СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта инновационного педагогического опыта по результатам мониторинга обученности младших школьников с ОВЗ с применением метода проектов в условиях логопункта

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Апробировав методику работы над проектом и адаптировав её к конкретным условиям, вижу главной задачей данной работы – рассмотрение особенностей и вариантов организации проектного метода  по формированию речевой культуры и творческих способностей обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Карта инновационного педагогического опыта по результатам мониторинга обученности младших школьников с ОВЗ с применением метода проектов в условиях логопункта»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

имени Ивана Ивановича Рынкового»


Карта инновационного педагогического опыта

по результатам мониторинга обученности младших школьников с ОВЗ с применением метода проектов в условиях логопункта



Автор-разработчик:

Лосева Галина Александровна: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Период функционирования педагогического проекта: 2016-2019 годы



Адрес:

г. Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

ул. Нефтяников,12

Электронная почта:

[email protected]









г. Мегион







Актуальность педагогического опыта

         Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное личностно-ориентированное развитие обучающегося.

         Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий, безбарьерной среды для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

          Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.

          Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

         Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков младших школьников в процессе взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, интеграция знаний, умений и навыков.

        Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой деятельности.        Поэтому подготовка и вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. 


Содержательная форма представления педагогического опыта

В МАОУ «СОШ №3 имени Ивана Ивановича Рынкового» реализуется Программа «Развитие индивидуальности и одаренности ребенка в контексте решения приоритетных целей и задач модернизации Регионального образования».

Выбранная концепция развития индивидуальности и одарённости ребёнка заставляет специалистов школы искать новые формы и методы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показывают, что устойчивых положительных результатов в работе с детьми-логопатами можно добиться, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов.

Одним из таких подходов в решении проблемы нарушений речи у младших школьников стала разработка авторской программы «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушениями речи». Под инновационными педагогическими технологиями в нашем случае понимается проектная деятельность. В результате обобщения своего личного опыта, я внедрила в каждодневную практику систему работы по формированию функциональных навыков речевой деятельности с учетом ведущей модальности каждого ребенка. Возникают противоречия, связанные со спецификой логопедической работы с детьми, имеющими патологию развития и патологию речи в том числе. Противоречие выражается в предоставлении свободы действий   ребёнку в проектной деятельности с одной стороны и направляющее действие взрослого (консультанта) с другой стороны. Возраст, психофизические особенности, специфичность коррекционно-образовательного процесса, недостаточность семиотической базы воспитанников логопункта определяют гибкость и вариативность в выборе модели проекта, несколько отличающейся от традиционной интерпретации типологии проектов.    Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы. Как сформировать функциональный базис речевой культуры младших школьников, чтобы они могли свободно оперировать речевыми единицами не только как средством коммуникации, но как орудием добывания новых знаний самостоятельно? Метод образовательного творческого проекта – один из путей формирования речевой культуры и творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, поскольку даёт детям больше свободы в реализации своих замыслов.

Инновационная направленность педагогического опыта

        Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

        Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности обучающихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже на начальной ступени обучения, с учётом психофизических возможностей и специфики категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

        Апробировав методику работы над проектом и адаптировав её к конкретным условиям, вижу главной задачей данной работы – рассмотрение особенностей и вариантов организации проектного метода по формированию речевой культуры и творческих способностей обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья.

Методологическая база педагогического опыта

Гумбольдту принадлежит знаменитая формула: "Это не мы думаем, это в нас думает", подразумевающая, что человек является своеобразным рупором духа, живущего в языке. "Язык — это рельсы, по которым движется наша мысль", — говорил другой выдающийся исследователь Э. Кассирер.         Теоретической основой исследования проектного метода являются идеи американского педагога-прагматика Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес детей к определенным проблемам. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.        Е.С. Палат даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии,  «то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».          Применительно к младшим школьникам, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый  детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». Таким образом, мы видим, что все обозначенные сегодня принципы личностно-ориентированного подхода в образовании были актуальны и значимы для российской педагогики на протяжении многих десятилетий.

Педагогическая целесообразность опыта

         Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной в том случае, если она включает:

-        изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;

-   она направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;

-    она характеризуется наличием системности в семиотическим образовательном пространстве.

        Цель Разработка и апробация системы формирования основ проектной деятельности младших школьников в рамках реализации Программы «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушениями речи».

        Задачи

     теоретически и фактически обосновать необходимость внедрения проектного метода в работу с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья;

     определить условия использования проектной деятельности в образовательной среде младших школьников;

     выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;

    апробировать методику работы над проектом в условиях взаимодействия специалистов службы сопровождения субъектов образовательного процесса;

   изучить роль проектной деятельности в формировании основ речевой культуры обучающихся в условиях коррекционно-образовательного пространства;

     разработать рекомендации для родителей по участию в проектной деятельности;

      провести анализ эффективности использования метода проектной деятельности среди воспитанников логопункта по формированию экспрессивной речи.

