СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему «Международный День Школьных Библиотек» 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час

Цель: Повышение уровня информационной и литературной культуры учащихся

Задачи:

 - Расширить кругозор в области истории библиотек

 - Выявить уровень начитанности учащихся

 - Сформировать представление о работе библиотекаря

Тема «Международный День Школьных Библиотек»

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему «Международный День Школьных Библиотек» 1-4 класс»

Тема занятия: Первое посещение библиотеки.

Возраст: 1 класс

Цель занятия: Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге.

Задачи:

  1. Дать понятия: библиотека, читатель, библиотекарь, формуляр.

  2. Рассказать порядок и правила пользования библиотекой.

  3. Познакомить с правилами пользования книгой.

Оборудование: конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe Power Point 2000-2003.

Форма проведения: экскурсия. Беседа

Ход мероприятия: Здравствуйте дорогие первоклассники! Я педагог-библиотекарь школьной библиотеки. Меня зовут Привалова Мария Викторовна. Совсем недавно вы начали изучать буквы и стали приходить ко мне за книжками, поэтому я решила провести урок знакомства со школьной библиотекой, с ее структурой и правилами в ней. Но для начала я хочу загадать вам загадку.

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай.

Как называют этот дом? Попробуй, угадай!!!

Правильно, ребята, этот дом называется библиотека.

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по библиотеке и познакомимся со всеми её уголками.

А у нас в библиотеке книжки разные живут!

И у каждой – своё место – так быстрее их найдут!

Здесь – стихи живут, их детям добрый автор подарил:

Про зверят, про крокодила (как он солнце проглотил!)

Про Федору, про Емелю, Мойдодыра и ребят,

Что учиться на «отлично» не особенно хотят.

Про комарика-малютку, паука – он был злодей!

Прочитать о них хотите? Выбирайте поскорей!!!

Слово «библиотека» означает «книгохранилище». И что же вы видите вокруг себя? Огромные полки, которые называются книжными стеллажами. Они ростом выше вас почти в два раза. И везде книги, книги, книги… Маленькие и большие; старенькие и совсем новые; потрёпанные и блестящие своими лощёными боками; чёрно-белые и цветные

Первый человек, которого вы встречаете - школьный библиотекарь. И, если я – хранитель книг, то вы – их читатели.

Как вы видите, книжные стеллажи очень высокие и вам будет затруднительно брать книги с верхних полок. Поэтому книги для самых маленьких живут на нижних полках.

Но книги в библиотеке не только хранятся - их выдают для чтения.

В библиотеке имеются следующие отделы: абонемент, читальный зал и книгохранилище.

Абонемент – это то место, где книги выдаются на дом. На некоторое время книга твоя.

Читальный зал - это помещение, где книги на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которыми часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать, -

Фантазировать, мечтать.

Книгохранилище – это помещение, где находятся учебники и малоспрашиваемая литература.

У Скворцова Гришки жили-были книжки –

Грязные, лохматые, рваные, горбатые,

Без конца и без начала, переплёты – как мочала,

На листах каракули. Книжки горько плакали.

(слайд №13)

Как вы думаете, ребята, почему книжки плакали?

(Ответы учащихся)

Дрался Гришка с Мишкой. Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове – вместо книжки стало две…

- Как нам быть?- спросили книжки.

- Как избавиться от Гришки?

И сказали братья Гримм:

- Вот что, книжки, убежим!..

Вперёд – воскликнул Дон Кихот.

Все книжки двинулись в поход.

Беспризорные калеки входят в зал библиотеки…

Без конца и без начала, переплёты – как мочала,

На листах – каракули… Сторожа заплакали:

Разнесчастные вы книжки, истрепали вас мальчишки!

Отнесём мы вас к врачу, к Митрофану Кузьмичу.

Он вас, бедных, пожалеет, и починит, и подклеит,

И обрежет, и сошьёт, и оденет в переплёт!..

Вышли книжки из больницы, починили им страницы,

Переплёты, корешки, налепили ярлыки.

А потом в просторном зале каждой полку указали…

Ребята, как вы считаете, можно так обращаться с книгами?



Для того чтобы стать читателями нашей библиотеки, вам ребята необходимо знать правила пользования библиотекой.

Давайте с ними познакомимся.

Правила пользования библиотекой:

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

  • Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

  • Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.

Правила пользования книгами:

  • Не рисовать, не писать ничего в книгах.

  • Не вырывать листы, не вырезать картинки.

  • Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы.

  • Не читать книги во время еды.

  • Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок, пользоваться закладкой.

Существуют основные правила чтения:

  • Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

  • Книгу надо дочитывать до конца.

  • Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

  • Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

  • Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.

  • Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем случае не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.

  • Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.

Книга не может защитить себя от нерях, поэтому вы должны стать ее друзьями.

Ребята, а вы согласны с тем, что книги нужно беречь?

(Ответы учащихся)

Учащийся читает заранее подготовленное стихотворение Г.Ладонщикова «Лучший друг»

Всем полезно чтение про себя и вслух.

Книга – самый верный, самый лучший друг.

Из неё узнаешь ты обо всём на свете.

На любой вопрос она без труда ответит.

В ней стихи и сказки, всё к твоим услугам!

Береги же книгу! Стань и ты ей другом!

