СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час для 5-6 классов "Любовь к Родине, уважение к исторической памяти"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час для 5-6 классов "Любовь к Родине, уважение к исторической памяти"»


Любовь к Родине, уважение к исторической памяти

Классный час в 5-6 классах



Гражданско-патриотическое воспитание невозможно без формирования исторической памяти и уважения к культурно-историческому наследию народа.

В Год исторической памяти актуальными направлениями в работе остается формирование любви к своей малой родине, осознание учащимися своей принадлежности к белорусскому народу и бережное отношение к его духовному, материальному и природному богатству.

Представленная разработка классого часа для учащихся 5-6 классов основывавется на краеведческом и историческом материале о Могилеве – малой родине учащихся.



Цель: формирование гражданственности и патриотизма, уважения к исторической памяти.

Задачи: 1. Способствовать расширению знаний учащихся об истории родного края, о подвиге народа в Великой Отечественной войне;

2. Способствовать развитию интереса к историческому прошлому нашей страны;

3. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гражданского долга.

Оборудование: закладки разных цветов, таблицы, пословицы, мультиборд, презентация “Могилев героический”, спички, схематические изображения аиста.



Ход классного часа

  1. Организационно-мотивационный этап

Учитель читает стихотворение Аверьяна Деружинского “Радзілася я ў Беларусі”.

Радзілася я ў Беларусі,

Дзе ціхі, задумлівы бор.

Ляцяць сюды з выраю гусі

Да сініх цудоўных азёр.

Стаяць векавыя дубровы,

Даносіцца ласкавы шум.

І сонца, і ветрык вясновы

Цяплом саграваюць душу.

Радзілася я ў Беларусі,

Дзе срэбрам крыніцы звіняць,

Сюды з крыкам радасным гусі

З далёкага поўдня ляцяць.

Приветствие. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наш классный час называется “Любовь к Родине, уважение к исторической памяти”. Мы будем говорить о нашей родине, о том, что все мы разные, но у нас есть общее дело, которое нас объединяет.

Проблемный вопрос: Кто мы? Что нас объединяет? Какое у нас общее дело? (записан на доске)

Психологическая игра “Выбери цвет”. Я предлагаю вам выбрать закладку любимого цвета. Психологи утверждают, что цвет, какому человек отдает предпочтение, может многое рассказать о его личности, показывает сильные стороны.

Если вам нравится красный цвет, то вы отдаете предпочтение активному образу жизни. Оранжевый обозначает, что вы компанейский человек, хороший организатор. Зеленый – вы честный, добрый человек. Голубой выбирают люди с легким и спокойным характером. Фиолетовый цвет показывает, что вы надежный и трудолюбивый. Черный цвет доминирует в вещах руководителей и директоров. Коричневый свидетельствует о том, что вы дружелюбный человек, который заботится о своей семье и друзьях. Белый цвет говорит о решительных и самостоятельных людях.



ІІ. Этап целеполагания

Мы увидели, что мы все разные, у каждого есть свои сильные стороны, которые помогают нам находить друзей, достигать целей, реализовывать свои таланты. А как вы думаете, что у нас общее, что нас объединяет?

Прием “Мозговой штурм”. Ребята высказывают свои идеи, учитель записывает на доске. Предполагается, что будут и ответы “Нас объединяет, что мы все живем в Могилеве”, “Наша Родина Беларусь” и т. п.

Все мы – граждане страны Республика Беларусь. Гражданин – это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Кто такой настоящий гражданин? Он любит свою семью, свой город, свою Родину. Он бережно относится ко всему живому, уважает соотечественников и иностранцев. Активно участвует в жизни общества. Бережет и сохраняет народные традиции и обычаи.

Предлагаю вам в группах заполнить таблицу “10 из 10”, которая поможет вам проверить свои знания о нашей стране. Если кто не знает правильного ответа, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью к одноклассникам. Когда вы работаете вместе, у вас всё получится!

Работа с таблицей “10 из 10”.

вопрос

ответ

1

Назовите дату государственного праздника День Независимости Республики Беларусь.


2

Как называется основной закон Республики Беларусь?


3

Назовите цвета Государственного флага Республики Беларусь.


4

На сколько областей поделена Республика Беларусь?


5

Какая самая длинная река в Беларуси? 


6

Как звали знаменитого белорусского книгопечатника из Полоцка?


7

Какая птица считается символом Беларуси?


8

Какой животное считается символом Беларуси?


9

Какой белорусский город носит звание город-герой?


10

Какой белорусский город держал оборону от немецко-фашистских захватчиков 23 дня и награжден орденом Отечественной войны 1 степени?




ІІІ. Информационно-деятельностный этап

История нашей родины богата на события, радостные и грустные. Как и наша жизнь. Вы согласны со мной? Но всегда, когда происходили несчастья, беды, люди понимали, что только вместе, только держась друг дружки можно преодолеть напасть, защитить родную землю. Об этом свидетельствует многовековая народная мудрость. Предлагаю вам собрать белорусские народные пословицы.