На этапе исследования результатов диагностики состояние уровня обученности младших школьников проектной деятельности было признано неоптимальным. Диагностика выявила:

-          неумение поставить творческую цель;

-          трудности в планировании собственных действий;

-          неумение работать самостоятельно;

-          низкий уровень развития творческих способностей;

- низкий уровень словарного запаса, многочисленные аграмматизмы.

         Общие итоги диагностики свидетельствовали о необходимости внедрения проектного метода в коррекционно-образовательный процесс, так как он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуациям школьного обучения. Проектный метод мне представляется как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, учителей, психолога, педагога дополнительного образования, родителей. 

Психолого-педагогическая целесообразность педагогического опыта

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

        Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, формирует и развивает все компоненты речи.

        Конечно, психофизические особенности данной категории обучающихся накладывают естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

         Включать детей в проектную деятельность можно постепенно, начиная с первого класса. Основной принцип организации проектной деятельности – проект должен быть посильным для выполнения. Вначале – доступные творческие задания. Причём, в случае с детьми, имеющими патологии развития, логопед работает с учётом ЗБР (зоны ближайшего развития по Л.С.Выготскому) каждого субъекта коррекционно-образовательного процесса.

        Темы детских проектных работ, как правило, выбираются из знакомого для детей материала, предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться обучающиеся начальных классов, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, незначительны.

         Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения младших школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов и находится в зоне их ближайшего развития.

         Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий полезно ограничивать одной-двумя неделями (в 1 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, два (3-4 класс).

Специфика коррекционного обучения позволяет работать с группой не более чем из восьми обучающихся.

        Большого внимания от педагога потребовал и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте. От педагога при этом всегда требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязывать» детям информацию, а направить их поиск, например: «Всё ли вы знаете для того, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»

         Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то обязательно привлекаются родители. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя  выполнение части работы детей над проектом. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности ребят. С этой целью проводятся специальные собрания-лекции, семинары-практикумы, на которых родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, их эмоционально-волевой сферы, рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Выпускаются памятки-буклеты «Для родителей, чьи дети выполняют проект». На школьном сайте родители получали консультации логопеда, который отвечает на вопросы и даёт рекомендации по совместному сопровождению проекта. 

        Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказала наибольшее влияние:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь друг другу, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не хватает);

  • презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо учиться?»; выбирать свою посильную роль в коллективном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Для продуктивного использования проектно-образовательной деятельности, для личностного роста в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.          Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности является:

  • коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, выбирать правильные речевые обороты);

  • интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

  • оценочно-самооценочный. 

Ресурсное обеспечение педагогического опыта: рисунки детей к сказкам, раскраски по мотивам сказок «Теремок», материалы, собранные детьми; аудиозаписи народной музыки, видеофильмы, картон, бумага А4, ватман, гуашь, краски

Результативность

          Положительной оценки заслуживает любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение цели проекта - продукт проектной деятельности -дидактическое пособие – энциклопедия сказки «Теремок». Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно приветствуются в новых социально-экономических условиях – инициативы, самостоятельности и креативности в решении проблемы.

         С точки зрения обучающегося, проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи.

       С точки зрения педагога, проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы, достижения цели через решение отдельных задач.

            

В результате проектной деятельности выявлены позитивные изменения в динамике показателей обученности младших школьников:

-         умение поставить творческую цель – 77%;

-         умение работать самостоятельно – 89%;

-         творческий подход – 67%;

- умение работать сообща –88%;

-         уровень предъявления результатов работы – 61%;

-         поиск и использование информации – 77%;

-         планирование деятельности – 67%;

Показатель уровня обученности проектной деятельности – 75,14 %. 

Проектная деятельность в коррекционно-образовательном процессе не только возможна, но и полезна для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку позволяет им проявить инициативу, творчество, фантазию. Конечно, проект будет детско-взрослый, не такой сложный как у старшеклассников. Но, лиха беда – начало!

Развитие и продолжение проекта

1.Выполнены атрибуты к сказке для участников настольной ролевой игры «Теремок» на занятиях бисероплетения.

2.Работы из бисера по теме «Сказка ложь, да в ней намёк» представлены вниманию родителей на выставке в «День открытых дверей».

3. По мотивам сказки в стихах С.Я.Маршака «Теремок» дети показали мини-инсценировку для одноклассников, родителей и педагогов 29 мая 2010 года, завершив проект «Подари сказку детям».

Публикация педагогического опыта

Лосева Г.А. Проектная деятельность в условиях школьного логопункта в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 март 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 234-239. – ISSN 2411-9679.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!