СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ для проведения пробного ОГЭ по обществознанию в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ для проведения пробного ОГЭ по обществознанию в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«КИМ для проведения пробного ОГЭ по обществознанию в 9 классе»

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответами к заданиям 23–30 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на бланке ответов № 2.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Вариант № 185722

1. В каком веке со­глас­но ле­то­пис­но­му пре­да­нию в Нов­го­род на кня­же­ние были при­зва­ны ва­ря­ги?

 1) VII в.

2) VIII в.

3) IX в.

4) X в.

2. Что из на­зван­но­го было след­стви­ем во­ен­ных побед князя Алек­сандра Нев­ско­го?

 1) укреп­ле­ние Мос­ков­ско­го кня­же­ства

2) рас­пад Тев­тон­ско­го ор­де­на

3) ухуд­ше­ние от­но­ше­ний с Поль­шей

4) предот­вра­ще­ние за­хва­та кре­сто­нос­ца­ми рус­ских зе­мель

3. Что из на­зван­но­го было ре­зуль­та­том внеш­ней по­ли­ти­ки Ивана IV?

 1) при­со­еди­не­ние Сред­не­го и Ниж­не­го По­вол­жья к Рос­сии

2) по­лу­че­ние Рос­си­ей вы­хо­да к Бал­тий­ско­му морю

3) объ­еди­не­ние Укра­и­ны с Рос­си­ей

4) вхож­де­ние в со­став Рос­сии Во­сточ­ной Си­би­ри

4. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те пра­ви­те­ля, о ко­то­ром идёт речь.

«Оприч­ни­на, го­раз­до мень­шая часть го­су­дар­ства, чем зем­щи­на, со­ста­ви­ла как бы соб­ствен­ное вла­де­ние го­су­да­ря в про­ти­во­по­лож­ность го­су­дар­ствен­но­му; в оприч­ни­не были свои бояре и околь­ни­чие, свой осо­бый цар­ский дво­рец, казна, дьяки и во­ен­ная сила: дети бо­яр­ские и стрель­цы. Все до­хо­ды с оприч­ни­ны шли ис­клю­чи­тель­но на цар­ский оби­ход. При таком раз­де­ле­нии го­су­дар­ства на­ча­лось пе­ре­се­ле­ние. Царь при­ка­зы­вал вы­во­дить из оприч­ных го­ро­дов и их тер­ри­то­рий вла­дель­цев, не при­ня­тых в оприч­ни­ну, а тем, на­про­тив, ко­то­рые туда вошли, раз­да­вал земли за служ­бу».

 1) Иван III

2) Иван IV

3) Фёдор Ива­но­вич

4) Борис Го­ду­нов

5. Крым был при­со­единён к Рос­сий­ской им­пе­рии в

 1) 1720-е гг.

2) 1780-е гг.

3) 1810-е гг.

4) 1870-е гг.

6. Какой до­ку­мент был со­здан в эпоху двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов?

 1) Та­бель о ран­гах

2) Со­бор­ное уло­же­ние

3) Су­деб­ник

4) Кон­ди­ции

7. Что из на­зван­но­го было след­стви­ем пре­об­ра­зо­ва­ний Петра I?

 1) от­ме­на мест­ни­че­ства

2) оформ­ле­ние рос­сий­ско­го аб­со­лю­тиз­ма

3) от­ме­на кре­пост­но­го права

4) фор­ми­ро­ва­ние со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии

8. Про­чти­те от­ры­вок из сбор­ни­ка рас­по­ря­же­ний обер-по­лиц­мей­сте­ра Санкт-Пе­тер­бур­га и ука­жи­те им­пе­ра­то­ра, в прав­ле­ние ко­то­ро­го были сде­ла­ны эти рас­по­ря­же­ния.

 «Фев­ра­ля 18-го. За­пре­ща­ет­ся тан­це­вать вальс.

Ап­ре­ля 18-го. За­пре­ща­ет­ся вво­зить ино­стран­ные книги и ноты.

Сен­тяб­ря 4-го. Чтоб никто не носил ни не­мец­ких каф­та­нов, ни сюр­ту­ков с раз­но­цвет­ны­ми во­рот­ни­ка­ми и об­шла­га­ми; но чтоб они были од­но­го цвета.

