СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хлеб войны, хлеб Победы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

О ценности хлеба, ценности человеческой жизни, о блокадных днях.

Просмотр содержимого документа
«Хлеб войны, хлеб Победы»

«ХЛЕБ ВОЙНЫ - ХЛЕБ ПОБЕДЫ»

Цель: Познакомить обучающихся с историей происхождения хлеба; его нравственной ценностью.

Задачи:

Образовательные:

1.Раскрыть значение Хлеба, как нравственной категории в жизни человека;

2.Рассказать обучающимся о блокадном Ленинграде, блокадном хлебе;

Развивающие:
1.Развивать внимание, память, словарный запас;

2. Развивать логику и мышление;

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к Хлебу и труду хлебороба;

2.Формировать творческую активность;

3.Продолжить работу по воспитанию ответственности, самостоятельности.


Применяемые технологии: технологии развития критического мышления; информационно-коммуникативные.

Методы:

•объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, чтение отрывков из художественной литературы, демонстрация слайдов, отрывков документальных фильмов и воспоминаний вихоревчан-жителей блокадного Ленинграда;

• проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный);

•самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.

Приемы обучения: эпиграф, вопросы к тексту, эмпатия, «Записка».


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас очень важная тема для разговора.

2.Сообщение темы и задач.

- Давайте определим тему. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и разгадайте ребус.

- О чем сегодня будем говорить? (ответы детей)

Сегодня мы поговорим о самом дорогом для человека – о хлебе.

Эпиграфом к уроку будут слова русского философа Н.А. Бердяева: «Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема».

Три главные ценности есть в жизни. Так мудро говорили в старину: ХЛЕБ – чтобы здоровы и сыты были люди. КНИГА – чтобы не распалась связь времен. И ЖЕНЩИНА – чтобы не обрывалась нить жизни.

С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости.

- А какой он бывает - хлеб? (ответы детей). Да, он бывает вкусным и горьким, жарким и честным, холодным и горячим, очень разным…

- Ребята, подберите, пожалуйста, синонимы к слову «Хлеб». (ответы детей)

Самый правильный синоним к слову ХЛЕБ = ЖИЗНЬ.

Труд, с помощью которого он рождается, ни с чем не сравнить. 1 булка-10 тысяч зерен!

Россия – хлебная страна. Если делить страны по запахам, то оказывается, Россия пахнет ржаным хлебом. Так сказали 43 % опрошенных людей. Аромат хлеба обладает уникальным свойством - влиять на настроение людей. Можно сказать, что он делает людей добрее.


Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить, хлеб-кормилец.

У наших предков Хлеб был связан с Солнцем, с плодородием, продолжением рода. К Хлебу относились как к практически живому существу. Он являлся ключевым элементом множества обрядов: свадебного, родильного, похоронного, без него не обходился ни один праздник.

Хлеб был не только пищей, но и нёс в себе много дополнительной информации. 

В принятой в Древнем Египте скорописи Солнце, Золото и Хлеб обозначались одинаково – кружочком с точкой посередине. Этот же знак символизировал понятие «НАДЕЖДА» и «ЖИЗНЬ».

Хлеб считался дарителем жизни на земле, как и ….. (Солнце), его и сравнивали всегда с Солнцем и с Вселенной.

Хлеб изобрели египтяне. Они первые научились разрыхлять тесто способом брожения (около 5-6 тысяч лет назад).Главными продуктами в Древнем Египте считались хлеб и мясо. Египтяне настолько любили хлеб, что у них было шестнадцать видов хлеба. Египтяне, считая зёрна хлеба святыней, клали их в могилы с умершими.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

А наши предки говорили так: «Хлеб всему голова», «Хлеб на стол – и стол Престол». Среди всех ниспосланных Всевышним человечеству благ хлеб и соль занимают особое место и считаются символами святости.