После того как вы познакомились с правилами, фондом, давайте поговорим о книгах. Вы любите сказки? (ответы детей)

 Я хочу рассказать вам одну историю. Недавно я нашла на полке очень старую книгу со сказками. Но вот беда, там не хватает страниц. Ребята, помогите мне, пожалуйста, по описанию узнать настоящих героев сказок.

Он пиявок добывал.

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали … (Буратино – Дуремар)

 

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко,

Звали пёсика … (Тотошка – Шарик)

 

Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка,

Его звали… (Чебурашка – Колобок)

 

Всё узнает, подглядит,

Всем мешает и вредит.

Ей лишь крыска дорога,

А зовут её… (Яга – Шапокляк)

 

И красива и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут… (Снегурочка – Дюймовочка)

 

Жил в бутылке сотни лет,

Наконец, увидел свет.

Бородою он оброс,

Это добрый… (Дед Мороз – Старик-Хоттабыч)

 

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив как старичок,

Этот грустный… (Пяточок – Ослик Иа).

 Теперь я хочу вам загадать загадки, слушайте внимательно и постарайтесь дать правильные ответы:

  1. Говорить не говорит,

Слышать не слышит,

А все знает

И нам объясняет. (Книга)


  1. Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)


  1. Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)


Я загадала вам эти загадки не случайно. Все они посвящены книге, потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

Библиотека - это книжный город. Книги здесь живут в своих домиках-стеллажах. Здесь есть свои улицы (пространство между стеллажами).

Книги в домике живут - каждая семья в своей квартире, но квартира имеет не цифровой, а буквенный знак: А,Б,В... и т.д. Каждая квартира разделена полочным разделителем, за которым стоят книги, фамилии авторов, которых начинаются с данной буквы. Так за буквой А находятся книги Александровой, Алексина, за Б - Барто, Баруздина и т.д. Если книги написали несколько авторов, это сборники рассказов, стихов, и на обложке фамилия автора не указана, книгу необходимо поставить за тот разделитель, буква которого соответствует начальной букве названия книги. Например: сборник «Круглый год» - за разделителем К.

Понятно ребята?

Вот вы, ребята, и познакомились с жителями нашей библиотеки, с правилами пользования библиотекой.

Теперь для вас настало время стать читателями нашей замечательной библиотеки.

Ребята, прежде чем стать активным читателями, вы должны произнести слова клятвы.

Клятва:

  1. На книге не писать, не рисовать. Клянемся!

  2. Брать книгу чистыми руками. Клянемся!

  3. Не загибать углы страниц. Клянемся!

  4. Пользоваться закладками. Кленемся!

  5. Придерживаясь этих правил, ты сбережешь свои книги в хорошем сосотоянии.

Библиотечные книги можно не только просматривать, но и можно их брать домой. Но для того, чтобы взять библиотечную книгу домой, необходимо для начала в библиотеку записаться.

Я каждому из читателей заполню специальную библиотечную карточку - формуляр. И каждая взятая вами домой книга будет записана в эту карточку. Затем, когда вы прочитаете книгу, её нужно будет вернуть в библиотеку, и только после этого можно взять новую. За один раз вы можете взять не более 4 книг . Кроме интересных книг, которые называются «художественными», в школьной библиотеке вы можете взять ещё и учебники, которые после окончания учебного года так же должны сдать в библиотеку, и только после этого получите учебники на следующий учебный год .

А теперь я хочу, чтобы вы мне рассказали, как вы будете выбирать книги. (Дети, используя знания, полученные ранее, рассказывают о выборе книг в библиотеке, о том, где находятся книги, которые предназначены для них)


Давайте представим хотя бы на миг,

Что мы вдруг лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре.

Что нету Незнайки- вруна недотепы.

Что нет Айболита и нет дяди Степы.

Наверно, нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!


Ребята, наш урок подходит к концу. Сегодня вы многое узнали о правилах поведения и чтения, как выбирать книжки и что нужно сделать, что бы взять книжку домой. Я очень надеюсь, что школьная библиотека станет вашим верным другом на все 11 лет обучения! Желаю вам удачного дня, до свидания.


Викторина.

1. У отца был мальчик странный, Необычный деревянный. Он имел предлинный нос, Что за сказка? Вот вопрос? «Золотой ключик».


2. Был похож на мяч немножко, И катался по дорожкам.

Укатился ото всех, Кроме «рыжей», вот так смех! «Колобок».


3. Лисичка дом себе нашла, Мышка добрая была. В доме том, в конце концов. Стало множество жильцов. «Теремок».


4. Летела стрела и попала в болото. А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? «Царевна – лягушка».


5. Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? «Три медведя».


6. Ах, ты Петя- простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко. «Петушок – Золотой Гребешок».


7. По тропе, шагая бодро, Сами воду тащат ведра. «По щучьему велению».


8.Где ваше платье бальное? Где туфелька хрустальная?

– Простите, я спешила…. Меня зовут Страшила. (Золушка)


9. Плюшек я тебе припас! Прилети ко мне хоть раз, Мастер всяческих проказ – Лучший в мире Карабас! (Карлсон)


10. Лечит в Африке зверей Добрый доктор Бармалей. (Доктор Айболит)


11. Девочка пела в темном лесу: - Бабушке я пирожки отнесу! Шапочка, словно малина! Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка)


12. Если знаний полна голова, Значит, в школе получишь ты «два». («Пять»)


13. Не умеешь читать и писать – Значит, в школе получишь ты «пять» («Два)


14. Ты на друга посмотри. Сколь глаз у друга? Три? («Два»)

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!