КЕЙС – МЕТОД на уроке математики
реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Название метода происходит от англ. case – случай, ситуация и от понятия «кейс» - чемоданчик для хранения различных бумаг,
документов, журналов и пр.
- Кейс-метод возник в начале XX в.в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Особый упор делался на самостоятельную работу студентов.
- В 1920 г. профессор Копленд издал первый сборник кейсов.
- В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах .
Кейс-метод , метод конкретных ситуаций означает:
- набор практических ситуаций, которые должны изучаться, анализироваться учащимися.
Применение кейс–технологии в групповой работе, направленное на формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения
Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем),
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Действия учителя в кейс – технологии :
1 ) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
2) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания
решений проблемы, сроками выполнения заданий
организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
3) организация презентации решений в малых группах;
4) организация общей дискуссии;
5) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
6) оценивание учащихся учителем
Виды кейсов
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Что дает использование кейс-технологии
Преподавателю
Ученику
- Доступ к базе современных учебно-методических материалов
- Организация гибкого учебного процесса
- Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время
- Работа с дополнительными материалами
- Общение с другими учащимися в группе
- Освоение современных информационных технологий
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Математика
раздел «Куб и его изображение»
Тип кейса: исследовательский кейс
Содержание кейса
Задание: Мы с вами живем в мире, который неразрывно связан с геометрией. Нас окружает много предметов, которые подчиняются правилам геометрии :наш дом , любимые игрушки ,вещи , которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
Задача – рассмотреть изображение куба, основные свойства куба и научиться изображать куб .
Проблема: к какому виду геометрических фигур можно отнести куб.
Для решения проблемы учащиеся должны :
-рассмотреть модель куба;
- выяснить, из каких геометрически фигур построен куб;
- как называются стороны куба( грани), отрезки( ребра,вершины
- свойства куба;
- научиться выполнять чертёж куба.
Цель: организовать исследование объекта, сбор и изучение информации о кубе.
Работа в группах. Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Группам предлагается оформить карточку-задание.
Обсуждение . На следующем этапе организуется обсуждение вариантов решений в группах. Каждая из групп поочередно работает над заданием. Все выводы заносит в таблицу.
Вывод. Преподаватель совместно с учащимися делает выводы, опираясь на презентованные группами варианты решений, подводятся итоги занятия.
Практическая часть. Учащиеся выполняют индивидуально чертёж.
Рефлексия . В завершение проводится рефлексия.
РАБОТА С КЕЙСОМ:
Кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии.
Задание №1.Вопросы для обсуждения:
- Какие фигуры называются многоугольниками?
- На какие группы можно разделить многоугольниками?
-Назовите свойства прямоугольника, четырехугольника, квадрата?
- Что необходимо учитывать при выборе материалов?
- Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры)
- Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов)
- Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник и квадрат)
- Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры) - Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов) - Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник, квадрат и ??????)
№
Группа 1
ответы
рассмотреть стороны куба, просчитать
( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62)
1
Сколько сторон у куба
2
Грань куба - это
3
Все ли грани куба равны
Вывод:
Отметить на рисунке цветными карандашами грани куба
№
Группа 2
ответы
рассмотреть стороны куба( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62)
1
Сколько рёбер у куба
2
3
Сколько ребер выходит из вершины
Что является ребром куба
Вывод:
Вывод:
Отметить на рисунке цветными карандашами рёбра куба
№
Группа 3
ответы
рассмотреть стороны куба, просчитать их и выяснить какой фигурой является грань куба, определить все ли грани куба равны между собой
1
Сколько сторон у куба
2
3
Грань куба - это
Все грани куба-
Вывод:
Отметить на рисунке цветными карандашами стороны куба
Группа 4
рассмотреть куб и выяснить, что является ребром куба? просчитать их и выяснить сколько ребер выходит из вершины
1
ответы
Сколько ребер куба
2
Ребро куба - это
3
Ребра куба между собой
Вывод:
Отметить на рисунке цветными карандашами ребра куба
Наименование критерия
балл
Работа по карточке
балл
Правильно дан ответ на вопрос №1
1
Правильно дан ответ на вопрос №2
1
Правильно дан ответ на вопрос №3
1
Активность работы всех членов группы
1
Четкость и грамотность математического языка
1
Правильно сделан вывод
1
Соблюдение регламента
1
Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.)
Итого
-1