Классный час на тему "Мир реальный и мир виртуальный"
Цель классного часа: научить правильному использованию компьютера и сотовых телефонов, чтобы не быть затянутым в виртуальный мир.
Задачи классного часа:
выяснить значение слов и расширить знания о “виртуальный мир” и “реальный мир”,
активизировать размышления о негативных и позитивных сторонах виртуальной жизни,
развивать речь умение рассуждать и мыслить,
воспитывать ответственность в выборе своих приоритетов.
Ход классного часа
1. Приветствие, психологический настрой.
Учитель:
Всем добрый день!
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Я хочу всем пожелать хорошего настроения. Признаком хорошего настроения является улыбка. Пожалуйста, улыбнитесь себе, мне, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи во всех делах. Спасибо! (Ребята рассаживаются в круг)
2. Сообщение темы классного часа.
Вдруг у учителя звонит телефон – пришло сообщение.
Учитель:
– Извините, мне пришло сообщение.
– О, от сына: “Здравствуй мамочка, доброго дня, как дела?”
– Как приятно, но как хотелось бы его увидеть, обнять, прижать к себе.
– Вижу, что вам не очень приятно наблюдать за тем, что сейчас произошло, а я сейчас побывала в двух мирах.
– Мир, в котором я здесь с вами, вижу вас, могу подойти потрогать. Как называется это мир? (настоящий, реальный)
– Мир, в котором я и вы общаетесь при помощи средств связи, техники, как он называется? (виртуальный)
В течение классного часа мы с вами составляется кластер.
На доске:
Учитель:
- Кто может назвать тему нашего часа общения? "Мир реальный и мир виртуальный"
- Как вы думаете, какие вопросы нам сегодня придется обсудить?
3.Обсуждение темы:
а) Давайте немного порассуждаем над вопросом есть ли разница между виртуальной и реальной жизнью у современного человека? В чем она?
Рассуждаем, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий клубок, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу.
Подводим итоги:
– В словаре дается такое определение слова “реальная” (жизнь, мир) – действительно существующие явления, события.
– Виртуальный мир – это вымышленный, воображаемый объект, действие, которое не присутствует в данный момент, а созданный человеческим воображением, другими словами фантазия и вымысел.
б) Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы и, поработав в группах, попытаемся ответить на вопрос:
– Что в вашем понимании относится к реальному миру, а что к виртуальному? Подберите слова, которые относятся:
1 группа – к реальному миру
2 группа – к виртуальному миру
Одинаковые карточки в обеих группах, необходимо их прикрепить на доску.
Книги, семья, спорт, компьютер, планшет, сот. телефон, друзья и т.д. Дети делят картинки на две группы и прикрепляют к кластеру.
Учитель:
– Почему одни и те же слова оказались и в реальном мире и в виртуальном? (например, друзья, игра).
Подводим итоги:
б) Сейчас все внимание на экран:
Посмотрите, пожалуйста, отрывок из первой экранизации известного фильма «Волшебная лампа Алладина». Подумайте, какое отношение имеет этот видео отрывок к нашей теме. (https://www.youtube.com/watch?v=o3luNqWmHVA)
Прошу высказаться!
Подводим итоги:
Виртуальная жизнь – искусственная реальность, созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку.
Словно джин из бутылки, компьютер, а вслед за ним Интернет, ворвался в жизнь людей. Как и полагается по сюжету сказки, он был добр, сразу взялся за исполнение желаний. Но, выпустив джина, люди позабыли древнюю мудрость, которая говорит, что джин - существо не такое уж и доброе. Каждое желание он исполняет своеобразно, очень часто с умыслом. И вот здесь-то от человека зависит пользу или зло он получит от волшебника.
4.Какие технические средства создают искусственную реальность? (Компьютер, Интернет.)
В 1989 году в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям родилась идея Всемирной паутины. Ее предложил знаменитый британский ученый Тим Бернерс-Ли. В 1990 году состоялось первое подключение к Интернету по телефонной линии. В 90-е года Интернет проникают во все американские дома, появляются первые социальные сети. В 2000 году Интернет прочно входит в жизнь россиян. Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой пользователей компьютерных сетей и пользователей ПК.
Почему интернет стал пользоваться популярностью? Что он дает человеку?
По Интернету происходит поиск информации, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы заказать по Интернету любой товар, узнать погоду, новости из любой области, познакомиться, пообщаться, завести друзей. Поиграть в компьютерные игры в режиме онлайн.
Но злоупотреблять интернетом и компьютером все-таки не стоит!
5.Подведение итогов тестирования
Обучающиеся 8 класса прошли тест по определению степени компьютерной зависимости и вот его итоги (диаграмма).
Вывод на доске:
Что происходит, когда человек слишком сильно начинает злоупотреблять интернетом?
ЗАВИСИМОСТЬ
ПОТЕРЯ ЗДОРОВЬЯ
-Каковы причины возникновения виртуальной зависимости?
(Малообщительный, низкие коммуникативные качества, низкая самооценка,не принимают окружающие, нет друзей, интересов, увлечений, не доволен собой, доступность информации)
-Какие признаки говорят о том, что человек зависим от виртуального мира?
(раздражительность, агрессивность, замкнутость, снижение успеваемости, нарушение режима, конфликты в семье, ложь, ухудшение настроения, уход от реального мира, повседневные заботы игнорируются, неопрятность, безответственное отношение к себе и реальной жизни)
- Легко ли избавиться от такой зависимости?
(Очень сложно, часто необходима психологическая помощь)
Сейчас вам необходимо составить памятки для работы с компьютером и интернетом.
Памятка.
Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку - _____________________.
При работе с компьютером, в сети Интернет важна ________________ мотивация.
Важно формировать навык культуры умственного труда: соблюдать важные рекомендации медиков для того, чтобы не нанести вред своему_____________.
Компьютер – мощный инструмент в твоем ___________росте.
Используй ресурсы _____________только с пользой для себя.
Слова для справок
А) Интернета
Б) компьютер
В) образовательная
Г) здоровью
Д) карьерном
Е) чувство меры
Зачитываем памятку.
6. Игра “Чай с лимоном”.
Учитель:
– А сейчас я предлагаю отдохнуть и приглашаю вас на чайную паузу в виртуальный мир
(на слайде появляются чай, лимон, конфеты, изображения детей).
– Дорогие гости, вы слышите запах чай, вкус конфет, смех и разговоры детей?
– И я не слышу.
– А сейчас? Вы слышите запах чая? (открывает заварник с чаем, можно пронести понюхать)
– А к чаю, в нашем реальном мире, подаются настоящие конфеты (раздает всем конфеты).
– Ну, как вам?
– В данной ситуации, какой мир понравился больше и почему? (обратить внимание, что рядом друзья, вместе радуются конфетам и т.д.
7. Определение положительных и отрицательных сторон виртуальной жизни.
Учитель:
– Может человеку необходимо отказаться от виртуальной жизни?
– Я предлагаю вам сделать свой выбор, посовещаться и определить положительные и отрицательные стороны виртуального общения, жизни. Затем прикрепить на доску.
Работа в группах.
Детям раздаются карточки, они выбирают положительное и отрицательное, на пустых карточках пишут сами.
1 группа – положительное, 2 группа – отрицательное.
Положительные стороны:
Быстро, доступно в любое время.
Общение на большом расстоянии.
Яркие игры.
Получение образования на расстоянии.
Отрицательные стороны:
Мало читают, не развита речь, отвлекаемость на рекламу, бесполезную информацию.
Нет возможности пообщаться с глазу на глаз, нет взаимопомощи.
Можно придумать для себя любой образ, надеть маску.
Незнание людей, с которыми общаешься.
Невозможно выразить эмоции.
Вред здоровью.
Становится вредной привычкой, невозможно оторваться от игр.
Проблемы с учебой.
Затем карточки прикрепляются к кластеру:
Учитель:
– Чего оказалось больше положительного или отрицательного?
– Почему?
– От кого зависит, чтобы мир виртуальный приносил только пользу?
Учитель читает стихотворение:
Ну что такое виртуальный друг.
Иль, скажем, виртуальная подруга?
Со мной не может разделить досуг,
Немедленно примчаться, если туго.
Я не могу ей платье показать,
Дарить сюрпризом милые вещицы.
Ее лицо могу я не узнать,
Когда кругом другие будут лица.
Да, толк от этой дружбы никакой.
8. Итог классного часа.
Учитель:
– Что же выбираете вы: жизнь реальную ли виртуальную? Наклейте ладошку на доске, сделайте свой выбор. ( К кластеру сбоку крепят ладошки)
9. Рефлексия
Игра «Клубок»
- А теперь попробуйте выразить свои мысли или чувства по поводу нашего классного часа, употребив только одно предложение, при этом мы будем передавать клубок, только ниточку держим в руке, а клубок передаем тому, кому желаем.
- Я ВЫБИРАЮ………………………………….
- МНЕ БЛИЗКА…………………………………
- Я ПОСТАРАЮСЬ…………………………
-Посмотрите, у нас получилась «Всемирная паутина», но мы сегодня общались с вами в реальной жизни.
- Какая нас связала нить,
одна другой светлей и краше.
Каким законом объяснить
жизнь удивительную нашу!
Каким законом объяснить
общения восторженную нить!
Я надеюсь, вы поняли насколько важно живое человеческое общение. Не забывайте о тех, кто нуждается в нем. Я желаю вам взаимопонимания с вашими близкими, настоящих друзей, успехов в учебе и всего самого хорошего.
Спасибо, ребята, за отличную работу!