СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1 класс (Системное недоразвитие речи средней и лёгкой степени при лёгкой умственной отсталости) | ||||||||||
№ п/п | Месяц | Дата | Кол-во часов | Лексическая тема Грамматические категории | Связная речь и ССС | Фонетико-фонематические соображения | Звуковая культура речи. Общеречевые навыки
| Речевая практика | Общая и мелкая моторика | |
1 | Сентябрь 1-2 неделя | с 1по 14 | 8 | Знакомство с логопедическим кабинетом. Обследование речи обучающихся: 1.Уточнение диагноза. 2.Исследование неречевых психических, голосовой и дыхательной функции. 3. Исследование состояния звукопроизношения анатомического строения артикуляционного аппарата речевой, мелкой и общей моторики. 4. Исследование связной речи и слоговой структуры слова. 5.Исследование фонематического анализа и синтеза. 6.Исследование лексико-грамматического строения экспрессивной речи. 7.Исследование навыков звукового анализа. 8. Логопедическое заключение. | ||||||
2 | 3 неделя |
| 4 | Семья Дидактические игры: «Назови членов своей семьи»; «Кто что делает?»; «Назови ласково»; «Жадина».
| Двухсложное слово с первым ударным. Пособие «Слова» стр. 1,2. Рассматривание картины «Семья» | Знакомство с органами артикуляционного аппарата | Работа над звуками раннего онтогенеза. Гласные звуки. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Покупка школьных принадлежностей» |
| |
3 | 4 неделя |
| 4 | Осень. Деревья осенью. Дидактические игры: «Какое время года?»; «Четвёртый лишний»; «Назови дерево»; «Назови ласково»; «Жадина». | Двухсложное слово с первым ударным. Пособие «Слова» стр. 3,4. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». Ответы на вопросы по стихотворению | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Работа над звуками раннего онтогенеза. Гласные звуки. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Давайте познакомимся!» |
| |
4 | 5 неделя |
| 4 | Части тела и лица. Гигиена Дидактические игры: «Назови части лица»; «Назови части тела»; «Назови ласково»; «Жадина»; «Назови средства гигиены». | Двухсложное слово с первым ударным. Пособие «Слова» стр. 5.6. Повторение за учителем-логопедом рассказа из 2-3 предложений о режиме дня. | Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках | Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук П. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Надо, надо умываться…» |
| |
5 | Октябрь 1 неделя |
| 4 | Огород. Овощи Дидактические игры: «Что растёт на огороде?» «Собери корзинку»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Двухсложное слово с первым ударным. Пособие «Слова» стр. 7,8. Слушание русской народной сказки «Репка». Ответы на вопросы предложениями из 2-3 слов. | Гласные и согласные звуки | Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Б. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Надо, надо умываться…» |
| |
6 | 2 неделя |
| 4 | Школьные принадлежности Дидактические игры: «Сложи рюкзак» «Что для школы, а что нет»; «Назови ласково»; «Считай и называй»; «Жадина». | Двухсложное слово с первым ударным. Пособие «Слова» стр. 9,10. Составление предложений о школьных принадлежностях с предлогами В, НА. | Звук и буква А | Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук В. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Покупка школьных принадлежностей» |
| |
7 | 3 неделя |
| 4 | Сад. Фрукты Дидактические игры: «Что растёт в саду?» «Собери лукошко»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Двухсложное слово с первым ударным. Пособие «Слова» стр. 11,12. Рассматривание фруктов, ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква У | Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Ф. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Давайте познакомимся!» |
| |
9 | Ноябрь 1 неделя |
| 4 | Осенняя одежда и обувь. Дидактические игры: «Назови осеннюю одежду»; «Жадина»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Двухсложное слово с первым ударным. Пособие «Слова» стр. 12,13. Рассматривание одежды, ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква М | Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Д. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Помощники» |
| |
10 | 2 неделя |
| 4 | Лес. Грибы. Ягоды. Дидактические игры: «Что растёт в лесу?» «Собери лукошко»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Двухсложное слово с первым ударным. Пособие «Слова» стр. 14,15,16. Прогулка в школьный парк. Рассматривание лиственных деревьев. | Звук и буква О | Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Т. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Помощники» |
| |
11 | 3 неделя |
| 4 | Перелётные птицы. Дидактические игры: «Назови птицу» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/1-2/2 Рассматривание изображений птиц, ответы на вопросы учителя-логопеда» | Звук и буква С | Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук М. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Спокойной ночи!» |
| |
12 | 4 неделя |
| 4 | Осень (обобщение) Дидактические игры: «Какое время года?»; «Четвёртый лишний»; «Когда что бывает?»; «Назови ласково»; «Жадина». | Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/3-2/4 Рассматривание картины «Осень», ответы на вопросы. | Звук и буква Х | Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Н. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Спокойной ночи!» |
| |
13 | Декабрь 1 неделя |
