Правильная посадка при письме, наклонное расположение тетради на парте, умение держать карандаш и ручку при письме. Подготовка руки к письму: упражнения для пальцев и кисти руки; обводка контуров овалов, полуовалов, волнистых, прямых линий, штриховка, обучение правильному движению руки по строке, рисование и раскрашивание узоров, орнаментов в пределах тетрадной строки, письмо элементов букв
Усвоение начертания прописных и строчных букв. Соотнесение печатных и письменных букв. Обозначение звуков соответствующими письменными буквами.
Сравнение и различение сходных по начертанию рукописных букв: д-б, п-т, г-п, н-п, т-ш, е-з, п-г и других. Связное и ритмичное письмо букв и их соединений. Правильное расположение букв, слов, предложений на строке и на листе тетради.
Буквы, не обозначающие звуков (ь, ъ). Обозначение мягкости согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь). Письмо в словах сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, шу, чк, чн.
Постановка знака ударения в каждом написанном двух- и многосложном слове. Выделение безударных гласных в написанных словах, установление наличия или отсутствия безударных гласных в произносимых словах. Выделение звонких согласных в слабой позиции.
Обозначение границ предложения заглавной буквой в начале его и точкой, восклицательным или вопросительным знаками в конце. Заглавная буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. Списывание слов и предложений из двух-четырех слов с рукописного и печатного образцов. Орфографическое чтение при списывании. Проверка написанного при помощи зрительного сличения с образцом и орфографического чтения.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов. Запоминание и письмо слов с непроверяемыми написаниями: воробей, корова, Москва, ребята, ученик, учитель.
Предложение, его смысловая и интонационная законченность.
Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи и на письме.
Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имя собственное.
Слова близкие по смыслу; слова, противоположные по смыслу. Эмоциональная окраска слова.
Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные. Буквы, обозначающие гласные согласные звуки.
Деление слов на слоги. Перенос слов. Ударение.
Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными (общее знакомство).
№ | Тема | Характеристика возможных видов деятельности обучающихся | Дата | Форма обучения | ТСО |
Добукварный период 17 ч | | |
| Пропись – первая учебная тетрадь. Элементы прописи. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | ориентироваться в прописи; называть и показывать её элементы; знакомиться с правилами посадки при письме; раскрашивать узоры непрерывным движением руки; обводить по контуру; писать элементы букв. | 1.09 | | |
| Письмо овалов и полуовалов. | штриховать картинки различными способами; обводить по контуру; писать элементы букв; составлять предложения по иллюстрации данной в прописи. | 2 | | |
| Письмо длинных прямых наклонных линий. | штриховать картинки различными способами; обводить по контуру; писать элементы букв; составлять рассказ по сюжетной картинке данной в прописи. | 3 | | |
| Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | штриховать картинки различными способами; обводить по контуру; писать элементы букв; составлять рассказ по сюжетной картинке данной в прописи. | 4 | | |
| Упражнения в написании изученных элементов букв. | штриховать картинки различными способами; обводить по контуру; писать элементы букв; составлять рассказ по сюжетной картинке данной в прописи. | 7 | | |
| Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо). | штриховать картинки различными способами; обводить по контуру; писать элементы букв; составлять рассказ по сюжетной картинке данной в прописи. | 8 | | |
| Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | штриховать картинки различными способами; обводить по контуру; писать элементы букв; составлять рассказ по сюжетной картинке данной в прописи. | 9 | | |
| Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | штриховать картинки различными способами; обводить по контуру; сравнивать элементы письменных и печатных букв; писать элементы букв; составлять рассказ по сюжетной картинке данной в прописи. | 10 | | |
| Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и с закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | штриховать картинки различными способами; обводить по контуру; сравнивать элементы письменных и печатных букв; писать элементы букв; выполнять слого-звуковой анализ слов; составлять рассказ по сюжетной картинке данной в прописи. | 11 | | |
| Упражнения в написании изученных элементов букв. | штриховать картинки различными способами; обводить по контуру; сравнивать элементы письменных и печатных букв; писать элементы букв; выполнять слого-звуковой анализ слов; составлять рассказ по сюжетной картинке данной в прописи. | 14 | | |
| Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | штриховать картинки различными способами; обводить по контуру; сравнивать элементы письменных и печатных букв; писать элементы букв; выполнять слого-звуковой анализ слов; составлять рассказ по сюжетной картинке данной в прописи. | 15 | | |
