7 класс
Классный час
Тема:«Единство-это…»
Цель: Приобщение детей к изучению жития святых.
Задачи:
-знакомство с житием Сергия Радонежского
-раскрытие понятия- «единство»
-связь жизни Преподобного с историей России
-основы нравственности коллектива
1.Учащиеся сидят в ресурсном круге, высказывают свое мнение, передавая колокольчик ,отвечая на вопрос:
«Вы познакомились с житием Сергия Радонежского, посмотрели фильмы. Какой самый яркий, важный момент жизни Преподобного, Вам, запомнился?»
-Прошу высказаться передавая колокольчик.( Начать может учитель .)
Слайд(Образ Сергия Радонежского)
Спасибо. Садимся в 3 группы
2. Пока рассаживаются, звучит песня.(Инок Сергий) Во это время идут слайды с сюжетами из жития Сергия Радонежского.
3. Обращаем внимание на тему классного часа «Единство – это…»
Слайд « Единство – это…»
4. Посоветуйтесь в группах и продолжите эту фразу. (30 сек)
Выслушиваем мнение групп.
Обратимся к словарю Ожегова Н.Ю.
«Единство это-общность, единство взглядов, полное сходство , целостность, сплоченность, неразрывность»
Кто согласен с определением?(группы снова высказываются)
Слайд с определением
5.Обратимся к святым отцам: « Основа жизни – единство в нас самих.»
Как вы понимаете это высказывание?
(группы высказываются)
Слайд
- приведите словосочетание или прилагательным со словом «душа».
Возможные ответы: чистая, черствая, добрая…
Можно исправить душу? Какая пища нужна для души? Что такое добродетели?
Святые отцы учат:
«Сила души в единстве ума, чувства и воли.»
(снова высказываются)
6. Ситуация
Как поступит человек, обладающий единством этих трёх качеств, видя как обижают человека, издеваются над ним.
(группы высказываются)
7.Что будет, если убрать одно из качеств
I группа – уберём «волю»
IIгруппа – уберём «чувство»
IIIгруппа – уберём «разум»
(высказываются по той же ситуации)
Что делать, если душа уже очернена своими поступками? (исповедь, причастие, жизнь с Богом)
На слайде «Чаша спасения»
8.С собой разобрались, переходим к единству коллектива, в котором мы живём.
(группы высказываются)
Обращаемся к житию Сергия Радонежского
Слайд.
«Преподобный запретил принимать подаяние, поставил правило, чтобы все иноки жили от своего труда и ввёл строгое общинножитие.»
Подводим итог:
Единство заключается в единой цели, жить по правилам и в труде .
- фрагмент фильма «Чучело».(главная героиня в круге, остальные перекидывают куртку ее…)
Цель – есть, единство – есть, правила – есть.
Возможные ответы: не с Богом, не Богоугодное!
Вывод: Цель, правила и действия должны быть богоугодны, жить надо с Богом.
- последний фрагмент фильма, где просят прощения.
Что бы Вы посоветовали этим детям?
- исповедь, причастие.
9. Единство русского народа
Единство Руси.
Вспомните из жития Преподобного Сергия Радонежского пример такого Единения.
(группы высказываются)
Слайд .Благословение Преподобным Дмитрия Донскрго на Куликовскую битву.
В чем сила, единство русского народа? Группы обмениваются мнениями.
- в православной вере
Дмитрий Донской исповедовался и причастился до и после битвы.
Один ученик зачитывает:
«Преподобный Сергий Радонежский научил нас прежде всего единению - святой Сергий выступил против духа времени: «Дело его жизни – единение. Вначале он собирает воедино силы своей души, затем вокруг себя собирает учеников, наконец, он собирает воедино всю Русь» «Смертоносной раздельности противостоит живоначальное единство, неустанно осуществляемое духовным подвигом любви и взаимного понимания. По творческому замыслу основателя, Троичный храм…есть прототип собирания Руси в духе единства, в братской любви», - писал священник Павел Флоренский . Впервые преподобный Сергий «придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди» .
Преподобный Сергий Радонежский взрастил своих учеников, которые стали основателями известных монастырей по всей Русской земле, продолжая дело своего учителя, он воспитал иконописцев, которые смогли его мысли о Святой Троице передать нам через икону: «Богословские откровения преподобного Сергия Радонежского, запечатленные в иконе преподобного Андрея Рублева, обнаруживают особую творческую связь святого с душой русского народа, его призванием. Братство людей, любовь, духовное единство, ориентированное на высшее единство Отца, и Сына, и Святого Духа – вот как можно это призвание определить. Оно было в полной мере осуществлено в жизненном пути преподобного». Трубецкой Е.Н. подтверждает: «В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного. Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву о России».
10. Заключительный этап
Что нам взять для подражания,
Эталон, символ единства? (группы высказываются)
Единство Святой Троицы
Слайд: Святая Троица
Автор создания иконы А. Рублёв. (история написания иконы)
11. Можем ли мы считать себя учениками Преподобного? ,группы высказываются
Слайд текст
Наставление Преподобного братии и нам всем
« Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную»
12. Рефлексия
Все встают в круг, один из учащихся бросает клубок ниток, отвечая на вопрос: «Чему я хотел бы научиться, изучив житие Сергия Радонежского?»
Учитель обращает внимание на то, что пока мы держим крепко ниточку все вместе, то, что мы сплели крепко. Как только кто-то отпустит , все рушится, так и в коллективе.