| 4 | Зима. Зимние месяцы. Дидактические игры: «Какое время года?»; «Четвёртый лишний»; «Когда что бывает?»; «Назови ласково»; «Жадина». | Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/5-2/6 Рассматривание картины «Зима», ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква Ш | Работа над звуками раннего онтогенеза. Звук Х. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Готовимся к празднику» |
| |
14 | 2 неделя |
| 4 | Домашние животные. Дидактические игры: «Назови животное» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/7-2/8 Рассматривание картины «Собака со щенятами», ответы на вопросы учителя-логопеда по картине. | Звук и буква Ш | Работа над звуками раннего онтогенеза. Звуки К и Г. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. | «Готовимся к празднику» |
| |
15 | 3 неделя |
| 4 | Мебель. Дидактические игры: «Назови предмет мебели» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/9-2/10 Рассматривание предметов мебели и отдельных её частей, ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква Л | Работа над свистящими звуками. Постановка звука С. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Новогодние чудеса» |
| |
16 | 4 неделя |
| 4 | Новый год. Дидактические игры: «Наряди ёлочку»; «Подбери зимние слова»; «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/11-2/12 Рассматривание новогодней ёлки, ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква Ы | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука С в слоге. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Новогодние чудеса» |
| |
17 | Январь 3 неделя |
| 4 | Зимние забавы. Виды спорта. Дидактические игры: «Назови зимние забавы»; «Назови зимние виды спорта»; «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/13-2/14 Рассматривание картины «Зимние развлечения», ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква Ж | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука С в слове. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Зимняя прогулка» |
| |
18 | 4 неделя |
| 4 | Дикие животные и их детёныши. Дидактические игры: «Назови животное» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/14-2/15 Рассматривание картинки «Медведь», ответы на вопросы учителя-логопеда по картинке. | Звук и буква Б | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука С в предложении. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Зимняя прогулка» |
| |
19 | 5 неделя |
| 4 | Зоопарк. Дидактические игры: «Назови животное» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/16 Рассматривание игрушки, ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква Г | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука С в связной речи. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Знакомство во дворе» |
| |
20 | Февраль 1 неделя |
| 4 | Продукты питания. Дидактические игры: «Назови продукт питания» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5); «Жадина».
| Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/17 Ответы на вопросы с опорой на картинки. | Звук и буква Д | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука З в слоге. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Знакомство во дворе» |
| |
21 | 2 неделя |
| 4 | Домашние птицы. Дидактические игры: «Назови домашнюю птицу» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Пособие «Слова» стр. 2/18 Обучение пересказу. Пересказ сказки «Курочка Ряба». | Звук и буква Й | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука З в слове. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Теремок» |
| |
22 | 3 неделя |
| 4 | Профессии наших пап. Дидактические игры: «Назови профессию» «Кому что нужно для работы?» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/1 Беседа по теме «Кем работает твой папа» по вопросам учителя-логопеда. | Буква Ь | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука З в предложении. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Теремок» |
| |
23 | 4 неделя | 4 Дополнительные каникулы | ||||||||
24 | Март 1 неделя |
| 4 | Мамин праздник. Профессии наших мам. Дидактические игры: «Назови профессию» «Кому что нужно для работы?» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/2 Заучивание стихотворений о маме. | Звук и буква В | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука З в связной речи. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Весенние праздники» |
| |
25 | 2 неделя |
| 4 | Весна. Весенние признаки. Дидактические игры: «Какое время года?»; «Четвёртый лишний»; «Когда что бывает?»; «Назови ласково»; «Жадина». | Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/3 Рассматривание картинок «Весна», ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква Э | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука Ц в слоге. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «В магазине игрушек» |
| |
26 | 3 неделя |
| 4 | Первые весенние цветы. Дидактические игры: «Назови первоцвет»; «Четвёртый лишний»; «Когда что бывает?»; «Назови ласково»; «Жадина». | Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/4 Рассматривание первых весенних цветов или их картинок, ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква Я | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука Ц в слове. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «В магазине игрушек» |
| |
27 | Апрель 1 неделя |
| 4 | Библиотека. Книги Дидактические игры: «Назови любимую сказку»; «Один - много»; «Жадина».
| Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/5 Обучение пересказу. Пересказ сказки «Репка» | Звук и буква Ю | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука Ц в предложении. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Заячья избушка» |
| |
28 | 2 неделя |
| 4 | Профессии Дидактические игры: «Назови профессию» «Кому что нужно для работы?» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/6 Ответы на вопросы учителя логопеда по теме: «Профессии твоих родителей». | Звук и буква Ц | Работа над свистящими звуками. Автоматизация звука Ц в связной речи. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Заячья избушка» |
| |
29 | 3 неделя |
| 4 | Электроприборы Дидактические игры: «Назови электроприбор» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/7 Беседа по теме: «Вредные и полезные продукты». | Звук и буква Ч | Работа над свистящими звуками. Дифференциация С- Сь Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Знакомство в гостях» |
| |
30 | 4 неделя |
| 4 | Насекомые Дидактические игры: «Назови насекомое» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/7 Рассматривание картинок по теме, ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква Щ | Работа над свистящими звуками. Дифференциация З-Зь Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Знакомство в гостях» |
| |
31 | Май 1 неделя |
| 4 | Мой дом родной Дидактические игры: «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/8 Рассматривание разных домов, ответы на вопросы учителя-логопеда. | Звук и буква Ф | Работа над свистящими звуками. Дифференциация С-З Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Весенние праздники» |
| |
32 | 2 неделя |
| 4 | День Победы. День Республики. Дидактические игры: «Назови праздник» «Один - много»; «Четвёртый лишний»; «Считай и называй» (от 1до 5).
| Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/8
| Повторение изученных звуков и букв | Работа над свистящими звуками. Дифференциация С- Ц Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «День Победы» |
| |
33 | 3 неделя |
| 4 | Лето Дидактические игры: «Какое время года?»; «Четвёртый лишний»; «Когда что бывает?»; «Назови ласково»; «Жадина». | Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Пособие «Слова» стр. 3/9 Прогулка в школьный парк, наблюдение за природой летом. Ответы на вопросы учителя-логопеда. | Повторение изученных звуков и букв | Работа над свистящими звуками. Дифференциация З-Ц Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. | «Доброе утро» |
| |
34 | 3-4 недели |
| 8 | Логопедическое обследование. Написание отчёта. |
2 класс (Системное недоразвитие речи средней и лёгкой степени при лёгкой умственной отсталости) | ||||||||||||||
№ п/п | Месяц | Дата | Кол-во часов | Лексическая тема Грамматические категории. (Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам) | Связная речь и ССС | Фонетико-фонематические соображения | Звуковая культура речи. Общеречевые навыки
| Речевая практика | Общая и мелкая моторика | |||||
1 | Сентябрь 1-2 неделя | с 1по 14 | 8 | Обследование речи обучающихся: 1.Уточнение диагнозов. 2.Исследование неречевых психических, голосовой и дыхательной функций. 3. Исследование состояния звукопроизношения анатомического строения артикуляционного аппарата речевой, мелкой и общей моторики. 4. Исследование связной речи и слоговой структуры слова. 5.Исследование фонематического анализа и синтеза. 6.Исследование лексико-грамматического строения экспрессивной речи. 7.Исследование навыков письма и чтения. 8. Логопедическое заключение. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи). Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под). Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.). Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными. Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.). Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят). Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка). Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы). Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море). Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб). Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.). РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительноласкательными суффиксами. 6 Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., Айрис ПРЕСС, 2009 68 Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении. Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков. Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода. Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми. РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА Развитие просодической стороны речи Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой. Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза Сформировать умение различать гласные и согласные звуки. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков. Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными. Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по 69 артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха). Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ) Cформировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К. Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв. Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию. Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой. | ||||||||||
2 | 3 неделя |
| 4 | Школа Дидактические игры: «Короткие слова» «Кто что делает?» «Большой-маленький» | Пересказ рассказа «В логопедическом кабинете», составленного по демонстрируемым действиям. | Знакомство с органами артикуляционного аппарата | Работа над шипящими звуками. Постановка звука ш Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. |
| *** Семь вещей у нас в портфеле: Промокашка и тетрадь, Ручка есть, чтобы писать, И резинка, чтобы пятна убирала аккуратно, И пенал, и карандаш, и букварь- приятель наш!
| |||||
3 | 4 неделя |
| 4 | Школа Дидактические игры: «Короткие слова» «Кто что делает?» «Большой-маленький» | Составление рассказа «В игровой комнате» (из личного опыта) Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.
| Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. |
| Игрушки У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.
| |||||
4 | 5 неделя |
| 4 | Осень. | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге». Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.
| Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. |
| Осень ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ, Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди. ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ, Поочередно загибают пальцы на руке. ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ, ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ, ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ. Встряхивают кистями рук.
| |||||
5 | Октябрь 1 неделя |
| 4 | Огород. Овощи. | Составление описательного рассказа об овощах с помощью мнемотаблицы. Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.
| Гласные и согласные звуки. Формирование представлений об образовании звуков. | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. |
| Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой». Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого. Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.
| |||||
6 | 2 неделя |
| 4 | Сад. Фрукты. | Составление описательного рассказа о фруктах с помощью мнемотаблицы. Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.
