СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование предлагается для учителей русского языка и литературы .Составлено в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 29



Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании

Протокол№1 4.09.2017г. 4 .09.2017г.

от 30.08 .17 И.о. зам. дир. (Н.А.Гукина) Директор школы (В.И.Шолина)







Календарно – тематическое планирование

по предмету «Литература»



6 класс

Учитель Федосеева Т.А.





2017 – 2018 учебный год


Годовое количество часов

102ч.


Количество часов в неделю

3ч.

За год


1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть



102ч.

24ч.

21ч.

33ч.

24ч.

102ч.









Уроки самостоятельного чтения

11ч.

2

2

2

5

11ч.

Сочинения

4ч.

2

-

1

1

4ч.

Уроки по

развитию речи

10ч.

4

1

2

3

10ч.

Контрольные работы

2



1

1

2

Проекты

4

1

2

-

1

4







п/п

Дата


Тема урока

Основное содержание

Задание на дом



1четверть24ч.

Тема 0. Введение (1ч.)

1

4.09

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Диагностика уровня литературного развития учащихся.

Рассказ по теме урока.



Тема 1. Устное народное творчество(5ч.)

2

5.09

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Индивид.

задание по вариантам.

3

8.09

Урок по руководству самостоятельным чтением №1.

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Составить рассказ по одной из пословиц.

с.11 зад. 8.

4

11.09

Р.Р. №1 .Урок – «посиделки».

Русский фольклор.

Прочитать в учебнике – хрестоматии с.14-16.

5

12.09

Р.Р. №2.Подготовка к классному сочинению № 1 «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

Подготовить рассказ «Книга, оставившая след в моей жизни».

6

15.09

Р.Р. №3. Классное сочинение № 1 «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

Проект №1.«Календарно-обрядовые песни Тульского края»


Тема 2. Из древнерусской литературы (1ч.)

7

18.09

Русские летописи. «Повесть временных лет». Исторические события и вымысел.Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Составить план статьи.

Пересказ по плану;

с. 24 вопросы и задания.



Тема 3. Из литературы XVIII века(3ч.)

8

19.09

Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.

Выразительное чтение

басни «Муха»,вопросы 5, с.30.

9

22.09

И. А. Крылов «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Развитие понятия об аллегории.

Выразительное чтение басни. Знать определения «басня», «мораль»,«аллегория».

10

25.09

И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Осёл и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

1 басню (на выбор)

выучить наизусть.

Индивидуальное сообщение о детстве и семье А.С.Пушкина


Тема 4. Из русской литературы XIX века(51ч.)

11

26.09

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина.

Т.л. Двусложные размеры стиха.

Наизусть, с.45-51.

Устный анализ стихотворения

(по плану).

12

29.09

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Антитезы в стихотворении.

С .52-54. Выразительное чтение стихотворения.

«Эпитет»,«метафора»,

« ямб», «хорей» - выучить определения; зад. 1-2 с. 57.

13

2.10

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

«Зимнее утро» наизусть, иллюстрации.

14

3.10

А. С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства.

Читать гл. 5 – 8.

стр. 138 – 139 (ответить на вопросы)

15

6.10

А. С. Пушкин «Дубровский».

Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

Читать гл.9 – 12; отв. на вопр.стр139 – 140 к главам

16

9.10

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.

Читать главы 13 – 15; рассказ о Дефорже.

17

10.10

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Читать главы 16 – 18; ответить на вопросы на стр.140

18

13.10

Урок по руководству самостоятельным чтением №2.

А А.С. Пушкин. «Жених». « Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

Читать Н.В. Гоголя «Старосветские помещики».

19

16.10

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Дочитать роман; ответить на вопросы стр. 140 к главе 1.

20

17.10

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Рассказ о Владимире Дубровском по плану.

21

20.10

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Задания № 1, 4, 7 стр. 141

22

23.10

Авторское отношение к героям повести А.С.Пушкина «Дубровский». Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Т.л. Роман. Сюжет.

«Размышляем о прочитанном» стр. 143 (задания 1 – 3)

23

24.10

Р.Р. №4 .Подготовка к домашнему сочинению № 1 «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».

Домашнее сочинение№1. «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

24

27.10

А.С.Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». Ролевое чтение, характеристика персонажей.

Чтение повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».


2четверть 22ч.

25

7.11

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Определение функции антитезы в сюжетно- композиционной организации повести.

Сбор материала по тексту «Образ автора в повести» .

