Программа курса «Занимательный русский» составлена на основе авторской программы Л.Н.Коваленко «Русский язык с увлечением» - М.: Планета, 2013 г.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный русский”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Содержание и методы обучения “Занимательного русского” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Основные понятия | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Сказочное царство слов . | (1ч.) | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок | - произведения устного народного творчества; -особенности народной речи; -пословицы и поговорки о языке | | |
2-3 | Путешествие в страну слов. | (2ч) | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово» | -тематические группы слов; -правила составления тематического словаря; -правила работы с рассказом | | |
4-5 | Чудесные превращения слов. | (2ч) | Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка. | - правила превращения слов; -как находить исчезнувшие буквы | | |
6-7 | В гостях у слов родственников. | (2ч) | Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. | -разные группы родственных слов; -как подбирать родственные слова; - отличительные признаки родственных слов | | |
8-9 | Добрые слова | (2ч) | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. | -добрые слова; --правила вежливого поведения | | |
10 | Экскурсия в прошлое | (1ч) | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. | -слова-историзмы; -слова-архаизмы; -уметь находить данные слова в текстах; -значение устаревших слов | | |
11-12 | Новые слова в русском языке | (2ч) | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». | -откуда берутся новые слова; -уметь находить данные слова в текстах | | |
13 | Встреча с зарубежными друзьями | (1ч) | Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». | - откуда берутся заимствованные слова; -признаки данных слов | | |
14-15 | Синонимы в русском языке | (2ч) | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте. | -значение слов-синонимов: -находить синонимы в тексте | | |
16 | Слова- антонимы | (1ч) | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. | -значение слов-антонимов; -как находить данные слова в текстах -как подбирать антонимы . | | |
17 | Слова- омонимы | (1ч) | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». | -признаки данных слов; -как находить данные слова в текстах; -правила подбора омонимов | | |
18 | Крылатые слова | (1ч) | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». | -значение «крылатых выражений»; -как подбирать «крылатые выражения» в названиях текста | | |
19-20 | В королевстве ошибок | (2ч) | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». | -как искать и исправлять ошибки; -как правильно произносить слова | | |
21-22 | В стране Сочинителей | (2ч) | Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. | -как сочинять стихи-загадки по заданной рифме; -как сочинять сказки | | |
23-24 | Искусство красноречия | (2ч) | Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. | -смысл понятия «красноречие»; -как создавать свои речи. | | |
25 | Праздник творчества и игры | (1ч)
| Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы. | -как использовать в игре свои знания | | |
26-27 | Трудные слова. | (2ч) | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. | -где и как можно найти значение трудных слов; -как распознавать «опасные» места в словах. | | |
28-29 | Анаграммы и метаграммы | (2ч) | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). | - историю изобретения анаграмм и метаграмм; -смысл этих понятий; -как работать с данными заданиями | | |
30-31 | Шарады и логогрифы | (2ч) | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов. | -о происхождении данных понятий; -смысл этих понятий; -как составлять и разгадывать шарады и логогрифы | | |
32 | Откуда пришли наши имена | (1ч) | Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». | -историю происхождения имён; -как нарисовать своё имя | | |
33 | Занимательное словообразова ние | (1ч) | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | -как образовывать новые слова; -как разгадывать шарады. | | |
34 | КВН по русскому языку. | (1ч) | Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. | -как использовать в игре свои знания | | |