Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответами к заданиям 23–30 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на бланке ответов № 2.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант № 185722
1. В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги?
1) VII в.
2) VIII в.
3) IX в.
4) X в.
2. Что из названного было следствием военных побед князя Александра Невского?
1) укрепление Московского княжества
2) распад Тевтонского ордена
3) ухудшение отношений с Польшей
4) предотвращение захвата крестоносцами русских земель
3. Что из названного было результатом внешней политики Ивана IV?
1) присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России
2) получение Россией выхода к Балтийскому морю
3) объединение Украины с Россией
4) вхождение в состав России Восточной Сибири
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите правителя, о котором идёт речь.
«Опричнина, гораздо меньшая часть государства, чем земщина, составила как бы собственное владение государя в противоположность государственному; в опричнине были свои бояре и окольничие, свой особый царский дворец, казна, дьяки и военная сила: дети боярские и стрельцы. Все доходы с опричнины шли исключительно на царский обиход. При таком разделении государства началось переселение. Царь приказывал выводить из опричных городов и их территорий владельцев, не принятых в опричнину, а тем, напротив, которые туда вошли, раздавал земли за службу».
1) Иван III
2) Иван IV
3) Фёдор Иванович
4) Борис Годунов
5. Крым был присоединён к Российской империи в
1) 1720-е гг.
2) 1780-е гг.
3) 1810-е гг.
4) 1870-е гг.
6. Какой документ был создан в эпоху дворцовых переворотов?
1) Табель о рангах
2) Соборное уложение
3) Судебник
4) Кондиции
7. Что из названного было следствием преобразований Петра I?
1) отмена местничества
2) оформление российского абсолютизма
3) отмена крепостного права
4) формирование сословно-представительной монархии
8. Прочтите отрывок из сборника распоряжений обер-полицмейстера Санкт-Петербурга и укажите императора, в правление которого были сделаны эти распоряжения.
«Февраля 18-го. Запрещается танцевать вальс.
Апреля 18-го. Запрещается ввозить иностранные книги и ноты.
Сентября 4-го. Чтоб никто не носил ни немецких кафтанов, ни сюртуков с разноцветными воротниками и обшлагами; но чтоб они были одного цвета.
Декабря 15-го. Чтоб всякий выезжающий из города куда бы то ни было публиковался в газетах 3 раза сряду».
1) Пётр I
2) Пётр II
3) Пётр III
4) Павел I
9. После Смоленского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года главнокомандующим русской армией стал
1) П. И. Багратион
2) М. Б. Барклай де Толли
3) М. И. Кутузов
4) император Александр I
10. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
1) переход к летосчислению от Рождества Христова
2) основание Славяно-греко-латинского училища (академии)
3) начало книгопечатания в России
4) открытие Академии художеств
11. В какой период в СССР осуществлялась новая экономическая политика (нэп)?
1) 1920-е гг.
2) 1930-е гг.
3) 1940-е гг.
4) 1950-е гг.
12. Какое событие произошло в период нахождения у власти Временного правительства?
1) «Кровавое воскресенье»
2) Всероссийская Октябрьская политическая стачка
3) провозглашение России республикой
4) издание декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви
13. Что было одним из последствий заключения Брестского мира в 1918 г.?
1) поддержка большевистского правительства со стороны всех слоев населения
2) установление советской власти в Финляндии
3) разрыв левых эсеров с большевиками
4) проведение выборов в Учредительное собрание
14. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось
1) 5 декабря 1941 г.
2) 19 ноября 1942 г.
3) 5 июля 1943 г.
4) 6 июня 1944 г.
15. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите город, название которого дважды пропущено в отрывке.
«В конце сентября – начале октября началась немецкая операция "Тайфун", нацеленная на взятие __________. Первая линия советской обороны была прорвана на центральном направлении 5–6 октября. Пали Брянск и Вязьма. Вторая линия под Можайском на несколько дней задержала германское наступление. 10 октября командующим Западным фронтом был назначен Г.К. Жуков. 19 октября в столице было введено осадное положение. В кровопролитных боях Красная Армия сумела остановить противника; закончился октябрьский этап гитлеровского наступления на ________».
1) Ленинград
2) Москва
3) Сталинград
4) Курск
16. Проведение XX съезда КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина, относится к
1) 1952 г.
2) 1956 г.
3) 1964 г.
4) 1968 г.
17. Чем завершилась «пражская весна»?
1) поражением реформистского течения в Коммунистической партии Чехословакии
2) приходом к власти в Чехословакии оппозиционных коммунистам политических сил
3) роспуском Организации Варшавского договора
4) распадом Чехословакии на Чехию и Словакию
18. Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и укажите страну, в которой происходили описанные события.