Вопросы на стр. 144 – 145,1-4

26

10.11

Образ автора-повествователя в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня- крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.


Вопросы на стр. 144 – 145,

5-8.

27

13.11

Урок по руководству самостоятельным чтением №3.

А. С. Пушкин «Повести Белкина»: проблемы и герои.

Читать Н.В.Гоголя «Старосветские помещики».

28

14.11

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Выучить наизусть;

в.1-4 (с.159)

29

17.11

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

30

20.11

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

У. стр.154-155 №1-3.

31

21.11

Р.Р.№5. М. Ю. Лермонтов. Лирика. Анализ лирического текста. Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха.

Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».

32

24.11

И. С. Тургенев. Литературный портрет писателя. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

Подготовить пересказ историй, рассказанных мальчиками.

Зад.3 (с.199).

33

27.11

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

Творческое задание стр.191; вопросы 1 – 2

«Размышляем…»

34

28.11

Портреты героев как средство изображения их характеров. И. С. Тургенев – мастер портрета.

Сообщение «Кто из мальчиков в рассказе мне запомнился и понравился?»

35

1.12

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». И. С. Тургенев – мастер пейзажа.

Подготовка к

проекту № 2

«Словесные и живописные портреты русских крестьян».

36

4.12

Проект№2. «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).

Читать Н.В.Гоголя «Старосветские помещики».

37

5.12

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет поэта.


Заучивание наизусть стр. 195; выразительное чтение стр.197-199, ответы на вопросы.

38

8.12

Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…».

Задания «Учимся читать выразительно» стр.199

39

11.12

Земная обречённость человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поля коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

У. стр.200 №1,2.

40

12.12

Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

Сообщение о А.А.Фете, презентация; стр.201 – 202; стр. 203 (учить)

41

15.12

А. А. Фет. Литературный портрет поэта.. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Наизусть 1 стих (на выбор); самостоятельный разбор стихоторения . «Есть в осени…», «Весенняя гроза», «Как неожиданно..»( на выбор)

42

18.12.

А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

стр. 204 – 206 (письменный анализ).

43

19.12

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета.

Учить наизусть стр. 207 – 208; Проект№3 «Некрасов и Карабиха»; стр. 210 - 212

44

22.12

Урок по руководству самостоятельным чтением №4.

Н. С. Лесков. «Человек на часах». Сюжет и

герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения.

Читать поэму Некрасова «Дедушка».

45

25.12

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Стр. 213(отрывок наизусть); выразительно читать; вопросы на стр. 220

46

26.12

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Вопросы №5, 6 стр. 221


3четверть 28ч.

47



12.01

Урок по руководству самостоятельным чтением №5.

Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.

Т.л. Трёхсложные размеры стиха.

Выучить наизусть 1 главу

(по выбору).

48

15.01

Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в

стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Творческое задание

стр. 220

49

16.01

Н. С. Лесков. Литературный портрет писателя. «Левша».




Пересказ эпизода «Царь Александр I и Платов в Англии», прочесть

главы V-X.

50

19.01

Понятие о сказе. Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша».

Прочесть главы XI-XX; письменный ответ на вопрос 1 (с.292); в.6 (с.292)- устно.

51

22.01

Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа в сказе Н.С.Лескова «Левша». Изображение лучших качеств русского народа.

Дочитать сказ; задание №5 стр. 270; задания 1 – 3

стр. 271

52


23.01

Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

Дочитать сказ; задание №5 стр. 270; задания 1 – 3 стр. 271

53

26.01

Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С.Лескова.

Задание № 6 стр. 271; творческое задание.

54

29.01

А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе.

Ролевое чтение стр.278 – 279; вопросы на стр. 280 - 281

55

30.01

Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Читать А. П. Чехова «Хамелеон», «Злоумышленник».

56

2.02

Урок по руководству самостоятельным чтением №6.

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Читать А. А. Лиханова «Последние холода».

57

5.02

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Биографические справки о поэтах; выразительное чтение стр. 285 - 286

58

6.02

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

Т.л.Лирика как род литературы (развитие представления).

Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX века.

59

9.02

Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики.

Одно из стихотворений наизусть стр. 283, 285, 287

60

12.02

А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

Проект №3: «Составление электронного альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19в., полотнах русских художников, романсах русских композиторов».

Подготовиться к контрольной работе; вопросы стр. 288

61

13.02

Контрольная работа № 1 по стихотворениям поэтов 19 века.

«Чудесный доктор» прочитать стр. 5 – 15; вопросы 1- 3


Тема 5. Из русской литературы XX века (28ч.)