Прием “Собери пословицу”.

Ад душы працуеш -

хто ў бядзе са сваёй зямлі не ўцякае.

Той герой,

і ў бядзе лягчэй.

Толькі таму пашана будзе,

Радзіму мацуеш.

Той перамагае,

хто за Радзіму гарой.

Дзесяць аднаго спамогуць,

сваё гняздо бароніць.

Усякая птушка

хто Радзіму не на словах любіць.

Гуртам

а адзін дзесяцёх не спаможа.



Физкультпауза “Спички”. Учитель раздает каждому учащемуся по спичке и предлагает их сломать. Делает вывод, что так и человека легко сломать, когда он один. Затем спрашивает, можно ли сломать вместе 10 спичек, 20 спичек. Учащиеся делают вывод о необходимости сплоченности и взаимовыручки.

Устный журнал “Могилев героический”. Восемь десятилетий нас отделяет от событий, которые принесли много горя нашему народу, на протяжении четырех лет проверяли его на прочность и взаимовыручку. Это события Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года в 4 часа утра началась Великая Отечественная война.  Был составлен план по уничтожению славянских народов, в первую очередь русского, украинского и белорусского. 1418 дней и ночей шла война. Это были годы лишений, годы тяжелого труда, голода, боли и подвига. В боях за Родину наши воины проявили небывалый героизм и отвагу. Об этих событиях помнят наши ветераны, о них вашим родителям рассказывали их бабушки и дедушки. Эти события живут в памяти поколений. О них напоминают памятники архитектуры и скульптуры, названия улиц, школ. Снимают фильмы, пишут художественные книги, ставят спектакли.

Сегодня мы расширим свои знания о том, как поднялись на защиту своего родного города наши земляки-могилевчане, как вели борьбу во время оккупации, как освобождали город. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми улицами нашего города, с людьми, чьи имена навсегда остаются в памяти потомков.

Буйничское поле. Гитлеровские захватчики были убеждены, что Могилев займут быстро. Однако встретили на подступах к городу сопротивление, которого не ожидали. В июле на протяжении 23 дней шли тяжелые бои за город, основное сражение развернулось на поле вблизи д. Буйничи. . Немецкое командование, планируя прорваться в Могилев со стороны Бобруйска, сосредоточило на этом направлении танковую дивизию. Дорогу Тишовка – Буйничи - Селец обороняла 172-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора М. Романова. 12 июля произошел самый масштабный бой. На Буйничское поле направилось 70 немецких танков. Бой продолжался 14 часов, советские части подбили и сожгли 39 танков, отбили несколько атак противника. В эти дни на Буйничском поле находились корреспондент газеты “Известия” писатель Константин Симонов и фотокорреспондент той же газеты П. Трошкин, который сфотографировал подбитые на Буйничском поле немецкие танки. 9 мая 1995 года на месте героических боев был открыт мемориальный комплекс  "Буйничское поле". В скором времени планируется построить в этом знаковом для каждого могилевчанина месте музей военной славы Могилевщины.

Памятник бойцам батальона милиции капитана К.Г. Владимирова. В июле 1941 года северные подступы к городу возле деревень Гаи и Пашково прикрывал батальон милиции под командованием капитана Константина Владимирова. 250 бойцов 7 дней сдерживали натиск врага. Когда силы были на исходе, раненый К. Г. Владимиров поднял оставшихся бойцов батальона в атаку. Погиб в этом бою. Похоронен в деревне Гаи  в  братской могиле бойцов батальона милиции. Посмертно награжден орденом Ленина. В Могилеве именем героя названа улица. Улица Полковника Слепокурова. Улица полковника Слепокурова находится в микрорайоне Казимировка. Свое название улица получила в честь уроженца Воронежской губернии Слепокурова Якова Степановича, который во время обороны поселков Казимировка и Сумароково в 1941 году командовал 394-м стрелковым полком. В один день из 40 немецких танков удалось уничтожить 12. Погиб в июле 1941 года при обороне Могилева, место захоронения неизвестно.