Послушайте, пожалуйста, притчу. «Рассказывают: однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру. Спросил: «Сколько стоит мой самородок?» - «тысячу рублей», - ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу драгоценностями. И правильно  сделал. Потому что самородок был оценен уже в пять тысяч рублей. Но его счастливого обладателя снова взяло сомнение… Третий ювелир, взвесив золото. Сказал, что стоит оно десять тысяч рублей. 
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом. «Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу установить истинную цену самородку». Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ты ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле. ..»

-Ребята, а как вы думаете, что дальше сказал мудрец юноше? (ответы детей)

«Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни…»

Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей.

Легкого хлеба не бывает.Исстари говорят: сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. Хлеб – гениальное изобретение человечества, рожденное четырьмя стихиями. И каждой из них можно поклоняться – Солнцу, Земле, Воде и Огню.

Отношение к хлебу всегда было очень уважительным. У многих народов до сих пор существует традиция съедать весь хлеб до крошки и находить применение даже очерствевшим кусочкам, так как выбрасывать хлеб – грех.


Издавна у русского народа существовал обычай: люди, преломившие хлеб, считались друзьями, именно хлеб всегда был послом мира и добра между народами. Россия – гостеприимная страна, дорогих гостей встречают хлебом-солью. Хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Во все века хлеб был главным в судьбе человека. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. 

Так было и в годы Великой Отечественной…


Каков же он - ХЛЕБ ВОЙНЫ?

Тяжелый был тот хлеб. Фашисты не случайно напали на нашу Родину в сорок первом в конце июня... Первый удар нанесен был по хлебу. Помнят, как горела пшеница. Помнят лица колхозников, особенно женские лица.

Как быть с хлебом? Как жить без хлеба? Хлеб был нужен — народу и фронту. Хлеб всегда нужен, помните об этом...

Ежегодно мы отмечаем 27 января День полного освобождения Ленинграда. Эта дата важна не только для жителей Ленинграда, но и для всей нашей страны. Стойкость жителей Ленинграда – это величайший пример духовного единства фронта и мирного населения в стремлении отстоять свою Родину.

И не было бы Победы, если бы не ежедневный труд, ежедневный подвиг каждого русского человека. Каждый на своем месте стремился сделать все возможное и невозможное для Победы.

«…Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг затрезвонили загудели машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. На Невском проспекте по проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку, а другой рукой махала платком, снятым с головы. Ругались водители, шумела толпа, что-то кричал кондуктор. Только женщина никого не слышала, она шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она наклонилась, что-то подняла и прижала к своей груди. Подойдя к нашумевшей толпе, она протянула руки, и все увидели …..»

-Ребята, как вы думаете, что она подняла? (ответы детей). Давайте послушаем, что было дальше:

«Подойдя к нашумевшей толпе, она протянула руки, и все увидели изуродованный хлеб, вернее, остатки того, что от него осталось.Как он попал на проезжую часть? Трудно сказать. Но кто-то очень сытый, слишком сытый всколыхнул ещё не зажившие раны блокадной памяти Реакция людей была разной, но большая часть людей была потрясена.»

-Можно ли назвать то, что сделала женщина Поступком? А почему вы так думаете? ( ответы детей)

Действительно, поступок седой женщины стал уроком памяти, порядочности, мужества и чести, уроком глубокой гражданственности.

Пережившие блокаду знают цену жизни цену Хлеба. Война слишком больно проехалась по их судьбе.

К началу осады из Ленинграда вывезли только очень небольшую часть жителей (менее 500 тыс.). Около 2,8 млн. человек не успели уехать. В осаждённом городе осталось более 400 тыс. детей.

До какого-то момента они были как все дети, играли осколками снарядов, сбегали на передовую… А потом они разучились шалить, смеяться, улыбаться: для этого тоже нужны силы, а их не было. Они стали самыми тихими детьми. Сидели молча, покачиваясь из стороны в сторону, непрерывно что-то ковыряли, стараясь как-то заглушить сосущее, сводящее с ума чувство голода. Ленинградские дети не плакали. Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, они так пытались узнать- куда исчезла еда? Куда исчез хлеб?

Самой тяжёлой оказалась первая блокадная зима. Не было электричества, воды, почти весь город погрузило во тьму. Дома не отапливались.

