Основной | - Скажите, испытывали ли вы когда-нибудь чувство гордости за нашу республику? Вспомните эти события, расскажите о них. - Действительно, нам есть чем гордиться. - Каждое государство стремится иметь свой образ, который дает представление о стране. Народ создает и почитает собственную символику, которая отражает историю происхождения государства, национальные традиции, особенности природы. В каждом элементе заложен глубочайший смысл. - Какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). - Герб, гимн, флаг – это неотъемлемая часть государственного суверенитета. 27 сентября 1990 года на 2 сессии Верховного Совета Якутской АССР народные депутаты торжественно провозгласили государственный суверенитет Якутии. Как называется этот праздник? (День принятия Декларации о государственном суверенитете РС(Я). - Как вы понимаете слово «суверенитет»? (способность государства самостоятельно, без вмешательства извне определять свою внутреннюю и внешнюю политику) Обращаясь к государственной символике важно понимать, что кроме официальных, есть и другие значимые символы государства – Президент, Правительство, Государственное собрание Ил Тумен и т.д. - Для того, чтобы побольше узнать о государственных символах предлагаю работу по 3 направлениям: исследовательский, познавательный, творческий. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ - У вас на столах лежат конверты, откройте их и ознакомьтесь с содержимым. Задание: - Рассмотрите изображения гербов и флагов Якутии в разное время. Попробуйте расположить их в хронологической последовательности. Рассмотрите, какие изменения происходили с государственными символами в разные времена. Опишите современные символы. | (Заслушиваются ответы детей) Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. Справка: - Видите как много интересного и познавательного можно узнать, если изучать историю своего края. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ - А сейчас мы узнаем, что же значат все эти символики в гербе и флаге Республики Саха (Якутия) и нашего Усть – Алданского улуса. (Заранее подготовленные ученики рассказывают) Сообщение учеников о современных символах республики. Новый государственный герб Якутии утверждён Законом 26 декабря 1992 года. Государственный герб Республики Саха (Якутия) представляет собой круг, в центре которого изображение древнего всадника со знаменем с наскальных рисунков реки Лены помещённого в обрамление с традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур и надписями "Республика Саха (Якутия)" и "Саха Республиката". В цветном изображении Государственного герба Республики Саха (Якутия) солнце - серебристого, всадник - тёмно-красного, обрамление - тёмно-голубого, орнамент и надписи - белого цвета. Государственный флаг Республики Саха (Якутия) представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех разновеликих горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов. На середине голубой полосы расположен круг белого цвета. Голубой цвет — символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы. Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизнедеятельности людей, чистоте их нравов и помыслов. Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа саха. Красный — не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса. Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя “детьми белого солнца”. - Ребята, а вы знаете, что означают символы нашего улуса? - Давайте вместе с вами рассмотрим герб и флаг улуса. Что изображено на гербе нашего улуса? Что означают эти символы? (примерный рассказ детей о символике) (Презентация «Символы Усть – Алданского улуса») - Описание герба: в лазоревом поле на зеленом, завершенном золотом холме, справа золотая, окаймленная червленью, коновязь; слева серебряный конь, стоящий прямо и обернувшийся вправо. Во главе семь серебряных дугообразно расположенных якутских алмазов (фигуры в виде поставленный на угол квадратов, каждый из которых расторгнут по шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил) Значение символик? По народным преданиям Конь («Дьеьегей») является прародителем Усть – Алданского улуса – символ величия и могущества, оберегающий своих жителей. Коновязь («Сэргэ») – символ жизни, единения жителей улуса. Алмазы в особой стилизации, аналогично их стилизации в Государственном гербе Республики Саха (Якутия), обозначают административно-территориальную принадлежность муниципального образования к Республике Саха (Якутия). | Авторы герба: Колодезников Прокопий Михайлович (с. Борогонцы), компьютерный дизайн и доработка: Матвеев Артур Матвеевич (г. Якутск). ПРАКТИЧЕСКИЙ - Познакомившись с историей государственных символов, вы увидели, что в разные времена происходили некоторые изменения. Хотелось бы вам внести какие-нибудь изменения в государственные символы нашей республики? Может что-то добавить или наоборот убрать. Давайте пофантазируем. (Ребята создают свои эскизы герба или флага Якутии на выбор.) - Это замечательно, что вы нашли много различных вариантов. Может быть в будущем, когда вы вырастете, и будет объявлен конкурс на лучший проект флага или герба Якутии, вы примете в нем активное участие. | Беседа, дискуссия, рассуждение, Частично-поисковый метод Диалог, дискуссия, рассуждение, анализ Беседа, рассказ, рассуждение, убеждение | Популяризация государственных символов РС(Я)- Флага, Герба, Гимна. Уметь контролировать свою деятельность Развивать кругозор учащихся, учить рассуждать, мыслить, аргументированно высказывать свою точку зрения. Воспитание любви к родным местам, где родился и живешь, уважение к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее. Развивать самоуправление и саморазвитие личности. Осознание роли и значения государственных символов; Уметь контролировать свою деятельность Развитие творческих способностей Умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность других |