(наименование образовательного учреждения среднего профессионального образования)
Председатель предметной (цикловой) комиссии ___________________ Хиль И.Д.
Календарно-тематический план - документ, обеспечивающий методически правильное планирование учебного занятия в соответствии с рабочей программой.
Назначение календарно-тематического плана (КТП) – распределение содержания учебного материала, предусмотренного рабочей программой, по учебным занятиям; планирование лабораторных работ и практических занятий; определение объема заданий для обучающихся, их равномерного распределения.
Хорошо продуманный и своевременно составленный календарно-тематический план способствует организации образовательного процесса по дисциплине/профессиональному модулю и позволяет заблаговременно подготовить к занятиям необходимое материально-техническое обеспечение, Интернет-ресурсы.
Наличие календарно-тематического плана дает возможность осуществлять систематический контроль со стороны администрации образовательного заведения, учебной части, предметной (цикловой) комиссии за ходом выполнения рабочей программы и равномерной загрузке обучающихся.
Календарно-тематический план составляется после утверждения рабочей программы по форме (приложение 1,2) одним или несколькими преподавателями на весь период изучения дисциплины/профессионального модуля с разбивкой по курсам, семестрам, рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии и утверждается заместителем директора образовательного учреждения СПО по учебной (учебно-методической) работе.
Календарно-тематический план по дисциплине/профессиональному модулю сдается на утверждение заместителю директора образовательного учреждения по учебной (учебно-методической) работе не позднее, чем за одну неделю до начала занятий.
Преподаватель оставляет себе копию календарно-тематического плана.
При выборе урока как вида учебного занятия следует указать его тип: урок изучения нового учебного материала, комбинированный урок, учетно-обобщающий урок, учетно-контрольный урок.
Урок изучения нового учебного материала проводится в начале курса, раздела, темы, при изучении сложных вопросов учебной программы.
На комбинированном уроке сочетаются изложение нового материала и проверка усвоения знаний и умений, их закрепление и совершенствование, выработка умений и навыков.
Учетно-обобщающий урок - это подведение итогов изучения какой-то завершенной части учебного материала.
Контрольно-учетный урок – это контроль знаний и умений студентов с последующим выставлением оценок;
Переутверждение календарно-тематического плана в течение учебного года не допускается.
№ № занятий | Наименование разделов, тем дисциплины | Количество часов | Вид занятий | Материально- техническое обеспечение занятия, Интернет- ресурсы | Задания для обучающихся |
аудиторных занятий | внеаудиторной (самостоятельной) работы | Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы | Основная и дополнительная литература |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Введение | 2 | | | | | 1.с.3 - 4 |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 18 | 8 | | | | |
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 12 | 6 | | | | |
2 | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. | 2 | 2 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 5-22 |
3 | Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение | 2 | 2 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 22- 32 |
4 | Практическое занятие №1 Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. | 2 | - | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | 1. с.48-58 2.с. 25 – 31 |
5 | Практическое занятие №2 Свобода человека и ее ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности | 2 | - | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | 1.с. 34 - 42 2.с. 19 - 23 |
6 | Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи | 2 | 2 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.166 - 173 |
7 | Практическое занятие №3 Профессиональное самоопределение | 2 | 1 | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Подготовка докладов | |
Тема 1.2. Общество как сложная система | 6 | 2 | | | | |
8 | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. | 2 | 1 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме. . | 1.с.66- 78; |
9 | Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.. | 2 | 1 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.85 - 111; |
10 | Практическое занятие №4 Общественное развитие. Процессы глобализации в современном мире. | 2 | - | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал ( практические задания) | Выполнение заданий | 1.с.111- 117; 2.с. 43 – 47, 52-54 |
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 10 | 6 | | | | |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | 2 | 2 | | | | |
11 | Духовная культура личности и общества. | 2 | 2 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 119 - 124 |
Тема 2.2.Наука и образование в современном мире | 4 | 2 | | | | |
12 | Практическое занятие №5 Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом | 2 | 1 | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал ( практические задания) | Выполнение заданий | 1.с. 130 - 142 |
13 | Практическое занятие №6 Система образования в Российской Федерации. | 2 | 1 | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал ( практические задания) | Выполнение заданий | 1.с. 163 -171 2.с. 72 - 74 |
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 4 | 2 | | | | |
14 | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. | 2 | 1 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 125- 129 с.144 - 155 |
15 | Практическое занятие №7 Мораль и религия. | 2 | 1 | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | 2.с. 58 – 60; 65-69 |
Раздел 3. Экономика | 28 | 14 | | | | |
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. | 6 | 4 | | | | |
16 | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 2 | 2 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 172 - 176 |
17 | Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 2 | 2 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 204 - 210 |
18 | Практическое занятие №8 Рациональный потребитель. | 2 | - | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | 2.с. 92 – 97; |
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. | 10 | 4 | | | | |
19 | Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. | 2 | | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.193-194;196-197 3. с. 81-88 |
20 | Практическое занятие №9 Спрос и предложение. | 2 | | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | 2.с. 85 – 89; |