Давайте посмотрим небольшой отрывок документального фильма о блокаде Ленинграда.


- видео «Дню снятия блокады Ленинграда-посвящается»-


Битва за Ленинград является одной из самых трагических событий Великой Отечественной войны. В плане «Барбаросса» взятие Ленинграда было первоочередной задачей. Гитлер решил стереть его с лица земли. На Ленинград наступали войска группы «Север». В составе этой военной группировки было 40 дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. Немцев поддерживала «Голубая дивизия» финнов, насчитывавшая 200 тысяч человек.

Задача -Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей; а оставшихся в живых, деморализовать, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все... Вот что такое фашистская стратегия голода. И фашисты это орудие широко применяли, стремясь сломить волю людей к сопротивлению.

Немцы рассчитывали, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать.

По расчетам фашистов при таком скудном пайке все население Ленинграда должно было погибнуть за ДВА МЕСЯЦА. Но этого не случилось, умер только каждый третий. Это невероятно!


8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. Такого история еще не знала! Страданьям этим не найти ни меры, ни названия, ни сравнения…Днем и ночью город подвергался воздушным бомбежкам и артиллерийскому обстрелу, только 8 сентября на него было сброшено более 6 тысяч зажигательных бомб .

На начало блокады в городе оставалось запасов:

Хлеба, крупы – на 35 суток,

Мяса – на 40 суток,

Сахара и кондитерских изделий – на 60 суток.

А продержаться надо было 900 суток! Два долгих года и 168 дней! И каждый день – ценою в чьи-то жизни! 650 тысяч человеческих жизней – вот страшная цена ленинградской блокады, 650 тысяч задутых блокадным смерчем свечей жизни.

В блокадные дни между хлебом и жизнью стоял знак равенства. Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.


Военный совет фронта с начала сентября по 20 ноября 1941 года пять раз сокращал нормы выдачи хлеба населению. 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше. «Это совсем маленький кусочек: тяжёлый, липкий, сырой. – Хлеб содержит всякую дрянь и лишь немного муки».

«Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестят, как будто покрыты лаком, - 1-я степень дистрофии, другие высохли – 2-я степень». Врачи уже с ноября диагностировали давно забытую болезнь – дистрофию. Но, удивительно то, что люди из последних сил двигались, работали – те, как ни странно, выживали чаще. В душах людей происходил выбор: либор поступать по совести, либо выжить во что бы то ни стало, любыми способами. Но для большинства ленинградцев существовали не способы выжить, а способы жить, не теряя человеческого облика.

Как же удавалось выжить в таких нечеловеческих условиях? Самое главное- люди не думали о себе, а пытались помочь ближнему. Ближнему – значит любому, кто нуждается в помощи. Все поддерживали друг друга, не давали потерять надежду. Только так – преодолевая самого себя, но ощущая внутренне единство-можно было выжить. В это время жизнь поддерживалась исключительно только силой духа!

Начиная с сентября, когда доставка продовольствия в город сократилась, пришлось выпекать хлеб с примесями. Добавляли овсяную муку, ячменную, отруби, жмыхи. Но и эти продукты кончались. Ученые искали заменители, которые можно было примешивать в муку и увеличить припек хлеба. Припек, то есть та прибавка в весе хлеба, какая происходит после выпечки. Под руководством В. И. Шаркова, профессора Лесотехнической академии, ученые предложили использовать целлюлозу, ту самую, что шла как сырье для изготовления бумаги. Они создали установку для переработки этой целлюлозы в пищевую. С конца ноября ее стали прибавлять в хлеб как наполнитель. Получалась масса немного серого цвета. После того как отпрессуешь ее на фильтрах, получится пласт такого вещества с влажностью сорок процентов. Хлебозаводы брали этот материал, разбавляли муку, делали хлеб. Хлеб получался сырой, глинистый, с горьким травяным вкусом, но как радовались ему хлебопеки, тот же Василий Иванович Шарков, его сотрудники — они-то знали, каких мук, усилий ума стоило создать этот хлеб. Все же это был хлеб! Декабрьский, январский хлеб — горе и счастье Ленинграда.

