РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ МОН КР
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ КР
Модуль 3
Тема 3.4. Интеграция ИКТ в планирование и оценивание. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Контроль знаний
Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важная составная часть процесса обучения.
Это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения
Цель контроля - определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
Принципы контроля
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Функции контроля:
- Контролирующая функция - выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
- Обучающая функция - совершенствование знаний и умений, их систематизации.
- Диагностическая функция - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
- Прогностическая функция - получение опережающей информации в учебно-воспитательном процессе.
- Развивающая функция контроля - стимулирование познавательной активности учащихся, развитие их творческих способностей.
- Ориентирующая функция - получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
- Воспитывающая функция - воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Типы контроля
- Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося)
- Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)
- Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью)
Методы контроля
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
- Устный опрос
- Диктант
- Зачет
- Самостоятельная работа
- Контрольная работа
- Практическая работа
- Лабораторная работа
- Тест
- Нетрадиционные методы контроля (кроссворды, головоломки, ребусы, шарады, викторины и др.)
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Формы контроля
- Индивидуальная – при выяснении индивидуальных знаний, способностей и возможностей отдельных учащихся.
- Групповая - при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональные способы выполнения заданий.
- Фронтальная - при изучении правильности восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Виды контроля
Виды контроля
Содержание
Вводный
Методы
Уровень знаний школьников, общая эрудиция.
Текущий
Освоение учебного материала по теме, учебной единице.
Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.
Коррекция
Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.
Ликвидация пробелов.
Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач.
Повторные тесты, индивидуальные консультации.
Представление продукта на разных уровнях.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Электронный контроль знаний
Достоинства
Недостатки
– форма контроля, требующая минимум объема письма; – возможность одновременной проверки знаний учащихся всего класса; – экономия учебного времени при контроле знаний; – оперативная диагностика уровня усвоения учебного материала каждым учеником; – объективность оценки, поставленной компьютером; – статистика результатов обучения учащихся; – возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса; – возможность повторного решения контрольных измерительных материалов с целью ликвидации пробелов знаний.
– электронный контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся; – выбор ответа может происходить наугад; – учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
MyTest
https:// softdroids.com/204-mytest.html
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
https://indigotech.ru/
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
https:// banktestov.ru/test/create
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
http://srtv.fcior.edu.ru/
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
https://yandex.ru/tutor/
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
http://ege-online-test.ru/1conn.php
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
https://onlinetestpad.com/
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
https://metaschool.ru/test.php
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
https://aplusclick.org/russian.html
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
http://math-test.ru/
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
https ://kahoot.it
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
Викторины (JQuiz)
Установка соответствий (JMatch)
Кроссворды (JCross)
Заполнение пропусков (JCloze)
Восстановление последовательностей (JMix)
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
Оптимальное решение – модель, объединяющая в себе
лучшие стороны этих подходов.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Программные средства и их использование
в образовательном процессе
Многогранен труд учителя, компьютер – лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс
Использование компьютеров при обучении – это не дань моде, не способ переложить учебный процесс на плечи компьютера
2
1
Применение ИКТ позволяет активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию учеников
вывод
3
4
Применение ИКТ позволяет увеличить эффективность учебной деятельности
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся
В ходе анализа цифровых образовательных платформ мы использовали
практико-ориентированный подход к использованию ресурсов данной платформы в условиях перехода на дистанционный формат обучения.
Особое внимание мы уделили анализу средств оценивания учебных достижений обучающихся, представленных на данной платформе.
Схему анализа мы выстроили следующим образом:
- общая характеристика возможностей платформы;
- условия регистрации, какие учебные предметы и для каких классов представлены;
- как организовать на данной платформе процесс обучения в дистанционном формате;
- какие средства оценки результатов обучения предлагают разработчики платформы
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся
Российская онлайн-платформа «Учи.ру» – https://uchi.ru /
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся
Российская онлайн-платформа «Учи.ру» – https://uchi.ru /
Процесс регистрации
Регистрация учителя на платформе проходит в 4 этапа: ввод логина (email) и пароля, заполнение личных данных (ФИО, телефон), выбор населенного пункта и образовательной организации (школы), выбор класса и предметов.
Классы и предметы
1 -4 классы: Математика, Английский язык, Программирование, Русский язык, Окружающий мир.
5 класс: Математика, Английский язык, Программирование, Русский язык, Биология, География, Обществознание, История;
6 класс: Математика, Английский язык, Программирование, Русский язык, Биология, География,
7 класс: Математика, Английский язык, Русский язык, География, Физика;
8 класс: Математика, Английский язык, Русский язык, Физика, Химия;
9 -11 классы: Математика, Английский язык, Русский язык.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся
Российская онлайн-платформа «Учи.ру» – https://uchi.ru /
Организация обучения
Личный кабинет учителя содержит четыре раздела: Главная, Мои классы,
Портфолио и Вебинары.
На главной странице учителю доступны образовательные ресурсы по вы-
бранным предметам и виджеты онлайн-олимпиад.
