МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
1 вариант
ЧАСТЬ А
1. Укажите имя числительное.
1) двойняшки
2) трёхэтажный
3) сотня
4) одиннадцать
2. Запишите словами простые и составные числительные.
1) из 500 (________________) г сахара
2) 750 (___________________________________) моркови
3) без 4 (_________________) пучков зелёного лука
4) 1,5 (______________________________) чайные ложки соли
3. Укажите при помощи стрелочек, к какому разряду относятся числительные из левой колонки.
1) один количественные, обозначающие целые числа
2) пятеро количественные собирательные
3) двадцать третий порядковые
4) четыре седьмых количественные дробные
4. Найдите ошибку в падежных формах числительного.
1) Им. пад.: две целых пять десятых
2) Род. пад.: двух целых пяти десятых
3) Тв. пад.: двумя целыми пятью десятыми
4) Предл. пад.: (о) двух целых пяти десятых
5. Укажите числительное, в котором на месте скобок пишется ь.
1) восем(?)десят
2) тысяч(?)
3) пят(?)сотый
4) девят(?)надцать
6. Укажите ошибку в употреблении числительного.
1) двое из нас
2) двадцать двое суток
3) шестеро ребят
4) семь малышей
7. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи являются выделенные слова.
1) Пятый ученик слева мне знаком. имя существительное
2) За ответ ученик получил двойку. имя прилагательное
3) Пятитонка заехала во двор. имя числительное
4) Выстроили одиннадцатиэтажный
дом.
8. Укажите при помощи стрелочек, какими членами предложения являются выделенные слова.
1) Сотни насекомых роились над оврагом. подлежащее
2) Сотый участник конкурса оказался лучшим. сказуемое
3) Моя сестра родила двойню. дополнение
4) Девочки пришли вдвоём. определение
обстоятельство
9. В каком примере допущена ошибка в склонении числительного?
1) Им. пад.: триста пятьдесят пять
2) Род. пад.: триста пятидесяти пяти
3) Дат. пад.: трёмстам пятидесяти пяти
4) Предл. пад.: (о) трёхстах пятидесяти пяти
10. Укажите неверный морфологический разбор.
Наречие мандарин китайского языка – это самый используемый язык в мире. На нём общаются почти восемьсот восемьдесят пять миллионов человек. Испанский язык занимает второе место (всего триста тридцать два миллиона), английский находится на третьем месте, а язык бенгали претендует на четвёртое место: на нём разговаривают всего сто восемьдесят девять миллионов человек. Русский в этом списке находится на седьмом месте. Он может похвастаться лишь ста семьюдесятью миллионами человек, разговаривающими на нём. (По материалам журнала «Разгадай».)
1) (Почти) восемьсот восемьдесят пять миллионов – числит.
Общаются (сколько?) восемьсот восемьдесят пять миллионов (человек).
Н. ф. - восемьсот восемьдесят пять миллионов.
Пост. – сост., колич., целое; непост. – им. пад.
(Кто?) восемьсот восемьдесят пять миллионовчеловек.
2) Второе (место) – числит.
Место (какое?) второе. Н. ф. – второй.
Пост. – прост., порядковое; непост. – вин. пад., ед. ч., ср. р.
Место (какое?) второе.
3) Третьем (месте) – числит.
На месте (каком?) третьем. Н. ф. – третий.
Пост. – прост., порядковое; непост. – тв. пад., ед. ч., ср. р.
(Где?) на третьем месте.
4) Ста семьюдесятью миллионами (человек) – числит.
Похвастаться (сколькими?) ста семьюдесятью миллионами (человек).
Н. ф. – сто семьдесят миллионов.
Пост. – сост., колич., целое; непост. – тв. пад.
(Кем?) ста семьюдесятью миллионами человек.
ЧАСТЬ В
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11-й и 14-18-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.
1) Интересный автомат разработали наши и немецкие инженеры. (2) Он предназначен для производства тортов. (3) Автомат приготавливает тесто, разрезает бисквит на квадраты, поливает их сиропом и даже украшает рисунком. (4) Такой автомат выпускает за минуту одиннадцать тортов. (5) Это в пять раз больше, чем делалось раньше.
(6) Интересно также смотреть, как машины делают макароны. (7) Тесто продавливается через специальные __________________. (8) Получаются сразу несколько десятков длинных сырых макаронин. (9) Они повисают на вешалках и отправляются в сушильную камеру. (10) Только восемь часов спустя из них получаются твёрдые золотистые макароны. (11) Остаётся их упаковать. (12) Это тоже делают автоматы.
(13) Всего три секунды нужно бутербродному автомату на изготовление одного бутерброда. (14) За это время автомат успевает нарезать хлеб, положить на него всё необходимое и подать готовый бутерброд покупателю. (15) В час автомат, этот механический кулинар, изготавливает тысячу бутербродов. (По Г. Черненко.)
11. Укажите предложения, в которых используются числительные.
________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какое существительное должно быть на месте пропуска в 7-м предложении?
1) дыры
2) проёмы
3) амбразуры
4) отверстия
13. Укажите глагол, который наиболее точно называет намерения автора при создании этого текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Выпишите из 2-го предложения существительное во множественном числе и поставьте ударение.
________________________________________________________________
15. Выпишите из последнего предложения словосочетания, предполагающее переносное значение.
________________________________________________________________
16. Выпишите из 8-го предложения грамматическую основу.
_______________________________________________________________
17. Укажите номера предложений во 2-м абзаце, которые не являются сложными.
______________________________________________________________
18. Выпишите из 3-6-го предложений существительные, не изменяющиеся по числам.
__________________________________________________________________
2 вариант
ЧАСТЬ А
1. Укажите имя числительное.
1) пятиэтажка
2) тройка
3) сорок
4) четырёхколёсный
2. Запишите словами простые и составные числительные.
1) 600 (_____________________________) г свинины без костей
2) с 2 (______________) столовыми ложками растительного масла
3) в 100 (___________________) г сыра «Гауда»
4) без 40 (___________________) г сливочного масла
3. Укажите при помощи стрелочек, к какому разряду относятся числительные из левой колонки.
1) две целых и три сотых количественные, обозначающие целые числа
2) два количественные собирательные
3) четверо порядковые
4) шестисотый количественные дробные
4. Найдите ошибку в склонении числительного.
1) Род. пад.: сорока трёх целых девяти сотых
2) Дат. пад.: сорока трём целым девяти сотым
3) Вин. пад.: сорок три целых девять сотых
4) Тв. пад.: сорока тремя целыми девяти сотыми
5. Укажите числительного, в котором на месте скобок пишется ь.
1) бан(?)щик
2) птен(?)чик
3) восем(?)надцать
4) шест(?)десят
6. Укажите ошибку в употреблении числительного.
1) полтора суток
2) обоими берегами
3) семеро козлят
4) девять воспитанников
7. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи являются выделенные слова.
1) Сотни насекомых роились над оврагом. имя существительное
2) Сотый участник конкурса оказался лучшим. имя прилагательное
3) Изображение неожиданно раздвоилось. имя числительное
4) Нужно купить половинку чёрного хлеба. глагол
8. Укажите при помощи стрелочек, какими членами предложения являются выделенные слова.
1) Большую пиццу подели на пятерых. подлежащее
2) Добавьте одну четверть ложки мёда. сказуемое
3) Кукла нравилась обеим девочкам. дополнение
4) Изображение раздвоилось и исчезло. определение
обстоятельство
9. В каком примере допущена ошибка в склонении числительного?
1) Род. пад.: четырёхсот девяноста одного
2) Дат.пад.: четыреста девяноста одному
3) Тв. пад.: четырьмястами девяноста одним
4) Предл. пад.: (о) четырёхстах девяноста одном
10. Укажите неверный морфологический разбор.