| Дифференциация слога и слова. | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. |
| «В сад за сливами» Палец сильный и большой В сад за сливами пошёл, Указательный с порога Указал ему дорогу, Средний палец самый меткий – Он срывает сливы с ветки! Безымянный подбирает, А мизинчик в землю косточки сажает.
| |||||
7 | 3 неделя |
| 4 | Сад-огород | Пересказ рассказа «Богатый урожай» по серии сюжетных картин. Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.
| Составление предложений по схеме. | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 1. |
| Овощи Чищу овощи для щей, Сколько нужно овощей? Три картошки, Две морковки, Луку полторы головки. Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись – ка, ты, капуста, От тебя в кастрюле густо. Раз, два, три, огонь зажжён, Кочерыжка, выйди вон!
| |||||
9 | Ноябрь 1 неделя |
| 4 | Лес. Грибы. Ягоды. | Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» (с использованием мнемотаблицы) Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.
| Составление предложений по схеме. | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. |
| Здравствуй, полянка большая! Здравствуй, трава – мурава! Здравствуй, ягодка лесная! Ты поспела и вкусна. Мы корзиночку несём – Всю тебя мы соберём.
| |||||
10 | 2 неделя |
| 4 | Перелётные птицы. | Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин. Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.
| Удвоенные согласные. | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. |
| Перелетные птицы Птицы в небе тают, тают Птицы к югу улетают. Все растаяли вдали Аист, цапли, журавли
| |||||
11 | 3 неделя |
| 4 | Одежда. | Составление описательных загадок об «Одежде» с опорой на предметную картинку. Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.
| Апостроф в словах. | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. |
| Стирка Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки - Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.) Устали мои руки! Встряхивают обе руки.
| |||||
12 | 4 неделя |
| 4 | Осень (обобщение) | Обобщающая беседа об осени. Двухсложные слова с первым открытым и вторым закрытым слогом.
| Звук и буква А. Уточнение артикуляции. | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. |
| Осень ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ, Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди. ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ, Поочередно загибают пальцы на руке. ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ, ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ, ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ. Встряхивают кистями рук.
| |||||
13 | Декабрь 1 неделя |
| 4 | Зима. Зимние месяцы. | Слушанье отрывка из сказки «Двенадцать месяцев». Пересказ по схеме. Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.
| Звук и буква У. Уточнение артикуляции. | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. |
| Новый год Наступает Новый год! Дети водят хоровод. Висят на елке шарики, Светятся фонарики. Вот сверкают льдинки, Кружатся снежинки. В гости дед Мороз идет, Всем подарки он несет. Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать. | |||||
14 | 2 неделя |
| 4 | Домашние животные. | Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке». Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.
| Звук и буква М. Уточнение артикуляции. | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. |
| Домашние животные Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину)
| |||||
15 | 3 неделя |
| 4 | Мебель. | Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.
| Звук и буква С. Уточнение артикуляции. | Работа над свистящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 2. |
| Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Вращают большим пальцем.
| |||||
17 | Январь 3 неделя |
| 4 | Зимние забавы. Виды спорта. | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.
| Звук и буква Ы. Уточнение артикуляции. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3. |
| СНЕЖОК Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили Круглый, крепкий, очень гладкий. И совсем – совсем не сладкий. Раз -подбросим.
Два – поймаем. Три – уроним И… сломаем. | |||||
18 | 4 неделя |
| 4 | Дикие животные и их детёныши. | Пересказ рассказов «Кто как живёт: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту) Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.
| Звук и буква Ш. Уточнение артикуляции. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3. |
| Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Вращают большим пальцем.
| |||||
19 | 5 неделя |
| 4 | Зоопарк. | Составление рассказа «В Зоопарке» (по сюжетной картине) Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.
| Звук и буква Ш. Формирование умения выделять из ряда звуков [ш]. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3. |
| «В зоопарке мы бродили» В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили, И смотрели всех подряд – Медвежат, волчат, бобрят.
| |||||
20 | Февраль 1 неделя |
| 4 | Продукты питания. | Составление предложений с опорой на картинку. Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.
| Звук и буква Ш. Формирование умения выделять [ш] в слоге. Звуковой анализ слога ша. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3. |
| «Продукты питания» Мышка зёрнышко нашла, И на мельницу снесла. Намолола там муки, Испекла всем пирожки: Мышонку – с капустой, Мышонку – с картошкой, Мышонку – с морковкой, Мышонку – с морошкой. Для большого толстячка – Аж четыре пирожка: С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
| |||||
21 | 2 неделя |
| 4 | Домашние птицы. | Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.
| Звук и буква Ш. Формирование умения выделять [ш] в слове. Звуковой анализ слова шаг. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3. |
| Вышла курочка гулять Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать. А за ней ребятки - Желтые цыплятки «Ко-ко-ко, ко-ко-ко Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите»
| |||||
22 | 3 неделя |
| 4 | День защитников Отечества | Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.
