Классное собрание по теме: « Учимся строить отношения»
Класс: 8.
Цель:- проанализировать конфликтные ситуации, возникающие в жизни каждого подростка; выявить участников, причины, последствия, пути разрешения.
Задачи: - закрепить знания учащихся о конфликтах; выявить позиции родителей в этой области.
- формировать навыки достойного выхода из конфликта; умение договариваться.
- развивать терпимость к недостаткам своих товарищей.
Вызов:
Ответить на вопросы, относящиеся к теме нашего разговора. Что? Кто? Почему? Как? Какие ? (запись составленных вопросов на доске)
Содержание.
Участники: команда родителей и учеников.
Работа над понятиями:
Группа учащихся получают задание: дать определение понятию « конфликт», проанализировав ситуацию : « Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз тетрадный листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее и застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в ванной комнате.»
Группа родителей составляют определение термину «договор»
Из предложенных слов и словосочетаний дайте определение термину «договор» или дайте свое определение.
(устанавливающий какие-нибудь условия, соглашение, взаимоотношения, права и обязанности сторон.)
Договор- соглашение, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон.
Обсудите в группах вопросы:
Кто могут быть участниками конфликтов?
Почему возникают конфликты?
Какие этапы проходит конфликт от начала и до своего окончания?
Составить логическую цепочку используя предложенные этапы ( задание выполняется на доске).
Возникновение конфликтной ситуации – осознание конфликта – проявление конфликтного поведения – углубление конфликта – разрешение конфликта.
Какие бывают последствия конфликтов?
Заполнение таблицы в группах.
Развитие конфликта | Разрешен или не разрешен конфликт | Чувства участников конфликта |
Отказ от решения проблемы | Конфликт не разрешен. Проблема осталась. | Чувство неудовлетворенности, обиды, горечи. |
Попытка разрешить конфликт с позиции силы. | 1 вариант. Конфликт не разрешен. Породил новый конфликт. 2 вариант: конфликт разрешен в пользу сильного. Ущемлены права и интересы потерпевшей стороны. | Чувство неудовлетворенности, злость, обида. Победитель: чувство удовлетворенности, превосходства, злорадства. Потерпевший: чувство горечи, обида, унижение, стыд. |
Отказ от использования силы, диалог, достижение компромисса, заключение соглашения. | Мирное разрешение конфликта. | Чувство удовлетворенности, радость. Гордость за принятое решение. |
Рефлексия. Синквейн со словом конфликт.
Возвращение к вопросам, составленным в начале урока.
В конце обсуждения участники вытягивают высказывания по данной теме на выбор.( Возможность порассуждать).
Как аукнется, так и откликнется.
«Оскорбление – доводы неправых» ( Ж.Ж. Руссо)
«Кто раздувает пламя ссоры и ворочает головни, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо» (Б. Франклин)
« Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее» ( И.Гете).
« Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье- терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» ( Л.Н.Толстой)
« Тот, кто смотрит на свои собственные недостатки, не успевает видеть недостатки других» ( восточная мудрость).
« Не хочешь быть униженным, не унижай никого» (Низами)
«Какими глазами смотришь на человека, таким он тебе и кажется» ( народная мудрость).
«Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению» ( Ф. Ларошфуко)
«Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба» (Л.Н.Толстой).
«Человек крепче камня, но нежнее розы» (азербайджанская пословица).
« Школьные товарищи – лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны» (А.Моруа).
« Не из чувства страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» ( Демокрит).
« Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали – вот что можно назвать человеколюбием» (Конфуций).
« Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки» ( Ж. Лабрюйер)
« В других нас раздражает не отсутствие совершенства, а отсутствие сходства с нами»
( Д. Сантаяна)
« В рай есть дорога, да никто туда не идет, ворота тюрьмы крепко закрыты, а люди стучатся».
Способы преодоления конфликта: