Характеристика специфических ошибок на письме у младших школьников
Подготовила
учитель-логопед МОУ гимназия №3
Кошкина Светлана Сергеевна
Ошибки и недостатки устной речи не исчезают и не проходят
самостоятельно,а плавно переходят в письменную речь.
Это логопедические ошибки ,которые носят специфический характер.
Виды специфических ошибок:
- Звуковые ошибки
- Лексико-грамматические ошибки
- Графические ошибки
- Орфографические ошибки
I .Звуковые ошибки,
обусловленные несформированностью фонематических
процессов и слухового восприятия:
( прощла-прощала, жадые- жадные,ишка-игрушка);
- Перестановка букв и слогов
( онко- окно,звял – взял, пеперисал- переписал, натуспила- наступила );
- Недописывание букв и слогов
( дела- делала, лопат- лопата, набухл- набухли );
- Наращивание слов лишними буквами и слогами
( тарава- трава, катораые – которые, клюкиква – клюква );
( наотух – на охоту,хабаб- храбрый, щуки – щеки, спеки- с пенька )
- Слитное написание слов и их произвольное деление
( насто- на сто,виситнастне- висит на стене,у стала – устала );
- Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений
( Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо.
Знать машину после школы я тоже.
Буду шофером.);
- Замена одной буквы на другую
( трюх- трех, глеста- у клеста, тельпан- тюльпан,шапаги – сапоги ).
- Нарушение смягчения согласных
- ( васелки- васильки,смали – смяли, кон – конь).
II .Лексико-грамматические ошибки ,
обусловленные несформированностью лексико-грамматической
стороны речи:
(Саша и Лена собираит цветы.
Дети сидели на большими стулья.
- Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок,непонимание значения приставок и предлогов
(вкармане,при летели, в зела (взяла_),подороге.
III . Графические ошибки ,
обусловленные несформированностью зрительно- моторных функции:
зеркальное написание некоторых печатных и письменных букв
(скрытое левшество, леворукие) я,р,з
недописывание элементов букв (Ц,Щ,Ш,И,М,Л,А)
замены(б-д,о-а)
IY .Орфографические ошибки -
– ошибки на правила начальной школы
(дизорфография-специфическое нарушение
орфографического навыка письма
на фоне сохранного интеллекта и устной речи.)
Нарушения чтения и письма ( дислексия и дисграфия)являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников.
В анамнезе таких детей отмечаются патологические факторы возникающие в периоды:
- Преднатальный ( здоровье родителей в момент зачатия)
- Натальный ( здоровье матери в период вынашивания ребёнка)
- Постнатальный период ( родовые травмы,кесарево сечение,перенесённые заболевания и другое)
Причины возникновения нарушения чтения и письма:
Органические ( повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования
Функциональные (соматически ослабленные дети, часто болеющие с хроническими заболеваниями)
Биологические и социальные (неправильная речь окружающих, двуязычие( биллингвизм ),
недостаточное внимание родителей к развитию речи
ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов,
неблагоприятная семейная обстановка).
с задержкой психического и речевого развития(ОНР,ЗПР,ЗРР,СДВ , « гиперактивные».)
- с минимальной мозговой дисфункцией( ММД)
- с нарушением зрения, слуха
- при детских церебральных параличах( ДЦП)
- с психическим и психофизическим инфантилизмом,с выраженной неравномерностью психического развития
- "зеркальный" характер письма .
Зеркальное письмо,перевороты букв
наблюдается при разных
расстройствах,
причина- «левшество» или «скрытое левшество».
- Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Ребенок, имеет нарушения в звукопроизношение, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме.Пишет так, как произносит.
- Акустическая форма дисграфии. Замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам.На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж ,Ч-Щ и т.д.) "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
3. Аграмматическая дисграфии.
Ребенок пишет аграмматично
("красивый сумка", "веселые день").
4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза .
Характерные ошибки:
· пропуски букв и слогов;
· перестановка букв и (или) слогов;
· недописывание слов;
· написание лишних букв в слове
· повторение букв и (или) слогов;
· 5. Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Характерные ошибки
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л - М; Х - Ж и т.д.; - добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; - зеркальное написание