| Звук и буква Ш. Формирование умения выделять [ш] в предложении. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3. |
| Наша армия Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! | |||||
23 | 4 неделя |
| 4 | Зима (обобщение). | Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице. Двухсложные слова: первый слог закрытый, второй- открытый.
| Звук и буква Р. Уточнение артикуляции. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3. |
| Зимой Снег пушистый лег на ветки. И гулять бегут все детки. Лепят бабу под окном, Дружно катят снежный ком.
| |||||
24 | Март 1 неделя |
| 4 | Мамин праздник. | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. Слова из двух закрытых слогов.
| Звук и буква Р. Формирование умения выделять из ряда звуков [р]. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3. |
| Наши мамы Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель - Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек». Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики»
| |||||
25 | 2 неделя |
| 4 | Весна. Весенние признаки. | Обучение рассказыванию. Составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам. Слова из двух закрытых слогов.
| Звук и буква Р. Формирование умения выделять [р] в слоге. Звуковой анализ слога ро. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3. |
| Наступила весна Вот уж две недели Снег на солнце тает И ручьём стекает. | |||||
26 | 3 неделя |
| 4 | Первые весенние цветы. | Заучивание стихотворения Б. Асаналис «Краски весны». Слова из двух закрытых слогов.
| Звук и буква Р. Формирование умения выделять [р] в слове. Звуковой анализ слова рама. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №3. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 3. |
| «Цветок распускается» Солнце поднимается, Цветочек распускается. Солнышко садится, Цветочек спать ложится.
| |||||
27 | Апрель 1 неделя |
| 4 | Библиотека. Книги | Обучение пересказу. Пересказ сказки «Репка» Слова из двух закрытых слогов.
| Звук и буква Р. Формирование умения выделять [р] в предложении. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4. |
| Сказки Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец.
| |||||
28 | 2 неделя |
| 4 | Профессии | Заучивание стихотворения о профессиях Слова из двух закрытых слогов.
| Звук и буква П. Уточнение артикуляции. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4. |
| Профессии Много есть профессий знатных, | |||||
29 | 3 неделя |
| 4 | В живом уголке | Толкование и разгадывание загадок о продуктах питания Слова из двух закрытых слогов.
| Звук и буква Н. Уточнение артикуляции. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4. |
| Поиграй – ка Хомка-хомка Полосатенький Хомка рано встает Щечки моет, глазки трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз два три четыре пять Хомка сильным хочет стать. | |||||
30 | 4 неделя |
| 4 | Насекомые | Пересказ рассказа Слова из двух закрытых слогов.
| Звук и буква Л. Уточнение артикуляции. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4. |
| ПЧЕЛА Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. | |||||
31 | Май 1 неделя |
| 4 | Моя семья. Мой дом родной | Обучение рассказыванию. Составление описательного рассказа «Мой дом родной» Слова из двух закрытых слогов.
| Звук и буква Л. Формирование умения выделять из ряда звуков [л]. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4. |
| «Моя семья» Раз-два-три-четыре! Кто живет в моей квартире? Раз-два-три-четыре-пять! Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья!
| |||||
32 | 2 неделя |
| 4 | Лето | Обучение рассказыванию. Составление описательного рассказа о лете по опорным картинкам. Слова из двух закрытых слогов.
| Звук и буква Л. Формирование умения выделять [л] в слоге. Звуковой анализ слога лу. | Работа над шипящими звуками. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №4. Дыхательная гимнастика. Комплекс № 4. |
| Скоро лето Солнцем ласковым согрето, Будем в озере нырять И цветочки собирать. | |||||
33 | 3-4 недели |
| 8 |
|
| 3 класс (Системное недоразвитие речи при лёгкой умственной отсталости) | |||||||||||
№ п/п | Месяц, неделя | Кол-во часов Дата | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Фонетическая сторона речи | Метапредметная связь с русским языком | Речевое общение (Речевая практика)) | |||||
1 | Сентябрь 1-2 неделя | 10 | Логопедическое обследование всех сторон речи Развитие лексико-грамматических средств языка. Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы). Формирование лексико-грамматических средств языка Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.). Уточнять значения обобщающих слов. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия. 70 Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога). РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА Развитие просодической стороны речи Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи 71 Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над слоговой структурой слова Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать им. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ) Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э. Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв. Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами. Сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами. 72 Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание жи-ши с буквой И). РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. | |||||||||
2 | 3 неделя | 5 |
| Чтение и пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову) Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.
| Гласные звуки и буквы Звук и буква А. | Повторение. Предложение
|
Аль я виновата, что рубаха дыровата?! Аль я виноват, что кафтан дыроват.
| |||||
3 | 4 неделя | 5 |
| Чтение и пересказ рассказа И. Соколов-Микитов «Белки» Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.
| Звук и буква О | Предложение
| Около Ольги Ольга охала.
| |||||
4 | Октябрь 1 неделя | 5 |
| Чтение и пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову- Микитову).
Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.
| Звук и буква У | Звуки и буквы Порядок букв в русской азбуке | Уля ли я ли? Оля ли я ли? Эля ли я ли? Или я Илья?
| |||||
5 | 2 неделя | 5 |
| Чтение и пересказ рассказа Н. Сладкова «Под водой» Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.
| Звук и буква Э | Порядок букв в русской азбуке |
Уля ли я ли? Оля ли я ли? Эля ли я ли? Или я Илья?
| |||||
6 | 3 неделя | 5 |
| Чтение и пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому). Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.
| Звук и буква Ы | Гласные и согласные звуки и буквы | Уля ли я ли? Оля ли я ли? Эля ли я ли? Или я Илья?
| |||||
7 | 4 неделя | 5 |
| Чтение и пересказ рассказа «Ягодознание» (по Н. Сладкову) Трёхсложные слова: первый и второй слоги закрытые, третий- открытый.
| Звук и буква И | Гласные и согласные звуки и буквы | Майке купили майку с каймой.
Тимкина тявка тявкнула на Тимку, а Тимка тоже тявкнул на тявку.
| |||||
8 |
|
| Каникулы |
| ||||||||
9 | Ноябрь 2 неделя | 5 |
| Чтение и пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову-Микитову). Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.
| Звук и буква Я | Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я | Наша река широка, как Ока. Как, как Ока? Да так, как Ока.
| |||||
10 | 3 неделя | 5 |
| Г. Скребицкий «Лесной голосок» Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.
| Звук и буква Ю | Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я | Юн вьюн, да находчив; зол козёл, да отходчив. Юля, Юленька, юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла. Юла возле Юльки Кружится, поёт, Юльке и Юрке Спать не даёт.
| |||||
11 | 4 неделя | 5 |
| Чтение и пересказ рассказа «Стожок» (по Ю. Ковалю) Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.
| Звук и буква Е | Ударение в слове | Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
| |||||
12 | Декабрь 1 неделя | 5 |
| Чтение и пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому) Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.
| Звук и буква Ё | Ударение в слове | Лёля, Лёля, Лёленька, Сидит возле Поленьки. | |||||
13 | 2 неделя | 5 |
| Г. Скребицкий «Пушок» Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.
| Дифференциация гласных звуков А-О | Слог как часть слова | На улице в оазисе — о, ужас! — ягуар!
| |||||
14 | 3 неделя | 5 |
| Описание пейзажной картины А .С. Степанова «Лоси» Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.
| А-Е | Слог как часть слова | Три свиристели еле-еле свистят на ели.
| |||||
15 | 4 неделя | 5 |
| С. Воронин «Барашек» Трёхсложные слова: первый слог открытый, второй и третий- закрытые.
| О-У | Перенос слов при письме | Уля ли я ли? Оля ли я ли? Эля ли я ли? Или я Илья?
| |||||
16 |
|
| Каникулы |
| ||||||||
17 | Январь 3 неделя | 5 |
| Г. Снегирев «Пингвиний пляж» | Ы-И | Перенос слов при письме | Ики, ики, ики, ики — Крики, крики, крики, крики! Икли, икли, икли, икли — Это журавли!
| |||||
18 | 4 неделя | 5 |
| Составление рассказа «Как помочь птицам зимой?» | Е-И | Твёрдые и мягкие согласные | Еле-еле Елизар едет, едет на базар. А с базара, а с базара — Не догонишь Елизара.
| |||||
19 | 5 неделя |
|
| Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Чужое яичко» | Свистящие звуки С | Твёрдые и мягкие согласные | На сосне сидит сова, Под сосной стоит лиса. На сосне сова осталась, Под сосной лисы не стало.
| |||||
20 | Февраль 1 неделя | 5 |
| Придумывание сказки о диких животных. | Сь | Мягкий знак на конце и в середине слова | Непоседа Васенька Не сидит на месте. Непоседа Васенька Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, На усах сединки. Хвост дугой у Васеньки И пятно на спинке.
| |||||
21 | 2 неделя | 5 |
| Заучивание стихотворения А. Усачёва «Волшебный барабан» | З | Мягкий знак на конце и в середине слова | Зоо-зоо-зоосад! В зоосад везут ребят! В зоосад везут ребят, Чтобы посмотреть зверят: Зайчиков, козлят, зубрят, Обезьянок и зебрят. Словно мягкие игрушки Эти славные зверюшки.
