Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области»
Кейс по теме: «Периметр прямоугольника».
Математика. 2 класс. УМК «Школа России».
Подготовила: учитель начальных классов Н.В. Зозуля.
2020 г.
Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучающихся, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.
Кейс по теме: «Периметр прямоугольника». Математика. 2 класс. УМК «Школа России».
Цель: формировать вычислительные навыки и умение решать геометрические задачи с помощью кейс-метода;
упражнять в нахождении периметра прямоугольника;
развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить пути их решения; развивать пространственное воображение; развивать интерес к предмету; воспитывать практическую направленность в любой сфере деятельности.
Проблема: как научить детей уместно пользоваться различными единицами длины, преобразовывать одни единицы измерения длины в другие, находить периметр прямоугольника рациональным способом.
Содержание кейса.
Предлагаю учащимся участие в решении задачи:
В 2020 году начнётся ремонт нашей школы. Ремонт будет проведен и в нашем классе. Нужно отремонтировать пол и потолок и заменить плинтус. Вычислите, сколько метров плинтуса понадобится для ремонта пола и потолка в нашем классе.
Инструкция по выполнению.
1. Вспомнить меры длины, изученные раннее.
2. Измерить длину и ширину класса.
3. Вычислить периметр класса.
Работа по поиску решения поставленной проблемы организована в 3 группах. Учащимся надо выполнить необходимые расчёты. Результаты заносятся в таблицу, затем обсуждается выполнение задания.
Кейс № 1. I группа находит длину и ширину пола в сантиметрах с помощью ученической линейки. Вычисляет периметр классной комнаты. Опираясь на законы симметрии в природе (пример бабочки) вычисляют периметр потолка классной комнаты).
Кейс № 2. II группа находит длину и ширину пола в метрах с помощью метровой измерительной линейки. Вычисляет периметр классной комнаты. Опираясь на законы симметрии в природе (пример бабочки) вычисляют периметр потолка классной комнаты).
Кейс № 3. III группа находит длину и ширину пола шагами. Вычисляет периметр классной комнаты. Опираясь на законы симметрии в природе (пример бабочки) вычисляют периметр потолка классной комнаты).
Подведение итогов в группах.
Каждой группе даётся 5-6 минут. Заслушивается выступление представителей от каждой группы и обсуждение решения проблемы с применением кейс-технологии.
Работа каждой группы оценивается по 3 пунктам: точность в определении проблемы при выполнении измерений,
выбор рационального способа нахождения периметра классной комнаты,
умение найти возможность определить периметр потолка. Результат заносится в таблицу. В зависимости от количества баллов ученики получают оценки за работу на уроке.
Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. В данном случае была создана ситуация, в которой дети смогли увидеть, что для точного измерении больших помещений удобно использовать такие единицы длины как метр. Измерения шагами оказались неточными, а измерять с помощью сантиметров было неудобно и затруднительно. Теперь ребята точно запомнят, что 1 метр равен 100 сантиметрам. Такая работа дала возможность детям на практике увидеть, что для того, чтобы найти периметр прямоугольника, достаточно измерить только две стороны: длину и ширину. Теперь дети убедились в рациональности формулы нахождения периметра (а+в)Х2, наглядно рассмотрели свойства противоположных сторон прямоугольника, симметричность пола и потолка.
Формулировка вопроса для дальнейшего обсуждения
В дальнейшем, при изучении темы «Площадь прямоугольника», можно предложить следующее содержание кейса : Размеры такие: длина класса 12 м, а ширина 6 м. В таблице приведены цены на строительные материалы. Вычислите, какую сумму потратят строители на ремонт пола.
Таблица 1. Цена за 1 кв. м.
Керамогранит Паркет Ламинат Кафельная плитка
400р 450р 500р 430р
Инструкция по выполнению
1. Вычислить площадь пола по формуле (S= a ∙ b).
2. Найти информацию о цене материала в таблице цен.
3. Вычислить сумму, которую потратят на ремонт пола.
Таким образом, у детей появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать в группе; происходит соотнесение теоретических и практических знаний. При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся , опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, так как он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся.
“Самое главное в жизни – это собственный опыт”.
В. Скотт