СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Свобода и моральный выбор человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Свобода и моральный выбор человека"»

Конспект классного часа Османовой Татьяны


1. Разработка интерактивного классного часа в 4 классе

2. Продолжительность: 35 минут

3. Тема: «Свобода и моральный выбор человека»

4. Цель: формировать представление о свободе как основе морального выбора человека

5. Задачи:

6. 1. Образовательные:

  1. Актуализировать знания учащихся о морали, добродетели и пороке;

  2. Способствовать формированию условий для осознания учащимися особенностей свободы и морального выбора;

  3. Формировать понимание значения свободы и морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

6. 2. Развивающие:

  1. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно;

  2. Формировать умение осуществлять совместную деятельность в парах;

  3. Формировать умения слушать и понимать речь других;

  4. Формировать умение слушать и слышать речь учителя и друг друга;

  5. Формировать умение доносить свою точку зрения до других.

6.2.2 Познавательные:

  1. Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;

  2. Формировать умение перерабатывать полученную информацию;

  3. Формировать умение делать выводы по теме;

  4. Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

6.2.3 Регулятивные:

  1. Развивать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

  2. Развивать умение принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

  3. Оценивать результаты собственной деятельности.

6. 3. Воспитательные:

Личностные УУД:

  1. Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ;

  2. Воспитывать чувство ответственности за выполнение своей работы;

  3. Осуществлять личностную рефлексию;

  4. Формировать уважительное отношение к учителю и друг другу.

  5. Воспитывать уважительное отношение к мнениям других людей;

  6. Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;

  7. Воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.

  8. Воспитывать уважительное отношение к свободе и моральному выбору человека.

6. Основной метод: словесный

7. Частные методы и приёмы:

- словесные: беседа, рассказ;

- наглядные: показ презентации, карточки с заданиями, показ видеофорагмента;

- методы поощрения: похвала, одобрение;

- методы контроля: контроль учителя и самоконтроль

8. Технические средства: проектор, компьютер.

9. Ожидаемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

  • формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

Коммуникативные УУД: 

  • формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД

  • формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания.

Предметные: сознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора человека.




Ход классного часа


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационное начало

1.1 Приветствие


- Здравствуйте, ребята!

- Я надеюсь, что на занятии вы будете работать активно, будете мне помогать и наш классный час пройдет очень интересно и плодотворно.

- Присаживайтесь.

- Приветствуют учителя, проверяют рабочее место.

2. Вступительная часть

2.1 Подведение к теме










2.2 Постановка темы и цели


- Вспомните, как называется система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей.

- В чём особенности морали?

- Какой можно сделать вывод?








-Посмотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье»

- О чём задумался витязь, стоя у камня?

- Верно. По традиции такие камни в былинной поэзии давали путнику возможность выбора.

- Кто или что влияет на выбор дороги витязем?

-Всю жизнь мы находимся в роли сказочного богатыря, постоянно должны выбирать свой путь, сказать или не сказать, ответить или промолчать, стерпеть или ответить, да или нет.

- Давайте попробуем назвать тему нашего занятия

-Тема нашего занятия «Мой выбор». Какая будет цель?

- Верно. Наша цель: узнать, что такое свобода, выбор, моральный выбор.

- Мораль

Моральные нормы нигде не записаны, не имеют документального оформления.

Вывод:От каждого человека в значительной степени зависит, каким моральным нормам следует он сам. Поэтому не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека.

- О том, какую дорогу выбрать для дальнейшего пути













- У витязя свобода выбора





Высказывают свои предположения



- узнать, что такое свобода выбора человека




3.Основная часть.

3.1 Разбор притчи «Я выбираю блаженство»





























3.2 Работа с карточками №2 и №3





































































3.3 Видео-притча «Всё в твоих руках»















































3.4 Критический анализ ситуаций



























































































3.5 Психологический прием с бумагой

- Послушайте притчу

Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг, и один спросил:

- Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?

Учитель ответил:

- Просто это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.

- Ребята, как вы поняли, о чем притча

-Ребята, а как вы думаете, что такое выбор человека?


-Есть разные мнения, что такое свобода.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «свобода»? Я вам предлагаю выбрать подходящие слова.

Карточка 2

Птица, небо, простор, отдых, заточение, чувство, крылья, плен, идея, каникулы, заключение, неволя, отпуск, полёт, оковы, деньги, остров, время, свобода.

-Аргументируйте свои ответы.

-Ваши мнения разделились. А нам нужно вспомнить определение слова свобода для нашего занятия.

-Перед вами листы, на которых написано несколько значений слова «свобода». Обсудите с соседом по парте, какое значение или значения нам больше всего подходит

Карточка 3 .

Свобода-это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Большой энциклопедический словарь

- Какие определения вы выбрали?

-Давайте теперь узнаем правильное определение

Свобода-это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.

-Чем отличается человек от животного?

-Животные не свободны в своих действиях, ими руководит инстинкт. Хищники, например лев и волк, не могут не убивать других животных. Стремление убивать заложено в них природой - иначе они не выживут. В человеке тоже многое зависит от природы, он, например, не может выбирать, дышать ему или не дышать. Однако он может выбирать, как ему поступить по отношению к другим людям.

- Давайте сделаем вывод, что значит быть свободным?