Городская больница скорой медицинской помощи. Когда 26 июля 1941 года после многодневных боев захватчики заняли город, они начали устанавливать свои порядки, уничтожать оставшихся в городе военнослужащих. Подпольное движение развернулось в городской больнице Могилева, где находились на лечении солдаты Красной Армии. Врачи выписывали выздоровевших воинов и отправляли их не в лагерь военнопленных, как требовали оккупанты, а выдавали документы как местным жителям. В начале ноября 1941 г.  арестовали врачей Пашанина, Паршина и главврача Кузнецова. 17 ноября 1941 г. Кузнецов, Паршин, Пашанин были повешены на Советской площади. По свидетельству очевидцев на их лицах были явные следы пыток. Это был первый акт устрашения населения - массовой публичной казни в Могилеве. В 1965 г. Кузнецов, Паршин и Пашанин были удостоены ордена Отечественной войны 1 степени, посмертно. Переулок Тани Карпинской. Переулок Тани Карпинской находится в центре Могилева, недалеко от средней школы № 1. Когда началась война, Таня Карпинская была учащейся СШ № 1 г. Могилева. Ей было 17 лет. Она вместе с матерью стала участницей подпольного антифашистского движения. Спасала раненых советских воинов, передавала оружие и медикаменты партизанам. Работала диктором на немецком радиоузле, передавала добытые сведения партизанам, снабжала подпольщиков необходимыми документами. Была арестована, но не выдала своих соратников, погибла в фашистских застенках. Награждена орденом Отечественной войны 1 степени (1965, посмертно). Её именем в Могилеве назван турнир по настольному теннису. Мемориальный комплекс Луполовский лагерь военнопленных. Мемориальный комплекс “Луполовский лагерь военнопленных” находится на проспекте Шмидта, был открыт в 1984 году в память об узниках лагеря смерти. В августе 1941 года оккупантами на окраине Могилева — в районе Луполова - был создан лагерь смерти (шталаг № 341) для массового уничтожения советских военнопленных. Лагерь был обнесен колючей проволкой, по которой пропускался электрический ток. За время существования лагеря до 1943 года в нем погибло более 40 тысяч человек. На территории бывшего лагеря смерти находится братская могила. Мост через реку Днепр на пр. Пушкинском. И вот началось долгожданное освобождение города. С 23 по 28 июня 1944 года город был освобожден во время Могилевской наступательной операции. Кровопролитные бои шли при форсировании р. Днепр. Во время форсирования Днепра многие бойцы и командиры были награждены орденами, получили звание Героя Советского Союза. Среди них - Фатин Валентин Васильевич, капитан 1-й батареи 609 полка. Родился Валентин Васильевич в Москве, но погиб при освобождении Беларуси. Герой Советского Союза. 28 июня 1944 года его батальон первым переправился через Днепр и начал бои на улицах Могилева. Он сумел захватить немецкие машины, посадил туда своих бойцов, приехал в центр города, взял в плен немецкого генерала Бамлера и его штаб. Теперь в Могилеве есть улица Фатина. На время освобождения города в Могилеве осталось всего 10 тысяч жителей.

Литературная пауза. Учащийся читает стихотворение М. Владимова “Еще тогда нас не было на свете”.

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли,

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

Подведение итогов. Вот такой экскурс в историю города Могилева мы с вами совершили. Нужно сказать, что мы вспомнили не о всех героях, о многих нам еще предстоит узнать. Хочется отметить, что сражались с врагом люди разных возрастов, разной национальности и разного вероисповедания. Это были люди с разными талантами, разными характерами. Но их объединяло одно – любовь к Родине и готовность ее защищать до последнего вздоха. В Могилеве сейчас более 800 улиц, и более 100 из них названы в честь героев Великой Отечественной войны. Мы с вами обязательно совершим пешеходные экскурсии по этим улицам, чтобы помнить и знать историю своей Родины.

Этот год для нашей страны особенный. Это Год исторической памяти. Историческая память – одно из важных приобретений цивилизации. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память о войне призывает к ответственности за мир на Земле. Беларусь помнит и чтит подвиг солдат той страшной войны, подвиг партизан и подпольщиков, тех, кто был угнан в фашистское рабство, замучен в концлагерях и гетто. Беларусь помнит тех, кто жил и трудился в тылу. Беларусь помнит и ценит Великую Победу, к которой люди шли 1418 долгих дней. Мы помним прошлое и уверены, что мирное будущее нашей страны – в надежных руках молодого поколения!



IV. Рефлексивно-оценочный этап

В нашей стране у каждого человека есть свой уголок, где он родился, вырос. Это место связано с родителями, с домом, с друзьями. Это место, где тебя помнят маленьким, и место, которое ты вспоминаешь в трудные минуты жизни. Это и есть родина. Главное – не забывать о ней, приносить пользу, укреплять и украшать своими добрыми делами. Предлагаю вам ответить на вопрос: “Какие добрые дела вы можете совершить для счастья нашей Родины?”.

Прием “Открытый микрофон”. Учащиеся получают схематические изображения аиста, пишут на них свой ответ на вопрос, прикрепляют его к доске и кратко обосновывают.

Заключительное слово учителя. Дорогие ребята! У каждого из нас есть возможность внести свой вклад в развитие страны, ее экономики, культуры, социальной сферы. Я желаю вам воплотить мечты в жизнь, достигать поставленных целей, приносить пользу людям и быть счастливыми! А если будут счастливы семьи и дети, то всё будет замечательно и в обществе. Тогда из ваших личных успехов сложится счастливое будущее нашей страны.

Прием “Ответ”. В заключение я попрошу рассказать, как вы ответите на проблемный вопрос, который я задала в начале нашей встречи. Мне будет очень интересно услышать ваши ответы. Кто мы? Что нас объединяет? Какое у нас общее дело?



Коллективная фотография возле памятника погибшим односельчанам.


















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!