| |||||
22 | 3 неделя | 5 |
| Составление рассказа «О защитнике Отечества» | Зь | Гласные после шипящих | Вам сегодня не везёт? Вас автобус не везёт? Вы возьмите вездеход! Вездеход вас повезёт… Верно, правильно назвали Вездеходом вездеход.
| |||||
23 | 4 неделя | 5 |
| Описание пейзажной картины Б.М. Кустодиева «Масленица»
| Ц | Гласные после шипящих | То стелется, то колется метелица-разбойница.
| |||||
24 | Март 1 неделя | 5 |
| Составление рассказа по мнемотаблице «Праздник наших мам» | Шипящие звуки Ш | Парные звонкие и глухие согласные | Вот детишки: Маша, Миша. Маша меньше, Миша выше. Миша Маше что-то пишет. Отгадай, что пишет Миша?
| |||||
25 | 2 неделя | 5 |
| Чтение и пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бианки)
| Ж | Парные звонкие и глухие согласные | Чтоб Жираф был не простужен, В стужу шарф на шею нужен. И жена Жирафу вяжет Шесть шарфов из рыжей пряжи.
| |||||
26 | 3 неделя | 5 |
| К. Ушинский «Пчелки на разведках» | Ч | Звонкие и глухие согласные на конце слова | Часовщик, прищуря глаз, Чинит часики для нас.
| |||||
27 | Апрель 1 неделя | 5 |
| Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал» | Щ | Звонкие и глухие согласные на конце слова | Плавниками трепеща, И зубаста, и тоща, Пищу на обед ища, Ходит щука вкруг леща. Тщетно тщится щука Ущемить леща.
| |||||
28 | 2 неделя | 5 |
| Описание пейзажной картины И.И. Левитана «Цветущие яблони» | Сонорные звуки Л | Разделительный мягкий знак | Милый, милый Михаил Мыться с мылом не любил. Говорил: — Не надо мыла! Я без мыла очень милый!
| |||||
29 | 3 неделя | 5 |
| Пересказ румынской сказки «Ромашка» | Ль | Слово Названия предметов | — Вы малину мыли ли? — Мыли, но не мылили.
| |||||
30 | 4 неделя | 5 |
| Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука- носорога» | Р | Названия действий | Подорожник по дороге Собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий Подорожник подороже.
| |||||
31 | Май 1 неделя | 5 |
| Составление рассказа «Мой родной город» | Рь | Названия признаков | На брёвнышке — пёрышко, Под пёрышком — брёвнышко.
| |||||
32 | 2 неделя | 5 |
| В. Бирюков «Поющий букет» | Повторение | Предлоги | Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, У быка была губа, А губа была тупа. | |||||
33 | 3-4 недели | 10 |
| Логопедическое обследование, написание отчёта. |
|
4 класс | |||||||
№ п/п | Месяц, неделя | Кол-во часов Дата | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Фонетическая сторона речи | Метапредметная связь с русским языком | Речевое общение (Речевая практика) |
1 | Сентябрь 1-2 неделя | 10 |
| ||||
2 | 3 неделя |
| «Школа» | Пересказ рассказа по демонстрируемым действиям
| Дифференциация Й-Л в слоге, слове. | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы | «У телевизора» |
3 | 4 неделя |
| «Игрушки» | Составление рассказа по демонстрируемым действиям «Как мы убирали» | Дифференциация Й-Л в предложении. | Ударные и безударные гласные | «У телевизора» |
4 | Октябрь 1 неделя |
| «Осень» | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» | Дифференциация С-З в слоге, слове. | Употребление мягкого знака на конце и в середине слова | «Задушевный разговор» |
5 | 2 неделя |
| «Огород. Овощи» | Составление рассказа об овощах с опорой на схему | Дифференциация С-З в предложении. | Употребление разделительного твёрдого знака в глаголах | «Задушевный разговор» |
6 | 3 неделя |
| «Сад. Фрукты» | Составление рассказа о фруктах с опорой на схему | Дифференциация Б-П в слоге, слове. | Слова противоположные и близкие по значению | «Приглашение» |
7 | 4 неделя |
| «Лес. Грибы» | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин
| Дифференциация Б-П в предложении. | Слово. Удвоение согласных | «Приглашение» |
8 |
| Каникулы | |||||
9 | Ноябрь 2 неделя |
| «Лес. Ягоды» | Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды»» с использованием предметных картинок | Дифференциация Т-Д в слоге, слове. | Расширение круга имён собственных | «Делимся новостями» |
10 | 3 неделя |
| «Перелётные птицы» | Пересказ рассказа Л. Воронковой «Лебеди» | Дифференциация Т-Д в предложении. | Употребление звонких и глухих согласных в середине и конце родственных слов | «Делимся новостями» |
11 | 4 неделя |