| Строчная и заглавная буквы А, а. Заглавная буква в именах собственных. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом | 16 | | |
| Строчная и заглавная буквы О, о. Заглавная буква в именах собственных. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом | 17 | | |
| Строчная и заглавная буквы И, и. Заглавная буква в именах собственных. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом | 18 | | |
| Строчная буква ы. Комментированное письмо слов и предложений. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом | 21 | | |
| Упражнения в написании изученных букв. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом | 22 | | |
| Строчная и заглавная буквы У, у. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; оформлять предложения на письме | 23 | | |
Букварный период 66 ч | | |
| Строчная и заглавная буквы Н, н. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; оформлять предложения на письме | 24 | | |
| Строчная и заглавная буквы С, с. Заглавная буква в именах собственных. Деформированные предложения. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | 25 | | |
| Строчная и заглавная буквы К, к. Заглавная буква в именах собственных. Списывание с письменного шрифта. Интонирование различных предложений. Дефис. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | 28 | | |
| Упражнения в написании изученных букв. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; выполнять слого-звуковой анализ слов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; оформлять предложения на письме | 29 | | |
| Строчная и заглавная буквы Т, т. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; оформлять предложения на письме | 30.09 | | |
| Строчная и заглавная буквы Т, т. Письмо слов, предложений с буквами т, Т. Создание письменных текстов. | выполнять слого-звуковой анализ слов; писать слоги, слова и предложения; оформлять предложения на письме; составлять предложения. | 1.10 | | |
| Строчная и заглавная буквы Л, л. Списывание с письменного шрифта. Предложения с вопросительной интонацией. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | 2.10 | | |
| Строчная и заглавная буквы Р, р. Списывание с письменного шрифта. Письменный ответ на вопрос. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | 5.10 | | |
| Упражнения в написании изученных букв. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; выполнять слого-звуковой анализ слов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; оформлять предложения на письме | 6 | | |
| Строчная и заглавная буквы В, в. Списывание с письменного шрифта. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменный ответ на вопрос. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | 7 | | |
| Строчная и заглавная буквы Е, е. Списывание с письменного шрифта. Дополнение предложений словами по смыслу. Двойная роль буквы е. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | 8 | | |
| Строчная и заглавная буквы П, п. Списывание с печатного шрифта. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменный ответ на вопрос. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; оформлять предложения на письме | 9 | | |
| Строчная и заглавная буквы М, м. Списывание с печатного шрифта. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменный ответ на вопрос. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | 12 | | |
| Строчная и заглавная буквы М, м. Письмо слов, предложений с буквами м, М. Создание письменных текстов. | писать слоги, слова и предложения; | 13 | | |
| Строчная и заглавная буквы З, з. Списывание с печатного шрифта. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменный ответ на вопрос. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | 14 | | |
| Строчная и заглавная буквы З, з. Составление письменного текста и дополнение его содержания. | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | 15 | | |
| Упражнения в написании изученных букв. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; выполнять слого-звуковой анализ слов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; оформлять предложения на письме | 16 | | |
35. | Строчная и заглавная буквы Б, б. Списывание с печатного шрифта. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменный ответ на вопрос. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | 19 | | |
36. | Строчная и заглавная буквы Б, б. Наблюдение за изменением формы числа существительного (один – много) | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | 20 | | |
37. | Строчная и заглавная буквы Б, б. Запись и интонирование различных видов предложений. | писать слоги, слова и предложения; | 21 | | |
38. | Строчная и заглавная буквы Д, д. Списывание с печатного шрифта. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменный ответ на вопрос. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | 22 | | |
39. | Упражнения в написании изученных букв. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; выполнять слого-звуковой анализ слов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | 23 | | |
40. | Строчная и заглавная буквы Д, д. Единственное и множественное число существительных (один – много) | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | | | |
41. | Упражнения в написании изученных букв. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; выполнять слого-звуковой анализ слов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
42. | Строчная и заглавная буквы Я, я. Списывание с печатного шрифта. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменный ответ на вопрос. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
43. | Строчная и заглавная буквы Я, я. Двойная роль буквы я. Дополнение текстов своими предложениями. | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | | | |
44. | Строчная и заглавная буквы Я, я. Обозначение буквами а – я твёрдости/мягкости предыдущего согласного на письме. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
45. | Строчная и заглавная буквы Г, г. Списывание с печатного шрифта. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменный ответ на вопрос. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
46. | Упражнения в написании изученных букв. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; выполнять слого-звуковой анализ слов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
47. | Строчная и заглавная буквы Г, г. Единственное и множественное число существительных (один – много). Обращение, запятая при обращении. | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | | | |
48. | Строчная и заглавная буквы Ч, ч. Единственное и множественное число существительных (один – много). Личные местоимения я, они. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
49. | Строчная и заглавная буквы Ч, ч. Наблюдение за изменением формы числа глаголов. Правописание ча, чу. | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | | | |
50. | Буква ь. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Тире. Вопросительные слова: «кто?», «что?» | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
51. | Упражнения в написании изученных букв. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; выполнять слого-звуковой анализ слов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
52. | Буква ь. Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-. Списывание с печатного шрифта. | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | | | |
53. | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Списывание с печатного шрифта. Письменный ответ на вопрос. Правописание сочетания ши. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
54. | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Письмо под диктовку изученных букв, слов и предложений с изученными буквами. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
55. | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Правописание сочетания жи, же. Оглушение [ж] на конце слова, проверочное слово. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
56. | Упражнения в написании изученных букв. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; выполнять слого-звуковой анализ слов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
57. | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Правописание имён собственных (имён людей и кличек животных). Наращивание слов (Анна - Жанна). Образование простой сравнительной степени наречий (низко – ниже). | писать слоги, слова и предложения; | | | |
58. | Строчная и заглавная буквы Ё, ё. Списывание с печатного шрифта. Образование существительных – названий детёнышей животных по образцу, данному в прописи. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
59. | Строчная и заглавная буквы Ё, ё. Обозначение буквой ё мягкости предыдущего согласного на письме. Двойная роль буквы ё в начале слова и после гласной. | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | | | |
60. | Строчная и заглавная буквы Й, й. Признаки предмета. Употребление имён прилагательных в речи. Вопросительное слово «какой?». | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
61. | Упражнения в написании изученных букв. Списывание с письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; выполнять слого-звуковой анализ слов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
62. | Строчная и заглавная буквы Х, х. Списывание с печатного шрифта. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменный ответ на вопрос. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
63. | Строчная и заглавная буквы Х, х. Признаки предмета. Употребление имён прилагательных в речи. Прилагательные – антонимы. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
64. | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Обозначение буквой ю мягкости предыдущего согласного, буквой у твёрдости предыдущего согласного. Звуки – смыслоразличители (лук - люк). | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
65. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
66. | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Правописание имён собственных (имена людей). Личные местоимения я – они. Списывание с печатного шрифта. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
67. | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Единственное и множественное число существительных. Списывание с печатного и письменного шрифта. Тире. Двоеточие. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
68. | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Правописание гласных после ц. Запись текста по опорным словам. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
