СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические свойства кислот

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данного урока позволяет повторить и обобщить химические свойства органических и неорганических кислот

Просмотр содержимого документа
«Химические свойства кислот»

Урок на тему «Химические свойства кислот»

Цель: закрепить и обобщить знания о химических свойствах кислоты на примере уксусной и соляной

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания учащихся о химических свойствах кислот
2. Закрепить умения использовать на уроках химии электрохимический ряда напряжения металлов и таблицу растворимости.
3. Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения.
4. Продолжить формирование умений работать в группах.
5. Продолжить формирование научного мировоззрения.

Метод обучения: рассказ, беседа, лабораторная работа, демонстрационные опыты, работа в группах.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Оборудование: наборы для проведения лабораторных опытов, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель; лимон, яблоко, уксус, апельсин, мандарин и т.д.

Реактивы: HCl, CH3COOH, УИБ, Zn, Cu, NaOH, CuO, Na2CO3, фенолфталеин, сахарная пудра, ткань

План:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация пройденного материала

  3. Изучение нового материала.

    1. Химические свойства кислот.
      1.1. Демонстрационные опыты.
      1.2. Лабораторная работа.

    2. Обобщение и выводы.

  4. Выводы по уроку.

  5. Домашнее задание.

  6. Рефлексия

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Прежде чем мы определим тему нашего урока, предлагаю вам решить ребус (ответ кислота).

Ранее мы уже знакомились с кислотами, говорили о составе и строении данного класса веществ. Давайте повторим то, что вы узнали ранее:

  • Дайте определение классу кислот (3 определения)

  • Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать? Какие вы знаете классификации?

  • На какие группы делятся кислоты по составу? (приведите примеры).

  • На какие группы делятся кислоты по оснoвности? (приведите примеры).

  • На какие группы делятся кислоты по растворимости? (приведите примеры).

  • На какие группы делятся кислоты по силе? (приведите примеры).

  1. Я вижу, что состав и строение кислот вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Поэтому сегодня на уроке мы вспомним и обобщим химические свойства органических и неорганических кислот. Давайте сформулируем тему урока - «Химические свойства кислот». Какую цель мы поставим перед собой - Закрепить и обобщить знания учащихся о химических свойствах кислот

1. Химические свойства.

«Кислоты – едкие вещества, вызывающие сильнейшие ожоги, разрушающие органические вещества» - данное высказывание можно часто услышать о кислотах. Так ли это?

2.1. Демонстрационные опыты: взаимодействие кислот с сахарной пудрой; разрушение ткани под действием кислот.

Я думаю, мы убедились, что кислоты действительно разрушают органические вещества (Запись в тетради: кислоты разрушают органические вещества), поэтому при работе с ними надо соблюдать технику безопасности

2.2. А как ведут себя кислоты с неорганическими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Вы все поделены на группы, каждая группа имеет инструктивную карточку для проведения опытов. Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, ответить на предложенные вопросы, записать в тетради уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. После окончания исследования мы обсудим ваши результаты. К концу урока мы получим подробное описание химических свойств кислот (работа с инструктивными картами).

3. Обсуждение результатов с записью уравнений реакций на доске.

3.1. Действие индикаторов.

Все кислоты в водных растворах диссоциируют с образование катиона водорода Н+, поэтому одинаково меняют цвет индикаторов, например, УИБ - розовый

3.2. Взаимодействие с металлами

С кислотами взаимодействуют металлы, стоящие в ряду активности до водорода, при этом образуются соль и водород.

Исключение: концентрированная H2SO4 и HNO3 любой концентрации. Эти кислоты взаимодействуют со всеми металлами ряда активности, но входе этих реакций водород не образуется.

2HCl + Zn → ZnCl2 + H2

2СН3СООН + Zn → (СН3СОО)2 Zn +H2

3.3. Взаимодействие с основаниями

Входе таких реакций образуются соль и вода. Вспомните, как называются такие реакции (реакция нейтрализации).

HCl + NaOH → NaCl + H2O

СН3СООН + NaOH → СН3СООNa +H2О

3.4. Взаимодействие с оксидами металлов.

Кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды. Практически всегда эти реакции происходят при температуре

2HCl + ВаО → ВаCl2 + H2O

6HCl + Al2O3 → 2AlCl3 + 3H2O

3.5. Взаимодействие с солями.

Признаком таких реакций является выпадение осадка или выделение газа

2HCl + Na2CO3 → NаCl + H2O + CO2

IV. Сегодня на уроке мы узнали, что кислоты взаимодействуют с металлами (до водорода), с основными и амфотерными оксидами, с основаниями, с солями, кроме того кислоты изменяют окраску индикаторов и разрушают органические вещества.

V. Домашнее задание.

§ 18 стр. 96 – 98. Упр. 6 (б, г)

Творческое задание:

● на «4» - составить тест на тему «Кислоты, их классификации и химические свойства»

● на «5» - придумать сказку про кислоту (или кислоты), где будут описаны их свойства

VI. Рефлексия

♦ сегодня я узнал... ♦ было трудно… ♦ я понял, что… ♦ меня удивило…

♦ я смог…♦ было интересно узнать, что…♦ я научился… ♦ мне захотелось…

Тема: «Химические свойства кислот»


Инструкция для проведения эксперимента


  1. Диссоциация кислот

В растворы соляной и уксусной кислот опустите УИБ (универсальную индикаторную бумагу). Как изменился её цвет? Сделайте вывод. Напишите уравнения диссоциации соляной и уксусной кислот

  1. Взаимодействие с металлами

В две пробирки налейте соляную кислоту и в две пробирке налейте уксусную кислоту. В первые пробирки с кислотами опустите цинк, во вторые пробирки – медь. В каких пробирках протекают реакции? Каковы их признаки? В какой пробирке реакция не идет? Почему? Обратите внимание на положение металла в ряду напряжения. Сделайте вывод. Напишите возможные уравнения реакций в молекулярном виде


  1. Взаимодействие с основаниями

В две пробирке налейте раствор гидроксида натрия и добавьте несколько капель фенолфталеина. Как изменился цвет индикатора? Затем добавьте в одну пробирку соляную кислоту, а в другую уксусную кислоту. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции между гидроксидом натрия и соответствующими кислотами в молекулярном и ионном виде


  1. Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами

В две пробирки поместите оксид меди (II). В первую пробирку прилейте соляную кислоту, во вторую – уксусную. Нагрейте обе пробирки. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде


  1. Взаимодействие с солями боле слабых кислот

К раствору соли – карбонату натрия – добавьте в одной пробирке соляную кислоту, а в другой - уксусную. Что наблюдаете? Напишите молекулярное и ионные уравнения протекающей реакции


Сделайте вывод о химических свойствах кислот


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!