2. Вступительная часть 2.1 Подведение к теме 2.2 Постановка темы и цели | - Вспомните, как называется система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. - В чём особенности морали? - Какой можно сделать вывод? -Посмотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье» - О чём задумался витязь, стоя у камня? - Верно. По традиции такие камни в былинной поэзии давали путнику возможность выбора. - Кто или что влияет на выбор дороги витязем? -Всю жизнь мы находимся в роли сказочного богатыря, постоянно должны выбирать свой путь, сказать или не сказать, ответить или промолчать, стерпеть или ответить, да или нет. - Давайте попробуем назвать тему нашего занятия -Тема нашего занятия «Мой выбор». Какая будет цель? - Верно. Наша цель: узнать, что такое свобода, выбор, моральный выбор. | - Мораль Моральные нормы нигде не записаны, не имеют документального оформления. Вывод:От каждого человека в значительной степени зависит, каким моральным нормам следует он сам. Поэтому не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека. - О том, какую дорогу выбрать для дальнейшего пути - У витязя свобода выбора Высказывают свои предположения - узнать, что такое свобода выбора человека |
3.Основная часть. 3.1 Разбор притчи «Я выбираю блаженство» 3.2 Работа с карточками №2 и №3 3.3 Видео-притча «Всё в твоих руках» 3.4 Критический анализ ситуаций 3.5 Психологический прием с бумагой | - Послушайте притчу Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг, и один спросил: - Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло? Учитель ответил: - Просто это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство. - Ребята, как вы поняли, о чем притча -Ребята, а как вы думаете, что такое выбор человека? -Есть разные мнения, что такое свобода. - Какие ассоциации возникают у вас со словом «свобода»? Я вам предлагаю выбрать подходящие слова. Карточка 2 Птица, небо, простор, отдых, заточение, чувство, крылья, плен, идея, каникулы, заключение, неволя, отпуск, полёт, оковы, деньги, остров, время, свобода. | -Аргументируйте свои ответы. -Ваши мнения разделились. А нам нужно вспомнить определение слова свобода для нашего занятия. -Перед вами листы, на которых написано несколько значений слова «свобода». Обсудите с соседом по парте, какое значение или значения нам больше всего подходит Карточка 3 . Свобода-это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому. Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Большой энциклопедический словарь - Какие определения вы выбрали? -Давайте теперь узнаем правильное определение Свобода-это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. -Чем отличается человек от животного? -Животные не свободны в своих действиях, ими руководит инстинкт. Хищники, например лев и волк, не могут не убивать других животных. Стремление убивать заложено в них природой - иначе они не выживут. В человеке тоже многое зависит от природы, он, например, не может выбирать, дышать ему или не дышать. Однако он может выбирать, как ему поступить по отношению к другим людям. - Давайте сделаем вывод, что значит быть свободным? Физминутка Раз подняться, потянуться Два согнуться, разогнуться Три в ладоши 3 хлопка Головою три кивка На четыре руки шире Пять руками промахать Шесть на место тихо сесть Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил Мастер своему ученику? (послушать сначала ответы ребят) Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. -Что ответил Мастер своему ученику? -Почему он так ответил? - Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. -Верно. С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора. Это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, в конечном счёте между добром или злом. Легко выбрать простые вещи: продукты, одежду, обувь. Сложнее сделать выбор в отношении человека и его поведения На практике моральный выбор - нелёгкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями. Например: (пожертвовать деньги в детский дом) -Давайте рассмотрим несколько ситуаций и обсудим, с каким выбором в них сталкиваются люди. 1. Ситуация У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. -Возникает мысль: угостить или нет? -А если угостить, то какое взять себе? -Ты задумался, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает свое моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. - Как бы вы поступили? Какой моральный выбор вы бы сделали? - Хорошо. Давайте рассмотрим следующую ситуацию 2. Ситуация -Прочитайте ещё историю На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно. А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашѐл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его… -Перед каким выбором оказался Вадим? -Какой выбор есть у Кости? - Ребята, как вы считает, как лучше всего поступить в данной ситуации? 3. Ситуация -Давайте вспомним фрагмент из сказки «Цветик- семицветик» (Видео) - Перед каким моральным выбором оказалась Женя? - Верно. Ребята, какой можно сделать вывод? 4.Ситуация. Историческая справка 8 мая 1949 года на территории Трептов-парка в Берлине был открыт «Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом». Всемирно известный мемориальный комплекс в Трептов-парке, где похоронены около пяти тысяч советских воинов, — это фигура советского солдата, в одной руке которого — меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой — спасённая из развалин в Берлине маленькая немецкая девочка. По свидетельству маршала Василия Чуйкова, прототипом статуи воина-освободителя стал сержант Николай Масалов. 26 апреля 1945 г. в ходе боёв в центре Берлина Масалов вынес трёхлетнюю немецкую девочку из зоны обстрела. Николай Масалов сделал свой нравственный выбор: рискуя своей жизнью, он спас ребёнка. - Когда делаешь человеку больно, выбираешь дорогу зла, у него на сердце остается шрам. К сожалению, не всегда можно исправить зло. Но если такая возможность есть – надо спешить исправлять свою ошибку. А если мы совершили безнравственный поступок в отношении другого человека, то неважно, сколько раз после этого ты извинишься. - Проведём эксперимент. Предлагаю смять лист, а затем попытаться распрямить его. (Для этого психологического приёма у детей на парте лежит лист бумаги, на котором нарисовано лицо) - Помните, делая выбор между добром и злом, каждое неосторожное слово или проступок оставляют в душе и на лице человека пусть незаметные, но неизгладимые морщинки. | - о выборе человека, как ему жить - значит, взять, отобрать для себя что-то нужное, предпочитаемое Дети выбирают по своему мнению Дети объясняют, почему выбрали эти слова Обсуждают понятия - ответы детей - Человек свободен и сам способен делать выбор -Значит, быть свободным - это, когда ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации, но при этом ты должен учитывать законы общества и интересы других людей. - Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках. - Ученик оказался тоже в ситуации свободы выбора. - 1 путь – это отпустить бабочку, это был бы правильный выбор и поступок; 2 путь – это держать бабочку, пока она не ослабнет и погибнет, что неправильно и ужасно по отношению к бабочке Дети высказывают свою мысль ( я бы угостил и отдал самое лучшее, я бы сделал так…) - рассказать Сергею или не рассказывать - рассказать Сергею, что это он украл автомобиль и вернуть его или не рассказывать - Лучше Вадиму объяснить, что так поступать неправильно, а Косте самому рассказать ситуацию Сергею и вернуть автомобиль - на что потратить желание: на себя или другого более нуждающегося человека - Вывод : моральный выбор – это выбор во благо другого человека Это не удается сделать. Дети демонстрируют неизгладимые морщины. |