СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса к УМК Гармония.

Разработано на основе Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир: программа 1-4 классы. О.Т. Поглазова. Смоленск, «Ассоциация XXI век» 2013 год и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, по предмету «Окружающий мир».

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс.»



Принято:

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 28.08.2014 г.



УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ООШ № 19 __________ Ж.А.Кузьмина приказ № 165-д от 28.08.2014г.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

по окружающему миру



Класс: 4

Учитель: Колодникова О.В.

Количество часов в неделю: 2 ч.

За год: 68 ч.

Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных учреждений «Окружающий мир».

Автор: О.Т.Поглазова.

Издательство

Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 год.

Учебник (автор, название, год издания, издательство) Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. / О.Т.Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.









Календарно-тематическое планирование

Предмет: окружающий мир

Автор: О. Т. Поглазова

Дата

№ урока

Тема урока

Содержание темы

Формируемые УУД

По плану

По факту



Ориентирование в пространстве

и во времени – 7 ч.



1

Путешествия – источник знаний


Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.

Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. Лента времени.

Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов.

Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам.


Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи природы человека и культуры.

Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…).





2

Природные явления и счет времени




3

Устройства для счета времени




4

Историческое время. Лента времени




5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта




6

Компас. Ориентирование по компасу




7

Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа




Способы изображения объектов окружающего мира - 9 ч.



8

Способы изображения предметов


Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира.

Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней.

Изображение Земли. Глобус - модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними.

Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды и созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий.

Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры.

Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли.

Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её соседи. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии.


Выделять основную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию, представленную разными формами (словесная, иллюстративная, схематическая, условно-знаковая) и использовать её для ответов на поставленные вопросы, проверять истинность предлагаемых утверждений.

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, моделирования, практической работы).

Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

.Принимать участие, сотрудничать при выполнении коллективных проектов. планировать своё участие в проектах, предлагать источники информации, форму её презентации и др..

Называть и характеризовать способы изображения предметов и местности.

Различать рисунок и план предмета, объяснять, для чего рисуют (чертят) разрезы предметов, что с их помощью можно узнать о них.

Объяснять, что показывает численный масштаб, для чего и когда его используют, переводить численный масштаб в именованный.

Объяснять, как составлять план местности, какие измерения надо выполнять, как использовать масштаб, как определять местоположение и изображать объекты на плане.

Представлять текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической и знаково-символической моделях.

Различать топографические знаки плана местности, читать (декодировать) план местности.

Сотрудничать, коллективно выполняя практическую работу при составлении плана класса.

Сравнивать и различать план местности и географическую карту, физическую и историческую карты.

Рассматривать физическую карту, называть её условные знаки (легенду карты), анализировать информацию, данную на

физической карте с помощью послойной окраски, декодировать (переводить) условные знаки карты в словесную информацию.

Рассматривать историческую карту, называть её условные знаки (легенду карты), анализировать информацию, данную на ней с помощью условных знаков.

Обсуждать, какие наблюдения доказывают шарообразность Земли.

Объяснять, какая информация о планете Земля отображена на глобусе, её модели.

Находить и показывать на глобусе основные линии и точки (полюсы, меридианы, параллели, экватор).

Сравнивать глобус и карту полушарий, определять их сходства и различия.

Находить и показывать на глобусе и карте заданные географические объекты (материки и океаны, реки и озёра, горы и равнины, города).

Различать понятия космическое тело, звёзда, созвездие, планета, спутник, комета, метеор, метеорит, галактика.

Наблюдать небесные тела, называть 2-3 созвездия, хорошо наблюдаемые в данном регионе, узнавать их очертания на рисунках-схемах, находить их на звёздной карте, рассказывать о своих наблюдениях одноклассникам.

Объяснять, почему Солнце мы видим большим кругом, а другие звёзды маленькими точками; почему меняется положение созвездий на ночном небе в течение наблюдений, почему Луну называют спутником Земли, почему меняется её вид при движении вокруг Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам одинаковой величины.

Сравнивать звёзды по размеру, цвету, температуре, характеризовать Солнце как жёлтый карлик.

Характеризовать существенные различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

Моделировать положение планет относительно Солнца, называть последовательность их расположения в Солнечной системе, указывать положение Земли относительно других планет, находить планеты на рисунке-схеме.

Обсуждать влияние Солнца на живую и неживую природу Земли, возможность использования солнечной энергии в народном хозяйстве, приводить примеры.

Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий.

Находить дополнительную информацию о планетах земной группы, планетах гигантах Солнечной системы, о космических исследованиях.




9

Масштаб и его использование




10

План местности. Топографические знаки




11

Географические и исторические карты




12

Глобус – модель Земли




13

Практическая работа




14

Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта.




15

Земля – планета Солнечной системы.




16

Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю




Природные богатства России – 8 ч.



17

Россия на глобусе и на географической карте.




Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве.

Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоемы родного края. Богатства недр родного края.


Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород, эксперимента, практической работы с картой).

Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради.

Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, обосновывать порядок действий, делать выводы по её результатам.

Интерпретировать информацию, данную в виде рисунка, схемы, таблицы, декодировать условные знаки и послойную окраску физической карты.

Представлять найденную информацию в виде текста, рисунка, схемы, диаграммы, таблицы, условно-знаковой модели.

Составлять и читать простые схемы и таблицы, составлять вопросы по данным ответам, работать с блок-схемами алгоритмов.

Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить источники дополнительной информации, готовить устное (письменное) сообщение, изготавливать условные знаки, демонстрировать опыт и др.

Находить и показывать на физической карте полушарий и на глобусе территорию России, называть материк и полушарие, на котором она находится, показывать границы и столицу России, крупные города, называть моря, омывающие Россию, основные её равнины и горные системы, крупные реки и озёра.

Извлекать информацию из физической карты для описания географического положения названных объектов согласно предложенному в учебнике (учителем) плану.

Объяснять, что такое полезные ископаемые, как их добывают и перевозят, находить на физической карте залежи полезных ископаемых на территории России.

Приводить примеры горных пород и минералов, описывать их свойства, рассказывать об использовании в народном хозяйстве.

Наблюдать (выполнять самостоятельно) простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, характеризовать и сравнивать их свойства, рассматривая образцы пород из коллекций и по результатам опытов, обобщать наблюдаемые явления, фиксировать получаемые результаты в таблице, схеме.

Обсуждать экологические проблемы, которые возникают при добыче и перевозке полезных ископаемых, предлагать меры по рациональному использованию природных богатств России.

Обсуждать, безграничны ли запасы полезных ископаемых на Земле, способы замены горючих полезных ископаемых альтернативными источниками энергии.

Находить дополнительную информацию о залежах полезных ископаемых в родном крае, их добыче и использовании в хозяйстве края.

Готовить презентацию (в группах) о любом полезном ископаемом.

Наблюдать и характеризовать разные формы суши, виды водоёмов (разработки полезных ископаемых) своей местности.

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.



18

Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России




19

Горные породы и минералы, их образование




20

Полезные ископаемые, их разведка и добыча



21

Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве .



22

Горючие полезные ископаемые, их использование




23

Альтернативные источники энергии




24

Обобщающий урок





Природные зоны и природные сообщества – 11 ч.



25

Природные зоны России.

Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения.

Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.

Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ.

Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников

с целью сохранения природных сообществ.

Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения.




Извлекать и обобщать информацию из разных источников: учебного текста, иллюстрации, схемы, карты, собственных наблюдений, Интернета, энциклопедий.

Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, таблица, диалог, ролевая игра, и др.).

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Находить существенный признак (основание) для разбиения объектов (экосистем) на определённые группы.

Объяснять, что в зависимости от высоты Солнца и от продолжительности дня, т. е. освещённости, на Земле выделяются пояса освещённости, сравнивать, чем различаются: полярный, умеренный и экваториальный пояса освещённости.

Различать понятия природная зона, природное сообщество.

Показывать на карте природные зоны России.

Составлять план описания (характеристики) природной зоны, её природных условий и жизнедеятельности людей, проживающих в ней.

Характеризовать природные условия, растительный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон.

Сравнивать климатические условия, сезонные изменения, происходящие в разных природных зонах, выявлять их причины.

Сравнивать условия жизни живых существ в разных природных зонах, выявлять их приспособленность к ним.

Обсуждать экологические проблемы, которые возникают по вине человека, предлагать меры по сохранению природы.

Выбирать один из компонентов природной зоны (климат, растительность, животный мир, коренное население) и готовить сообщение для одноклассников.

Характеризовать природную зону родного края, готовить её презентацию, составлять плакаты природоохранного содержания.

Объяснять, что такое природное сообщество.

Характеризовать природные сообщества леса, луга, озера, болота (растительный и животный мир, условия жизни, связи между живыми существами, пищевые цепи).

Наблюдать особенности природных сообществ родного края во время экскурсии, фиксировать взаимосвязи в природном сообществе, и как влияет на его состояние деятельность людей.

Моделировать связи между живыми существами (приводить примеры цепей питания, характерных для каждого природного сообщества).

Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий.




26

Суровая Арктика.



27

Ранимая тундра.



28

Зоны лесов.



29

Степные просторы.



30

Жаркие пустыни.



31

Природные зоны России. Обобщающий урок.




32

Природа гор.




33

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах.



34

Болота, их значение для природы и человека.



35

Жизнь луга.







Важнейшие события в истории Отечества – 21 ч.



36

Восточные славяне, их соседи






Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.

Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский.

Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный.

Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIVXVII веков.

Петр Великий — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры.

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимо-

сти, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIIIXIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.

Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза.

Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы.

Великая Отечественная война 1941—1945 г.г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая — День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин.

Начало Новой России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств.

Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2—3 примера).

Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним.


Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета) об исторических событиях, которые происходили в России (на территории родного края), обсуждать полученные сведения.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

Ставить познавательные задачи перед чтением учебного текста, составлять план пересказа, обсуждать исторические события, государственных деятелей, оценивать их значение для государства, высказывать своё мнение подтверждая его фактами.

Пересказывать своими словами небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

Рассказывать по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества.

Обсуждать важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство. Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Извлекать из иллюстративного материала информацию, необходимую для описания (реконструкции) событий в истории Отечества.

Обсуждать причины событий, происходивших в истории российского государства, рассуждать, высказывать своё мнение о понятии «честь страны».

Работать с «лентой времени»: проставлять века, указывать с помощью условных знаков события отечественной истории, истории родного края., соотносить дату происходившего события с веком, устанавливать хронологическую последовательность исторических событий.

Работать с глобусом и картой: показывать и описывать территорию России, ее государственные границы, места исторических событий (важных сражений, битв, центров объединения), географическое положение городов Древней Руси, Московской Руси, Российской империи, современной России.

Характеризовать картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Выражать эмоциональное восприятие бед и побед, которые были в истории нашего государства, в жизни его жителей, отражать его в своих творческих работах.

Различать Государственную символику Российской Федерации, узнавать российский флаг среди флагов других стран.

Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Прослушивать и декламировать (петь) Гимн РФ.

Находить информацию (в том числе иллюстративную) о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России, используя дополнительную и справочную литературу.

Сравнивать (соотносить) иллюстрации вида Москвы в разные времена истории России.

Готовить небольшие сообщения об одном из древних городов России на основе дополнительной информации, подбирать к своему сообщению фото и видеоматериалы.

Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из средств массовой информации.

Рассказывать о праздничных днях России на основе личного опыта и дополнительных источников информации (в том числе по иллюстрациям, из интервью свидетелей, рассказов старших членов семьи).

Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со свидетелями исторических событий, происходивших на территории родного края.

Объяснять смысл народных пословиц и поговорок.

Сотрудничать при проведении исследований: участвовать в обсуждении задач исследования, подборе источников информации, обсуждении их достоверности, обобщении полученных сведений, формулировании вывода, формы презентации.

Составлять тематический словарь понятий с объяснением их значения.

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.

Находить дополнительную информацию о выдающихся людях разных эпох: правителях, полководцах, деятелях науки и искусства России (родного края).

Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу.




37

Образование Древнерусского государства






38

Крещение Руси




39

Как распалась Древняя Русь



40

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке




41

Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва.



42

Московское государство.

Правление Ивана III и Ивана Грозного






43

Обобщающий урок.



44

Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых




45

Пётр Великий. Российская империя.



46

Развитие Российской империи. Правление Екатерины II



47

Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России




48

Россия до 1917 года. Обобщающий урок




49

Исторические события в России в начале XX века






50

Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы




51,52

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.




53

Советский Союз в

послевоенные годы




54

Начало перестройки. Современная Россия




55

Обобщающий урок.



56

Яркие события из истории родного края




Материки, океаны, страны и народы Земли - 12 ч.



57

Океаны Земли. Жизнь в море.

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов

в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема

сохранения природных богатств Земли. Международная Красная

книга.

Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России.

Рассказывать о великих географических открытиях, называть имена великих путешественников мира, первооткрывателей неизвестных земель, исследователей природы материков, их коренных народов.

Работать с глобусом и картой: находить и показывать материки и океаны Земли, изученные страны мира, их столицы, прокладывать маршруты великих путешественников.

Обсуждать и понимать, что открытие новых земель - великий подвиг исследователей, но в то же время освоение их людьми сопряжено с экологическими проблемами планетарного масштаба, сохранение чистоты воздуха, воды, природы нашей планеты, мирного сосуществования народов мира – важнейшая задача всего человечества.

Характеризовать наиболее крупные географические объекты (горы, пустыни, реки, озёра), растительный и животный мир континентов.

Готовить сообщения о растениях, животных, реках, озёрах, горах континентов (по выбору).

Сравнивать условия жизни коренных народов континентов.

Находить дополнительную информацию о странах мира с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира.

Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках народов мира на основе учебника и дополнительной информации), подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы.

Участвовать в проекте «Государства и народы мира», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками.

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда за год.




58

Крупнейший материк Земли, его природа, население.



59

Африка, её природа. Исследователи Африки.



60

Открытие Америки. Природа северной и Юной Америки.



61

Австралия. Уникальные растения и животные.



62

Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка



63,64

Страны и народы мира.




65

Обобщающий урок.



66

Страны СНГ – ближайшие соседи России




67

Земля – планета жизни.




68

Итоговая работа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!