СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Блокада Ленинграда"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Блокада Ленинграда"»

Внеурочное занятие

для обучающихся 5-7 класса по теме

«900 дней блокады Ленинграда»

Цель: формирование у школьников гражданско-патриотических ценностей через знакомство с подвигом жителей блокадного Ленинграда с использованием экспонатов Музея Боевой Славы им.Н.И.Кузнецова.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, любовь к Родине, патриотизм.

Продолжительность занятия:45 минут

Рекомендуемая форма занятия: беседа, экскурсия, просмотр видеоролика, спектакль.

Комплект материалов:

-Сценарий;

-Презентация;

- Видеоролик.

Структура занятия.

Часть 1.Мотивиционная: Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися.

Часть 2. Основная: Беседа, проведение экскурсии, просмотр видеоролика, беседа по изученному материалу.

Часть 3. Заключение: Подведение итогов материала, рефлексия.

















Сценарий занятия

  1. Мотивационная

Вступление.

Учитель:8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –
БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…
Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,
Им выпало, но люди не сдалИсь,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

Учитель: Ребята, это стихотворение Галины Станиславской посвящено одному из страшных военных периодов- Блокаде Ленинграда. 27 января наша страна отмечает День снятия блокады Ленинграда. Прошло уже 79 лет. Мы в этот день вспоминаем всех тех, кто дожил и выстоял в осаду, кто защищал этот город и его жителей, тех, кто не дожил до этого дня. 900 дней шла блокада города. А как вы понимайте, что такое блокада? Что именно вы знайте о блокаде Ленинграда?(ответы обучающихся)

Учитель: Спасибо, ребята. Сегодня на разговорах о важном мы окунемся в то страшное время. В этом нам помогут экскурсоводы Музея Боевой Славы им. Н.И. Кузнецова.

  1. Основная.

1-ведущий: 23 июня в 1 час 45 минут в Ленинграде был подан первый сигнал воздушной тревоги (за годы блокады такие сигналы подавались 649 раз)… Так началась Великая Отечественная война для ленинградцев. Наступление немцев на город началось 10 июля 1941 года. 4 сентября в Ленинграде разорвался первый вражеский снаряд (из 900 дней блокады обстрелам город подвергался 617 дней). 6 сентября на город упала первая фугасная бомба.

2- ведущий: Все от мала до велика встали на защиту родного города. Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км., достроили 1500 дотов и дзотов, 35 км. баррикад. Люди работали по 12-14 часов в сутки. До октября 1941 года было вывезено 96 предприятий, эвакуировали музеи, театры, но жители не допускали мысли, что немцы могут прорваться в город. 8 сентября вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е.Бадаева. Как вы думайте, чем грозило разрушение продовольственных складов? (ответы обучающихся)

3-ведущий: Действительно, самым тяжелым стал голод. С 1 октября1941 были введены продовольственные карточки: рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные - по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. Кто из вас держал в руках или видел этот «ленинградский ломтик хлеба»? Представьте себе эту норму - легко ли так прожить несколько месяцев? (ответы обучающихся)

1-ведущий: Продолжим мы свой разговор в нашем музее. В нашей школе долгое время работала блокадница Ленинграда, учительница английского языка- Попович Раиса Алексеевна. Во время войны она была еще ребёнком. Вот что рассказывала про голод Раиса Алексеевна.

2-ведущий: Кусочек хлеба 125 гр, такой маленький, липкий и сейчас перед глазами. Мы его делили на 3 дольки. Мы с сестрой жарили его на буржуйке, а потом сосали. Мы открывали двери буфета несколько раз в день, доставали хлебницу, нюхали хлеб, водили по нему пальцами, потом облизывали их, а хлебницу ставили на место. Чтобы как-то отвлекать себя от мысли о еде, мы придумывали сидячие игры. Часто они сводились к написанию слов, к названию пирожных, играли с куклами, тихо-тихо пели им песни.

3-ведущий: Столярный клей- наш спаситель. У папы было его много. Мама замачивала плитки на несколько дней, а затем варила студень, добавляла лавровый лист, чтобы как-то отбить запах. Мама угощала студнем солдат. К клею ,дровам, буржуйке у нас было очень нежное отношение. Мы с сестрой даже пытались сочинить что-то доброе по этому поводу. Но таланта у нас в ту пору не было, мы просто говорили: «Спасибо буржуйке, спасибо клею, спасибо дровам.

1-ведущий: Но недоедание, скудная пища сказалась и на нас: сестра и мама резко похудели, а я стала терять слух, появились признаки цинги. Мама раздобыла еловых и сосновых веток в обмен на клей. Стали настаивать иголки и пить. Изредка мама ходила на рынок и обменивала приличные вещи на продукты. Несколько раз приносила плиточки разной дуранды- продукт, который до войны являлся кормом для скота. Мама колола его щипцами и давала нам кусочки».

2-ведущий: Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

3-ведущий: Единственным окном в мир стало Ладожское озеро. 22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. (просмотр видеоролика «Дорога жизни»)

1-ведущий: Почему путь по Ладожскому озеру назвали Дорогой жизни?(ответы обучающихся) Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

2-ведущий: Полностью блокада была снята 27 января 1944 года. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей.Одной из жертв блокады стала семья Тани Савичевой. Это 11 летняя девочка вела дневник.

(отрывок из выступления «Дети войны» школьного театрального коллектива «Золотой ключик»)

Сценка: Таня Савичева

Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы ни была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

«Все умерли»

3-ведущий: В августе 1942 года Таню Савичеву вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую область, село Красный бор, где создали детский дом. За жизнь девочки боролись всеми доступными тогда средствами. Но здоровье Тани было сильно подорвано, спасти ее не удалось. Она умерла 1 июня 1944 года. Судьба этой обычной семьи стала олицетворением трагедии Ленинградцев.

1-ведущий: Через много лет детям блокадного Ленинграда поставят памятник –
«Цветок жизни». На его лепестках напишут: «Пусть всегда будет солнце!»,
а рядом будут лежать каменные страницы дневника той самой
ленинградской девочки. Как вы думайте, почему памятник детям Блокадного Ленинграда называют «Цветок жизни»? (ответы обучающихся)

3.Заключение

Учитель: Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Память об этих событиях очень важна для нас. Какие дела, какие поступки помогут нам сохранить эту память? (ответы обучающихся)

Учитель:Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.

2-ведущий:"Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил"






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!