При выборе предмета учитель переходит на страницу класса, которая со-
держит две вкладки: Программа и Статистика.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся
Сервис «Яндекс.учебник» – https://education.yandex.ru /
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся
Сервис «Яндекс.учебник» – https://education.yandex.ru /
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся
Сервис «Яндекс.учебник» – https://education.yandex.ru /
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся
Сервис «Яндекс.учебник» – https://education.yandex.ru /
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся
Сервис «Яндекс.учебник» – https://education.yandex.ru /
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся
- Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» – https://www.yaklass.ru/
- Цифровая образовательная платформа «Дневник. ру» -https://dnevnik.ru/
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА:
РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ – https://sdamgia.ru /
- Сервис «Google Classroom» - https://classroom.google.com /
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Сервисы и инструменты для реализации функции оценивания в условиях дистанционного обучения школьников
- Google-формы https:// docs.google.com/form
- Microsoft формы https://forms.office.com /
- https://anketolog.ru / - На бесплатном тарифе можно создать три активные анкеты не более 10 вопросов каждая и получить на одну анкету до 50 ответов. После сбора ответов можно убрать анкеты в архив и создать новые.
- https:// quizizz.com - Конструктор тестов, поддерживающих ввод математических формул, интеграцию изображений и аудиофайлов, использование библиотеки уже созданных сообществом тестов.
- Мастер-тест http://master-test.net / - Русскоязычный простой конструктор, который можно использовать в обучении, он бесплатен и не содержит рекламы. Чтобы создавать тесты, нужно зарегистрироваться как преподаватель. При желании готовый тест можно встроить у себя на сайте или пригласить участников пройти тестирование на сервисе, скинув им ссылку.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Сервисы и инструменты для реализации функции оценивания в условиях дистанционного обучения школьников
В условиях дистанционного формата обучения роль письменных работ увеличивается многократно.
Письменные работы становятся основным средством обратной связи для учителя.
Это могут быть
- упражнения из учебников;
- задания, предлагаемые на образовательных платформах; интерактивные рабочие листы, подготовленные учителем; контрольные работы и практические задания, отправленные обучающимся по электронной почте или размещенные на сайте школы (учителя);
- отчеты по лабораторным работам, выполненным в домашних условиях;
- рефераты, доклады и многое другое.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Сервисы и инструменты для реализации функции оценивания в условиях дистанционного обучения школьников
Самым простыми вариантами предоставления выполненных письменных
работ учителю является пересылка по электронной почте .
Это могут быть:
- отсканированные рукописные тексты; тексты, набранные в текстовых редакторах;
- задания, выполненные на основе шаблонов, предоставленных учителем и др.
Но назвать такой способ удобным для учителя и обучающихся нельзя, особенно, если учитель ведет занятия в нескольких классах и объем пересылаемых заданий значительный.
Одним из вариантов упрощения взаимодействия является использование облачных хранилищ.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Сервисы и инструменты для реализации функции оценивания в условиях дистанционного обучения школьников
Облачные хранилища данных:
- Dropbox (https://www.dropbox.com),
- Облако Mail.ru (https://cloud.mail.ru),
- Яндекс.Диск (https://disk.yandex.ru)
Позволяют пользователям загружать и хранить файлы на серверах, распределенных в сети, и предоставлять их в доступ другим пользователям.
Преимущества облачного хранения – возможность доступа к ресурсам с
любого мобильного устройства.
- Dropbox предоставляет бесплатно 2 ГБ пространства,
- Облако Mail.ru – 25 ГБ ,
- Яндекс.Диск – 3 ГБ первоначально и до 20 ГБ можно получить в качестве бонусов за участие в различных акциях.
Во всех случаях объем дискового пространства можно существенно расширить за счет платных услуг.
Поддерживается несколько десятков типов файлов.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Сервисы и инструменты для реализации функции оценивания в условиях дистанционного обучения школьников
Облачные хранилища
Google Drive ( https:// drive.google.com/drive )
и
Microsoft OneDrive ( https:// onedrive.live.com )
помимо хранения и обмена файлами позволяют работать с документами коллективно, редактируя их непосредственно в браузере.
OneDrive поддерживает Office Online – веб-версию Microsoft Office, поэтому здесь можно загружать, создавать, редактировать файлы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и Microsoft OneNote, OneDrive и хранить до 15 ГБ информации.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Сервисы и инструменты для реализации функции оценивания в условиях дистанционного обучения школьников
Общий доступ и совместное редактирование поддерживает и облачное
хранилище компании Google.
Набор офисных приложений обеспечивает работу с текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями, изображениями, веб-формами и другими типами файлов.
На диске можно хранить также аудио- и видеофайлы, файлы в формате PDF.
Учитель может использовать облачные хранилища, как для размещения
собственных заданий, так и для размещения выполненных работ обучающихся с результатами их оценивания.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Сервисы и инструменты для оценивания письменных работ
Справка по работе с Google-документами:
https://support.google.com/docs/answer/7068618?visit_id=637208840519971762-
2384765464&hl= ru&rd =2
Интерактивные рабочие листы
Интерактивный рабочий лист – электронный ресурс, созданный учителем с помощью документов совместного редактирования для самостоятельной работы обучающихся индивидуально или совместно.
Возможности по созданию интерактивных рабочих листов предоставляют документы Google и Microsoft Office Online.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Курс «Цифровая грамотность («Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе»)»
Базовый уровень
Сервисы и инструменты для оценивания письменных работ
Технология использования интерактивного рабочего листа:
- Учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде
- электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом).
- Учитель также дополнительно создает копию этого листа для клонирования шаблона каждым учеником. Для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для любого пользователя, обладающего ссылкой.
- Обучающийся переименовывает клонированный лист и может его видоизменять и редактировать его (выполнять задание).
- После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с по-
- мощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя таким образом другим свою работу.
Пример интерактивного рабочего листа на основе Google-таблицы
http:// goo.gl/1EP2cC