В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах, замерзали в постелях.


Чем они жили, что ели - за пределами понимания нынешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки - все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни.

Только в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре - - почти 53 тысячи, январь и февраль – почти 200 тысяч, март – еще 90 тысяч жизней.


Хлебные карточки.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики с цифрой 25. За пять таких кусочков бумаги, с ноготь каждый, выдавался двойной паек. Двадцать пять граммов хлеба -величина почти неосязаемая.

Если бы вы видели тот кусочек хлеба! В музее он уже высох и лежит, как что-то нарочно сделанное. Эти водянистые буханки в мороз так перемерзали, что продавщица не могла их разрезать ножом и потому рубила топором. Рубила буханку, чтобы отрубить маленький кусочек весом 125 грамм – вперед не отоваривали, не было таких возможностей. Самое страшное для блокадника – потеря карточки на хлеб.

Блокадная карточка имела суровую надпись «при утере не возобновляется», если человек терял карточку или ее украли – то он был фактически обречен на смерть. Хлебная карточка была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства.

125 граммов хлеба. Много это или мало? Мы, сегодняшнее поколение, не знаем, просто задумывались об этом.


Вот это кусочек хлеба, который получали ленинградцы. (показ)

Его цена – человеческая жизнь! А ведь это, ребята, была норма еды человеку на целые сутки. И порой, кроме воды, у ленинградцев ничего съестного не было. Собирали даже маленькие крошечки хлебушка, делились с другими, спасали чью-нибудь жизнь. И поделиться таким кусочком было равнозначно подвигу. Такое люди, пережившие блокаду, помнят до самой старости.


Ребята, а Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Сейчас я вам покажу! Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их, чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

В перечне блокадной еды всякое можно было найти: мучной клей от обоев и из переплетов книг, ремни, всякого рода технические масла, олифа, лекарства, специи, вазелин. Съели всех кошек и собак. Ели даже землю, взятую с мест, где немцы разбомбили продовольственные склады. Ее глотали маленькими порциями и запивали водой.

Список блокадной еды вызывает не только ужас, но и удивление той изобретательности, с какой на съедобность испытывалось все окружающее.

Ленинградцы знали на вкус каждую травинку. В первую весну 42-го, когда появлялась трава, любую траву срывали и ели. Ни одной травиночки в Ленинграде не оставалось под забором.


В Ленинграде, сегодняшнем Санкт-Петербурге есть обелиск, установленный на Пискаревском кладбище. Иногда у обелиска, где всегда живые цветы, можно увидеть корочку хлеба и записку: « Мама! Прости! Ведь это твой кусочек хлеба спас мне жизнь».


У людей, живших в то время, не было необходимых для жизни вещей, которыми мы обладаем сегодня в избытке, но они могли рассчитывать на человеческое отношение и взаимопомощь. Несмотря на голод и страдания, жители Ленинграда помогали друг другу изо всех сил. Немцы, забрасывали листовками, чтобы жители сдались, обещали всех накормить, но голодные и больные ленинградцы не сдали свой родной город.

В осажденном городе подвиг стал нормой.

Из воспоминаний Алеши Глушкова. «В январе умер отец, а через несколько дней скончалась и мать от голода. Я остался с братом Павликом.. Он был послабее, и в магазин ходил я... Я решил продать морской бушлат отцовский… На рынке ко мне подошел мужчина. Продал я... Иду в магазин, возле кассы спохватился, даже в грудь ударило от мысли: карточки-то остались в бушлате. Я бегом на рынок, а рыжей бородки и след простыл.,. Рассказал все Павлику, оба долго и горько плакали. Утром рано слышим: стук в дверь, входит мужчина с рыжей бородкой. Я сперва подумал, что от голода мерещится...

– Бушлат на рынке ты, сынок, продал?

– Тут я понял, что это не сон, и разрыдался. От радости мы и спасибо не сказали. Не знаю, жив ли тот человек, но в моей душе он живет.»


