СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр по правовому воспитанию детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картоте дидактических игр по правовому воспитанию детей поможет:

- формировать правовые знания;

-способствовать формированию чувства самоценности;

-помочь ребенку в накоплении социального опыта;

-обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.

 

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по правовому воспитанию детей»


Картотека дидактических игр

по правовому воспитанию





Цель:

-формировать правовые знания;

-способствовать формированию чувства самоценности;

-помочь ребенку в накоплении социального опыта;

-обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.


Игры, способствующие формированию правовых знаний

«Я имею право...»

Цель: формировать правовые знания детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к ста­тьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Кар­тинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры

Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею пра­во». Затем каждый ребенок объясняет причи­ну своего выбора, остальные обсуждают пра­вильность принятого решения.


«Я не должен...»

Цель: учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о соци­альных нормах.

Материал: серии сюжетных картинок, свя­занных с приемлемыми и неприемлемыми вза­имоотношениями в системах: взрослый - ре­бенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружа­ющий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ход игры

Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, не­приемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, чело­веком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.








Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи


«Скорая помощь»

Цель: учить детей в случае необходимости зво­нить в экстренную службу медицинской помо­щи по телефону 03.

Материал: игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображени­ем различных ситуаций: человек лежит в кро­вати с градусником под мышкой; малыш с си­няком; старик, упавший на улице (рука у серд­ца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.

Ход игры

На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повто­ряет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей». Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».


«Если возник пожар»

Цель: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры

Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар тому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.

Воспитатель.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный ...(передает шар ребенку)

Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар ...?

Ребенок. В квартире. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ...?

Ребенок. Утюг. (Передает шар.)

Воспитатель.

Красный отблеск пробегает.

Кто со спичками ...?

Ребенок. Играет. (Передает шар.)

Воспитатель.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ...?

Ребенок. Газом. (Передает шар.)

Воспитатель.

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег ...?

Ребенок. Листву. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым увидел - не зевай и пожарных ...

Ребенок. Вызывай. (Передает шар.)

Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...!

Ребенок. Ноль один.


«Помогите! Полиция!»

Цель: сформировать представление о том, в ка­ких случаях необходимо обращаться за помо­щью в полицию.

Материал. Карточки с изображе­нием телефонного аппарата, на кото­ром написан номер службы полиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизнен­ных ситуаций, требующих и не требу­ющих вмешательства полиции.



Ход игры

Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде набо­ры сюжетных картинок и карточки с номе­ром вызова полиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательст­ва полиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.





Игры, направленные на формирование чувства

собственной безопасности


«Если чужой стучится в дверь»

Игровой тренинг

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

- почтальон принес срочную телеграмму;

- слесарь пришел ремонтировать кран;

- милиционер пришел проверить сигнали­зацию;

- медсестра принесла лекарство для ба­бушки;

- мамина подруга пришла в гости;

- соседи просят зеленку для по­ранившегося ребенка;

- незнакомые люди просят оста­вить вещи для соседей;

- женщине нужно вызвать «Ско­рую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.


«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель: научить детей различным способам реа­гирования на угрожающую ситуацию.

Материал: картинки с изображением пар­ка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ДПС.

Ход занятия

Дети рассматривают картинки, высказыва­ют и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.


«Купание в море»

Цель: предостеречь детей от несчастных случа­ев во время купания в море, реке.

Материал: игрушки (разложены на полу) - на каждую пару детей. Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».

Ход занятия

Перед тем как «войти в воду», дети выпол­няют несколько гимнастических упражнений. «Войдя в воду», они распределяются по па­рам (один исполняет роль взрослого, другой - ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закры­вает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспита­тель напоминает, что опускать лицо в воду можно только закрыв рот. Затем «ребенок» выполняет следующие уп­ражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быс­трый выдох под «водой».

Дети в парах меняются ролями.


«Съедобный грибок положи в кузовок»

Цель: закрепить знания де­тей о съедобных и несъе­добных грибах.

Материал: набор кар­тинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вы­резанные из картона дере­вья (или игрушки). Корзина.

Ход игры

Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями». Дети собирают в корзину только «съедоб­ные грибы».

По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.



Игры, формирующие умение оценивать других с

позиции доброжелательности


«Снежная королева»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом чело­веке положительные черты характера.

Ход игры

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Дети рассказывают, что в этой сказке было' зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безоб­разное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям! Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «при­мерить эти очки»: представить, что они наде­ты, посмотреть внимательно на товарищей, по­стараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает об­разец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.


«Угадай, кто это»

Цель: учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.

Ход игры

Воспитатель выбирает одного ребенка рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка - «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, трое детей внутри круга танцуют.

Рассказчик и «отгадка» занимают места на ульях, угадавший становится рассказчиком.



«Комплименты»

Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу; дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях; привлекать застенчивых детей к общению; пробуждать желание рассказывать о товарище.

Ход игры

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Один ребенок, глядя в глаза соседу, должен сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий в ответ кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит свой комплимент соседу. Упражнение проводится по кругу. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему подобрать комплимент.



Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире


«Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.

Ход игры

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч - «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказ­ки», «Колобок, давай с тобой дружить», «При­ходи ко мне в гости, Колобок!».

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».


«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал: повязка на глаза - по количест­ву пар детей. Предметы - «препятствия»: сту­лья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расстав­лены предметы - «препятствия». Де­ти распределяются по парам: веду­щий - ведомый. Ведомый надева­ет на глаза повязку, ведущий ве­дет его, рассказывая, как дви­гаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.


«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра-упражнение

Цель: продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-3 ми­нуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Вытяните руки вперед, найдите руки со­седа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.

- Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

- После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась боль­ше, какие чувства возникали в ходе упражнения.


«Нарисуй узор»

Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал: бумажный шаблон варежки -на каждого ребенка. Набор карандашей - на каждую пару.

Ход игры

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаб­лоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных ва­режек и сложность орнамента.


«Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества.

Ход игры

Дети, разбившись на пары, ложатся на жи­вот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой за­дачей, игру можно усложнить: увеличить коли­чество поднимающих один мяч до трех, четы­рех, пяти человек.



«Цветик-семицветик»

Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого; поощрять желание заботиться о других.

Материал: цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая па­ра поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старым людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.


«Приятные воспоминания»

Цель: формировать умение внимательно выслу­шивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслу­шан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, переби­вая друг друга.

После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Са­ше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правиль­ный ответ поощряется.


«Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры Воспитатель предлагает:

• медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;

• «занять делом» ступни ног: подбрасы­вать мяч или потанцевать;

• «занять делом» все тело: побегать, по­прыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие боль­ших затрат энергии);

• «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть и.т.д.



«Добрые эльфы»

Цель: формировать положительное отношение к другим людям; развивать социальные чувства.

Ход игры

Воспитатель садится на ковер, рассаживает детей вокруг себя и начинает рассказывать.

Воспитатель. Когда-то, давным-давно, люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям, нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами изобразим древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнит роли тружеников, а те, кто по левую – эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!