СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по истории для 6 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа  по истории для 5-9-х классов составлена  с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по   истории для основной школы. Данная программа ориентирована на использование учебников » Агибаловой Е.В., Донского Г.М История средних веков под редакцией Сванидзе А.А. (М.:Просвещение,2013.ФГОС),История России 6 класс под редакцией Торкунова А.В (М.:Просвещение,2014.ФГОС).

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по истории для 6 класса»





































I. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 5-9-х классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории для основной школы. Данная программа ориентирована на использование учебников » Агибаловой Е.В., Донского Г.М История средних веков под редакцией Сванидзе А.А. (М.:Просвещение,2013.ФГОС),История России 6 класс под редакцией Торкунова А.В (М.:Просвещение,2014.ФГОС).

Особенности программы – её интегративность ,объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человнчества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в.- от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объём вресени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю мировой цивилизации.

Преподавание курса «История России» в 6 классе предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание её противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и черты сходства с другими странами.

Цели курса:

1.Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

2. Содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина( монархия, республика, законы, нормы морали).

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов( определять причины и прогнозировать следствия).



II. Общая характеристика курса

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.



III. Место учебного предмета «История» в учебном плане

2часа в неделю,34 недели в год, итого 68 часов за учебный год. Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.



IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира











V. Содержание курса

Содержание тем учебного курса по Истории Средних веков

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Государства Европы в XIV–XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.  Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).     

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

История России. История России с древности и до XV в.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.[2]

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба в внешней агрессией в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».





















VI. Тематическое планирование

п/п

урока

Дата

проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

план.

факт.

предметные

метапредметные

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВВЕДЕНИЕ(1ч)

1

1



Что изучает история Средних веков

Изучение нового материала

Научиться определять термины: архивы, хроники, фрески. Получат возможность научиться работать с учебником.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию ,задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные : анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Формирование стартовой мотивации к изучению нового.

СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ Европы VI-XI вв.(4ч.)

2

1



Образование варварских королевств. Христианская церковь в раннее Средневековье.

Изучение нового материала

Научаться определять термины: племенные союзы, свободные общинники, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научится: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы.

Коммуникативные:

точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.

3

2



Возникновение и распад империи Карла Великого

комбинированный

Научатся определять термины: король, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Получат возможность научиться: давать личную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта — и к преодолению препятствий.

Познавательные :

работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы)использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур и религий.

4

3



Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках.

Комбинированный

Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции.

Коммуникативные

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные:

объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре своего и других народов, толерантности.

5

4



Англия в раннее Средневековье.

Комбинированный.

Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов. Получат возможность сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре.

Коммуникативные

добывать недостающую информацию с помощью

вопросов.

Регулятивные:

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:

Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям.

Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ В VI-XI вв.(2ч)

6

1



Византия –государственное устройство и культура.

Комбинированный.

Научатся определять термины: евразийское государство, , крестово -купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи.

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные:

определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:

осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

7

2



Образование славянских государств

Изучение нового материала

Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться : называть важнейшие достижения византийской культуры и её вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры

Коммуникативные

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.

Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения; формировать способность к мобилизации сил и энергии ,к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта — и к преодолению препятствий.

Познавательные:

объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

АРАБЫ В VI-XIвв.(1ч)

8

1



Возникновение ислама. Арабский халифат

Комбинированный.

Научатся определять термины: бедуины, шариат, халифат, эмират, мечеть, медерсе. Получат возможность научиться: определять природно- климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов, определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры.

Коммуникативные

добывать недостающую информацию с помощью

вопросов.

Регулятивные:

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:

Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям.

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учёбе.

ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ(2ч.)

9

1



Средневековая деревня и её обитатели

Комбинированный

Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников.

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные:

определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:

осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

10

2



В рыцарском замке

Комбинированный

Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз. Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизовю

Коммуникативные

добывать недостающую информацию с помощью

вопросов.

Регулятивные:

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:

Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям.

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ (2ч)

11

1



Средневековый город

Комбинированный

Научатся определять термины: коммуны, шедевр , цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление. Получат возможность научится: составлять план рассказа « Путешествие по средневековому городу»», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство.

Коммуникативные:

выслушивать мнения членов команды, работая над проектом.

Регулятивные:

прогнозировать результат и уровень усвоение материала; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:

формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряду учебника, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и группировать её.

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

12

2



Горожане и их образ жизни

Комбинированный

Научатся определять термины: патриции, бюргеры, мистерии. Получат возможность научиться : извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне.

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI-XIII вв. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ(2ч)

13

1



Католическая церковь в Средние века

Комбинированный

Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвия, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена. Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью.

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации.

Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Осмысление роли и значения памятников истории и культуры.

14

2



Крестовые походы

Изучение нового материала

Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.

Регулятивные:

определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные:

применять таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать мифы, выделять в их содержании факты, подтверждённые археологическими раскопками.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XI- XV вв.(6ч)

15

1



Объединение Франции

Комбинированный

Научиться определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия. Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления ,процессы, связи и отношения ,выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

16

2



Что англичане считают началом своих побед

Комбинированный

Научаться определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод

Коммуникативные:

воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления ,процессы, связи и отношения ,выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учёбе.

