МБОУ «Многопрофильный лицей имени Героя Советского Союза Г.К.Камалеева» жилого комплекса «Усадьба Царево» с. Новое Шигалеево Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Кейс на проверку естественно- научной грамотности
Задание №10
Как вырастить новогоднюю елку?
Автор-составитель:
Шакурова Эльза Рафиковна
Учитель начальных классов
МБОУ « Многопрофильный лицей»
2022-2023г.
Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный ученик стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
Главной задачей является разработка на основе системно-деятельностного подхода системы заданий для учащихся 1-4 классов. Эта система заданий будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Основой внедрения мероприятий являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования естественно-научной грамотности. Система заданий разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследований. При этом используются все отечественные инновационные разработки вданной области.
Задача проекта состоит также в том, что разработанные задания должны предоставить образцы и создать основу для банка учебных заданий практико-ориентированного характера, которые будут широко использоваться в учебном процессе как в качестве оценивающих, так и формирующих заданий.
Задание № 10:
Как вырастить новогоднюю елку?
Характеристики задания:
Содержательная область оценки: живые системы
• Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование
научных доказательств для получения выводов
• Контекст: местный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
• Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы
• Максимальный балл: 1
• Способ проверки: программой
Система оценивания:
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбран ответ 2 (Чтобы семена оставались сухими). |
0 | Другие варианты или ответ отсутствует. |
Задание 2. Характеристики задания:
• Содержательная область оценки: живые системы
• Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование
научных доказательств для получения выводов
• Контекст: личный
• Уровень сложности: высокий
• Формат ответа: задание с развернутым ответом
• Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы
• Максимальный балл: 2
• Способ проверки: экспертом
Балл | Содержание критерия |
2 | Дан ответ, в котором говорится, что семена перед посадкой помещают в холодные условия для того, чтобы они попали в условия, похожие на зимние, а потом «поняли» («подумали»), что зима закончилась и наступила весна, ИЛИ говорится, что семена помещают перед посадкой в холодные условия, чтобы они быстрее взошли. |
1 | Дан ответ, в котором говорится, что семена перед посадкой помещают в холодные условия для того, чтобы они попали в условия, похожие на зимние («создать им зиму») |
0 | Другие варианты или ответ отсутствует. |
Задание № 3. Характеристики задания:
Содержательная область оценки: живые системы
• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
• Контекст: личный
• Уровень сложности: низкий
• Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для
объяснения явления.
• Максимальный балл: 1
• Способ проверки: программой
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбран ответ 3 (Чтобы не повреждались корни растений) |
0 | Другие варианты или ответ отсутствует. |
Задание № 4. Характеристики задания:
Содержательная область оценки: живые системы
• Компетентностная область оценки: применение естественно-научных методов
исследования
• Контекст: личный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: задание с развернутым ответом
• Объект оценки: выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.
• Максимальный балл: 1
• Способ проверки: экспертом
Балл | Содержание критерия |
1 | Ветка от молодой ели будет расти, а от взрослой ели не будет (или будет расти хуже) |
0 | Другие варианты или ответ отсутствует. |
Цель задания:
-вырастить ель;
-обратить внимание людей на массовую незаконную вырубку елок в предновогодний период, после которого остаются сотни, тысячи выброшенных новогодних елей. Задуматься о пользе хвойных лесов, охране природы.
Задачи:
воспитание гуманного отношения к природе и ее охрана в предновогоднее время;
- пропаганда среди населения экологических знаний, бережного отношения к природе;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
растения.
2. получить новую и интересную информацию из жизни растений.
Диагностика:
Какое главное украшение любого дома в Новый год?
Что будет с елью, когда закончится праздник?
Стоит ли ради нескольких дней губить дерево?
А не варварская ли это традиция – ставить дома новогоднюю ёлку?
Ход задания:
Прочитайте текст и выполните задания 1-4
Задание № 1. Прочитайте текст.
Близились новогодние праздники. Саша и Лена вместе с родителями
обсуждали, как они будут наряжать елку. Родители спросили, знают ли ребята, где
растёт новогодняя ёлка? Саша и Лена ответили, конечно, ёлка растёт в лесу. А вот
и нет, ёлки к новогодним праздникам выращивают в специальных питомниках. Дети заинтересовались, а как можно вырастить ель? А давайте сами попробуем вырастить ёлку! Хорошо, сказали родители, для этого нам потребуются еловые шишки. Еловые шишки можно заготавливать в период с ноября и до конца февраля, потому что семена в шишках созревают только к этому времени. Собранные шишки нужно положить в тёплое и светлое место, чтобы они раскрылись, и тогда можно будет легко извлечь семена. В сырую погоду чешуйки шишки плотно смыкаются, а в сухую раскрываются.
Какое значение имеет смыкание чешуек шишек в сырую погоду?
Отметьте один верный вариант ответа.
Чтобы семена не выпадали из шишки.
Чтобы семена оставались сухими.
Чтобы семена созревали в темноте.
Чтобы семена находились в тепле.
Задание № 2. Прочитайте текст.
Саша и Лена узнали, что извлечённые из шишек семена не надо высаживать сразу. В природе они готовы давать всходы только после зимы. Поэтому за неделю до посадки семена выдерживают 1–2 дня в прохладной воде, а затем ещё 2–3 дня в холодильнике во влажном состоянии. И только после такой процедуры семена высаживают в почву
С какой целью семена ели перед посадкой выдерживают в условиях холода?
Запишите свой ответ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. Прочитайте текст.
Дети посадили семена в горшочки с почвой и с нетерпением ждали всходов. Вскоре появились и всходы. Саша и Лена усердно ухаживали за растениями. А когда пришло время их пересаживать, подробно познакомились с правилами пересадки растений. Ребята узнали, что при пересадке саженцы ели нужно пересаживать с комом земли.
Почему при пересадке саженцы ели нужно пересаживать с комом земли?
Отметьте один верный вариант ответа.
Чтобы не менять землю при пересадке.
Чтобы земля была плотной вокруг корней.
Чтобы не повреждались корни растений.
Чтобы быстрее пересадить растения
Задание № 4. Прочитайте текст.
Оказалось, что ёлку можно вырастить и другим способом: из «веточки», то
есть с помощью черенкования. Однако для этой цели подходят не всякие веточки. Родители с детьми решили провести эксперимент. В начале мая родители с детьми пошли в лес, чтобы выбрать «веточки» ёлки для укоренения. Саша нашёл высокую красивую взрослую ёлку и попросил родителей сорвать с неё веточку.
Лена нашла маленькую молодую ёлочку и сорвала веточку с неё. Дома веточки обработали специальным веществом, ускоряющим корнеобразование, а затем посадили в одинаковые горшочки с почвой и поместили их в одинаковые условия. Саша и Лена тщательно ухаживали за своими веточками, поливали по мере необходимости и спрыскивали их водой. Горшочек с веткой от взрослой ели через месяц после посадки вырос.
Какое предположение (гипотезу) проверяли дети и родители
с помощью своего эксперимента?
Запишите свой ответ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мониторинг: Анализ: эмоциональная рефлексия.