СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс для проведения дефектологической олимпиады

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс для проведения дефектологической олимпиады

Просмотр содержимого документа
«Кейс для проведения дефектологической олимпиады»

Кейс № 1.

  1. Педагогическая ситуация.

Света, 6 лет 2 месяца. Ребенок от первой беременности, первых родов. Беременность протекала с токсикозом второй половины, однократным падением артериального давления. Роды на сроке 38 недель. Оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Раннее развитие: голову держит с 2 мес., сидит с 5,5 мес., пошла в 11,5 мес.

Когда девочке было 2 г. 9 мес., родители развелись, мать вскоре вышла второй раз замуж. Через год родился младший брат, все внимание мамы сконцентрировано на младшем ребенке, т.к. тот родился с дисплазией суставов. Отчим на девочку внимания не обращает, родной отец контакта с бывшей женой и ребенком не поддерживает.

Попытки девочки на что-либо жаловаться, пресекаются словами: «Ты большая, у тебя ничего не болит, а вот у братика болят ножки». Света очень быстро, со слов матери, стала ей помощницей и опорой – мать отправляла девочку гулять с коляской во дворе (и девочка справлялась), покачать кроватку, укладывая малыша спать, спеть ему песенки. Девочка помогала менять подгузники, купать и кормить малыша.

В детский сад Света пришла в 4 г. 1 мес. Она достаточно хорошо понимает и точно выполняет простые просьбы и инструкции, однако сложные инструкции (две и более ступеней) вызывают затруднения: забывает или путает последовательность действий (помощь и дежурство по столовой). Света молчаливый ребенок, но иногда она «как бы оживает», задает очень много вопросов «Почему? Зачем? Как?». Но ответы не запоминает, и, в следующий раз, вопросы могут повторяться.

Познавательные интересы нечетко выражены, интереса к занятиям не проявляет, также не проявляет инициативы, но может по наводящим вопросам составить рассказ по сюжетной картине, чаще перечисляя основные объекты, которые видит на картинке, а также действия этих объектов. Речь бедная и однообразная, говорит простыми предложениями, иногда встречаются у нее аграмматизмы, активный и пассивный словарный запас бедны и не соответствуют возрасту. В процессе составления рассказа по картинке наблюдается соскальзывание с содержания картинки на другие темы, более знакомые, иногда добавляет в рассказ побочные стереотипы и ассоциации. Сложности есть в определении причинно-следственных связей и отношений (последовательность картинок), понимает лишь общее смысловое содержание ситуации, которая изображена на картине. На вопросы по содержанию картинки дает хотя и односложные, но правильные ответы. Однако же вопросы не способствуют тому, чтобы у ребенка возник четкий замысел связного высказывания. В речи девочка использует много указательных и личных местоимений, а также вспомогательных невербальных средств коммуникации. Имеет место фонематическое и фонетическое недоразвитие.

Света охотно сотрудничает со взрослыми в игре, готова помогать, если в ответ получает ласку, тактильный контакт. Обращение Светы к взрослому в большинстве случаев связано с желанием привлечь к себе внимание.

Общение со сверстниками носит эпизодический характер. Даже если дети берут её играть, то её действия в большинстве случаев не согласованы, она не удерживает и соблюдает правила игры в полной мере. Явных предпочтений в общении с ровесниками, устойчивых групп или пар общения нет. В игру с детьми по собственной инициативе не включается. В лучшем случае, предпочитает наблюдать за предметно-игровыми действиями, собиранием конструктора, рисованием других детей.

2. Задания.

2.1. Выделите проблему, определите иерархию трудностей.

2.2. Предположите причины возникновения проблем ребенка.

2.3. Ваш прогноз по развитию ребенка на ближайший возрастной период.

2.4. Предложите свои варианты решения проблем.

2.5. Какой информации Вам не хватает для более точного анализа ситуации? Для чего Вам эта информация?

Не забудьте продумать по 1 вопросу к вашим коллегам. К кейсу № 3 вы задаете вопрос от имени администрации образовательной организации, к кейсу № 2 – от имени родителя ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!