СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика специфических ошибок у младших школьников на письме и при чтении

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлены спефицифеские ошибки учащихся младших классов различночного вида.Представлены дисграфические и дислексические ошибки в письменных работах и их особенности устранения.  

Просмотр содержимого презентации
«Характеристика логопедических ошибок у мл.школьника»

Характеристика  специфических  ошибок  на письме  у младших школьников   Подготовила  учитель-логопед МОУ гимназия №3 Кошкина Светлана Сергеевна

Характеристика специфических ошибок на письме у младших школьников

Подготовила

учитель-логопед МОУ гимназия №3

Кошкина Светлана Сергеевна

Ошибки и недостатки устной речи не исчезают и не проходят самостоятельно,а плавно переходят в письменную речь. Это логопедические ошибки ,которые носят специфический характер. Виды специфических ошибок:  Звуковые ошибки Лексико-грамматические ошибки Графические ошибки Орфографические ошибки

Ошибки и недостатки устной речи не исчезают и не проходят

самостоятельно,а плавно переходят в письменную речь.

Это логопедические ошибки ,которые носят специфический характер.

Виды специфических ошибок:

  • Звуковые ошибки
  • Лексико-грамматические ошибки
  • Графические ошибки
  • Орфографические ошибки

I .Звуковые ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: Пропуск букв и слогов ( прощла-прощала, жадые- жадные,ишка-игрушка); Перестановка букв и слогов ( онко- окно,звял – взял, пеперисал- переписал, натуспила- наступила ); Недописывание букв и слогов ( дела- делала, лопат- лопата, набухл- набухли ); Наращивание слов лишними буквами и слогами ( тарава- трава, катораые – которые, клюкиква – клюква ); Искажение слова ( наотух – на охоту,хабаб- храбрый, щуки – щеки, спеки- с пенька ) Слитное написание слов и их произвольное деление ( насто- на сто,виситнастне- висит на стене,у стала – устала ); Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений ( Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.); Замена одной буквы на другую ( трюх- трех, глеста- у клеста, тельпан- тюльпан,шапаги – сапоги ).

I .Звуковые ошибки,

обусловленные несформированностью фонематических

процессов и слухового восприятия:

  • Пропуск букв и слогов

( прощла-прощала, жадые- жадные,ишка-игрушка);

  • Перестановка букв и слогов

( онко- окно,звял – взял, пеперисал- переписал, натуспила- наступила );

  • Недописывание букв и слогов

( дела- делала, лопат- лопата, набухл- набухли );

  • Наращивание слов лишними буквами и слогами

( тарава- трава, катораые – которые, клюкиква – клюква );

  • Искажение слова

( наотух – на охоту,хабаб- храбрый, щуки – щеки, спеки- с пенька )

  • Слитное написание слов и их произвольное деление

( насто- на сто,виситнастне- висит на стене,у стала – устала );

  • Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений

( Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо.

Знать машину после школы я тоже.

Буду шофером.);

  • Замена одной буквы на другую

( трюх- трех, глеста- у клеста, тельпан- тюльпан,шапаги – сапоги ).

  • Нарушение смягчения согласных
  • ( васелки- васильки,смали – смяли, кон – конь).
II .Лексико-грамматические ошибки ,  обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: Аграмматизмы  (Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.  Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок,непонимание значения приставок и предлогов (вкармане,при летели, в зела (взяла_),подороге. III . Графические ошибки , обусловленные несформированностью зрительно- моторных функции: зеркальное написание некоторых печатных и письменных букв  (скрытое левшество, леворукие) я,р,з недописывание элементов букв (Ц,Щ,Ш,И,М,Л,А) замены(б-д,о-а) IY .Орфографические ошибки - – ошибки на правила начальной школы (дизорфография-специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.)

II .Лексико-грамматические ошибки ,

обусловленные несформированностью лексико-грамматической

стороны речи:

  • Аграмматизмы

(Саша и Лена собираит цветы.

Дети сидели на большими стулья.

  • Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок,непонимание значения приставок и предлогов

(вкармане,при летели, в зела (взяла_),подороге.

III . Графические ошибки ,

обусловленные несформированностью зрительно- моторных функции:

зеркальное написание некоторых печатных и письменных букв

(скрытое левшество, леворукие) я,р,з

недописывание элементов букв (Ц,Щ,Ш,И,М,Л,А)

замены(б-д,о-а)

IY .Орфографические ошибки -

ошибки на правила начальной школы

(дизорфография-специфическое нарушение

орфографического навыка письма

на фоне сохранного интеллекта и устной речи.)

Нарушения чтения и письма ( дислексия и дисграфия)являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников. В анамнезе таких детей отмечаются патологические факторы возникающие в периоды: Преднатальный ( здоровье родителей в момент зачатия) Натальный ( здоровье матери в период вынашивания ребёнка) Постнатальный период ( родовые травмы,кесарево сечение,перенесённые заболевания и другое)  Причины  возникновения нарушения чтения и письма: Органические ( повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования Функциональные (соматически ослабленные дети, часто болеющие с хроническими заболеваниями) Биологические и социальные (неправильная речь окружающих, двуязычие( биллингвизм ), недостаточное внимание родителей к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

Нарушения чтения и письма ( дислексия и дисграфия)являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников.

В анамнезе таких детей отмечаются патологические факторы возникающие в периоды:

  • Преднатальный ( здоровье родителей в момент зачатия)
  • Натальный ( здоровье матери в период вынашивания ребёнка)
  • Постнатальный период ( родовые травмы,кесарево сечение,перенесённые заболевания и другое)

Причины возникновения нарушения чтения и письма:

Органические ( повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования

Функциональные (соматически ослабленные дети, часто болеющие с хроническими заболеваниями)

Биологические и социальные (неправильная речь окружающих, двуязычие( биллингвизм ),

недостаточное внимание родителей к развитию речи

ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов,

неблагоприятная семейная обстановка).

с задержкой психического и речевого развития(ОНР,ЗПР,ЗРР,СДВ , « гиперактивные».)  с минимальной мозговой дисфункцией( ММД)  с нарушением зрения, слуха при детских церебральных параличах( ДЦП) с психическим и психофизическим инфантилизмом,с выраженной неравномерностью психического развития

с задержкой психического и речевого развития(ОНР,ЗПР,ЗРР,СДВ , « гиперактивные».)

  • с минимальной мозговой дисфункцией( ММД)
  • с нарушением зрения, слуха
  • при детских церебральных параличах( ДЦП)
  • с психическим и психофизическим инфантилизмом,с выраженной неравномерностью психического развития
  • "зеркальный" характер письма .

Зеркальное письмо,перевороты букв

наблюдается при разных

расстройствах,

причина- «левшество» или «скрытое левшество».

Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.  Ребенок, имеет нарушения в звукопроизношение, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме.Пишет так, как произносит.  Акустическая форма дисграфии. Замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам.На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж ,Ч-Щ и т.д.)
  • Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Ребенок, имеет нарушения в звукопроизношение, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме.Пишет так, как произносит.
  • Акустическая форма дисграфии. Замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам.На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж ,Ч-Щ и т.д.) "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

3. Аграмматическая дисграфии.

Ребенок пишет аграмматично

("красивый сумка", "веселые день").

4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза . Характерные ошибки: · пропуски букв и слогов; · перестановка букв и (или) слогов; · недописывание слов; · написание лишних букв в слове · повторение букв и (или) слогов; · 5. Оптическая дисграфия.  В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.  Характерные ошибки - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л - М; Х - Ж и т.д.;  - добавление лишних элементов;  пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;  - зеркальное написание

4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза .

Характерные ошибки:

· пропуски букв и слогов;

· перестановка букв и (или) слогов;

· недописывание слов;

· написание лишних букв в слове

· повторение букв и (или) слогов;

· 5. Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Характерные ошибки

- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л - М; Х - Ж и т.д.; - добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; - зеркальное написание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!