Вступление .(2 мин) | Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, в путешествие за новыми знаниями, в страну «Энергия». Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Притрагивайтесь к родникам- Ничто не повториться. За мигом миг, за часом час, Впадайте в изумленье, Все будет и все не так Через одно мгновенье. В дорогу мы возьмем багаж: Учебник, ручку, карандаш, Тетрадь и знаний саквояж. | Слайд 1. |
Актуализация опорных знаний.(7 мин) | Сегодня на уроке мы проведем физическую разминку, разгадаем кроссворд. Вопросы к кроссворду: 1.Какой греческой буквой обозначается КПД? 2. Физическая величина, показывающая работу в единицу времени. 3.Расстояние от точки опоры до линии действия силы на рычаге? 4. О какой физической величине говорят, если тело движется под действием приложенной к нему силы? 5.Твердое тело (простой механизм), которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. 6.Физическая величина, мера взаимодействия тел. 7. Физическая величина, единица измерения которой секунда. Мы разгадали кроссворд. По вертикали в нем выделено слово, которое и является темой сегодняшнего урока. Записали тему в тетрадь. | Слайд 2. На столе учащихся вопросы к кроссворду. Работают самостоятельно, после проверяются на слайде ответы. Слайд 3. |
Изучение нового материала.(20 мин) | Сегодня на уроке мы должны будем ответить на вопросы: Что такое энергия? Каких видов бывает энергия? Выяснить зависимость энергии. Получить формулы для нахождения энергии. В повседневной жизни мы очень часто употребляем слова: «энергия», «энергичный человек», «работать с удвоенной энергией». Для машин, станков нужна энергия. Автомобили, самолёты, теплоходы, тепловозы работают, затрачивая энергию. Всему живому для жизни нужна энергия. А что же в физике понимают под энергией? Опыт 1: На демонстрационном столе – падение стального шарика на пластилиновую подставку Результат: шарик остановился, а пластилин деформировался и чуть-чуть нагрелся, это мы могли бы заметить, если бы имели точный и чувствительный термометр. Нагрелся и сам шарик. Опыт 2: Столкновение движущейся тележки (или шарика из набора указанного в оборудовании) с неподвижной, такой же массы. Вывод: Механическое движение первой тележки не исчезло, произошла передача движения от первой ко второй. Какой же общий вывод можно сделать из этих опытов? Движение не может исчезнуть, оно передается от одного тела к другому или переходит из одной формы в другую. Для количественной характеристики разных форм движения материй вводят физическую величину – ЭНЕРГИЯ. Откройте учебник на странице 88, прочитайте определение энергии. Его надо осознать и запомнить. Говорить мы сегодня будем о механической энергии, добавим к теме урока «Механическая энергия» Какие же задачи, исходя из этой темы, мы должны решить на уроке? Работа с учебником. На странице нашли определение кинетической и потенциальной энергии. Выяснили от чего зависит энергия, записали формулы для определения энергии. Привели примеры тел, обладающих различными видами энергии. | Слайд 4 Слайд 5,6. Демонстрация опыта, слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12,13,14, 15 |
Закрепление (10 мин) | Какой из автомобилей обладает большей кинетической энергией? Почему? Какое из тел обладает большей потенциальной энергией относительно стола? Почему? Какой энергией обладает шар при скатывании с горы? Какой энергией обладает прыгун при прыжке с шестом? Задание 26 (4) Решение самостоятельно задачи с последующей проверкой | Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18,19 |