Коррекция дисграфии у младших школьников посредством упражнений
ДИСГРАФИЯ – («графо» – пишу, «дис» - расстройство)
- Специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных специфических ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций , участвующих в процессе овладения письмом.
Сравните: " предложение " - " б ре т ло ш ение", « т ре т ло ш ение",
и "пр е дложение","пр и дл а жение".
Женя 46 сл .
Артикуляторно-акустическая дисграфи я
дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.
Р-Л, С-Ш, Ж-З
Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук
ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а
щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь
ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы
б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик)
Акустическая дисграфи я (на основе нарушений фонемного распознавания)
дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно).
Смешиваются буквы
обозначающие звонкие - глухие
(Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
аффрикаты и компоненты
(Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:
"писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- пропуски гласных букв: всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
- пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
- пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
- замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
- замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
- перестановки букв и слогов: онко-окно;
- недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;
- наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-сенег,
- искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
- слитное написание слов и их произвольное деление: бойчасов-бой часов,
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
- нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.
Оптическая дисграфия
дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; также относят и зеркальное письмо.
Проявляется в :
- заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.);
- недописывании элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Аграмматическая дисграфия
дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
- Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").
- Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями.
- Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями
- Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения
- Грубые нарушения последовательности слов
- Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение)
- Замена форм ед.числа существительными мн.числа
- Замена окончаний
- Замены приставок, суффиксов ( словообразование)
Рустам 28 сл.
Дарья 41 сл.
Данил 46 сл.
Звуко-буквенный анализ и синтез ПРОЧИТАЙ СЛОВА ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ
Слоговой анализ и синтез
СОЕДИНИ ОДИНАКОВЫЕ ЗВЁЗДОЧКИ И ПРОЧИТАЙ НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ.
КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?
СОЕДИНИ ОДИНАКОВЫЕ ШАРИКИ НИТОЧКАМИ И ПРОЧИТАЙ ПОЛУЧИВШИЕСЯ СЛОВА.
КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?
- подбери картинки к определенному цветовому фону;
- назови цвет изображенного предмета;
- разложи картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам;
- отбери предметы определенного цвета;
- сконструируй буквы печатного и рукописного шрифта;
- закрась полоски;
- найди спрятанные буквы;
- матрицы Равена;
- кубики Кооса;
- назови перечеркнутые буквы;
- цветовое лото и др.
- штриховка и зарисовка;
- рисование разных бордюров;
- обведение письменных текстов;
- рисование по клеткам и др.
- обвести контурные изображения букв.
- дорисовать недостающие элементы букв
Коррекция смешанной дисграфии
- «Лабиринты» . Задания подобного рода, требующие проведения безотрывной линии, направлены на тренировку крупной моторики (предплечья, руки). Правильное их выполнение предполагает своевременную смену положения руки, но не листа бумаги.
- «Пропущенные буквы» ? вставление отсутствующих букв в большой текст. Задание может осуществляться с помощью текста-подсказки, в котором заполнены все пробелы. Назначение упражнения ? развитие внимания, уверенности письменного навыка.
- Разъяснение постановки знаков препинания в тексте.
- Проговаривание вслух непосредственно в момент письма согласно правилам написания.
- «Корректурная правка» вычеркивание из довольно объемного текста заданной буквы, а на следующем этапе ? вычеркивание одной и подчеркивание другой. Способствует запоминанию зрительного образа букв, устойчивости внимания.
- 2) Упражнение "Пишем вслух". Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
- . Будь внимательным .
- Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.
- Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.
- На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Т акая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
- . Игры со словами.
- Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.
- Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.
- . Назови слово, которое отличается от остальных.
- Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.
- УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА -ТАЧКА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!