СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ККоррекция дисграфии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. 

Просмотр содержимого документа
«ККоррекция дисграфии»

Коррекция дисграфии у младших школьников посредством упражнений

Коррекция дисграфии у младших школьников посредством упражнений

ДИСГРАФИЯ – («графо» – пишу, «дис» - расстройство) Специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных специфических ошибках  стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций , участвующих в процессе овладения письмом.

ДИСГРАФИЯ – («графо» – пишу, «дис» - расстройство)

  • Специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных специфических ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций , участвующих в процессе овладения письмом.
Сравните:     

Сравните:      " предложение " - " б ре т ло ш ение",   « т ре т ло ш ение",

  и   "пр е дложение","пр и дл а жение".           

Женя 46 сл .

Женя 46 сл .

Артикуляторно-акустическая дисграфи я дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание. Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л  с кала – ш кала ко ж а - ко з а  щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик)

Артикуляторно-акустическая дисграфи я

дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.

Р-Л, С-Ш, Ж-З

Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук

ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а

щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь

ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы

б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик)

Акустическая дисграфи я   (на основе нарушений фонемного распознавания) дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно). Смешиваются буквы обозначающие звонкие - глухие  (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты  и компоненты  (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).  Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:

Акустическая дисграфи я (на основе нарушений фонемного распознавания)

дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно).

Смешиваются буквы

обозначающие звонкие - глухие

(Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),

свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),

аффрикаты и компоненты

(Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:

"писмо", "лубит", "больит" и т.д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза пропуски гласных букв: всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай; пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей; пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки; замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий; замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает; перестановки букв и слогов: онко-окно; недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант; наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-сенег, искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи; слитное написание слов и их произвольное деление: бойчасов-бой часов, неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

  • пропуски гласных букв: всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
  • пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
  • пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
  • замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
  • замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
  • перестановки букв и слогов: онко-окно;
  • недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;
  • наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-сенег,
  • искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
  • слитное написание слов и их произвольное деление: бойчасов-бой часов,
  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  • нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.
Оптическая дисграфия  дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; также относят и зеркальное письмо. Проявляется в : заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.);  недописывании элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;   добавление лишних элементов;    пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;   зеркальное написание букв.

Оптическая дисграфия

дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; также относят и зеркальное письмо.

Проявляется в :

  • заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.);
  • недописывании элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальное написание букв.
Аграмматическая дисграфия дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.   - Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики (

Аграмматическая дисграфия

дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

- Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").

- Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями.

  • Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями
  • Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения
  • Грубые нарушения последовательности слов
  • Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение)
  • Замена форм ед.числа существительными мн.числа
  • Замена окончаний
  • Замены приставок, суффиксов ( словообразование)

Рустам 28 сл.

Рустам 28 сл.

Дарья 41 сл.

Дарья 41 сл.

Данил 46 сл.

Данил 46 сл.

 Звуко-буквенный анализ и синтез  ПРОЧИТАЙ СЛОВА ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ

Звуко-буквенный анализ и синтез ПРОЧИТАЙ СЛОВА ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ

 Слоговой анализ и синтез  СОЕДИНИ ОДИНАКОВЫЕ ЗВЁЗДОЧКИ И ПРОЧИТАЙ НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ. КАКОЕ СЛОВО  ЛИШНЕЕ?

Слоговой анализ и синтез

СОЕДИНИ ОДИНАКОВЫЕ ЗВЁЗДОЧКИ И ПРОЧИТАЙ НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ.

КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?

СОЕДИНИ ОДИНАКОВЫЕ ШАРИКИ НИТОЧКАМИ И ПРОЧИТАЙ ПОЛУЧИВШИЕСЯ СЛОВА. КАКОЕ СЛОВО  ЛИШНЕЕ?

СОЕДИНИ ОДИНАКОВЫЕ ШАРИКИ НИТОЧКАМИ И ПРОЧИТАЙ ПОЛУЧИВШИЕСЯ СЛОВА.

КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?

 подбери картинки к определенному цветовому фону;  назови цвет изображенного предмета;  разложи картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам;  отбери предметы определенного цвета;  сконструируй буквы печатного и рукописного шрифта;  закрась полоски;  найди спрятанные буквы;  матрицы Равена;  кубики Кооса;  назови перечеркнутые буквы;  цветовое лото и др.  штриховка и зарисовка;  рисование разных бордюров;  обведение письменных текстов;  рисование по клеткам и др.  обвести контурные изображения букв.  дорисовать недостающие элементы букв
  • подбери картинки к определенному цветовому фону;
  • назови цвет изображенного предмета;
  • разложи картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам;
  • отбери предметы определенного цвета;
  • сконструируй буквы печатного и рукописного шрифта;
  • закрась полоски;
  • найди спрятанные буквы;
  • матрицы Равена;
  • кубики Кооса;
  • назови перечеркнутые буквы;
  • цветовое лото и др.
  • штриховка и зарисовка;
  • рисование разных бордюров;
  • обведение письменных текстов;
  • рисование по клеткам и др.
  • обвести контурные изображения букв.
  • дорисовать недостающие элементы букв

Коррекция смешанной дисграфии

  • «Лабиринты» . Задания подобного рода, требующие проведения безотрывной линии, направлены на тренировку крупной моторики (предплечья, руки). Правильное их выполнение предполагает своевременную смену положения руки, но не листа бумаги.
  • «Пропущенные буквы»  ? вставление отсутствующих букв в большой текст. Задание может осуществляться с помощью текста-подсказки, в котором заполнены все пробелы. Назначение упражнения ? развитие внимания, уверенности письменного навыка.
  • Разъяснение постановки знаков препинания в тексте.
  • Проговаривание вслух непосредственно в момент письма согласно правилам написания.
  • «Корректурная правка»   вычеркивание из довольно объемного текста заданной буквы, а на следующем этапе ? вычеркивание одной и подчеркивание другой. Способствует запоминанию зрительного образа букв, устойчивости внимания.
  • 2) Упражнение "Пишем вслух".               Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
. Будь внимательным . Цель:  - развитие умения определять количество звуков в слове. Ход игры:  педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове. На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков.  Т акая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения. . Игры со словами. Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд. Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные. . Назови слово, которое отличается от остальных. Цель:  различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов. УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА -ТАЧКА
  • . Будь внимательным .
  • Цель:  - развитие умения определять количество звуков в слове.
  • Ход игры:  педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.
  • На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков.  Т акая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
  • . Игры со словами.
  • Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.
  • Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.
  • . Назови слово, которое отличается от остальных.
  • Цель:  различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.
  • УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА -ТАЧКА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!