Какие драмы, видимые и невидимые миру, разыгрывались ежедневно вокруг кусочка хлеба! Какие самые высокие и самые низкие чувства клокотали в очередях, где дожидались хлеба!

«Стоим в очереди за хлебом. На углу Литейного и Моховой располагалась булочная, где мы его получали. Часа в три уже начало смеркаться - зимой ведь рано смеркается. А мы все стоим и ждем. А на Литейном наледь - видимо, бомба попала в водопровод, вот вода залила проспект и замерзла. И вдруг показывается машина, попала на эту наледь и застряла. Не берет мотор. Шофер вертелся, вертелся, а потом подходит к нашей очереди. И просит: помогите толкнуть грузовик. А нас там человек сорок стояло. И вот эти тени идут толкать машину. По пути спрашиваем шофера: куда едет? Он прямо говорит: в сторону Финляндии к летчикам. Везу, мол, им шоколад. Он один в машине, вокруг - толпа голодных людей. И они толкают эту машину, и машина уезжает. А голодные возвращаются в свою очередь. И тут появляется продавщица, и на саночках, простых детских саночках, везет два пакета с хлебом. Одна. Открывает магазин, нарезает хлеб по 125 граммов. И все спокойно получают свой кусочек и уходят. Это в январе сорок второго года было... Знаете, я, когда в наше время видела, как люди дрались в очереди за батонами, плакала. Дрались за батоны. А если б тогда?.. От этих шоколадок бы ничего не осталось. И никого б не нашли. После того хлеба, что мы ели, шоколад вообще чудом был».

Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Бомбежки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку – возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела тогда ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.

Из 14-ти сотрудников в живых осталось пять. Они верили в победу и знали, что стране после войны понадобятся семена, которые они спасали. Пытки голодом были ужасны. Голодному человеку трудно отвечать за свои поступки.


Послушайте еще одну историю.  «Во время войны мы жили в г. Кронштадте. Было мне 9 лет. Так как я была, наверное, самая крепкая, поэтому за хлебом - 150 г по карточкам - в магазин ходила я.
    Однажды захожу в магазин и вижу на полу карточки. Я еще и смекалистая была: чтобы поднять, выронила свои, все подняла, положила в свой кармашек халатика, выкупила хлебушек и быстренько домой. Радостная, показываю родителям. Папа был военнообязанный, но оставили его в городе. На второй этаж к нам он поднимался на четвереньках - не было сил. Мама тоже еле-еле двигалась по комнате.
    Так вот, вхожу я радостная, а родители мои вдруг заплакали, усадили меня и спрашивают: "И чему же ты радуешься, и как же ты будешь жить на свете, если, конечно, останешься живой, зная, что из-за тебя умерли люди, которые на целый месяц остались без хлеба? Иди и отнеси тому, кто их выронил". Я была просто убита! Спросила только:
    - А как я найду тех, кто потерял?
    - Найдешь! Кто потерял, будет искать...
    Пошла обратно в магазин, стою, приходит женщина, руками разводит, что-то причитает, плачет. Подхожу, спрашиваю, что, мол, случилось. А она и говорит про карточки и про своих детей, которые теперь умрут.
    Сегодня мне 73 года, и я до сих пор помню благодарные глаза той женщины и ее поцелуй.»

Голод блокады – это враг, противник, с которым нужно было сражаться, ежедневно, еженощно, без передышки воевать. И каждый день – бои, сражения, трагедии. Поражения и победы – маленькие, но такие важные – ценою в жизнь.


Воистину знает цену хлеба наша землячка Галина Ивановна КУЗНЕЦОВА. Родилась она в 1937 году. Родителей своих не помнит. Видимо, работали они на одном из заводов, находились на казарменном положении и погибли. По национальности Галина Ивановна китаянка. Фамилия ее Казаю. И жила она в ленинградском детском доме № 34. Помнит, как под разрывами снарядов переносили детей в бомбоубежище, как смотрели они на проходившие мимо отряды советских солдат, а те протягивали голодным детям кусочки сахара и хлеба. А в возрасте четырех-пяти лет Галина Ивановна была эвакуирована в город Иваново, в Интернациональный детский дом (ИДД).

