать ситуации, при которых необходимы средства связи. |
59 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Куда текут реки? | Река, море, родник, речная вода, морская вода, Ока, осётр, Москва, Волга, Каспийское море, катер, теплоход, баржа, плотина | Иметь представления о водоемах, их разнообразии (океан, море, река, озеро, пруд) Уметь сравнивать реку и море; прослеживать путь воды из реки в море; различать пресную и морскую воду. | Рассказывать о реках и морях, пресной и морской воде, о пути прихода питьевой воды в наш дом, о значении очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов. Оценивать свои достижения на уроке. |
60 | | Человек и природа. Природа неживая и живая. | Практическая работа №15 «Готовим «морскую» воду» | Речная пресная вода, морская вода | Иметь представления о работе с веществами, жидкостями, газами. Научатся: прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в мо-ре; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду. Получат возможность научиться: проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их | Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. |
61 | | Человек и общество. Значение труда в жизни человека и общества | Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? Странички для любознательных. | Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. | Иметь представления о работе. Учащиеся познакомятся с производством хорошо известных им сладостей, узнают их природное происхождение. | Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы) Характеризовать их отличительные свойства. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных процессов. |
62 | | Человек и природа. Человек – часть природы | Откуда берётся и куда девается мусор? | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. | Знать об источниках мусора. Уметь определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. Формирование навыков связного высказывания. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Участвовать в коллективном обсуждении в группах и объяснять правила поведения в природе. Оценивать конкретные примеры поведения в природе, выполнять правила поведения в природе. |
63 | | Человек и природа. Человек – часть природы | Практическая работа № 15 «Сортировка упаковок из-под продуктов». | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. | Знать об источниках мусора. Уметь определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. Формирование навыков связного высказывания. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Участвовать в коллективном обсуждении в группах и объяснять правила поведения в природе. Оценивать конкретные примеры поведения в природе, выполнять правила поведения в природе. |
64 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Откуда в снежках грязь? | Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (на примере окружающей местности). | Знать об источниках мусора. Уметь определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении Составление планов к рассказам. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. | Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице. |
65 | | Человек и природа. Природа неживая и живая | Практическая работа № 16 «Исследуем снежки и снеговую воду». | Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (на примере окружающей местности). | Знать об источниках мусора. Уметь определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении Составление планов к рассказам. Словарная работа по тексту предмета. Обогащение терминологией. | Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице. |
66 | | Человек и природа. Природа неживая и живая. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | Проверка знаний и умений. | Знать учебный материал по разделу «Как, откуда и куда?». Уметь выполнять тестовые задания учебника; Развитие монологической речи. Правильно употреблять лексику по изученной тематике. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями; иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |