СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарный план логопедических занятий (4-5 раз в неделю)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарный план логопедических занятий (4-5 раз в неделю)»





1 класс

(Системное недоразвитие речи средней и лёгкой степени при лёгкой умственной отсталости)

п/п

Месяц

Дата

Кол-во часов

Лексическая тема

Грамматические категории

Связная речь и ССС

Фонетико-фонематические соображения

Звуковая культура речи. Общеречевые навыки


Речевая практика

Общая и мелкая моторика

1

Сентябрь

1-2 неделя

с 1по 14

8

Знакомство с логопедическим кабинетом. Обследование речи обучающихся:

1.Уточнение диагноза.

2.Исследование неречевых психических, голосовой и дыхательной функции.

3. Исследование состояния звукопроизношения анатомического строения артикуляционного аппарата речевой, мелкой и общей моторики.

4. Исследование связной речи и слоговой структуры слова.

5.Исследование фонематического анализа и синтеза.

6.Исследование лексико-грамматического строения экспрессивной речи.

7.Исследование навыков звукового анализа.

8. Логопедическое заключение.

2

3 неделя


4

Семья

Дидактические игры:

«Назови членов своей семьи»;

«Кто что делает?»;

«Назови ласково»;

«Жадина».



Двухсложное слово с первым ударным.

Пособие «Слова» стр. 1,2.

Рассматривание картины «Семья»

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

Работа над звуками раннего онтогенеза. Гласные звуки.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Покупка школьных принадлежностей»


3

4 неделя


4

Осень. Деревья осенью.

Дидактические игры:

«Какое время года?»;

«Четвёртый лишний»;

«Назови дерево»;

«Назови ласково»;

«Жадина».

Двухсложное слово с первым ударным.

Пособие «Слова» стр. 3,4.

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». Ответы на вопросы по стихотворению

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Работа над звуками раннего онтогенеза. Гласные звуки.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Давайте познакомимся!»


4

5 неделя


4

Части тела и лица. Гигиена

Дидактические игры:

«Назови части лица»;

«Назови части тела»;

«Назови ласково»;

«Жадина»;

«Назови средства гигиены».

Двухсложное слово с первым ударным.

Пособие «Слова» стр. 5.6.

Повторение за учителем-логопедом рассказа из 2-3 предложений о режиме дня.

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук П.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Надо, надо

умываться…»


5

Октябрь

1 неделя


4

Огород. Овощи

Дидактические игры:

«Что растёт на огороде?»

«Собери корзинку»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Двухсложное слово с первым ударным.

Пособие «Слова» стр. 7,8.

Слушание русской народной сказки «Репка». Ответы на вопросы предложениями из 2-3 слов.

Гласные и согласные звуки

Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Б.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Надо, надо

умываться…»


6

2 неделя


4

Школьные принадлежности

Дидактические игры:

«Сложи рюкзак»

«Что для школы, а что нет»;

«Назови ласково»;

«Считай и называй»;

«Жадина».

Двухсложное слово с первым ударным.

Пособие «Слова» стр. 9,10.

Составление предложений о школьных принадлежностях с предлогами В, НА.

Звук и буква А

Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук В.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Покупка школьных принадлежностей»


7

3 неделя


4

Сад. Фрукты

Дидактические игры:

«Что растёт в саду?»

«Собери лукошко»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Двухсложное слово с первым ударным.

Пособие «Слова» стр. 11,12.

Рассматривание фруктов, ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква У

Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Ф.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Давайте познакомимся!»


9

Ноябрь

1 неделя


4

Осенняя одежда и обувь.

Дидактические игры:

«Назови осеннюю одежду»;

«Жадина»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Двухсложное слово с первым ударным.

Пособие «Слова» стр. 12,13.

Рассматривание одежды, ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква М

Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Д.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Помощники»


10

2 неделя


4

Лес. Грибы. Ягоды.

Дидактические игры:

«Что растёт в лесу?»

«Собери лукошко»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Двухсложное слово с первым ударным.

Пособие «Слова» стр. 14,15,16.

Прогулка в школьный парк. Рассматривание лиственных деревьев.

Звук и буква О

Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Т.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Помощники»


11

3 неделя


4

Перелётные птицы.

Дидактические игры:

«Назови птицу»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/1-2/2

Рассматривание изображений птиц, ответы на вопросы учителя-логопеда»

Звук и буква С

Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук М.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Спокойной ночи!»


12

4 неделя


4

Осень (обобщение)

Дидактические игры:

«Какое время года?»;

«Четвёртый лишний»;

«Когда что бывает?»;

«Назови ласково»;

«Жадина».

Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/3-2/4

Рассматривание картины «Осень», ответы на вопросы.

Звук и буква Х

Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Н.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Спокойной ночи!»


13

Декабрь

1 неделя


4

Зима. Зимние месяцы.

Дидактические игры:

«Какое время года?»;

«Четвёртый лишний»;

«Когда что бывает?»;

«Назови ласково»;

«Жадина».

Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/5-2/6

Рассматривание картины «Зима», ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква Ш

Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Х.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Готовимся к празднику»


14

2 неделя


4

Домашние животные.

Дидактические игры:

«Назови животное»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/7-2/8

Рассматривание картины «Собака со щенятами», ответы на вопросы учителя-логопеда по картине.

Звук и буква Ш

Работа над звуками раннего онтогенеза. Звуки К и Г.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.

«Готовимся к празднику»


15

3 неделя


4

Мебель.

Дидактические игры:

«Назови предмет мебели»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/9-2/10

Рассматривание предметов мебели и отдельных её частей, ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква Л

Работа над свистящими звуками. Постановка звука С.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Новогодние чудеса»


16

4 неделя


4

Новый год.

Дидактические игры:

«Наряди ёлочку»;

«Подбери зимние слова»;

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).



Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/11-2/12

Рассматривание новогодней ёлки, ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква Ы

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука С в слоге.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Новогодние чудеса»


17

Январь

3 неделя


4

Зимние забавы. Виды спорта.

Дидактические игры:

«Назови зимние забавы»; «Назови зимние виды спорта»;

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/13-2/14

Рассматривание картины «Зимние развлечения», ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква Ж

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука С в слове.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Зимняя прогулка»


18

4 неделя


4

Дикие животные и их детёныши.

Дидактические игры:

«Назови животное»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/14-2/15

Рассматривание картинки «Медведь», ответы на вопросы учителя-логопеда по картинке.

Звук и буква Б

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука С в предложении.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Зимняя прогулка»


19

5 неделя


4

Зоопарк.

Дидактические игры:

«Назови животное»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/16 Рассматривание игрушки, ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква Г

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука С в связной речи.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Знакомство во дворе»


20

Февраль

1 неделя


4

Продукты питания.

Дидактические игры:

«Назови продукт питания»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5);

«Жадина».


Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/17

Ответы на вопросы с опорой на картинки.

Звук и буква Д

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука З в слоге.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Знакомство во дворе»


21

2 неделя


4

Домашние птицы.

Дидактические игры:

«Назови домашнюю птицу»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Пособие «Слова» стр. 2/18

Обучение пересказу. Пересказ сказки «Курочка Ряба».

Звук и буква Й

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука З в слове.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Теремок»


22

3 неделя


4

Профессии наших пап.

Дидактические игры:

«Назови профессию»

«Кому что нужно для работы?»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/1

Беседа по теме «Кем работает твой папа» по вопросам учителя-логопеда.

Буква Ь

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука З в предложении.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Теремок»


23

4 неделя

4

Дополнительные каникулы

24

Март

1 неделя


4

Мамин праздник. Профессии наших мам.

Дидактические игры:

«Назови профессию»

«Кому что нужно для работы?»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/2

Заучивание стихотворений о маме.

Звук и буква В

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука З в связной речи.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Весенние праздники»


25

2 неделя


4

Весна. Весенние признаки.

Дидактические игры:

«Какое время года?»;

«Четвёртый лишний»;

«Когда что бывает?»;

«Назови ласково»;

«Жадина».

Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/3

Рассматривание картинок «Весна», ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква Э

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука Ц в слоге.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«В магазине

игрушек»


26

3 неделя


4

Первые весенние цветы.

Дидактические игры:

«Назови первоцвет»;

«Четвёртый лишний»;

«Когда что бывает?»;

«Назови ласково»;

«Жадина».

Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/4

Рассматривание первых весенних цветов или их картинок, ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква Я

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука Ц в слове.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«В магазине

игрушек»


27

Апрель

1 неделя


4

Библиотека. Книги

Дидактические игры:

«Назови любимую сказку»;

«Один - много»;

«Жадина».



Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/5

Обучение пересказу. Пересказ сказки «Репка»

Звук и буква Ю

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука Ц в предложении.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Заячья избушка»


28

2 неделя


4

Профессии

Дидактические игры:

«Назови профессию»

«Кому что нужно для работы?»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/6

Ответы на вопросы учителя логопеда по теме: «Профессии твоих родителей».

Звук и буква Ц

Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука Ц в связной речи.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Заячья избушка»


29

3 неделя


4

Электроприборы

Дидактические игры:

«Назови электроприбор»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/7

Беседа по теме: «Вредные и полезные продукты».

Звук и буква Ч

Работа над свистящими звуками. Дифференциация С- Сь

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Знакомство в гостях»


30

4 неделя


4

Насекомые

Дидактические игры:

«Назови насекомое»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/7

Рассматривание картинок по теме, ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква Щ

Работа над свистящими звуками. Дифференциация З-Зь

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Знакомство в гостях»


31

Май

1 неделя


4

Мой дом родной

Дидактические игры:

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/8

Рассматривание разных домов, ответы на вопросы учителя-логопеда.

Звук и буква Ф

Работа над свистящими звуками. Дифференциация С-З

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Весенние праздники»


32

2 неделя


4

День Победы. День Республики.

Дидактические игры:

«Назови праздник»

«Один - много»;

«Четвёртый лишний»;

«Считай и называй» (от 1до 5).


Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/8


Повторение изученных звуков и букв

Работа над свистящими звуками. Дифференциация С- Ц

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«День Победы»


33

3 неделя


4

Лето

Дидактические игры:

«Какое время года?»;

«Четвёртый лишний»;

«Когда что бывает?»;

«Назови ласково»;

«Жадина».

Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/9

Прогулка в школьный парк, наблюдение за природой летом. Ответы на вопросы учителя-логопеда.

Повторение изученных звуков и букв

Работа над свистящими звуками. Дифференциация З-Ц

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.

«Доброе утро»


34

3-4 недели


8

Логопедическое обследование. Написание отчёта.







2 класс

(Системное недоразвитие речи средней и лёгкой степени при лёгкой умственной отсталости)

п/п

Месяц

Дата

Кол-во часов

Лексическая тема

Грамматические категории. (Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам)

Связная речь и ССС

Фонетико-фонематические соображения

Звуковая культура речи. Общеречевые навыки


Речевая практика

Общая и мелкая моторика

1

Сентябрь

1-2 неделя

с 1по 14

8

Обследование речи обучающихся:

1.Уточнение диагнозов.

2.Исследование неречевых психических, голосовой и дыхательной функций.

3. Исследование состояния звукопроизношения анатомического строения артикуляционного аппарата речевой, мелкой и общей моторики.

4. Исследование связной речи и слоговой структуры слова.

5.Исследование фонематического анализа и синтеза.

6.Исследование лексико-грамматического строения экспрессивной речи.

7.Исследование навыков письма и чтения.

8. Логопедическое заключение.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи). Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под). Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.). Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными. Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.). Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят). Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка). Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы). Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море). Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб). Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительноласкательными суффиксами. 6 Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., Айрис ПРЕСС, 2009 68 Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении. Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков. Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода. Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми. РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА Развитие просодической стороны речи Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой. Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза Сформировать умение различать гласные и согласные звуки. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков. Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными. Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по 69 артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха). Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ) Cформировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К. Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв. Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию. Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

2

3 неделя


4

Школа

Дидактические игры:

«Короткие слова»

«Кто что делает?»

«Большой-маленький»

Пересказ рассказа «В логопедическом кабинете», составленного по демонстрируемым действиям.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

Работа над шипящими звуками.

Постановка звука ш

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.


***

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна убирала аккуратно,

И пенал, и карандаш, и букварь- приятель наш!


3

4 неделя


4

Школа

Дидактические игры:

«Короткие слова»

«Кто что делает?»

«Большой-маленький»

Составление рассказа «В игровой комнате» (из личного опыта)

Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.


Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.


Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.



4

5 неделя


4

Осень.

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге».

Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.


Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.


Осень

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:

ВОТ ДУБОВЫЙ,

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ,

ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.

Встряхивают кистями рук.


5

Октябрь

1 неделя


4

Огород. Овощи.

Составление описательного рассказа об овощах с помощью мнемотаблицы.

Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.


Гласные и согласные звуки. Формирование представлений об образовании звуков.

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.


Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

Показывают большой палец.


6

2 неделя


4

Сад. Фрукты.

Составление описательного рассказа о фруктах с помощью мнемотаблицы.

Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.


Дифференциация слога и слова.

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.


  «В сад за сливами»

 Палец сильный и большой

 В сад за сливами пошёл,

 Указательный с порога

 Указал ему дорогу,

 Средний палец самый меткий –

 Он срывает сливы с ветки!

 Безымянный подбирает,

 А мизинчик в землю косточки сажает.


7

3 неделя


4

Сад-огород

Пересказ рассказа «Богатый урожай» по серии сюжетных картин.

Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.


Составление предложений по схеме.

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1.


Овощи

Чищу овощи для щей,

 Сколько нужно овощей?

 Три картошки,

 Две морковки,

 Луку полторы головки.

 Да петрушки корешок,

 Да капустный кочешок.

 Потеснись – ка, ты, капуста,

 От тебя в кастрюле густо.

 Раз, два, три, огонь зажжён,

 Кочерыжка, выйди вон!


9

Ноябрь

1 неделя


4

Лес. Грибы. Ягоды.

Пересказ рассказа Я. Тайца

«По ягоды» (с использованием мнемотаблицы)

Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.


Составление предложений по схеме.

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.


Здравствуй, полянка большая!

  Здравствуй, трава – мурава!

  Здравствуй, ягодка лесная!

  Ты поспела и вкусна.

  Мы корзиночку несём –

  Всю тебя мы соберём.


10

2 неделя


4

Перелётные птицы.

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.


Удвоенные согласные.

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.


Перелетные птицы

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Все растаяли вдали                

Аист, цапли, журавли


11

3 неделя


4

Одежда.

Составление описательных загадок об «Одежде» с опорой на предметную картинку.

Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.


Апостроф в словах.

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.


Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

 Пальцами

 правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.


12

4 неделя


4

Осень (обобщение)

Обобщающая беседа об осени.

Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.


Звук и буква А. Уточнение артикуляции.

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.


Осень

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:

ВОТ ДУБОВЫЙ,

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ,

ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.

Встряхивают кистями рук.


13

Декабрь

1 неделя


4

Зима. Зимние месяцы.

Слушанье отрывка из сказки «Двенадцать месяцев». Пересказ по схеме.

Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.


Звук и буква У. Уточнение артикуляции.

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.


Новый год

Наступает Новый год!

Дети водят хоровод.

Висят на елке шарики,

Светятся фонарики.

Вот сверкают льдинки,

Кружатся снежинки.

В гости дед Мороз идет,

Всем подарки он несет.

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать.

14

2 неделя


4

Домашние животные.

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке».

Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.


Звук и буква М. Уточнение артикуляции.

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.


Домашние животные

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)


15

3 неделя


4

Мебель.

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации.

Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.


Звук и буква С. Уточнение артикуляции.

Работа над свистящими звуками.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2.


Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет  спросонок

Бурый, мохнатый, смешной  медвежонок.

Вращают большим пальцем.


17

Январь

3 неделя


4

Зимние забавы. Виды спорта.

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.

Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.


Звук и буква Ы. Уточнение артикуляции.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3.


СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре,                                    Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий,

очень гладкий.

И совсем – совсем не сладкий.

Раз -подбросим.


Два – поймаем.                                  Три – уроним                                                   И… сломаем.

18

4 неделя


4

Дикие животные и их детёныши.

Пересказ рассказов «Кто как живёт: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту)

Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.


Звук и буква Ш. Уточнение артикуляции.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3.


Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет  спросонок

Бурый, мохнатый, смешной  медвежонок.

Вращают большим пальцем.


19

5 неделя


4

Зоопарк.

Составление рассказа «В Зоопарке» (по сюжетной картине)

Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.


Звук и буква Ш. Формирование умения выделять из ряда звуков [ш].

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3.


«В зоопарке мы бродили»

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд –

Медвежат, волчат, бобрят.


20

Февраль

1 неделя


4

Продукты питания.

Составление предложений с опорой на картинку.

Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.


Звук и буква Ш. Формирование умения выделять [ш] в слоге. Звуковой анализ слога ша.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3.


«Продукты питания»

Мышка зёрнышко нашла,

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой,

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстячка –

Аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.


21

2 неделя


4

Домашние птицы.

Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин.

Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.


Звук и буква Ш. Формирование умения выделять [ш] в слове. Звуковой анализ слова шаг.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3.


Вышла курочка гулять

Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки - Желтые цыплятки

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите»


22

3 неделя


4

День защитников Отечества

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.


Звук и буква Ш. Формирование умения выделять [ш] в предложении.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3.


Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

23

4 неделя


4

Зима (обобщение).

Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице.

Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.


Звук и буква Р. Уточнение артикуляции.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3.


Зимой

Снег пушистый лег на ветки.

И гулять бегут все детки.

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.



24

Март

1 неделя


4

Мамин праздник.

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

Слова из двух закрытых слогов.


Звук и буква Р. Формирование умения выделять из ряда звуков [р].

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3.


Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

 себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики»


25

2 неделя


4

Весна. Весенние признаки.

Обучение рассказыванию. Составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам.

Слова из двух закрытых слогов.


Звук и буква Р. Формирование умения выделять [р] в слоге. Звуковой анализ слога ро.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3.


Наступила весна

Вот уж две недели
Капают капели.

Снег на солнце тает

И ручьём стекает.

26

3 неделя


4

Первые весенние цветы.

Заучивание стихотворения Б. Асаналис «Краски весны».

Слова из двух закрытых слогов.


Звук и буква Р. Формирование умения выделять [р] в слове. Звуковой анализ слова рама.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3.


«Цветок распускается»

Солнце поднимается,                     Цветочек распускается.                  Солнышко садится,

Цветочек спать ложится.  


27

Апрель

1 неделя


4

Библиотека. Книги

Обучение пересказу. Пересказ сказки «Репка»

Слова из двух закрытых слогов.


Звук и буква Р. Формирование умения выделять [р] в предложении.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4.


    Сказки

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.


28

2 неделя


4

Профессии

Заучивание стихотворения о профессиях

Слова из двух закрытых слогов.


Звук и буква П. Уточнение артикуляции.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4.


Профессии

Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю.

29

3 неделя


4

В живом уголке

Толкование и разгадывание загадок о продуктах питания

Слова из двух закрытых слогов.


Звук и буква Н. Уточнение артикуляции.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4.


Поиграй – ка

 Хомка-хомка Полосатенький

Хомка рано встает                

 Щечки моет, глазки трет.     

Подметает хомка хатку    

 И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять

Хомка сильным хочет стать.     

30

4 неделя


4

Насекомые

Пересказ рассказа

Слова из двух закрытых слогов.


Звук и буква Л. Уточнение артикуляции.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4.


ПЧЕЛА

Прилетела к нам вчера                            

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк                      

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                                

Пожужжали, полетали,                            

От усталости упали.                                

31

Май

1 неделя


4

Моя семья. Мой дом родной

Обучение рассказыванию. Составление описательного рассказа «Мой дом родной»

Слова из двух закрытых слогов.


Звук и буква Л. Формирование умения выделять из ряда звуков [л].

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4.


«Моя семья»

 Раз-два-три-четыре!

 Кто живет в моей квартире?

 Раз-два-три-четыре-пять!

 Всех могу пересчитать:

 Папа, мама, брат, сестренка,

 Кошка Мурка, два котенка,

 Мой щегол, сверчок и я - вот и

              вся моя семья!


32

2 неделя


4

Лето

Обучение рассказыванию. Составление описательного рассказа о лете по опорным картинкам.

Слова из двух закрытых слогов.


Звук и буква Л. Формирование умения выделять [л] в слоге. Звуковой анализ слога лу.

Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4.

Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4.


Скоро лето

Солнцем ласковым согрето,
За весной приходит лето.

Будем в озере нырять

И цветочки собирать.

33

3-4 недели


8

































3 класс

(Системное недоразвитие речи при лёгкой умственной отсталости)

№ п/п

Месяц, неделя

Кол-во часов

Дата

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Фонетическая сторона речи

Метапредметная связь с русским языком

Речевое общение (Речевая практика))

1

Сентябрь

1-2 неделя

10

Логопедическое обследование всех сторон речи

Развитие лексико-грамматических средств языка. Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Формирование лексико-грамматических средств языка Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.). Уточнять значения обобщающих слов.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия. 70 Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога). РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА Развитие просодической стороны речи Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи 71 Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над слоговой структурой слова Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать им. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ) Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э. Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв. Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами. Сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами. 72 Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание жи-ши с буквой И). РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

2

3 неделя

5


Чтение и пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?»

(по Н. Сладкову)

Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.



Гласные звуки и буквы

Звук и буква А.

Повторение. Предложение


Аль я виновата,

что рубаха дыровата?!

Аль я виноват,

что кафтан дыроват.


3

4 неделя

5


Чтение и пересказ рассказа И. Соколов-Микитов «Белки»

Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.


Звук и буква О

Предложение


Около Ольги Ольга охала.


4

Октябрь

1 неделя

5


Чтение и пересказ рассказа «Осень»

(по И. Соколову- Микитову).


Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.


Звук и буква У

Звуки и буквы

Порядок букв в русской азбуке

Уля ли я ли? Оля ли я ли? Эля ли я ли? Или я Илья?


5

2 неделя

5


Чтение и пересказ рассказа Н. Сладкова «Под водой»

Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.


Звук и буква Э


Порядок букв в русской азбуке


Уля ли я ли? Оля ли я ли? Эля ли я ли? Или я Илья?


6

3 неделя

5


Чтение и пересказ рассказа «Четыре желания»

(по К. Ушинскому).

Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.


Звук и буква Ы

Гласные и согласные звуки и буквы

Уля ли я ли? Оля ли я ли? Эля ли я ли? Или я Илья?


7

4 неделя

5


Чтение и пересказ рассказа «Ягодознание»

(по Н. Сладкову)

Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.



Звук и буква И

Гласные и согласные звуки и буквы

Майке купили майку с каймой.


Тимкина тявка тявкнула на Тимку, а Тимка тоже тявкнул на тявку.


8



Каникулы


9

Ноябрь

2 неделя

5


Чтение и пересказ рассказа «Клесты»

(по И. Соколову-Микитову).

Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.



Звук и буква Я

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я

Наша река широка,

как Ока.

Как, как Ока?

Да так, как Ока.


10

3 неделя

5


Г. Скребицкий «Лесной голосок»

Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.


Звук и буква Ю

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я

Юн вьюн, да находчив; зол козёл, да отходчив.

Юля, Юленька, юла,

Юлька юркая была,

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Юла возле Юльки

Кружится, поёт,

Юльке и Юрке

Спать не даёт.



11

4 неделя

5


Чтение и пересказ рассказа «Стожок»

(по Ю. Ковалю)

Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.



Звук и буква Е

Ударение в слове

Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.


12

Декабрь 1 неделя

5


Чтение и пересказ рассказа «Четыре художника. Зима»

(по Г. Скребицкому)

Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.



Звук и буква Ё

Ударение в слове

Лёля, Лёля, Лёленька,

Сидит возле Поленьки.

13

2 неделя

5


Г. Скребицкий «Пушок»

Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.


Дифференциация гласных звуков

А-О

Слог как часть слова

На улице в оазисе — о, ужас! — ягуар!


14

3 неделя

5


Описание пейзажной картины А .С. Степанова «Лоси»

Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.


А-Е

Слог как часть слова

Три свиристели еле-еле свистят на ели.


15

4 неделя

5


С. Воронин «Барашек»

Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.


О-У

Перенос слов при письме

Уля ли я ли? Оля ли я ли? Эля ли я ли? Или я Илья?


16



Каникулы


17

Январь

3 неделя

5


Г. Снегирев «Пингвиний пляж»

Ы-И

Перенос слов при письме

Ики, ики, ики, ики —

Крики, крики, крики, крики!

Икли, икли, икли, икли —

Это журавли!



18

4 неделя

5


Составление рассказа «Как помочь птицам зимой?»

Е-И

Твёрдые и мягкие согласные

Еле-еле Елизар едет,

едет на базар.

А с базара, а с базара —

Не догонишь Елизара.


19

5 неделя



Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Чужое яичко»

Свистящие звуки

С

Твёрдые и мягкие согласные

На сосне сидит сова,

Под сосной стоит лиса.

На сосне сова осталась,

Под сосной лисы не стало.


20

Февраль

1 неделя

5


Придумывание сказки о диких животных.

Сь

Мягкий знак на конце и в середине слова

Непоседа Васенька

Не сидит на месте.

Непоседа Васенька

Всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки,

На усах сединки.

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.


21

2 неделя

5


Заучивание стихотворения А. Усачёва «Волшебный барабан»

З

Мягкий знак на конце и в середине слова

Зоо-зоо-зоосад!

В зоосад везут ребят!

В зоосад везут ребят,

Чтобы посмотреть зверят:

Зайчиков, козлят, зубрят,

Обезьянок и зебрят.

Словно мягкие игрушки

Эти славные зверюшки.



22

3 неделя

5


Составление рассказа «О защитнике Отечества»

Зь

Гласные после шипящих

Вам сегодня не везёт?

Вас автобус не везёт?

Вы возьмите вездеход!

Вездеход вас повезёт…

Верно, правильно назвали

Вездеходом вездеход.


23

4 неделя

5


Описание пейзажной картины Б.М. Кустодиева «Масленица»


Ц

Гласные после шипящих

То стелется, то колется метелица-разбойница.


24

Март

1 неделя

5


Составление рассказа по мнемотаблице «Праздник наших мам»

Шипящие звуки

Ш

Парные звонкие и глухие согласные

Вот детишки: Маша, Миша.

Маша меньше, Миша выше.

Миша Маше что-то пишет.

Отгадай, что пишет Миша?


25

2 неделя

5


Чтение и пересказ рассказа «Первая охота»

(по В. Бианки)


Ж

Парные звонкие и глухие согласные

Чтоб Жираф был не простужен,

В стужу шарф на шею нужен.

И жена Жирафу вяжет

Шесть шарфов из рыжей пряжи.


26

3 неделя

5


К. Ушинский «Пчелки на разведках»

Ч

Звонкие и глухие согласные на конце слова

Часовщик, прищуря глаз,

Чинит часики для нас.


27

Апрель

1 неделя

5


Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»

Щ

Звонкие и глухие согласные на конце слова

Плавниками трепеща,

И зубаста, и тоща,

Пищу на обед ища,

Ходит щука вкруг леща.

Тщетно тщится щука

Ущемить леща.


28

2 неделя

5


Описание пейзажной картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»

Сонорные звуки

Л

Разделительный мягкий знак

Милый, милый Михаил

Мыться с мылом не любил.

Говорил:

— Не надо мыла!

Я без мыла очень милый!


29

3 неделя

5


Пересказ румынской сказки «Ромашка»

Ль

Слово

Названия предметов

— Вы малину мыли ли?

— Мыли, но не мылили.



30

4 неделя

5


Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука- носорога»

Р

Названия действий

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.


31

Май

1 неделя

5


Составление рассказа «Мой родной город»

Рь

Названия признаков

На брёвнышке — пёрышко,

Под пёрышком — брёвнышко.



32

2 неделя

5


В. Бирюков «Поющий букет»

Повторение

Предлоги

Бык-тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка была губа,

А губа была тупа.

33

3-4 недели

10


Логопедическое обследование, написание отчёта.




4 класс

№ п/п

Месяц, неделя

Кол-во часов

Дата

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Фонетическая сторона речи

Метапредметная связь с русским языком

Речевое общение (Речевая практика)

1

Сентябрь

1-2 неделя

10


2

3 неделя


«Школа»

Пересказ рассказа по демонстрируемым действиям


Дифференциация Й-Л в слоге, слове.

Звуки и буквы.

Гласные и согласные звуки и буквы

«У телевизора»

3

4 неделя


«Игрушки»

Составление рассказа по демонстрируемым действиям «Как мы убирали»

Дифференциация Й-Л в предложении.

Ударные и безударные гласные

«У телевизора»

4

Октябрь

1 неделя


«Осень»

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

Дифференциация С-З в слоге, слове.

Употребление мягкого знака на конце и в середине слова

«Задушевный разговор»

5

2 неделя


«Огород. Овощи»

Составление рассказа об овощах с опорой на схему

Дифференциация С-З в предложении.

Употребление разделительного твёрдого знака в глаголах

«Задушевный разговор»

6

3 неделя


«Сад. Фрукты»

Составление рассказа о фруктах с опорой на схему

Дифференциация Б-П в слоге, слове.

Слова противоположные и близкие по значению

«Приглашение»

7

4 неделя


«Лес. Грибы»

Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин


Дифференциация Б-П в предложении.

Слово.

Удвоение согласных

«Приглашение»

8


Каникулы

9

Ноябрь

2 неделя


«Лес. Ягоды»

Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды»» с использованием предметных картинок

Дифференциация Т-Д в слоге, слове.

Расширение круга имён собственных

«Делимся новостями»

10

3 неделя


«Перелётные птицы»

Пересказ рассказа Л. Воронковой «Лебеди»

Дифференциация Т-Д в предложении.

Употребление звонких и глухих согласных в середине и конце родственных слов

«Делимся новостями»

11

4 неделя


«Одежда»

Составление описательного рассказа об одежде


Дифференциация Т-Д в слоге, слове.