21 | Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. | 2 | | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | | 1.с. 195 - 196 |
22 | Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. | 2 | | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 183 - 188 |
23 | Практическое занятие №10 Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства | 2 | | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | 1.с.198-204 2.с. 89 – 92; |
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция. | 8 | 4 | | | | |
24 | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | 2 | | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 198-204 3. с.245-267 |
25 | Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков | 2 | | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 189 - 192 |
26 | Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства | 2 | | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 192 - 193 |
27 | Практическое занятие №11 Безработица. | 2 | | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | |
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 4 | 2 | | | | |
28 | Практическое занятие №12 Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. | 2 | 1 | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | 1.с. 211 – 215 2. с. 97-99 |
29 | Практическое занятие №13 Россия в мировой экономике. | 2 | 1 | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | |
Раздел 4. Социальные отношения | 16 | 9 | | | | |
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | 6 | 3 | | | | |
30 | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2 | 2 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.217 – 222; 224-225 |
31 | Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 2 | 1 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.222 - 224 |
32 | Практическое занятие №14 Социальная роль. | 2 | - | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Подготовка докладов | 2.с. 100 - 104 |
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | 4 | 2 | | | | |
33 | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | 2 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.226 - 232 |
34 | Практическое занятие №15. Девиантное поведение. | 2 | - | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | 2.с. 105 - 108 |
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы. | 6 | 4 | | | | |
35 | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Этнические общности. Молодежь как социальная группа. | 2 | 2 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 233-241; 251-258 |
36 | Практическое занятие №16 Межнациональные отношения в современной России. | 2 | - | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | 2.с. 108 - 112 |
37 | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. | 2 | 2 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.241 - 251 |
Раздел 5. Политика как общественное явление | 16 | 8 | | | | |
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической жизни | 8 | 3 | | | | |
38 | Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 2 | 2 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.260 - 275 |
39 | Практическое занятие №17 Политическая система России. | 2 | | | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники, раздаточный материал (практикум); | Выполнение заданий | 2.с. 119 - 123 |
40 | Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. | 2 | 1 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.275 - 280 |
41 | Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки | 2 | - | Практическое занятие | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.282- 295 |
Тема 5.2. Участники политического процесса | 8 | 5 | | | | |
42 | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. | 2 | 2 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.315 - 322 |
43 | Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации. | 2 | 1 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.296 - 308 |
44 | Политическая жизнь России. | 2 | 1 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Подготовка докладов | |
45 | Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | 2 | 1 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Подготовка докладов | |
Раздел 6. Право | 27 | 13 | | | | |
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | 6 | 3 | | | | |
46 | Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 | 1 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.323 - 343 |
47 | Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность. | 2 | 1 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.344 - 361 |
48 | Права человека. Выбор правомерных форм поведения | 2 | 1 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.361 - 370 |
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | 8 | 4 | | | | |
49 | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. | 2 | 1 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.371 - 379 |
50 | Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. | 2 | 1 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.379 - 381 |
51 | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Права и обязанности налогоплательщика. | 2 | 1 | | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с. 361 - 370 |
52 | Конституция РФ об органах государственной власти, правах и обязанностях граждан в России. | 2 | 1 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | Конституция РФ |
Тема 6.3. Отрасли российского права | 10 | 4 | | | | |
53 | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. | 2 | 1 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.389 - 397 |
54 | Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. | 2 | | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.244- 251 |
55 | Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | 1 | Комбинированный урок | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.398 - 404 |
56 | Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | 2 | 1 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.382 - 388 |
57 | Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 2 | 1 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | 1.с.405 - 414 |
Тема 6.4. Международное право | 3 | 2 | | | | |
58 | Международное право. | 2 | 2 | Урок изучения нового учебного материала | Автоматизированное рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся; учебники. | Составление опорного конспекта по теме | |
59 | Дифференцированный зачет | 1 | | | | | |
2.. http://www.consultant.ru
3. http:// history, standart. edu. ru/
4. http:// www. openclass. ru/ communities/ Методический материал по обществознанию.
5. http:// festival. 1 september. Ru/ subjects /7/ Преподавание истории и обществознания