69. | Строчная и заглавная буквы Э, э. Указательные местоимения. Правописание имён собственных. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
70. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
71. | Строчная и заглавная буквы Э, э. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа над деформированным предложением. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
72. | Строчная и заглавная буквы Щ, щ. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
73. | Строчная и заглавная буквы Щ, щ. Списывание с печатного и письменного шрифта. Письмо предложений с комментированием. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
74. | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Правописание имён собственных. Списывание с печатного и письменного шрифта. | выделять элементы в строчных и прописных буквах; сравнивать строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
75. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
76. | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Парный согласный на конце слов. Письмо предложений под диктовку. | выполнять слого-звуковой анализ слов; сопоставлять слоги и слова с буквами в и ф; писать слоги, слова и предложения; | | | |
77. | Строчные буквы ь, ъ. Функция букв ь, ъ. запись слов и предложений с буквами ь, ъ. | выделять элементы в строчных буквах; сравнивать печатную и письменную буквы; выполнять слого-звуковой анализ слов; конструировать букву из различных материалов; писать букву в соответствии с образцом; писать слоги, слова и предложения; | | | |
78. | Строчные буквы ь, ъ. Строчные буквы ь, ъ. Письмо слов, предложений с разделительными твердым и мягким знаками. | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | | | |
79. | Русский алфавит. Правильное называние и письмо букв русского алфавита. | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | | | |
80. | Русский алфавит. Алфавитный порядок слов. | писать слоги, слова и предложения; | | | |
81. | Русский алфавит. Упражнение в написании слов в алфавитном порядке. | писать слоги, слова и предложения; писать слова в алфавитном порядке. | | | |
82. | Письмо слов, предложений с изученными буквами | писать слоги, слова и предложения; составлять предложения. | | | |
83. | Проверка знаний. | | | | |
Послебукварный период 70 ч | | |
Наша речь (2 ч) | | |
84. | Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи. Речь устная и речь письменная. | знакомиться с учебником; различать устную и письменную речи; формулировать высказывание о значении языка и речи. | | | |
85. | Русский язык — родной язык русского народа. | различать устную и письменную речи; формулировать высказывание о значении языка и речи. | | | |
Текст, предложение, диалог (5 ч) | | |
86. | Текст. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. | сравнивать текст и предложение; подбирать заголовок к тексту; составлять текст по рисунку. | | | |
87. | Текст. Работа с деформированным текстом. | сравнивать текст и предложение; определять границы предложения в деформированном тексте. | | | |
88. | Предложение, как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. | сравнивать предложение и группы слов, не составляющих предложение; определять границы предложения в деформированном тексте; составлять предложения по рисунку или заданной схеме. | | | |
89. | Предложение, как группа слов, выражающая законченную мысль. Работа с деформированным предложением. | сравнивать предложение и группы слов, не составляющих предложение; составлять предложения из отдельных слов. | | | |
90. | Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) | сравнивать текст и диалог; наблюдать за постановкой знаков препинания в диалоге; читать текст по ролям. | | | |
Слова, слова, слова…( 6 ч) | | |
91. | Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений. | определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; сравнивать и группировать слова, сходные по значению и звучанию; классифицировать слова в соответствии с их значением; составлять предложения из данных слов. | | | |
92. | Слово. Роль слов в речи. Слова-названия признаков предметов. | определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; сравнивать и группировать слова, сходные по значению и звучанию; классифицировать слова в соответствии с их значением; составлять предложения из данных слов. | | | |
93. | Слово. Роль слов в речи. Слова-названия действий предметов. | определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; сравнивать и группировать слова, сходные по значению и звучанию; классифицировать слова в соответствии с их значением; составлять предложения из данных слов. | | | |
94. | Слово. Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. «Вежливые слова». | определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; сравнивать и группировать слова, сходные по значению и звучанию; классифицировать слова в соответствии с их значением; составлять предложения из данных слов. | | | |
95. | Слово. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. | сравнивать и группировать слова, сходные по значению и звучанию; классифицировать слова в соответствии с их значением; составлять предложения из данных слов. | | | |