Корень слова

«Подскажите,

пожалуйста…»

12

5 неделя


«Осень» (обобщение)

Составление рассказа по мнемотаблице об осени

Дифференциация Т-Д в предложении.

Корень слова

«Подскажите,

пожалуйста…»

13

Декабрь

1 неделя


«Зима. Зимние месяцы»

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло»


Дифференциация К-Г в слоге, слове.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне слова

«Я — пассажир»

14

2 неделя


«Домашние животные»

Пересказ рассказа Н. Носова «Заплатка»

Дифференциация К-Г в предложении.

Составление предложений с однокоренными словами

«Я — пассажир»

15

3 неделя


«Мебель»

Пересказ рассказа «Общая горка»

Дифференциация С-Ш в слоге, слове.

Различение имён существительных по вопросам

«Знаки-помощники»

16

4 неделя


«Новый год»

Составление рассказа «Новый год на пороге»

Дифференциация С-Ш в предложении.

Нахождение среди имён существительных сходных или противоположных по значению

«Новогодние

истории»

17

Каникулы

18

Январь

3 неделя


«Зимние забавы. Виды спорта»

Составление рассказа «Семейный ужин»


Дифференциация Ш-Ж в слоге, слове.

Различение прилагательных по вопросам

«Знаки-помощники»

19

4 неделя


«Дикие животные»

Пересказ русской народной сказки «Три медведя»


Дифференциация Ш-Ж в предложении.

Подбор слов, обозначающих признак предмета

«Петушок — Золотой

гребешок»

20

5 неделя


«Зоопарк»

Составление описательного рассказа о зимующих птицах


Дифференциация З-Ж в слоге, слове.

Различение глаголов по вопросам

«Петушок — Золотой

гребешок»

21

Февраль

1 неделя


«Продукты питания»

Пересказ по рассказам Е. Чарушина

Дифференциация З-Ж в предложении.

Написание слов на –ть, -ться, -т, - тся.

«Сочиняем сказку»

22

2 неделя


«Домашние птицы»

Пересказ рассказа «Как мы общаемся»

Дифференциация Р- Л в слоге, слове.

Использование предлогов для связи слов в предложении.

«Сочиняем сказку»

23

3 неделя


«Праздник наших пап. Профессии»

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»


Дифференциация Р-Л в предложении.

Предложение

Знаки препинания в конце предложения.

«Лисичка-сестричка»

24

4 неделя


«Зима» (обобщение)

Пересказ рассказа

Г. Цыферова «Паровозик»

Дифференциация С-Ц в слоге, слове.

Главные члены предложения.

«Лисичка-сестричка»

25

Март

1 неделя


«Праздник наших мам. Профессии»

Составление описательного рассказа о маме по рисунку

Дифференциация С-Ц в предложении.

Составление простых предложений по вопросам

«Поздравляю!»,

26

2 неделя


«Весна. Весенние признаки»

Составление рассказа «Заяц и морковка»

Дифференциация Ч-С в слоге, слове.

Упорядочивание деформированных предложений

«Поздравляю!»,

27

3 неделя


«Первые весенние цветы»

Составление рассказа «В живом уголке»

Дифференциация Ч-С в предложении.

Обращение

«Жду письма!»

Каникулы

28

Апрель

1 неделя


«Библиотека. Книги»

Составление рассказа о профессиях

Дифференциация Ч-Ть в слоге, слове.

Текст

Название текста

«Я выбираю книгу»

29

2 неделя


«Рабочие профессии»

Пересказ сказки «Колосок»

Дифференциация Ч-Ть в предложении.

Абзацы в тексте

«Жду письма!»

30

3 неделя


«В живом уголке»

Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел»

Дифференциация Щ-Ч в слоге, слове.

Определение темы текста

«Извините меня…»

31

4 неделя


«Насекомые»

Составление рассказа о родном городе

Дифференциация Щ-Ч в предложении.

Различение текстов разных типов

«Извините меня…»

32

Май

1 неделя


«Моя семья. Мой дом»

Заучивание стихотворения Т. Белозёрова «День победы»

Дифференциация Щ-Сь в слоге, слове.

Работа с деформированным текстом

«В гостях у леса»

33

2 неделя


«День Победы. День Республики»

Составление рассказа «Граница Родины - на замке»

Дифференциация Щ-Сь в предложении.

Повторение

«Поздравительная открытка»

34

3 неделя


«Лето»


Повторение

Повторение

«Во саду ли в огороде»

35

4-5 недели

8

Обследование речи. Написание отчёта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!