Привезенные из Ленинграда дети были такие худые, маленькие, что ивановские дети чувствовали себя здоровяками. Они отдавали блокадникам самое лучшее, что было у них - игрушки, кусочки хлеба. Галина Ивановна вспоминает: «И кормили нас, старались; а мы всё равно прятали под подушку кусочки хлеба. Лакомством хлеб ещё долго оставался для нас. Даже в таких тяжелых условиях люди держались вместе, сплоченно, помогая друг другу, не жалея последнего кусочка хлеба для ближнего. Воистину, Хлеб – это символ Жизни!

А ивановские ткачи часто бывали у нас в гостях с подарками - тряпочными куклами, кусками ткани для одежды. И вскоре мы повесели, поправились. Даже в «беговушку» играли, дружно жили. А как только вой сирен раздается, берут старшие малышей и в лес, в землянки. Без паники, суеты. А потом наши старшие ребята добровольцами ушли на фронт. Семнадцать из них не вернулись. «

Галина Ивановна и сегодня говорит: «Больно, когда вижу хлеб недоеденный брошен бесстыже или корка попирается ногой».

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».


Ребята, давайте посмотрим небольшой фрагмент интервью с Галиной Ивановной Кузнецовой.


-видео-



Еще одна судьба вихоревчанки КЛИМИНОЙ НИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ. Когда началась война, ей было 10 лет, она уже закончила первый класс. 10 лет-это возраст, когда все прекрасно помнишь.

Каждое лето родители отправляли их с Ленинграда в Калининскую область в деревню к тетке. И тут снова собрались поехать, побежали в магазин купить леденцов. Это было 22 июня 1941 года. Когда Нина с сестрой выбежали на улицу – ничего не могли понять – кругом шум, народ – началась война. Слышим голос Левитана, объявляет по радио о начале войны. Поэтому о поездке уже никто не говорил. Отца с первых дней войны забрали на фронт. Две старшие сестры умерли от голода. В 1942 году умерла от голода бабушка, потом мать. Выжили только Нина с братом.

Город Ленинград был полностью освобожден от блокады 27 января 1944 г. Поэтому этот день мы отмечает, как день освобождения и памяти. Известно, что на 1 января 1944 г. в Ленинграде насчитывалось всего 560 тыс. жителей – одна шестая часть его довоенного населения.

Если вы будете в С.-Петербурге, то обязательно сходите в музей истории города, там вы увидите маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.

Я думаю, что наш сегодняшний урок заставит вас задуматься над ценностью Хлеба, над ценностью Мира, над ценностью человеческой жизни! Помнить блокадные дни… Когда между жизнью и смертью зловеще стоял знак равенства.

Через собственную жизнь приходит каждый из нас к пониманию сути простого ржаного ли, пшеничного ломтя, куска, а то и кусочка хлеба. И хлеб становится дорог нам не только как продукт питания. Он дорог всем, что есть человеческого в нас.

Вот такой он – Хлеб войны.


Я-хлеб. У меня есть душа.

Я-хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я-ломтик,   прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я-хлеб. У меня есть душа.

 Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой

С трудом поднимает ручонку.

Я- хлеб. И пока я живой

Не дам умереть я ребенку.

Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я - хлеб.

У меня есть душа.

Я - хлеб…


-Ребята! А вы знаете, что такое записка? Что в них обычно пишут? (ответы детей).

-Сейчас я каждому из вас раздам маленький кусочек бумаги, на котором вы напишите записочку детям блокадного Ленинграда, или Галине Ивановне с Ниной Алексеевной, или современным детям. (работают)

-А сейчас давайте прочитаем, что вы написали. (читаем записки)

Возьмите в руки наш мирный хлеб , хлеб мира . Вдохните тончайший, ни с кем не сравнимый хлебный аромат и вспомните о великом труде всех тех, кому мы обязаны хлебом . И пусть никогда не покидает вас бережнее, святое отношение к этому замечательному продукту, носителю и продолжателю жизни на земле! И всегда при сытости помните голод!






9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!