Де­каб­ря 15-го. Чтоб вся­кий вы­ез­жа­ю­щий из го­ро­да куда бы то ни было пуб­ли­ко­вал­ся в га­зе­тах 3 раза сряду».

 1) Пётр I

2) Пётр II

3) Пётр III

4) Павел I

9. После Смо­лен­ско­го сра­же­ния в ходе Оте­че­ствен­ной войны 1812 года глав­но­ко­ман­ду­ю­щим рус­ской ар­ми­ей стал

 1) П. И. Баг­ра­ти­он

2) М. Б. Барк­лай де Толли

3) М. И. Ку­ту­зов

4) им­пе­ра­тор Алек­сандр I

10. Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий про­изо­шло рань­ше осталь­ных?

 1) пе­ре­ход к ле­то­счис­ле­нию от Рож­де­ства Хри­сто­ва

2) ос­но­ва­ние Сла­вя­но-греко-ла­тин­ско­го учи­ли­ща (ака­де­мии)

3) на­ча­ло кни­го­пе­ча­та­ния в Рос­сии

4) от­кры­тие Ака­де­мии ху­до­жеств

11. В какой пе­ри­од в СССР осу­ществ­ля­лась новая эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка (нэп)?

 1) 1920-е гг.

2) 1930-е гг.

3) 1940-е гг.

4) 1950-е гг.

12. Какое со­бы­тие про­изо­шло в пе­ри­од на­хож­де­ния у вла­сти Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства?

 1) «Кро­ва­вое вос­кре­се­нье»

2) Все­рос­сий­ская Ок­тябрь­ская по­ли­ти­че­ская стач­ка

3) про­воз­гла­ше­ние Рос­сии рес­пуб­ли­кой

4) из­да­ние де­кре­та об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ства и школы от церк­ви

13. Что было одним из по­след­ствий за­клю­че­ния Брест­ско­го мира в 1918 г.?

 1) под­держ­ка боль­ше­вист­ско­го пра­ви­тель­ства со сто­ро­ны всех слоев на­се­ле­ния

2) уста­нов­ле­ние со­вет­ской вла­сти в Фин­лян­дии

3) раз­рыв левых эсе­ров с боль­ше­ви­ка­ми

4) про­ве­де­ние вы­бо­ров в Учре­ди­тель­ное со­бра­ние

14. Контр­на­ступ­ле­ние со­вет­ских войск под Ста­лин­гра­дом на­ча­лось

 1) 5 де­каб­ря 1941 г.

2) 19 но­яб­ря 1942 г.

3) 5 июля 1943 г.

4) 6 июня 1944 г.

15. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния со­вре­мен­но­го ис­то­ри­ка и ука­жи­те город, на­зва­ние ко­то­ро­го два­жды про­пу­ще­но в от­рыв­ке.

 «В конце сен­тяб­ря – на­ча­ле ок­тяб­ря на­ча­лась не­мец­кая опе­ра­ция "Тай­фун", на­це­лен­ная на взя­тие __________. Пер­вая линия со­вет­ской обо­ро­ны была про­рва­на на цен­траль­ном на­прав­ле­нии 5–6 ок­тяб­ря. Пали Брянск и Вязь­ма. Вто­рая линия под Мо­жай­ском на не­сколь­ко дней за­дер­жа­ла гер­ман­ское на­ступ­ле­ние. 10 ок­тяб­ря ко­ман­ду­ю­щим За­пад­ным фрон­том был на­зна­чен Г.К. Жуков. 19 ок­тяб­ря в сто­ли­це было вве­де­но осад­ное по­ло­же­ние. В кро­во­про­лит­ных боях Крас­ная Армия су­ме­ла оста­но­вить про­тив­ни­ка; за­кон­чил­ся ок­тябрь­ский этап гит­ле­ров­ско­го на­ступ­ле­ния на ________».

 1) Ле­нин­град

2) Москва

3) Ста­лин­град

4) Курск

16. Про­ве­де­ние XX съез­да КПСС, на ко­то­ром был осуж­ден культ лич­но­сти Ста­ли­на, от­но­сит­ся к

 1) 1952 г.