Оружейная палата Московского Кремля располагает тридцатью янтарными изделиями, которые относятся к первой трети семнадцатого – середине восемнадцатого века. Среди них янтарный посох. Его прислал в дар патриарху Никону герцог Курляндии в тысяча шестьсот пятьдесят восьмом году. Очень красив янтарный кубок, который подарил князь Львова царевичу Иоанну Михайловичу в тысяча шестьсот тридцать пятом году. Ещё одна достопримечательность – янтарная кружка. Её преподнёс литовский посол царю Алексею Михайловичу в тысяча шестьсот сорок восьмом году.
1) Тридцатью (изделиями) – числит.
Располагает (сколькими?) тридцатью (изделиями).
Н. ф. – тридцать.
Пост. – прост., колич., целое; непост. – тв. пад.
(Чем?) тридцатью изделиями.
2) (К) первой (трети века) – числит.
К трети (какой?) первой. Н. ф. – первый.
Пост. – прост., порядковое; непост. – род. пад., ед. ч., ж. р.
Трети (какой?) первой.
3) Восемнадцатого (века) – числит.
Века (какого?) восемнадцатого. Н. ф. – восемнадцатый.
Пост. – прост., порядковое; непост. – род. пад., ед. ч., м. р.
Века (какого?) восемнадцатого.
4) (В) тысяча шестьсот сорок восьмом (году) – числит.
В году (каком?) в тысяча шестьсот сорок восьмом.
Н. ф. - тысяча шестьсот сорок восьмой.
Пост. – сост., порядковое; непост. – предл. пад., ед. ч., м. р.
Когда? в тысяча шестьсот сорок восьмом году.
ЧАСТЬ В
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11-й и 14-18-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.
(1) Японские дети встречают Новый год в новой одежде – это приносит здоровье и удачу. (2) В новогоднюю ночь они прячут под подушку картинку с парусником. (3) На нём плывут семь покровителей счастья.
(4) Сто восемь ударов колокола ___________________ приход Нового года – по поверью, каждый звон «убивает» один из человеческих пороков. (5) Их всего шесть. (6) Это жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность, зависть, но у каждого порока есть восемнадцать оттенков – по ним и звонит колокол.
(7) В первые секунды Нового года надо засмеяться – это принесёт удачу. (8) Чтобы счастье пришло в дом, японцы украшают входную дверь веточками бамбука, сосны и сливы, которые являются символами долголетия, верности и жизнелюбия.
(9) На Новый год нужно иметь грабли, чтобы было чем загребать счастье. (10) Разукрашенные грабли из бамбука делают размером от десяти сантиметров до полутора метров.
(11) Чтобы задобрить божество года, японцы строят перед домом небольшие воротца из трёх бамбуковых палочек, к которым привязывают сосновые ветви. (12) Более состоятельные люди покупают карликовую сосну, росток бамбука и маленькое деревце сливы или цветущего персика. (По материалам «Энциклопедии семейных торжеств».)
11. Укажите предложения, в которых используется числительные.
________________________________________________________________
12. Какое существительное должно быть на месте пропуска в 7-м предложении?
1) возвещают
2) провозглашают
3) обозначают
4) указывают
13. Укажите глагол, который наиболее точно называет намерения автора при создании этого текста.
1) описать
2) рассказать
3) объяснить
4) рекомендовать
14. Выпишите из 10-11-го предложений однокоренные слова.
________________________________________________________________
15. Подберите и запишите один-два синонима к выделенному глаголу.
________________________________________________________________
16. Выпишите из 3-го предложения грамматическую основу.
_________________________________________________________________
17. Укажите номера предложений, в которых есть однородные члены, выраженные существительными.
_______________________________________________________________
18. Выпишите из 9-12-го предложений существительные, не изменяющиеся по числам.
__________________________________________________________________