62

16.02

А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».

Перечитать рассказ, вопросы 6-7 стр. 16

63

19.02

Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Художественный пересказ рассказа.

64

20.02

Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Пересказ содержания от лица одного из героев.

65

26.02

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса».

Читать стр. 19 – 40; пересказ эпизодов по вариантам.

66

27.02

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса». Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса».

Прочитать повесть до конца; создать иллюстрацию.

67

2.03

А. П. Платонов. Литературный портрет писателя.

Стр. 45 – 49 прочит. И пересказать; вопросы на стр. 49 - 50

68

5.03

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

Рассказ и презентация об А.Грине; стр. 17 – 19; ответить на вопросы на стр. 19

69

6.03

М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Перечитать рассказ «Кладовая солнца», иллюстрации, пересказ по группам.

70

12.03

Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Письменный отзыв.

71

13.03

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Р.Р.№6.Подготовка к классному сочинению № 2.

Сочинение на черновик.

72

16.03

Р.Р.№7.Классное сочинение № 2«Человек и природа в сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Вспомнить стихотворения о ВОв (наизусть).

73

19.03

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стихотворениях о войне.

Прочитать рассказ о ВОВ, пересказ, выразительное чтение эпизода.

74

20.03

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.



4четверть 28ч.

75

2.04

Урок по руководству самостоятельным чтением №7.

А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова».

Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

76

3.04

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни и послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

Проект №4 «Составление

словаря сибирских диалектных слов».

77

6.04

Р.Р.№8.В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Т.л. Речевая характеристика героя.

Прочитать сборник рассказов

«Конь с розовой гривой».

78

9.04

В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

Пересказ эпизода (по выбору), ответить на вопросы учебника-хрестоматии.

79

10.04

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.

Т.л. Рассказ. Сюжет. Герой- повествователь (развитие понятий).

Стр. 121 вопросы 1 – 7; «Будьте внимательны к слову» стр. 122

80

13.04

В. Г. Распутин «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы Лидии Михайловны и ее роль в жизни мальчика.

Р.Р.№9.Подготовка к классному сочинению № 3.

Отобрать материал для сочинения. о понравившемся герое.

81

16.04

Р.Р.№10.Классное сочинение № 3 «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина».

Чтение рассказов Шукшина В.М.

82

17.04

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Пересказ рассказа по выбору. Ответы на вопрос..

83

20.04

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

Смешной случай из школьной жизни (рассказ).

84

23.04

Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

Выразительное чтение стихотворения А.Блока, наизусть (на выбор).

85

24.04

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворения С. Есенин, одно на наизусть (на выб.)

86

27.04


А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.

Выразительное чтение и письменный анализ 1 стих. по выбору учащихся.

87

4.05

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Устное сочинение о родной природе.

88

7.05

Урок по руководству самостоятельным чтением №8.

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

Выразительное чтение Г.Тукая «Родная деревня», «Книга».

89

8.05

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Т.л. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Читать мифы Древней Греции.


Тема 6. Из зарубежной литературы. (13ч.)

90

11.05

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. Т.л. Миф. Отличие мифа от сказки.

Определение «миф». Пересказ.

91

14.05

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе».

Т.л. Легенда.

Устные иллюстрации к легенде.

92

15.05

Урок по руководству самостоятельным чтением №9.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада».

Читать «Одиссею» Гомера.

93

18.05

«Одиссея» Гомера как героическая эпическая поэма.

Чтение «Дон Кихота».

94

21.05

Урок по руководству самостоятельным чтением №10.

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

Дочитать текст до конца.

Подготовить 5 вопросов по тексту.

95

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»»: нравственный смысл романа.

Краткий пересказ романа.

96


Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Выразительное чтение баллады

97


П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Прочитать «Маттео Фальконе»; «Творческое задание» стр. 244

98


П. Мериме. «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства.

Рассказ о А.де Сент-Экзюпери; прочитать «Маленький принц».

99


Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»:

дети и взрослые. Краткий рассказ о писателе.«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям.

Отобрать литературные сказки, составить аннотацию к сборнику.

100


Урок по руководству самостоятельным чтением №11.

Антуан де Сент-Экзюпери Утверждение всечеловеческих истин.

Т.л. Понятие о притче.

Вопросы по содержанию.

101


Контрольная работа №2. Выявление уровня литературного развития учащихся.


102


Итоговый урок. Урок- путешествие по стране «Литературия». Рекомендации для летнего чтения.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!