| «Одежда» | Составление описательного рассказа об одежде
| Дифференциация Т-Д в слоге, слове. | Корень слова | «Подскажите, пожалуйста…» |
12 | 5 неделя |
| «Осень» (обобщение) | Составление рассказа по мнемотаблице об осени | Дифференциация Т-Д в предложении. | Корень слова | «Подскажите, пожалуйста…» |
13 | Декабрь 1 неделя |
| «Зима. Зимние месяцы» | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло»
| Дифференциация К-Г в слоге, слове. | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне слова | «Я — пассажир» |
14 | 2 неделя |
| «Домашние животные» | Пересказ рассказа Н. Носова «Заплатка» | Дифференциация К-Г в предложении. | Составление предложений с однокоренными словами | «Я — пассажир» |
15 | 3 неделя |
| «Мебель» | Пересказ рассказа «Общая горка» | Дифференциация С-Ш в слоге, слове. | Различение имён существительных по вопросам | «Знаки-помощники» |
16 | 4 неделя |
| «Новый год» | Составление рассказа «Новый год на пороге» | Дифференциация С-Ш в предложении. | Нахождение среди имён существительных сходных или противоположных по значению | «Новогодние истории» |
17 | Каникулы | ||||||
18 | Январь 3 неделя |
| «Зимние забавы. Виды спорта» | Составление рассказа «Семейный ужин»
| Дифференциация Ш-Ж в слоге, слове. | Различение прилагательных по вопросам | «Знаки-помощники» |
19 | 4 неделя |
| «Дикие животные» | Пересказ русской народной сказки «Три медведя»
| Дифференциация Ш-Ж в предложении. | Подбор слов, обозначающих признак предмета | «Петушок — Золотой гребешок» |
20 | 5 неделя |
| «Зоопарк» | Составление описательного рассказа о зимующих птицах
| Дифференциация З-Ж в слоге, слове. | Различение глаголов по вопросам | «Петушок — Золотой гребешок» |
21 | Февраль 1 неделя |
| «Продукты питания» | Пересказ по рассказам Е. Чарушина | Дифференциация З-Ж в предложении. | Написание слов на –ть, -ться, -т, - тся. | «Сочиняем сказку» |
22 | 2 неделя |
| «Домашние птицы» | Пересказ рассказа «Как мы общаемся» | Дифференциация Р- Л в слоге, слове. | Использование предлогов для связи слов в предложении. | «Сочиняем сказку» |
23 | 3 неделя |
| «Праздник наших пап. Профессии» | Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
| Дифференциация Р-Л в предложении. | Предложение Знаки препинания в конце предложения. | «Лисичка-сестричка» |
24 | 4 неделя |
| «Зима» (обобщение) | Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» | Дифференциация С-Ц в слоге, слове. | Главные члены предложения. | «Лисичка-сестричка» |
25 | Март 1 неделя |
| «Праздник наших мам. Профессии» | Составление описательного рассказа о маме по рисунку | Дифференциация С-Ц в предложении. | Составление простых предложений по вопросам | «Поздравляю!», |
26 | 2 неделя |
| «Весна. Весенние признаки» | Составление рассказа «Заяц и морковка» | Дифференциация Ч-С в слоге, слове. | Упорядочивание деформированных предложений | «Поздравляю!», |
27 | 3 неделя |
| «Первые весенние цветы» | Составление рассказа «В живом уголке» | Дифференциация Ч-С в предложении. | Обращение | «Жду письма!» |
Каникулы | |||||||
28 | Апрель 1 неделя |
| «Библиотека. Книги» | Составление рассказа о профессиях | Дифференциация Ч-Ть в слоге, слове. | Текст Название текста | «Я выбираю книгу» |
29 | 2 неделя |
| «Рабочие профессии» | Пересказ сказки «Колосок» | Дифференциация Ч-Ть в предложении. | Абзацы в тексте | «Жду письма!» |
30 | 3 неделя |
| «В живом уголке» | Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел» | Дифференциация Щ-Ч в слоге, слове. | Определение темы текста | «Извините меня…» |
31 | 4 неделя |
| «Насекомые» | Составление рассказа о родном городе | Дифференциация Щ-Ч в предложении. | Различение текстов разных типов | «Извините меня…» |
32 | Май 1 неделя |
| «Моя семья. Мой дом» | Заучивание стихотворения Т. Белозёрова «День победы» | Дифференциация Щ-Сь в слоге, слове. | Работа с деформированным текстом | «В гостях у леса» |
33 | 2 неделя |
| «День Победы. День Республики» | Составление рассказа «Граница Родины - на замке» | Дифференциация Щ-Сь в предложении. | Повторение | «Поздравительная открытка» |
34 | 3 неделя |
| «Лето» |
| Повторение | Повторение | «Во саду ли в огороде» |
35 | 4-5 недели | 8 | Обследование речи. Написание отчёта. |