Презентация для серии уроков по теме "Лаковая мниатюра" в 5 классах. Включает: исторические факты, этапы работы над созданием шкатулки мастерами и примеры работы в школьных условиях, этапы работы над миниатюрной росписью и примеры миниатюрных шедевров на космическую тему, творческие работ учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Художественные лаки. Лаковая миниатюра»
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ЛАКИ
Презентация для СЕРИИ уроков в 5 классе, с общей тематикой
«Ты сам – мастер!»
Лицей №17 города Костромы
учитель изобразительного искусства Колесник С. А.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ
Основой для изготовления изделий послужила техника папье-маше
ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ
Промысел возник в местечке Жостово Московской области, в начале 19 века
- Жостовская роспись - это живопись на металлических подносах, которые изготавливают из тонкой кровельной стали (ранее из папье-маше), покрывают несколькими слоями грунта и масляного лака, чаще черного.
- Подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
- По кромке подноса выполняется золотой узор.
- Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.
ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА
ФЕДОСКИНО
- Русская лаковая миниатюра была основана около 1795 года купцом Коробовым в селе Данилове (Московская область), смежном с селом Федоскино и впоследствии слившимся с ним.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ шкатулок из картона
- На начальном этапе создания лаковой миниатюры древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны.
- Эти трубки называются навивами.
Своими руками!
- Готовим картон толщиной 1 мм.
- Необходимые инструменты – ножницы, клей, линейка, карандаш.
- Навивы пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.
Своими руками!
- Выбираем подходящую форму, делаем расчеты.
- Нарезаем необходимое количество деталей, склеиваем детали.
- Мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры- полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт.
Своими руками!
- Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины.
- Высушенный грунт шлифуют, и красят шкатулку красным и черным лаком, после чего она попадает в руки художника, владеющего секретами создания уникальной лаковой миниатюры.
- Грунтуем клеем ПВА или смесью зубного порошка и лака НЦ.
- Изнутри красим красной снаружи черной гуашью.
- Лакируем
- Рецепт приготовления красок, для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись.
- Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.
- Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры.
- Художник работает тончайшими беличьими кистями.
- Роспись золотом и орнамент выполняется специально приготовленным составом – сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает лаковой миниатюре неповторимость и уникальность.
- Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом.
- Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.
- Заключительный этап создания лаковой миниатюры - полировка.
- Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Качественная полировка подчеркивает художественные достоинства лаковой миниатюры, выявляет ее яркость и глубину.
Ученика
Мастера
- Для творческого задания меняем форму.
Например: цилиндрическая форма шкатулки или форма ларца.
ЦЕНТРЫ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ
- ФЕДОСКИНО
- ПАЛЕХ
- ХОЛУЙ
- МСТЁРА
Это важно!
Для лаковой миниатюры
Федоскино
характерна техника
масляной живописи.
Для лаковой миниатюры Палеха, Мстеры, Холуя иконописная техника - темпера
на яичном желтке.
ЭТАПЫ РОСПИСИ лаковой миниатюры
(техника темперной живописи)
- Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую).
- После художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
- Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки.
- Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна.
- По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски.
- Закончив работу красками, художник берётся за золото.
- Листовое сусальное золото тщательно дробится и растирается пальцами.
- Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.
- После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.
Краски горят как Жар-птица !
Работы учащихся лицея!
Работы мастеров!
КОСМИЧЕСКАЯ
ТЕМА в лаковой миниатюре
Юрий
Гагарин желает вам творческих успехов!
Работы учащихся
Ссылки на сайты:
https://www.showbell.ru/promysly/?st=lm
http://palekh.narod.ru/tehn-win.htm
http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/mstera/mstera.htm
https://kholuy.ru/tehnologiya-izgotovleniya.html
https://www.livemaster.ru/topic/3072902-syn-rossii-kniga-o-yurii-gagarine-s-illyustratsiyami-hudozhnikov-paleha
https://zhostovo.ru /
https://m.my.mail.ru/community/iskystvo_cveti/3A86C68D32E401F0.html