96 . | Составление текста по рисунку и опорным словам. | рассматривать рисунок в учебнике; составлять текст по рисунку и опорным словам. | | | |
Слово и слог. Ударение. (9 ч) | | |
97. | Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). | | | | |
98. | Слово и слог. Деление слов на слоги. | развивать умение делить слова на слоги; определять количество слогов в слове; подбирать слова с заданным количеством слогов. | | | |
99. | Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление) | развивать умение переносить слова; работать с таблицей: общее и различное в делении слов на слоги и для переноса. | | | |
100. | Перенос слов. Упражнения в переносе слов. | развивать умение переносить слова; работать с таблицей: общее и различное в делении слов на слоги и для переноса. | | | |
101. | Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. | находить в предложениях сравнения; обсуждать цель использования сравнений; подбирать примеры сравнений. | | | |
102. | Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. | выделять в слове ударный гласный звук и слог; подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. | | | |
103. | Ударение. Роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. | выделять в слове ударный гласный звук и слог; подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. | | | |
104. | Ударение. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Орфоэпический словарь. | выделять в слове ударный гласный звук и слог; подбирать слова с заданным ударным гласным звуком; знакомиться с орфоэпическим словарём. | | | |
105. | Коллективное составление содержания основной части сказки. | | | | |
Звуки и буквы. (48 ч) | | |
106. | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | интонационно выделять звук на фоне слова; выполнять звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове; сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. | | | |
107. | Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. | интонационно выделять звук на фоне слова; выполнять звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове; сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. | | | |
108. | Наблюдение над изобразительными возможностями языка | наблюдать над образностью русских слов, которые передают звуки природы | | | |
109. | Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. | правильно называть буквы, соблюдая их последовательность; формулировать высказывание о значении алфавита. | | | |
110. | Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями. | располагать слова в алфавитном порядке; находить слова в словаре с использованием алфавита. | | | |
111. | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. | сравнивать и группировать звуки; выполнять звуко-буквенный анализ слов. | | | |
112. | Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию; выполнять звуко-буквенный анализ слов. | | | |
113. | Гласные звуки. Слова с буквой э. | | | | |
114. | Составление развёрнутого ответа на вопрос | | | | |
115. | Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного и безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию. | | | |
116. | Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. | различать проверочное и проверяемое слова; выполнять звуко-буквенный анализ слов. | | | |
117. | Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. | различать проверочное и проверяемое слова; подбирать проверочные слова. | | | |
118. | Закрепление по теме «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук». | различать проверочное и проверяемое слова; подбирать проверочные слова. | | | |
119. | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию; упражняться в написании слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | | | |
120. | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Орфографический словарь. | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию; упражняться в написании слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука; работать с орфографическим словарём. | | | |
121. | Диктант по теме «Ударные и безударные гласные звуки» | | | | |
122. | Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам | | | | |
123. | Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки. | сравнивать и группировать звуки; выполнять звуко-буквенный анализ слов. | | | |
124. | Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию. | | | |
125. | Закрепление по теме «Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными». | выполнять звуко-буквенный анализ слов; подбирать слова с заданной орфограммой. | | | |
126. | Согласные звуки. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». | выполнять звуко-буквенный анализ слов; подбирать слова с заданным звуком. | | | |
127. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | сравнивать и группировать звуки; подбирать слова с заданным звуком. | | | |
128. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | сравнивать и группировать звуки; подбирать слова с заданным звуком. | | | |
129. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | наблюдать за различными способами обозначения на письме мягкости согласных звуков; сравнивать звуковой и буквенный состав слов. | | | |
130. | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | выполнять звуко-буквенный анализ слов; сравнивать звуковой и буквенный состав слов. | | | |
131. | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. | выполнять звуко-буквенный анализ слов; сравнивать звуковой и буквенный состав слов. | | | |
132. | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в середине слова перед согласным. | выполнять звуко-буквенный анализ слов; сравнивать звуковой и буквенный состав слов. | | | |
133. | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | определять последовательность повествования с опорой на рисунок; составлять текст из предложений. | | | |
134. | Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | сравнивать и группировать звуки; подбирать слова с заданным звуком. | | | |
135. | Согласные звонкие и глухие. Произношение парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. | сравнивать и группировать звуки; подбирать слова с заданным звуком. | | | |
136 | Согласные звонкие и глухие. Правило обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию; различать проверочное и проверяемое слово; выполнять звуко-буквенный анализ слов. | | | |
137. | Согласные звонкие и глухие. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. | различать проверочное и проверяемое слово; подбирать проверочные слова. | | | |
138. | Закрепление по теме «Согласные звонкие и глухие. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук». | различать проверочное и проверяемое слово; подбирать проверочные слова. | | | |
139 | Диктант по теме «Согласные звонкие и глухие» | | | | |
140. | Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки) | определять тему и главную мысль; подбирать заголовок к тексту; соотносить рисунок и предложения. | | | |
141. | Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых Ш, Ж; непарных мягких Ч, Щ. | сравнивать и группировать звуки; подбирать слова с заданным звуком. | | | |
142. | Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки» | собирать и обрабатывать информацию; составлять сборник «Весёлые скороговорки» | | | |
143. | Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ. Правило правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ. | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию; подбирать слова с нужным сочетанием. | | | |
144. | Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | | | | |
145. | Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ—ШИ. Правило правописания сочетаний ЖИ—ШИ. | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию; подбирать слова с нужным сочетанием. | | | |
146. | Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию; подбирать слова с нужным сочетанием. | | | |
147. | Закрепление по теме «Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию; подбирать слова с нужным сочетанием. | | | |
148. | Диктант по теме «Шипящие согласные звуки» | | | | |
149. | Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль» | | | | |
150. | Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов. | объяснять правило написания слов с заглавной буквы; сравнивать одинаково звучащие имена собственные и нарицательные (Роза - роза). | | | |
151. | Закрепление по теме «Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах собственных». | объяснять правило написания слов с заглавной буквы; сравнивать одинаково звучащие имена собственные и нарицательные (Роза - роза). | | | |
152. | Составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения. | рассматривать рисунок в учебнике; составлять текст по рисунку и опорным словам. | | | |
153. | Проект «Сказочная страничка» | | | | |
Повторение 12ч | | |
154. | Практическая работа: применение орфографических правил. | применять орфографические правила; подбирать проверочные слова | | | |
155. | Повторение по теме «Текст. Предложение» | составлять предложение из данных слов; сравнивать текст и предложение; подбирать заголовок к тексту; соотносить заголовок и текст | | | |
156. | Работа с деформированным текстом | восстанавливать границы предложения в деформированном тексте и выбирать знак препинания в конце предложения | | | |
157. | Повторение по теме «Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов» | сравнивать и группировать слова, сходные по значению и звучанию; классифицировать слова в соответствии с их значением. | | | |
158. | Повторение по теме «Слово и слог». | | | | |
159. | Повторение по теме «Ударение». | выделять в слове ударный гласный звук и слог; подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. | | | |
160. | Повторение по теме «Перенос слов». | развивать умение переносить слова; работать с таблицей: общее и различное в делении слов на слоги и для переноса. | | | |
161. | Повторение по теме «Гласные звуки и буквы». | | | | |
162. | Повторение по теме «Согласные звуки и буквы». | | | | |
163. | Повторение по теме «Заглавная буква в именах собственных». | объяснять правило написания слов с заглавной буквы; сравнивать одинаково звучащие имена собственные и нарицательные. | | | |
164. | Повторение по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | анализировать текст учебника, извлекая нужную информацию; подбирать слова с нужным сочетанием. | | | |
165. | Урок обобщения | | | | |
Итого 165 ч | | |