2) 1956 г.

3) 1964 г.

4) 1968 г.

17. Чем за­вер­ши­лась «праж­ская весна»?

 1) по­ра­же­ни­ем ре­фор­мист­ско­го те­че­ния в Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Че­хо­сло­ва­кии

2) при­хо­дом к вла­сти в Че­хо­сло­ва­кии оп­по­зи­ци­он­ных ком­му­ни­стам по­ли­ти­че­ских сил

3) ро­спус­ком Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра

4) рас­па­дом Че­хо­сло­ва­кии на Чехию и Сло­ва­кию

18. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вет­ско­го во­е­на­чаль­ни­ка и ука­жи­те стра­ну, в ко­то­рой про­ис­хо­ди­ли опи­сан­ные со­бы­тия.

«Утром 26 де­каб­ря 1979 г. пол­ков­ник Б. Я. Ро­гон­цев, ко­то­рый дви­гал­ся со шта­бом ди­ви­зии, до­ло­жил, что два полка вышли в ука­зан­ные рай­о­ны с опе­ре­же­ни­ем расчётного вре­ме­ни на 1,5—2 часа. Марш про­хо­дил нор­маль­но. Мно­гие жи­те­ли вышли нав­стре­чу про­хо­див­шим ко­лон­нам. При их оста­нов­ке муж­чи­ны и маль­чи­ки под­хо­ди­ли к ма­ши­нам, про­яв­ляя опре­делённый ин­те­рес и доб­ро­же­ла­тель­ность к нашим вой­скам. Так было. Дру­гое дело, что в даль­ней­шем си­ту­а­ция из­ме­ни­лась. Но об этом позже. А при вводе наших войск были доб­ро­же­ла­тель­ность и ра­ду­шие опре­делённой части на­ро­да… На сле­ду­ю­щий день об­ста­нов­ка резко из­ме­ни­лась. На­чал­ся так на­зы­ва­е­мый вто­рой этап Ап­рель­ской ре­во­лю­ции, ко­то­рый озна­ме­но­вал­ся тем, что быв­ший глава го­су­дар­ства X. Амин был убит. Гла­вой го­су­дар­ства и Вер­хов­ным глав­но­ко­ман­ду­ю­щим стал Б. Кар­маль».

 1) Поль­ша

2) Че­хо­сло­ва­кия

3) Аф­га­ни­стан

4) Китай

19. Кто из пе­ре­чис­лен­ных ру­ко­во­ди­те­лей Со­вет­ско­го го­су­дар­ства при­ни­мал уча­стие в под­пи­са­нии За­клю­чи­тель­но­го акта Со­ве­ща­ния по без­опас­но­сти и со­труд­ни­че­ству в Ев­ро­пе в 1975 г.?

 1) Н. С. Хрущёв

2) Л. И. Бреж­нев

3) М. С. Гор­бачёв

4) Ю. В. Ан­дро­пов

20. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

 Со­бы­тия какой войны изоб­ра­же­ны на схеме?

 1) Ли­вон­ской войны 1558–1583 гг.

2) Смо­лен­ской войны 1632–1634 гг.

3) Се­вер­ной войны 1700–1721 гг.

4) Се­ми­лет­ней войны 1756–1763 гг.

21. В годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной в бло­кад­ном Ле­нин­гра­де была со­зда­на

 1) Седь­мая сим­фо­ния Д. Д. Шо­ста­ко­ви­ча

2) поэма «Ва­си­лий Тёркин» А. Т. Твар­дов­ско­го

3) по­весть «А зори здесь тихие...» Б. Л. Ва­си­лье­ва

4) по­весть «От­те­пель» И. Г. Эрен­бур­га

22. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и от­веть­те на во­прос.


Когда был со­здан дан­ный пла­кат?

 1) в 1919 г.

2) в 1929 г.

3) в 1939 г.

4) в 1949 г.

23. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:

 1) со­вет­ско-фин­лянд­ская война;

2) под­пи­са­ние со­вет­ско-гер­ман­ско­го до­го­во­ра о не­на­па­де­нии;

3) под­пи­са­ние Брест­ско­го мира с Гер­ма­ни­ей;

4) бои со­вет­ских и япон­ских войск в рай­о­не озера Хасан.

24. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между име­на­ми мон­голь­ских пол­ко­вод­цев и со­бы­ти­я­ми, в ко­то­рых они при­ни­ма­ли уча­стие: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 МОН­ГОЛЬ­СКИЕ ПОЛ­КО­ВОД­ЦЫ

 

СО­БЫ­ТИЯ

А) Батый

Б) Мамай

В) Ахмат

 

1) Ку­ли­ков­ская битва

2) битва на реке Калке

3) осада Ко­зель­ска

4) сто­я­ние на реке Угре

 

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

 

 

 

25. Какие из дан­ных со­бы­тий про­изо­шли в пе­ри­од 1945—1953 гг.? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке два со­бы­тия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) рас­стрел де­мон­стра­ции ра­бо­чих в Но­во­чер­кас­ске;

2) фаб­ри­ка­ция «ле­нин­град­ско­го дела»;

3) на­ча­ло ре­гу­ляр­ных за­ку­пок зерна за гра­ни­цей;

4) на­ча­ло кам­па­нии про­тив кос­мо­по­ли­тиз­ма в СССР;

5) лик­ви­да­ция ма­шин­но-трак­тор­ных стан­ций.

26. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

 

 

Го­до­вые обо­ро­ты рус­ских пор­тов

 

Год

 Санкт-Пе­тер­бург 

 Ар­хан­гельск 

 Аст­ра­хань 

1719   

1976 тыс. руб.

 2942 тыс. руб. 

961 тыс. руб.

1726

3953 тыс. руб.

 245 тыс. руб. 

 988 тыс. руб. 

               НА­ЧА­ЛО СУЖ­ДЕ­НИЯ                    

ВА­РИ­АН­ТЫ ЗА­ВЕР­ШЕ­НИЯ

СУЖ­ДЕ­НИЯ

A) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы тор­гов­ли, осу­ществ­ля­е­мые через порт

1) 1726 г.

Б) К 1726 г. глав­ны­ми мор­ски­ми тор­го­вы­ми во­ро­та­ми стра­ны ста­но­вит­ся

2) 1719 г.

В) Со­во­куп­ный го­до­вой обо­рот трёх пор­тов, пред­став­лен­ных в таб­ли­це, был выше в

3) Аст­ра­хань


4) Ар­хан­гельск


5) Санкт-Пе­тер­бург

 За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 A

Б

В




27. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

«Про­цесс пе­ре­да­чи го­су­дар­ствен­но­го иму­ще­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в част­ную соб­ствен­ность, ко­то­рый осу­ществ­лял­ся в Рос­сии с на­ча­ла 1990-х годов».

28. Срав­ни­те черты раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти СССР в 1920-х и 1930-х гг. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

 1) де­я­тель­ность в эко­но­ми­ке стра­ны пред­при­я­тий с ино­стран­ным уча­сти­ем;

2) ве­ду­щая роль го­су­дар­ства в управ­ле­нии про­мыш­лен­но­стью;

3) раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти с учётом ры­ноч­ной конъ­юнк­ту­ры внут­ри стра­ны;

4) при­зна­ние ре­ше­ний пла­но­вых ор­га­нов «за­ко­ном» для го­су­дар­ствен­ных про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий.

29. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

30. Ниже при­ведён пе­ре­чень го­ро­дов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, были ос­но­ва­ны в XVII в.

 1) Ир­кутск; 2) Из­борск; 3) Томск; 4) Нер­чинск; 5) Якутск.

 Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на (на­зва­ния), «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

31. На­зо­ви­те рус­скую им­пе­ра­три­цу, о ко­то­рой идёт речь в от­рыв­ке, и ука­жи­те на­зва­ние, ко­то­рое по­лу­чи­ла про­во­ди­мая ею по­ли­ти­ка.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка

«С пер­вых лет жизни в Рос­сии бу­ду­щая им­пе­ра­три­ца вела уединённый образ жизни, рано при­стра­сти­лась к чте­нию, ко­то­рое стало её под­лин­ны­ми уни­вер­си­те­та­ми. Она не лю­би­ла мужа, была че­сто­лю­би­ва и меч­та­ла сама за­нять пре­стол. Её же­ла­ние стать рус­ской им­пе­ра­три­цей осу­ще­стви­лось бла­го­да­ря за­го­во­ру, во главе ко­то­ро­го сто­я­ли гвар­дей­ские офи­це­ры, поль­зо­вав­ши­е­ся огром­ным вли­я­ни­ем в об­ще­стве.

 После сво­е­го при­хо­да к вла­сти она всту­пи­ла в пе­ре­пис­ку с вид­ны­ми фран­цуз­ски­ми фи­ло­со­фа­ми. Об­ще­ние с ними су­ще­ствен­но ска­за­лось на её лич­но­сти, а мно­гие усво­ен­ные ею идеи вошли в её про­грам­му пре­об­ра­зо­ва­ний, пре­вра­ти­лись в за­ко­ны. Вме­сте с тем она оста­ва­лась са­мо­дер­жи­цей, ничем не огра­ни­чен­ной в своей вла­сти. И пер­вые ре­фор­мы новой им­пе­ра­три­цы уси­ли­ли эту власть ещё боль­ше. Сенат был пре­об­ра­зо­ван. Он ли­шил­ся за­ко­но­да­тель­ной ос­но­вы. В Укра­и­не лик­ви­ди­ро­ва­но гет­ман­ство, что укре­пи­ло им­пе­рию. Кроме того, цер­ков­ные земли ото­шли к го­су­дар­ству, а почти мил­ли­он мо­на­стыр­ских кре­стьян стали го­су­дар­ствен­ны­ми. Цер­ковь окон­ча­тель­но утра­ти­ла эко­но­ми­че­ские и нрав­ствен­ные ры­ча­ги вли­я­ния на по­ли­ти­ку».

32. Во вто­ром аб­за­це от­рыв­ка най­ди­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, где со­дер­жит­ся вывод, под­твер­жде­ния ко­то­ро­го при­во­дят­ся в даль­ней­шем тек­сте. Вы­пи­ши­те не менее двух под­твер­жде­ний ука­зан­но­го вы­во­да.

33. Из­вест­ный пе­тер­бург­ский врач М. при­нял при­гла­ше­ние од­но­го из не­дав­но со­здан­ных в Рос­сии ор­га­нов мест­но­го управ­ле­ния, оста­вил успеш­ную прак­ти­ку и по­ехал в глухую про­вин­цию. Ра­бо­та пред­сто­я­ла тяжёлая. На его участ­ке про­жи­ва­ли более две­на­дца­ти тысяч че­ло­век, пред­сто­я­ли боль­шие разъ­ез­ды, но врач ру­ко­вод­ство­вал­ся идеей слу­же­ния на­ро­ду. Новая ме­ди­ци­на была бес­плат­ной и до­ступ­ной про­сто­му на­ро­ду.

1. Как на­зы­ва­лись ор­га­ны мест­но­го управ­ле­ния, о ко­то­рых идёт речь?

2. В каком году была про­ве­де­на ре­фор­ма, по ко­то­рой они были со­зда­ны в Рос­сии?

3. На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, при ко­то­ром по­яви­лись эти ор­га­ны?

34. В ис­то­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ре на­зва­ние ме­ро­при­я­тий пра­ви­тель­ства им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III по пе­ре­смот­ру ито­гов ре­форм 60—70-х гг. XIX в. по­лу­чи­ло на­зва­ние «контр­ре­фор­мы». Од­на­ко есть точка зре­ния, что ме­ро­при­я­тия внут­рен­ней по­ли­ти­ки Алек­сандра III яв­ля­лись в зна­чи­тель­ной мере про­дол­же­ни­ем ре­форм 1860—1870-х гг.

 При­ве­ди­те не менее двух фак­тов, под­твер­жда­ю­щих эту точку зре­ния.

35. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Рус­ско-ту­рец­кие войны вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в.». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные с рус­ско-ту­рец­ки­ми вой­на­ми вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!