«Утром 26 декабря 1979 г. полковник Б. Я. Рогонцев, который двигался со штабом дивизии, доложил, что два полка вышли в указанные районы с опережением расчётного времени на 1,5—2 часа. Марш проходил нормально. Многие жители вышли навстречу проходившим колоннам. При их остановке мужчины и мальчики подходили к машинам, проявляя определённый интерес и доброжелательность к нашим войскам. Так было. Другое дело, что в дальнейшем ситуация изменилась. Но об этом позже. А при вводе наших войск были доброжелательность и радушие определённой части народа… На следующий день обстановка резко изменилась. Начался так называемый второй этап Апрельской революции, который ознаменовался тем, что бывший глава государства X. Амин был убит. Главой государства и Верховным главнокомандующим стал Б. Кармаль».
1) Польша
2) Чехословакия
3) Афганистан
4) Китай
19. Кто из перечисленных руководителей Советского государства принимал участие в подписании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.?
1) Н. С. Хрущёв
2) Л. И. Брежнев
3) М. С. Горбачёв
4) Ю. В. Андропов
20. Рассмотрите схему и выполните задание.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/18/s_59c021a059445/690624_1.png)
События какой войны изображены на схеме?
1) Ливонской войны 1558–1583 гг.
2) Смоленской войны 1632–1634 гг.
3) Северной войны 1700–1721 гг.
4) Семилетней войны 1756–1763 гг.
21. В годы Великой Отечественной в блокадном Ленинграде была создана
1) Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича
2) поэма «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского
3) повесть «А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева
4) повесть «Оттепель» И. Г. Эренбурга
22. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/18/s_59c021a059445/690624_2.png)
Когда был создан данный плакат?
1) в 1919 г.
2) в 1929 г.
3) в 1939 г.
4) в 1949 г.
23. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) советско-финляндская война;
2) подписание советско-германского договора о ненападении;
3) подписание Брестского мира с Германией;
4) бои советских и японских войск в районе озера Хасан.
24. Установите соответствие между именами монгольских полководцев и событиями, в которых они принимали участие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
МОНГОЛЬСКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ | | СОБЫТИЯ |
А) Батый Б) Мамай В) Ахмат | | 1) Куликовская битва 2) битва на реке Калке 3) осада Козельска 4) стояние на реке Угре |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
25. Какие из данных событий произошли в период 1945—1953 гг.? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске;
2) фабрикация «ленинградского дела»;
3) начало регулярных закупок зерна за границей;
4) начало кампании против космополитизма в СССР;
5) ликвидация машинно-тракторных станций.
26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Годовые обороты русских портов
Год | Санкт-Петербург | Архангельск | Астрахань |
1719 | 1976 тыс. руб. | 2942 тыс. руб. | 961 тыс. руб. |
1726 | 3953 тыс. руб. | 245 тыс. руб. | 988 тыс. руб. |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемые через порт | 1) 1726 г. |
Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится | 2) 1719 г. |
В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в | 3) Астрахань |
| 4) Архангельск |
| 5) Санкт-Петербург |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
27. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов».
28. Сравните черты развития промышленности СССР в 1920-х и 1930-х гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) деятельность в экономике страны предприятий с иностранным участием;
2) ведущая роль государства в управлении промышленностью;
3) развитие промышленности с учётом рыночной конъюнктуры внутри страны;
4) признание решений плановых органов «законом» для государственных промышленных предприятий.
29. Запишите слово, пропущенное в схеме.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/18/s_59c021a059445/690624_3.png)
30. Ниже приведён перечень городов. Все они, за исключением одного, были основаны в XVII в.
1) Иркутск; 2) Изборск; 3) Томск; 4) Нерчинск; 5) Якутск.
Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.
31. Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика.
Из сочинения историка
«С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.
После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику».
32. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.
33. Известный петербургский врач М. принял приглашение одного из недавно созданных в России органов местного управления, оставил успешную практику и поехал в глухую провинцию. Работа предстояла тяжёлая. На его участке проживали более двенадцати тысяч человек, предстояли большие разъезды, но врач руководствовался идеей служения народу. Новая медицина была бесплатной и доступной простому народу.
1. Как назывались органы местного управления, о которых идёт речь?
2. В каком году была проведена реформа, по которой они были созданы в России?
3. Назовите императора, при котором появились эти органы?
34. В исторической литературе название мероприятий правительства императора Александра III по пересмотру итогов реформ 60—70-х гг. XIX в. получило название «контрреформы». Однако есть точка зрения, что мероприятия внутренней политики Александра III являлись в значительной мере продолжением реформ 1860—1870-х гг.
Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту точку зрения.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с русско-турецкими войнами второй половины XVIII в.