17

3



Столетняя война

Изучение нового материала

Научатся определять термины: партизанская война. Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личную характеристику Жанны д.Арк

Коммуникативные:

определять цели и функции участников, способы взаимодействия ;планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные:

определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные:

выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления ,процессы,связи и отношения,выявляемые исследования учебного материала

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

18

4



Усиление королевской власти во Франции и Англии.

Изучение нового материала

Научатся определять термины: централизованное государство, диалект. Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI Карла Смелого, давать их личностную характеристику.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления процессы. связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

19

5



Реконкиста

Комбинированный

Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе. Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления процессы. связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

20

6



Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия вXII-XV вв.

Комбинированный

Научатся определять термины: булла, город- государство, тирания. Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров. Называть причины экономического и культурного процветания городов Италии.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ ВXIV- XV вв.(2ч)

21

1



Гуситское движение в Чехии

Комбинированный

Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм. Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала


Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

22

2



Завоевание турками- османами Балканского полуострова.

Изучение нового материала

Научатся определять термины: турки- османы. Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала


Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА(3ч)

23

1



Образование и философия. Средневековая литература.

Изучение нового материала

Научатся определять термины: корпорация, университет, декан, схоластика, трубодуры, труверы. Получат возможность научится: называть выдающихся деятелей культуры 11-15 вв., основные жанры литературы.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала


Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

24

2



Культура Раннего Возрождения в Италии.

Комбинированный

Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала


Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Осмысление роли и значения памятников истории и культуры.

25

3



Научные открытия и изобретения.

Комбинированный

Получат возможность научиться: называть основные достижения( от астрологии и алхимии к астрономии и химии), дальнейшие развитие мореплавания и кораблестроения. Начало великих географических открытий.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала


Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Осмысление роли и значения памятников истории и культуры.

НАРОДЫ АЗИИ, АМЕРИКИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА(2ч)

26

1



Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Изучение нового материала.

Научатся определять термины: Великий шёлковый путь, раджа. Получать возможность научиться: называть народы Азии, особенности их цивилизаций.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала


Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

27

2



Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Изучение нового материала

Получать возможность научиться: называть народы Африки и Америки, особенности их цивилизаций.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала


Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ(1ч)

28

1



Наследие Средних веков в истории человечества.

Применение знаний и умений, урок-турнир.

Научатся определять термины ,изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научится: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековой цивилизации в мировой истории.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала


Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

ИСТОРИЯ РОССИИ

НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ(5ч).

29

1



Введение. Древнейшие народы на территории России

Изучение нового материала

Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, ка­ганат, рось.

Получат возможность научиться: называть соседей славян, показы­вать на карте Тюркский и Аварский каганат, да­вать сравнительную ха­рактеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата

Регулятивные: определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по­следовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устой­чивые эстетиче­ские предпочте­ния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни


30

2



Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Комбинированный

Научатся определять термины: неолитическая революция. Получат возможность научиться: называть основные занятия древних людей ,влияния их на образ жизни

Регулятивные: определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по­следовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им


31

3



Восточные славяне и их соседи

Комбинированный

Научатся определять термины: индоевропей­цы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, ве­че, идолы, волхвы, ку­десники, народное ополчение.

Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, на­зывать восточнославян­ские племена, их заня­тия и верования

Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументиру­ют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотруд­ничестве при выработке общего ре­шения в совместной деятельности


Проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им


32

4



Образование первых государств.

Изучение нового материала

Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские горо­да, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

33

5



История заселения родного края в древности

Комбинированный


Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала


Проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им


РУСЬ В IX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в.(11 ч)

34

1



Первые известия о Руси

Изучение нового материала

Научатся определять термины: былины, зод­чество. Получат возможность научиться: давать ха­рактеристику культуры Древней Руси, устанав­ливать причинно-след­ственные связи между христианством и куль­турными ценностями. Составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (го­рожанина, князя, ре­месленника)»

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения . задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

35

2



Формирование Древнерусского государства

Изучение нового материала

Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские горо­да, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

36

3



Первые киевские князья

Комбинированный

Научатся определять термины: уроки, погос­ты, реформа.

Получат возможность научиться: составлять развернутый план из­ложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анали­зировать значение на­логовой реформы кня­гини Ольги, давать личностную характери­стику Святослава

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения . задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

37

4



Владимир Святославо­вич. Принятие христианства.

Изучение нового материала

Научатся определять термины: оборонитель­ная система, митропо­лит, устав.

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источ­ников, характеризовать политику Владимира Святославовича, пони­мать значение принятия христианства для даль­нейшего развития госу­дарства.

Регулятивные: ставят учебные за­дачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, за­дают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания.


Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества.


38

5



Древнерусское государство при Ярославе Мудром

Комбинированный

Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы,рядовичи, холопы. Получат возможность научится: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси.

Регулятивные: ставят учебную за­дачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

39

6



Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.


Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характери­зовать политику Вла­димира Мономаха, называть причины по­литической раздроб­ленности, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников

Регулятивные: ставят учебную за­дачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества.


40

7



Общественный строй и церковная организация на Руси.

Изучение нового материала



Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач


41

8



Культура Древней Руси

Комбинированный

Научатся определять термины: былины, зод­чество, фрески, мозаи­ка, зернь, скань, эмаль. Получат возможность научиться: давать ха­рактеристику культуры Древней Руси, устанав­ливать причинно-след­ственные связи между христианством и куль­турными ценностями.

Регулятивные: учитывают установ­ленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к коор­динации различных позиций в со­трудничестве, формулируют собст­венное мнение и позицию, проявляют ак­тивность во взаимодействии для ре­шения коммуникативных и познава­тельных задач.

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий

42

9



Повседневная жизнь населения

Комбинированный

Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, те­рем, изба, слобода, се­ни, зипуны, порты, ону­чи, епанча. Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (го­рожанина, князя, ре­месленника)»


Регулятивные: учитывают установ­ленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к коор­динации различных позиций в со­трудничестве, формулируют собст­венное мнение и позицию, проявляют ак­тивность во взаимодействии для ре­шения коммуникативных и познава­тельных задач.

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий

43

10



Место и роль Руси в Европе. Повторительно- обобщающий урок по теме.

Применение знаний и уменийй

Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII — первой полови­не XII в.».

Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно ис­пользуют речевые средства для эф­фективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю по­зицию обучающе­гося на уровне положительного отношения к об­разовательному процессу, пони­мают необходи­мость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального спо­соба оценки знаний


44

11



История и культура родного края в древности

Изучение нового материала




РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII- начале XIII в.(5ч)

45

1



Политическая раздробленность в Европе и на Руси.

Комбинированный

Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характери­зовать политику Вла­димира Мономаха, называть причины по­литической раздроб­ленности, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников

Регулятивные: определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм дей­ствий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устой­чивые эстетиче­ские предпочте­ния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни


46

2



Владимиро- Суздальское княжество

Комбинированный

Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей.

Получат возможность научиться: характери­зовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на кар­те, определять направ­ления деятельности владимиро-суздальских князей

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; пла­нируют свои действия в соответст­вии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им


47

3



Новгородская республика

Комбинированный

Научатся определять термины: боярская рес­публика, посадник, ве­чевой колокол, владыка, тысяцкий.

Получат возможность научиться: свободно излагать подготовлен­ные сообщения по теме, сравнивать политиче­ское устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач


Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

48

4



Южные и юго-западные русские княжества.

Комбинированный

Научатся определять термины: боярская рес­публика, посадник, ве­чевой колокол, владыка, тысяцкий.

Получат возможность научиться: свободно излагать подготовлен­ные сообщения по теме, сравнивать политиче­ское устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач


Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

49

5



Повторительно- обобщающий урок по теме.





РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII-XIV в.(10ч)

50

1



Монгольская империя и изменение политической карты мира

Изучение нового материала

Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.

Получат возможность научиться: объяснять разницу между обыч­ным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар.

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференцирован­ную оценку своих успехов в учебе


51

2



Нашествие с Востока

Изучение нового материала

Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.

Получат возможность научиться: анализировать причины завоевания Батыем Ру­си, называть маршрут завоеваний Батыя

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференцирован­ную оценку своих успехов в учебе


52

3



Борьба Руси с западными завоевателями

Комбинированный

Научатся определять термины: орден кресто­носцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Нев­ского.

Получат возможность научиться: рассказы­вать о Ледовом побо­ище с опорой на карту, делать вывод об исто­рическом значении по­бед А. Невского

Регулятивные: ставят учебные за­дачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, за­дают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания


Осмысливают гу­манистические традиции и ценности со­временного обще­ства


53

4



Русь и Золотая Орда

Комбинированный

Научатся определять термины: баскаки, ор­дынский выход, ярлык, резиденция.

Получат возможность научиться: называть политические и эконо­мические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно де­лать вывод о последст­виях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исто­рических источников

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, составляют план и алгоритм действии.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач


54

5



Литовское государство и Русь

Комбинированный

Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значе­нии присоединения Литовского княжества к Русскому государству


Регулятивные: учитывают установ­ленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще­ствляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к коор­динации различных позиций в со­трудничестве, формулируют собст­венное мнение и позицию

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

общим способам решения задач


55

6



Усиление Московского княжества в Северо- Восточной Руси.

Изучение нового материала

Получат возможность научиться: называть предпосылки объедине­ния Русского государ­ства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, само­стоятельно делать выво­ды о причинах возвы­шения Москвы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; пла­нируют свои действия в соответст­вии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности

Проявляют эмпа- тию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им

56

7



Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Комбинированный

Научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вы­вод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструиро­вать события Куликов­ской битвы с опорой на карту

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

57

8



Развитие культуры в русских землях во второй половине XII- XIV в.





58

9



Родной край в истории и культуре Руси





59

10



Повторительно- обобщающий урок по теме.


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!