Физминутка

Раз подняться, потянуться

Два согнуться, разогнуться

Три в ладоши 3 хлопка

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять руками промахать

Шесть на место тихо сесть

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику? (послушать сначала ответы ребят)
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

-Что ответил Мастер своему ученику?

-Почему он так ответил?

- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

-Верно. С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора. Это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, в конечном счёте между добром или злом. Легко выбрать простые вещи: продукты, одежду, обувь. Сложнее сделать выбор в отношении человека и его поведения

На практике моральный выбор - нелёгкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями. Например: (пожертвовать деньги в детский дом)

-Давайте рассмотрим несколько ситуаций и обсудим, с каким выбором в них сталкиваются люди.

1. Ситуация

У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг.

-Возникает мысль: угостить или нет?

-А если угостить, то какое взять себе?

-Ты задумался, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает свое моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.

- Как бы вы поступили? Какой моральный выбор вы бы сделали?

- Хорошо. Давайте рассмотрим следующую ситуацию

2. Ситуация

-Прочитайте ещё историю

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашѐл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его…

-Перед каким выбором оказался Вадим?

-Какой выбор есть у Кости?

- Ребята, как вы считает, как лучше всего поступить в данной ситуации?

3. Ситуация

-Давайте вспомним фрагмент из сказки «Цветик- семицветик» (Видео)

- Перед каким моральным выбором оказалась Женя?

- Верно. Ребята, какой можно сделать вывод?

4.Ситуация. Историческая справка

8 мая 1949 года на территории Трептов-парка в Берлине был открыт «Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом». Всемирно известный мемориальный комплекс в Трептов-парке, где похоронены около пяти тысяч советских воинов, — это фигура советского солдата, в одной руке которого — меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой — спасённая из развалин в Берлине маленькая немецкая девочка. По свидетельству маршала Василия Чуйкова, прототипом статуи воина-освободителя стал сержант Николай Масалов. 26 апреля 1945 г. в ходе боёв в центре Берлина Масалов вынес трёхлетнюю немецкую девочку из зоны обстрела. Николай Масалов сделал свой нравственный выбор: рискуя своей жизнью, он спас ребёнка.

- Когда делаешь человеку больно, выбираешь дорогу зла, у него на сердце остается шрам. К сожалению, не всегда можно исправить зло. Но если такая возможность есть – надо спешить исправлять свою ошибку.

А если мы совершили безнравственный поступок в отношении другого человека, то неважно, сколько раз после этого ты извинишься.

- Проведём эксперимент. Предлагаю смять лист, а затем попытаться распрямить его.

(Для этого психологического приёма у детей на парте лежит лист бумаги, на котором нарисовано лицо)

- Помните, делая выбор между добром и злом, каждое неосторожное слово или проступок оставляют в душе и на лице человека пусть незаметные, но неизгладимые морщинки.

























- о выборе человека, как ему жить

- значит, взять, отобрать для себя что-то нужное, предпочитаемое



Дети выбирают по своему мнению







Дети объясняют, почему выбрали эти слова













Обсуждают понятия

















- ответы детей







- Человек свободен и сам способен делать выбор








-Значит, быть свободным - это, когда ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации, но при этом ты должен учитывать законы общества и интересы других людей.





















- Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.

- Ученик оказался тоже в ситуации свободы выбора.

- 1 путь – это отпустить бабочку, это был бы правильный выбор и поступок;

2 путь – это держать бабочку, пока она не ослабнет и погибнет, что неправильно и ужасно по отношению к бабочке





























Дети высказывают свою мысль ( я бы угостил и отдал самое лучшее, я бы сделал так…)



























- рассказать Сергею или не рассказывать

- рассказать Сергею, что это он украл автомобиль и вернуть его или не рассказывать

- Лучше Вадиму объяснить, что так поступать неправильно, а Косте самому рассказать ситуацию Сергею и вернуть автомобиль

- на что потратить желание: на себя или другого более нуждающегося человека

- Вывод : моральный выбор – это выбор во благо другого человека





























Это не удается сделать. Дети демонстрируют неизгладимые морщины.

4. Закрепление изученного материала

4.1 Тестирование

Проверь себя .

Выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, выбор между добром и злом.

  1. свобода                      

  2. моральный выбор

От чего зависит моральный выбор человека ?

  1. от друзей

  2. от страны

  3. от родителей

  4. от самого человека

Чем определяется моральный выбор человека?

  1. стойкостью характера

  2. семьёй

  3. местом жительства

  4. возрастом

- Ребята, давайте проверим, как вы поняли тему. Для этого выполним тест.

-Давайте проверим, как вы выполнили задание.

Дети выполняют тест.

1. 2)

2. 4)

3. 1)

















































5. Подведение итогов

- Ребята, какая тема занятия?

- Что такое свобода?

- Что такое моральный выбор?

- Свобода и моральный выбор человека

- это, когда ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации, но при этом ты должен учитывать законы общества и интересы других людей.

- моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает свое моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.



6. Рефлексия

- Ребята, у вас на партах листочки. На доске вы видите лесенку из трех ступенек. Подумайте, как вы работали сегодня на занятии, справились ли с поставленными задачами, готовы ли вы ответить на вопросы по теме. Определите свое место на этой лесенке.

- выполняют рефлексию

7.Организационное завершение

- На этом занятие окончено. До свидания!

- прощаются с учителем





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!